Напоминание

Основные этапы работы над композицией


Автор: Лапин Николай Петрович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Дом Детского Творчества, с.Кочубеевское
Населённый пункт: Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Основные этапы работы над композицией
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества

Утверждено:

Методическим советом

Протокол №

от 24 ноября 2016г.

Председатель МС________/Котова Н.С./

Тема: «Основные этапы работы над декоративной

композицией»

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Лапин Николай Петрович

Творческое объединение «Артефакт»

Кочубеевское, 2016

Методические материалы

в рамках

Методического

совета

по

теме

«Эффективность

проектной

деятельности на занятиях декоративно-прикладным творчеством, как условие

повышения качества образования»

Великий русский художник-педагог Чистяков, являясь преподавателем

Российской

Академии

художеств,

подготовил

плеяду

выдающихся

художников с мировым именем. Таких как Куинджи, Суриков и многих

других. В чем же секрет его педагогической технологии? Ответ прост -

следование

традициям

Русской

академической

художественной

школы,

предусматривающей при обучении художников длительную, системную и

поэтапную работу, будь то работа с натуры или же работа над композицией, с

индивидуальным подходом к каждому обучаемому. Особая роль в работе над

композицией отводится анализу, причем на всех этапах работы. Это касается

и графики, и живописи, и скульптуры. Распространяется эта педагогическая

технология и на декоративно-прикладное творчество, т.к. любое отклонение

на любом этапе приведет к неудаче и бездарной потере времени. Зачастую

отказ

от

данной

технологии

связан

с

непониманием

роли

традиции,

идентифицируя

ее

с

некой

застывшей

догмой,

анахронизмом,

несоответствующим эпохе. Это было бы так, если бы традиция не имела

способности

впитывать

в

себя

все

лучшие

открытия,

совершаемые

художниками в искусстве. То есть традиция живет и развивается, как некий

целостный и гармоничный организм. Ни в коем случае творческий процесс

не должен подменяться так называемой креативностью, которая, по сути,

выдумана

для

замены

творчества

как

такового,

не

неся

в

себе

ничего

созидательного, но обладая мощной разрушительной энергетикой, цели и

задачи которой изменить сознание детей, которые «сегодня дети, а завтра

народ»,

по

меткому

определению

министра

образования

РФ

О.Ю.

Васильевой.

Зачастую,

по

ее

определению,

педагоги,

«сами

того

не

подозревая, становятся агентами прозападного влияния», внедряя в сознание

подрастающего

поколения

чуждые

традиционным

ценности,

по

сути

реализуя то, о чем сказал когда-то германский канцлер О. Бисмарк: «Чтобы

победить русских, нужно изменить им сознание». Прекрасно зная об этих

разрушительных

относительно

нашего

народа

и

России

планах,

наш

президент В.В. Путин четко и ясно объявил о приверженности нашего народа

традиционным ценностям и патриотизму. В этой связи вспоминается еще

одно

высказывание

О.

Бисмарка:

«Войны

выигрывают

священники

и

школьные учителя», что еще раз подтверждает высокую ответственность

педагогов

дополнительного

образования

в

формировании

мировоззрения

детей, которые завтра станут народом России. Образно говоря, педагоги

держат в своих руках будущее страны. Поэтому убежден, что в Детском Доме

Творчества

не

место

таким

чуждым

нашим

традиционным

ценностям

и

образовательной

концепции

МО

РФ

мероприятиям,

как

«Хэллоуин»,

«День ??? Валентина» и прочие креативные поделки, наших неокрепших

умом молодых педагогов, чье сознание, к сожалению, было травмировано в

печальные 90-е годы, когда они еще были детьми, а теперь, судя по всему,

нуждаются в социальной реабилитации. Для этого им нужно всего лишь

обратить

свой

взор

в

сторону

наших

традиционных

ценностей,

коими

являются наша Православная Вера, героическое прошлое наших предков,

великая культура и искусство, а также великий русский язык и литература,

перед

которыми

преклоняются

не

только

наши

граждане,

но

и

лучшие

представители Западной цивилизации.

1. Целеполагание деятельности педагога ДО.

- Приоритетным целеполаганием в своей деятельности педагога ДО считаю

следующее:

1.

Научить

детей

самостоятельно

формировать

художественный

замысел,

цели

и

задачи

по

созданию

и

реализации

художественного

решения

композиции, а также самостоятельно исполнить придуманную композицию.

2. Помочь детям развивать образное мышление.

3. Помочь детям в формировании мировоззрения и мировосприятия.

-

При

этом

категорически

отвергаются

следующие

антиметоды:

копирование чужих работ, исполнение композиции педагогом за ребёнка,

использование педагогом каких-либо заготовок, шаблонов и прочего в работе

ребёнка. Все дети способны создавать свои авторские композиции, кроме тех,

кто имеет медицинский диагноз «не способен к творческому процессу».

- Основные проблемы, с которыми сталкивается педагог ДО в своей

деятельности:

1. Слабая моторика руки, неумение правильно держать карандаш.

2. Устойчивый рефлекс – выполнение задания за один урок, т.е. неготовность

к длительной, поэтапной работе над композицией.

3. Отсутствие навыка созерцания окружающего мира.

4. Невнимательность при работе с аналогами, литературой и др. материалами.

5. Слаборазвитые фантазийные способности ребенка.

-

При методически правильном, системном ведении работы с детьми

вышеперечисленные

проблемы

решаются,

дети

довольно

быстро

корректируются, творчески растут.

2. Основные этапы работы над композицией.

1. Введение: лекция-визуализация.

2. Работа по формированию художественного замысла композиции:

- работа с аналогами, изучение произведений художников, изучение работ из

методического фонда педагога ДО,

- работа с различной литературой,

- работа с интернет-ресурсами,

- проведение бесед с детьми по заданной теме,

- проведение анализа во время просмотра работ.

3. Композиционный поиск художественного решения:

- поиск форм (выполнение абстрактных упражнений),

- эксперимент (поиск авторских графических приёмов, фактур и т.д.),

- наброски композиционных вариантов в масштабе ¼, 1/6 формата 20 см на

30 см,

- зарисовки с натуры необходимых для композиции материалов,

- анализ проведённого поиска,

- отбор и утверждение к исполнению лучшего варианта,

- рекомендации педагога автору с напоминанием законов композиции.

4. Эскизное проектирование композиции автором в заданном формате:

- нанесение рисунка композиции с учётом габаритов изображаемых объектов

и элементов,

- организация основных масс и ритмов на плоскости листа,

- построение объектов и элементов композиции с применением метода от

общего к частному и от частного к общему,

- определение цветовой гаммы композиции, работа в цвете,

- использование графических, либо иных приёмов в композиции,

- обобщение,

- анализ проделанной работы.

5.Исполнение в материале композиционного проекта в строгом соответствии

избранной технологии.

3. Творческие методы, применяемые в работе с детьми.

- Эвристический

- Игровой

- Ассоциативный

- Метод созерцания

- Комбинаторный метод

4.

Умение

педагога

оптимально

сочетать

вышеперечисленные

творческие

методы,

формы

и

приёмы

обучения

в

их

совокупности

является залогом эффективной педагогической деятельности в рамках

повышения качества образования.



В раздел образования