Напоминание

Психолого-педагогические условия коррекции тревожности у младших школьников


Автор: Пнева Елизавета Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №44
Населённый пункт: Республика Бурятия г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические условия коррекции тревожности у младших школьников
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ

ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Пнева Елизавета Дмитриевна

Аннотация.

Статья

посвящена

исследованию

п с и хол о го -

педагогических

условий

коррекции

тревожности

у

младших

школьников;

даны определения тревожности, видам тревожности, проблеме тревожности

и

формирования

психолого-педагогических

условий

ее

коррекции

в

отечественной и зарубежной литературе, причины и проявление школьной

тревожности в поведении и деятельности учащихся.

Ключевые

слова:

психолого-педагогические

условия,

тревожность,

младшие школьники.

Актуальность исследования проблемы тревожности связана с тем, что

она не только оказывает влияние на учебную деятельность, но и разрушает

личностные

структуры

ребёнка.

Поэтому,

необходимо,

вовремя

провести

коррекционную

работу,

которая

будет

способствовать

формированию

адекватного поведения у младших школьников, а также снижению общего

уровня тревожности.

Тревожность является распространённым психологическим феноменом

нашего времени. Изучением проблемы тревожности занимались З. Фрейд, А.

Адлер, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан, В.П. Астапов, Ч. Спилбергер и другие.

Её

рассматривают

как

переживание

эмоционального

дискомфорта,

предчувствие

опасности.

Особое

внимание

стоит

уделять

формированию

состояния

тревожности

в

условиях

школы.

Тревожность

школьников

характеризуется повышенным уровнем беспокойства, неуверенностью в себе,

эмоциональной неустойчивостью. А.М. Прихожан называла такое ощущение

неблагополучия

учеников

«школьный

невроз»

или

«школьная

фобия».

Тревожность обладает возрастной спецификой. Для определённого возраста

характерны свои источники, содержание и формы проявления тревожности.

Существуют конкретные сферы жизни, которые являются причинами

повышенного уровня тревожности. По мнению ряда авторов (А.Л. Вегнер,

Б.И.

Кочубей,

Е.В.

Новикова,

О.А.

Слепичева,

Е.Р.

Хабирова,

А.К.

Дусавицкий)

основными

причинами

школьной

тревожности

являются

учебные

перегрузки,

неадекватные

требования

со

стороны

родителей,

неблагополучные

отношения

с

учителями,

постоянно

повторяющаяся

оценочно-экзаменационная

ситуация,

смена

учебного

коллектива

или

неблагоприятные отношения со сверстниками.

Указанные причины школьной тревожности можно устранить

путем создания психолого-педагогических условий их преодоления.

Но,

прежде всего, следует определить понятие «условие».

В философском словаре условие определяется как «отношение

предмета

к

окружающим

его

явлениям,

без

которого

оно

не

может

существовать».

Более

того,

условия

составляют

ту

среду,

обстановку,

в

которой явления возникают, существуют и развиваются [1].

В связи с вышеизложенным особую актуальность приобретают

психолого-педагогические условия коррекции тревожности. В Федеральном

Законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской

Федерации»

прописано:

«…

к

условиям

относятся

организация

образовательного

процесса,

которая

обеспечит

каждому

человеку

возможность самореализоваться, свободно развивать свои способности на

различном

уровне

и

направленности

в

течение

всей

жизни;

формы

организации,

методы

обучения

и

воспитания;

правовые

и

финансовые

основы; электронные информационные и образовательные ресурсы; учебные

территории; образовательные программы…».

В психологии можно встретить разные определения «тревожность». К

этой

проблеме

обращались

многие

исследователи,

так,

например,

А.М.

Прихожан

определяет

тревожность,

как

переживание

эмоционального

дискомфорта, с предчувствием грозящей опасности. Р.С. Немов утверждает,

что

тревожность

-

это

постоянно

или

ситуативно

проявляемое

свойство

человека находиться в состоянии повышенного беспокойства, испытывать

страх

и

тревогу

в

специфических

социальных

ситуациях.

В.М.

Астапов

определяет тревожность, как неприятное эмоциональное состояние, которое

характеризуется

субъективными

ощущениями

напряжения,

ожиданием

неблагополучного развития событий. Г.Г. Аракелов считает, что тревожность

это

особенность

личности,

связанная

с

генетически

обусловленными

свойствами головного мозга, которые определяются повышенным уровнем

возбуждения. З. Фрейд утверждал, что тревожность - это симптоматическое

проявление

внутреннего

конфликта,

причиной

которого

является

бессознательное

подавление

ощущений,

чувств,

импульсов,

которые

являются для человека раздражающими. Э. Фромм определяет тревожность,

как

проблему

психологического

дискомфорта,

реакцию

организма

на

конкретные ситуации, которые связаны с инстинктом самосохранения. К.

Роджерс утверждает, тревожность - это переживаемое человеком состояние

скованности, напряженности, причину которого он осознать не может.

Исследователи пришли к выводу, что при рассматривании

понятия

необходимо

разделять

тревожность

как

реакцию

психики

на

определенную

ситуацию

(ситуативное

явление)

и

как

характеристику

личности с ее переходными состояниями и динамикой.

Тревожность

рассматривается

с

разных

точек

зрения.

Допускается

утверждение

о

том,

что

уровень

повышенной

тревожности

возникает

в

процессе

аффективной,

когнитивной

и

поведенческой

реакций,

которые

провоцируются воздействием различных стрессов на человека.

Тревожность

-

это

переживание

эмоционального

дискомфорта,

связанного

с

ожиданием

неблагополучия,

предчувствием

грозящей

опасности.

Существуют разные виды тревожности, в зависимости от подхода к

изучению понятия. А.М. Прихожан выделяет три формы тревожности:

1.Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность является

сильной, осознанной, проявляется внешне через симптомы тревоги, своими

силами человек побороть её не в состоянии.

2.Регулируемая и компенсируемая тревожность. Человек, обладающий

такой

формой

тревожности,

может

выработать

действенные

способы,

которые позволяют побороть существующую тревожность.

3.Открытую

тревожность

мы

можем

наблюдать

гораздо

чаще,

чем

скрытую. Одна из форм скрытой тревожности - «неадекватное спокойствие».

Индивид скрывает от самого себя и от окружающих свою тревогу, вследствие

чего срабатываются защитные механизмы, которые препятствуют осознанию

различных опасностей окружающего мира и собственных переживаний. У

людей с такой формой тревожности не наблюдается никаких её внешних

проявлений,

наоборот,

для

них

характерно

повышенное,

чрезмерное

спокойствие.

Следует

отметить,

что

у

детей

открытая

тревожность

и

«неадекватное

спокойствие»

могут

чередоваться.

Вторая

форма

скрытой

тревожности - «уход от ситуации». Существует такая форма тревожности как

«замаскированная».

Понятие

«маска»

заимствованно

из

психиатрии

и

психосоматической

медицины

и

представляет

собой

соматизацию

невротических и психических расстройств. «Маска» в психосоматической

медицине

-

несоответствие

поведения

индивида

и

его

внешнего

вида,

типичным представлениям о проявлениях эмоционального состояния. Можно

привести

такие

примеры

«масок

тревожности»

как

агрессивность,

зависимость, апатия, чрезмерная мечтательность и др.

Возникновение

тревожности

младших

школьников

имеет

множество

причин. Одной из первых является то, что ребенок становится школьником, и

появляется школьная тревожность. С.В. Крюков утверждал, что школа играет

важную

роль

в

становлении

личности

школьника.

В

этот

период

формируются

основные

свойства

личности,

и

от

того,

как

пройдёт

этот

процесс,

зависит

будущее

развитие.

У

всех

первоклассников

есть

общая

черта. Все они переживают важное событие в своей жизни - поступление в

школу. Именно здесь ребёнок в полной мере начинает познавать социально-

общественную

жизнь.

Возраст

младшего

школьника

является

одним

их

самых

«эмоционально

насыщенных».

Тревожность

младшего

школьника

является признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Высокий

уровень

тревожности

является

препятствием

для

успешной

учебной

деятельности школьника, и при этом не важно, осознаёт её сам школьник или

нет.

Исходя

из

такого

понимания

феномена

школьной

тревожности,

необходимо найти возможные пути коррекции, а также помощи школьникам,

столкнувшимся с этой проблемой.

Проанализировав

имеющуюся

научную

литературу,

мы

приходим

к

выводу,

что

повышенная

тревожность

у

младших

школьников

является

негативным фактором, оказывающим деструктивное влияние на личность

ребенка.

Наличие

тревожности

-

свидетельство

нарушений

в

личностном

развитии

ребенка.

Она

мешает

нормальной

деятельности,

полноценному

общению

и

развитию

ребёнка,

познанию

им

мира

и

себя.

Поэтому

эту

проблему нужно изучать и своевременно бороться с ней.



В раздел образования