Автор: Лапин Николай Петрович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Дом Детского Творчества, с.Кочубеевское
Населённый пункт: Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Основные этапы работы над композицией
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества
Утверждено:
Методическим советом
Протокол №
от 24 ноября 2016г.
Председатель МС________/Котова Н.С./
Тема: «Основные этапы работы над декоративной
композицией»
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Лапин Николай Петрович
Творческое объединение «Артефакт»
Кочубеевское, 2016
Методические материалы
в рамках
Методического
совета
по
теме
«Эффективность
проектной
деятельности на занятиях декоративно-прикладным творчеством, как условие
повышения качества образования»
Великий русский художник-педагог Чистяков, являясь преподавателем
Российской
Академии
художеств,
подготовил
плеяду
выдающихся
художников с мировым именем. Таких как Куинджи, Суриков и многих
других. В чем же секрет его педагогической технологии? Ответ прост -
следование
традициям
Русской
академической
художественной
школы,
предусматривающей при обучении художников длительную, системную и
поэтапную работу, будь то работа с натуры или же работа над композицией, с
индивидуальным подходом к каждому обучаемому. Особая роль в работе над
композицией отводится анализу, причем на всех этапах работы. Это касается
и графики, и живописи, и скульптуры. Распространяется эта педагогическая
технология и на декоративно-прикладное творчество, т.к. любое отклонение
на любом этапе приведет к неудаче и бездарной потере времени. Зачастую
отказ
от
данной
технологии
связан
с
непониманием
роли
традиции,
идентифицируя
ее
с
некой
застывшей
догмой,
анахронизмом,
несоответствующим эпохе. Это было бы так, если бы традиция не имела
способности
впитывать
в
себя
все
лучшие
открытия,
совершаемые
художниками в искусстве. То есть традиция живет и развивается, как некий
целостный и гармоничный организм. Ни в коем случае творческий процесс
не должен подменяться так называемой креативностью, которая, по сути,
выдумана
для
замены
творчества
как
такового,
не
неся
в
себе
ничего
созидательного, но обладая мощной разрушительной энергетикой, цели и
задачи которой изменить сознание детей, которые «сегодня дети, а завтра
народ»,
по
меткому
определению
министра
образования
РФ
О.Ю.
Васильевой.
Зачастую,
по
ее
определению,
педагоги,
«сами
того
не
подозревая, становятся агентами прозападного влияния», внедряя в сознание
подрастающего
поколения
чуждые
традиционным
ценности,
по
сути
реализуя то, о чем сказал когда-то германский канцлер О. Бисмарк: «Чтобы
победить русских, нужно изменить им сознание». Прекрасно зная об этих
разрушительных
относительно
нашего
народа
и
России
планах,
наш
президент В.В. Путин четко и ясно объявил о приверженности нашего народа
традиционным ценностям и патриотизму. В этой связи вспоминается еще
одно
высказывание
О.
Бисмарка:
«Войны
выигрывают
священники
и
школьные учителя», что еще раз подтверждает высокую ответственность
педагогов
дополнительного
образования
в
формировании
мировоззрения
детей, которые завтра станут народом России. Образно говоря, педагоги
держат в своих руках будущее страны. Поэтому убежден, что в Детском Доме
Творчества
не
место
таким
чуждым
нашим
традиционным
ценностям
и
образовательной
концепции
МО
РФ
мероприятиям,
как
«Хэллоуин»,
«День ??? Валентина» и прочие креативные поделки, наших неокрепших
умом молодых педагогов, чье сознание, к сожалению, было травмировано в
печальные 90-е годы, когда они еще были детьми, а теперь, судя по всему,
нуждаются в социальной реабилитации. Для этого им нужно всего лишь
обратить
свой
взор
в
сторону
наших
традиционных
ценностей,
коими
являются наша Православная Вера, героическое прошлое наших предков,
великая культура и искусство, а также великий русский язык и литература,
перед
которыми
преклоняются
не
только
наши
граждане,
но
и
лучшие
представители Западной цивилизации.
1. Целеполагание деятельности педагога ДО.
- Приоритетным целеполаганием в своей деятельности педагога ДО считаю
следующее:
1.
Научить
детей
самостоятельно
формировать
художественный
замысел,
цели
и
задачи
по
созданию
и
реализации
художественного
решения
композиции, а также самостоятельно исполнить придуманную композицию.
2. Помочь детям развивать образное мышление.
3. Помочь детям в формировании мировоззрения и мировосприятия.
-
При
этом
категорически
отвергаются
следующие
антиметоды:
копирование чужих работ, исполнение композиции педагогом за ребёнка,
использование педагогом каких-либо заготовок, шаблонов и прочего в работе
ребёнка. Все дети способны создавать свои авторские композиции, кроме тех,
кто имеет медицинский диагноз «не способен к творческому процессу».
- Основные проблемы, с которыми сталкивается педагог ДО в своей
деятельности:
1. Слабая моторика руки, неумение правильно держать карандаш.
2. Устойчивый рефлекс – выполнение задания за один урок, т.е. неготовность
к длительной, поэтапной работе над композицией.
3. Отсутствие навыка созерцания окружающего мира.
4. Невнимательность при работе с аналогами, литературой и др. материалами.
5. Слаборазвитые фантазийные способности ребенка.
-
При методически правильном, системном ведении работы с детьми
вышеперечисленные
проблемы
решаются,
дети
довольно
быстро
корректируются, творчески растут.
2. Основные этапы работы над композицией.
1. Введение: лекция-визуализация.
2. Работа по формированию художественного замысла композиции:
- работа с аналогами, изучение произведений художников, изучение работ из
методического фонда педагога ДО,
- работа с различной литературой,
- работа с интернет-ресурсами,
- проведение бесед с детьми по заданной теме,
- проведение анализа во время просмотра работ.
3. Композиционный поиск художественного решения:
- поиск форм (выполнение абстрактных упражнений),
- эксперимент (поиск авторских графических приёмов, фактур и т.д.),
- наброски композиционных вариантов в масштабе ¼, 1/6 формата 20 см на
30 см,
- зарисовки с натуры необходимых для композиции материалов,
- анализ проведённого поиска,
- отбор и утверждение к исполнению лучшего варианта,
- рекомендации педагога автору с напоминанием законов композиции.
4. Эскизное проектирование композиции автором в заданном формате:
- нанесение рисунка композиции с учётом габаритов изображаемых объектов
и элементов,
- организация основных масс и ритмов на плоскости листа,
- построение объектов и элементов композиции с применением метода от
общего к частному и от частного к общему,
- определение цветовой гаммы композиции, работа в цвете,
- использование графических, либо иных приёмов в композиции,
- обобщение,
- анализ проделанной работы.
5.Исполнение в материале композиционного проекта в строгом соответствии
избранной технологии.
3. Творческие методы, применяемые в работе с детьми.
- Эвристический
- Игровой
- Ассоциативный
- Метод созерцания
- Комбинаторный метод
4.
Умение
педагога
оптимально
сочетать
вышеперечисленные
творческие
методы,
формы
и
приёмы
обучения
в
их
совокупности
является залогом эффективной педагогической деятельности в рамках
повышения качества образования.