Напоминание

Методика подготовки выпускников к ЕГЭ по математике" учителя математики МКОУ "Татильская СОШ " Летифова М.Н.Доклад на тему "Методика подготовки выпускников к ЕГЭ по математике" учителя математики МКОУ "Татильская СОШ " Летифова М.Н.


Автор: Летифова Маркизет Назимовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ"Татильская СОШ"
Населённый пункт: с.Татиль Табасаранского района
Наименование материала: доклад
Тема: Методика подготовки выпускников к ЕГЭ по математике" учителя математики МКОУ "Татильская СОШ " Летифова М.Н.Доклад на тему "Методика подготовки выпускников к ЕГЭ по математике" учителя математики МКОУ "Татильская СОШ " Летифова М.Н.
Раздел: полное образование





Назад




Доклад на тему

«Методика подготовки выпускников к ЕГЭ по математике»

учителя математики МКОУ «Татильская СОШ »

Летифова М.Н.

Ученик не сосуд, который надо

заполнить, а факел, который нужно

зажечь.

Плутарх

Подготовить обучающихся к ЕГЭ - это большой труд. Но не нужно этого

бояться. Если вы хорошо знаете, объясняете, любите свой предмет и своих

учеников, вы обязательно сможете подготовить их к ЕГЭ по математике. А

каждый обучающийся должен помнить слова известного швейцарского

математика Джорджа Полиа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело

входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».

Введение единого государственного экзамена, уже который год

вызывает повышенное беспокойство выпускников, родителей, учителей.

Новизна технологии: проведение экзамена вне родной школы, наличие

бланков, компьютерная обработка ответов, проверка заданий второй части

специальной комиссией - все это вызывает беспокойство всех участников

процесса. Изменения, происходящие в современном обществе, в

значительной степени определяют особенности и необходимость внесения

изменений в деятельность педагога.

В современных условиях в образовательной деятельности важна

ориентация на развитие познавательной самостоятельности обучающихся.

Решить эту проблему старыми методами невозможно. Значит, требуется

единая система подготовки к ЕГЭ по математике для старшеклассников,

направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их

способностей посредством новых информационных технологий. Но для

начала, необходимо выделить основные трудности, с которыми сталкиваются

обучающиеся при подготовке к ЕГЭ по математике, хотя решения некоторых

их них просты.

1. Нетипичность формулировок заданий в вариантах ЕГЭ. В учебниках

используются стандартные формулировки (слабых обучающихся незнакомые

формулировки заданий ставят в тупик, хотя после пояснений они легко с

ними справляются)

.2. Непредсказуемость содержания заданий.

3. Насыщенность программы по математике новым материалом в 11 классе,

который учителя вынуждены преподавать до марта, значит, подготовка к ЕГЭ

в большом объеме идет во внеурочное время, что ведет к перегрузке

обучающихся.

4. Демонстрационные материалы, предлагаемые Министерством науки и

образования для тренировки обучающихся, имеют большие расхождения с

реальными вариантами ЕГЭ. Поэтому необходимо учитывать требования

ЕГЭ прошлых лет, надеясь, что они не сильно изменятся в нынешнем году.

Те дети, у которых хорошие базовые знания, обязательно хорошо сдадут ЕГЭ,

что подтверждается опытом проведения экзаменов прошлых лет. ЕГЭ по

математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый.

Формула успеха проста - высокая степень восприимчивости, мотивация и

компетентный педагог. В своей работе учитель математики может применить

следующие принципы подготовки к ЕГЭ:

Первый принцип – тематический .Разумно выстраивать подготовку, соблюдая

правило - от простых типовых заданий до заданий части С. Система развития

логического мышления обучающихся осуществляется с помощью системы

различных типов задач с нарастающей сложностью. Исследования показали,

что расположение однотипных задач группами особенно полезно, поскольку

дает возможность научиться логическим рассуждениям при решении задач и

освоить основные приемы их решения.

Второй принцип - логический. Нужно учиться использовать наличный запас

знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения»

для получения ответа наиболее простым и понятным способом.

Третий принцип - тренировочный. Переход, к многократному решению

типовых заданий разумен начиная со 2 полугодия, когда у школьника

накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их

применении на заданиях любой степени сложности.

Четвертый принцип - индивидуальный. Работа с каждым обучающимся по

коррекции знаний, умению выстраивать свои индивидуальные ассоциации по

подходам к решению, выявление собственной подготовки по предмету,

способности к самопроверке дает положительный результат.

Пятый принцип - временной. Все тренировочные тесты следует проводить с

жестким ограничением времени. Занятия по подготовке к тестированию

нужно стараться проводить в форсированном режиме с подчеркнутым

акцентированием контроля времени. Этот режим очень тяжел школьникам на

первых порах, но, привыкнув к этому, они затем чувствуют себя на ЕГЭ

намного спокойнее и собраннее.

Шестой принцип - контролирующий.Постоянный контроль, анализ

результатов, коррекция деятельности обучающихся - залог успешной сдачи

ЕГЭ.

При подготовке обучающихся к ЕГЭ можно выделить следующие

направления деятельности:

1)

Методическая подготовка учителя к ЕГЭ. Знакомство с нормативными

документами по проведению ЕГЭ через ИМЦ и администрацию

школы, посещение спецкурсов по подготовке к ЕГЭ. Повышение

уровня профессиональной грамотности (развитие своих способностей

при решении заданий части С) через самообразование

2)

Создание банка тестовых заданий.В банк входят: тесты по основным

темам курса; тренировочные тесты; итоговые тесты; тесты экзаменов

прошлых лет; тесты пробных экзаменов.

3)

Организация вводного, текущего и итогового повторения

4)

Диагностика и анализ качества знаний обучающихся при подготовке к

ЕГЭ. Входное диагностирование учащихся 11 кл. за курс 10 кл.

Тематическое тестирование по основным разделам курса. Контрольные

зачеты по алгебре и началам анализа в конце 11 кл. Пробные ЕГЭ.

5)

Организация самостоятельной работы обучающихся при подготовке к

ЕГЭ. Давать рекомендации, ссылки на различные сайты, онлайн-тесты

и др.

6)

Психологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ.

Для всех учащихся 11 классов во втором полугодии обязательно нужно

проводить занятия на темы: «Как готовиться к экзаменам», «Как

справиться с тревогой». На занятиях можно обсуждать вопросы: как

оборудовать рабочее место для подготовки к экзаменам, составить план

занятий, разработать индивидуальный режим дня, с чего начать занятие,

учитывать особенности запоминания, использовать методы релаксации и

активизации, приёмы снижения экзаменационной тревожности , как

организовать день перед экзаменом, настроить свои мысли на успех, как

вести себя на экзамене, использовать полезные ссылки на Интернет-

ресурсы по подготовке к ЕГЭ. Одним из существенных аспектов

психолого-педагогического сопровождения выпускника, является

ознакомление родителей со способами правильного общения с ним,

оказания ему психологической поддержки, создания в семье

благоприятного психологического климата. Работа с родителями нацелена

на повышение осведомленности родителей и формирование реалистичной

картины экзамена, снижение родительской тревоги.

Психологическая поддержка – это процесс, в котором взрослый

сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах

старшеклассника с целью укрепления его самооценки; помогает ему

поверить в себя в свои способности; поддерживает его при неудачах.

В заключение, хочется отметить, что ЕГЭ не должен быть «головной

болью» только учителей математики. В этом процессе важно

задействовать всех педагогов и все предметные методические

объединения. Независимо от того, вынесен тот или иной предмет на

единый государственный экзамен или нет. В противном случае проблемы

ЕГЭ останутся проблемами отдельных учителей, что сделает

невозможным решение перспективных задач, поставленных перед школой.

К примеру, существенную помощь в подготовке к ЕГЭ по математике

могут оказать учителя химии, отработав методы и способы решения задач

на смеси, сплавы. Учителя физики могут помочь не столько в решении

задач, сколько в пояснении физического смысла задачи. Да и

немаловажную роль играет каждый член педагогического коллектива,

мотивируя ребёнка к получению знаний независимо от предмета и его

сложности.



В раздел образования