Автор: Летифова Маркизет Назимовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ"Татильская СОШ"
Населённый пункт: с.Татиль Табасаранского района
Наименование материала: Открытый урок по алгебре 8 кл
Тема: Тема урока "Уравнение а в квадрате"
Раздел: полное образование
Х о д
у р о к а
I.
Орг.момент – 1 мин.
Тема сегодняшнего урока – уравнение вида x²
= a. На уроке мы познакомимся с алгоритмом
решения данных уравнений, рассмотрим количество его решений в зависимости от значения а.
Уравнения с давних времен волновали умы человечества. По этому поводу у английского поэта
средних веков Джеффри Чосера есть прекрасные строки, предлагаю сделать их эпиграфом нашего
урока:
Посредством уравнений, теорем
Я уйму всяких разрешил проблем.
Уравнения, которые мы будем изучать тоже не исключение. Они очень важны и для математики, и
для других наук.
II.
Актуализация знаний – 5 мин.
Раз уж мы говорим об уравнениях, давайте вспомним – что это такое?
- Равенство, содержащее неизвестное.
Что такое корень уравнения?
-
Корнем уравнения называется значение переменной, которое обращает данное уравнение в
верное числовое равенство.
Что значит решить уравнение?
-
Решить уравнение – это значит найти все его корни или доказать, что их нет.
Дайте определение арифметического квадратного корня из числа a.
-
Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число, квадрат
которого равен а.
При каких значениях а имеет смысл выражение
?
-
Выражение
имеет смысл при неотрицательных а (при а больших или равных нулю).
1)
Выполним устно задание:
Вычислите арифметический квадратный корень из числа:
225, 361, 196, 100, 0,25, 0,0036, 1,44, 4,84
2)
Выполним письменно задание:
Разложите на множители выражение: 2 суворовца у доски, остальные в тетради.
Какую формулу нужно применить для выполнения этого задания? Сформулируйте.
-
Разность квадратов двух выражений равна произведению разности этих выражений на их
сумму.
x² - 225
x² - 361
x² - y²
x² - c²
x² + 144
x² - 223
x² - 35
x² +17
x² - b
x² - a
III.
Объяснение нового материала – 10 мин.
Придумайте задачу, в которой нам потребовалось бы решить уравнение такого вида.
Рассмотрим геометрическую задачу:
Площадь квадрата равна 8 см². Найдите сторону квадрата.
Что нужно сделать для решения данной задачи?
-
Составить уравнение x² = 8 и решить его.
Какие способы для его решения вы можете предложить?
-
подбор;
-
перенести число 8 в левую часть уравнения так, чтобы справа получился ноль.
Воспользуемся вторым предложением: Суворовец у доски, остальные в тетради.
x² = 8
x² - 8 = 0
Чем воспользуемся в данной ситуации?
-
формулой разности квадратов.
(x -
)(x +
) = 0
Каким наиболее рациональным способом мы можем его решить?
-
Приравнивая каждый множитель к нулю. Произведение нескольких множителей равно нулю
тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю, а другой при этом
имеет смысл.
То есть мы приравняем каждый множитель к нулю.
x -
= 0 или x +
= 0
x =
или x = -
Рассмотрим уравнение в общем виде: (записывают в левую колонку таблицы)
Решение уравнения x² = a, а > 0
в общем виде:
Пример:
x² = a, а > 0
x² - a = 0
(x -
)(x +
) = 0
x -
= 0 или x +
= 0
x =
или x = -
Будет ли иметь корни уравнение x² = - 4. Если «да», то сколько и какие?
-
Нет, так как квадрат числа всегда неотрицателен.
Или
-
x² + 4 = 0, не можем разложить на множители, так как такой формулы не существует.
А уравнение x² = 0 ?
-
Да, один корень, х = 0.
Обобщим: суворовцы заполняют пустую схему на листе, «сильный» суворовец – на доске.
x² = a
1) а = 0 2) а < 0
один корень 3) а > 0 корней нет
х = 0
два корня
x =
; x = -
Проговорить ещё раз случаи для а < 0 и а = 0.
Рассмотрим пример:
Решим уравнение: 3x² = 243
К какому случаю можно отнести данное уравнение?
- к случаю 3)
(записывают решение в правой колонке, 1 суворовец на доске)
Решение уравнения x² = a, а > 0
в общем виде:
Пример:
x² = a, а > 0
x² - a = 0
(x -
)(x +
) = 0
x -
= 0 или x +
= 0
x =
или x = -
3x² = 243
x² = 81
x² - 81 = 0
(x – 9)(x + 9) = 0
x - 9= 0 или x + 9 = 0
x =
или x = -
IV.
Зарядка для глаз. – 2 мин.
Тренажер «Веселые глазки для активизации зрительной координации.
Следим глазами на интерактивной доске за движением стрелки-указателя.
Суворовцы стоя выполняют упражнения для глаз.
V.
Решение упражнений – 10 мин.
Попробуем решить несколько уравнений самостоятельно.
Вам предложено по три уравнения разных уровней сложности. Выберите тот уровень, с которым
вы, по вашему мнению, справитесь. Приступайте к решению. Кто справится, поднять руку для
проверки.
Трое суворовцев вызвать к доске – решить по одному уравнению из 0 уровня.
Затем по одному суворовцу решить 1 уравнение на выбор (из 1 и 2 уровней).
3 уровень – по желанию.
При наличии времени те, кто справится с выбранным уровнем, работают над решением уравнений
следующего уровня.
Те, кто решают на месте, могут проверить своё решение. Ответы к уравнениям, не решённым на
доске, высветить на интерактивной доске.
0 уровень (3)
1 уровень (4)
2 уровень (5)
3 уровень (5+)
x² = 16
(4; - 4)
0,02 + x² = 0,38
(
;
)
(x + 4)² - 8х = 4
(нет корней)
x³ - 121x = 0
(0;
; -
)
x² = 7
(
; -
)
13x² = 52
(2; - 2)
х(x
–
5)
+
5х
=36
(6; - 6)
(x + 3)² = 49
(4; - 10)
x² = - 25
(нет корней)
x²
+
3х
=
25
+
3х
(5; - 5)
(x – 3)(х + 3) – 4 = 6
(
; -
)
(x - 13)² = 3
(13 +
; 13 -
)
Карточки (для «сильных» учащихся):
Вариант 1
Вариант 2
1) х
2
= 4
2) х
2
= 0,09
3) х
2
= - 9
4) х
2
= 17
5) 2х
2
= 0,08
6) х
2
– 9 = 0
7)
2
16
9
х
- 1 = 0
8) (2х – 5)(2х + 5) = 75
9) (х – 9)
2
= 49
10) (х + 5)
2
= 2
1) х
2
= 100
2) х
2
= 0,25
3) х
2
= - 16
4) х
2
= 13
5) 3х
2
= 0,48
6) х
2
– 49 = 0
7)
2
36
25
х
- 1 = 0
8) (3х – 2)(3х + 2) = 5
9) (х + 1)
2
= 64
10) (х - 3)
2
= 3
VI.
Закрепление материала – 5 мин.
Высветить схему ещё раз.
1.
Ответьте на вопросы:
Уравнения какого вида мы научились решать?
-
Уравнения вида x² = a.
Сколько корней имеет данное уравнение при а > 0?
-
при а > 0 уравнение имеет два корня.
Сколько корней имеет данное уравнение при а
0?
-
при а
0 уравнение не имеет корней.
Сколько корней имеет данное уравнение при а = 0?
-
при а = 0 уравнение имеет один корень, x=0.
2.
Компьютерный тест (в формате Excel)
1 вариант
2 вариант
1.Сколько корней имеет уравнение x² = 45 ?
А) один корень Б) ни одного корня
1. Сколько корней имеет уравнение x² = 78 ?
А) один корень Б) ни одного корня
В) два корня
В) два корня
2.Сколько корней имеет уравнение x² = 0?
А) один корень Б) ни одного корня
В) два корня
2. Сколько корней имеет уравнение x² = 0?
А) один корень Б) ни одного корня
В) два корня
3.Сколько корней имеет уравнение x² = - 67 ?
А) один корень Б) ни одного корня
В) два корня
3. Сколько корней имеет уравнение x² = - 98 ?
А) один корень Б) ни одного корня
В) два корня
4.Найдите корни уравнения x² = 100
А) 10 Б) 10; - 10 В) - 10 Г) нет корней
4. Найдите корни уравнения x² = 225
А) 15 Б) 15; - 15 В) - 15 Г) нет корней
5.Найдите корни уравнения x² = 65
А)
, -
Б) 65; - 65
В)
Г) нет корней
5. Найдите корни уравнения x² = 32
А)
, -
Б) 32; - 32
В)
Г) нет корней
6.Найдите корни уравнения x² + 121 = 0
А)
Б) 11; - 11 В) - 11 Г) нет корней
6. Найдите корни уравнения x² + 100 = 0
А)
Б) 10; - 10 В) - 10 Г) нет корней
Ключ к тесту: 1 вариант: ВАББАГ, 2 вариант: БВААГБ
6 баллов – «5», 5 баллов – «4», 4 балла – «3».
Запишите в рабочий лист свой результат и отметку.
Вернемся к началу урока, к задаче. Оба ли полученных числа являются решением данной задачи?
-
нет, число -
не подходит по условию задачи.
Значит в ответ запишем только
см.
VII.
Рефлексия – 2 мин.
- Что нового вы узнали на этом уроке?
- Что было сложно?
- Что понравилось?
Оцените степень усвоения материала: поставьте плюсик в соответствующей строчке таблицы.
Усвоил полностью,
могу применять
Усвоил,
но затрудняюсь в применении
Усвоил частично
Не усвоил
VIII.
Задание на самоподготовку – 1 мин.
№ 320(а, в, д), 322(а, в, д), 323(а, в, д).
IX.
Итоги урока – 2 мин.
Подвести итоги, выставить отметки.