Автор: Летифова Маркизет Назимовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ"Татильская СОШ"
Населённый пункт: с.Татиль Табасаранского района
Наименование материала: доклад
Тема: Методика подготовки выпускников к ЕГЭ по математике" учителя математики МКОУ "Татильская СОШ " Летифова М.Н.Доклад на тему "Методика подготовки выпускников к ЕГЭ по математике" учителя математики МКОУ "Татильская СОШ " Летифова М.Н.
Раздел: полное образование
Доклад на тему
«Методика подготовки выпускников к ЕГЭ по математике»
учителя математики МКОУ «Татильская СОШ »
Летифова М.Н.
Ученик не сосуд, который надо
заполнить, а факел, который нужно
зажечь.
Плутарх
Подготовить обучающихся к ЕГЭ - это большой труд. Но не нужно этого
бояться. Если вы хорошо знаете, объясняете, любите свой предмет и своих
учеников, вы обязательно сможете подготовить их к ЕГЭ по математике. А
каждый обучающийся должен помнить слова известного швейцарского
математика Джорджа Полиа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело
входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».
Введение единого государственного экзамена, уже который год
вызывает повышенное беспокойство выпускников, родителей, учителей.
Новизна технологии: проведение экзамена вне родной школы, наличие
бланков, компьютерная обработка ответов, проверка заданий второй части
специальной комиссией - все это вызывает беспокойство всех участников
процесса. Изменения, происходящие в современном обществе, в
значительной степени определяют особенности и необходимость внесения
изменений в деятельность педагога.
В современных условиях в образовательной деятельности важна
ориентация на развитие познавательной самостоятельности обучающихся.
Решить эту проблему старыми методами невозможно. Значит, требуется
единая система подготовки к ЕГЭ по математике для старшеклассников,
направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их
способностей посредством новых информационных технологий. Но для
начала, необходимо выделить основные трудности, с которыми сталкиваются
обучающиеся при подготовке к ЕГЭ по математике, хотя решения некоторых
их них просты.
1. Нетипичность формулировок заданий в вариантах ЕГЭ. В учебниках
используются стандартные формулировки (слабых обучающихся незнакомые
формулировки заданий ставят в тупик, хотя после пояснений они легко с
ними справляются)
.2. Непредсказуемость содержания заданий.
3. Насыщенность программы по математике новым материалом в 11 классе,
который учителя вынуждены преподавать до марта, значит, подготовка к ЕГЭ
в большом объеме идет во внеурочное время, что ведет к перегрузке
обучающихся.
4. Демонстрационные материалы, предлагаемые Министерством науки и
образования для тренировки обучающихся, имеют большие расхождения с
реальными вариантами ЕГЭ. Поэтому необходимо учитывать требования
ЕГЭ прошлых лет, надеясь, что они не сильно изменятся в нынешнем году.
Те дети, у которых хорошие базовые знания, обязательно хорошо сдадут ЕГЭ,
что подтверждается опытом проведения экзаменов прошлых лет. ЕГЭ по
математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый.
Формула успеха проста - высокая степень восприимчивости, мотивация и
компетентный педагог. В своей работе учитель математики может применить
следующие принципы подготовки к ЕГЭ:
Первый принцип – тематический .Разумно выстраивать подготовку, соблюдая
правило - от простых типовых заданий до заданий части С. Система развития
логического мышления обучающихся осуществляется с помощью системы
различных типов задач с нарастающей сложностью. Исследования показали,
что расположение однотипных задач группами особенно полезно, поскольку
дает возможность научиться логическим рассуждениям при решении задач и
освоить основные приемы их решения.
Второй принцип - логический. Нужно учиться использовать наличный запас
знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения»
для получения ответа наиболее простым и понятным способом.
Третий принцип - тренировочный. Переход, к многократному решению
типовых заданий разумен начиная со 2 полугодия, когда у школьника
накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их
применении на заданиях любой степени сложности.
Четвертый принцип - индивидуальный. Работа с каждым обучающимся по
коррекции знаний, умению выстраивать свои индивидуальные ассоциации по
подходам к решению, выявление собственной подготовки по предмету,
способности к самопроверке дает положительный результат.
Пятый принцип - временной. Все тренировочные тесты следует проводить с
жестким ограничением времени. Занятия по подготовке к тестированию
нужно стараться проводить в форсированном режиме с подчеркнутым
акцентированием контроля времени. Этот режим очень тяжел школьникам на
первых порах, но, привыкнув к этому, они затем чувствуют себя на ЕГЭ
намного спокойнее и собраннее.
Шестой принцип - контролирующий.Постоянный контроль, анализ
результатов, коррекция деятельности обучающихся - залог успешной сдачи
ЕГЭ.
При подготовке обучающихся к ЕГЭ можно выделить следующие
направления деятельности:
1)
Методическая подготовка учителя к ЕГЭ. Знакомство с нормативными
документами по проведению ЕГЭ через ИМЦ и администрацию
школы, посещение спецкурсов по подготовке к ЕГЭ. Повышение
уровня профессиональной грамотности (развитие своих способностей
при решении заданий части С) через самообразование
2)
Создание банка тестовых заданий.В банк входят: тесты по основным
темам курса; тренировочные тесты; итоговые тесты; тесты экзаменов
прошлых лет; тесты пробных экзаменов.
3)
Организация вводного, текущего и итогового повторения
4)
Диагностика и анализ качества знаний обучающихся при подготовке к
ЕГЭ. Входное диагностирование учащихся 11 кл. за курс 10 кл.
Тематическое тестирование по основным разделам курса. Контрольные
зачеты по алгебре и началам анализа в конце 11 кл. Пробные ЕГЭ.
5)
Организация самостоятельной работы обучающихся при подготовке к
ЕГЭ. Давать рекомендации, ссылки на различные сайты, онлайн-тесты
и др.
6)
Психологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ.
Для всех учащихся 11 классов во втором полугодии обязательно нужно
проводить занятия на темы: «Как готовиться к экзаменам», «Как
справиться с тревогой». На занятиях можно обсуждать вопросы: как
оборудовать рабочее место для подготовки к экзаменам, составить план
занятий, разработать индивидуальный режим дня, с чего начать занятие,
учитывать особенности запоминания, использовать методы релаксации и
активизации, приёмы снижения экзаменационной тревожности , как
организовать день перед экзаменом, настроить свои мысли на успех, как
вести себя на экзамене, использовать полезные ссылки на Интернет-
ресурсы по подготовке к ЕГЭ. Одним из существенных аспектов
психолого-педагогического сопровождения выпускника, является
ознакомление родителей со способами правильного общения с ним,
оказания ему психологической поддержки, создания в семье
благоприятного психологического климата. Работа с родителями нацелена
на повышение осведомленности родителей и формирование реалистичной
картины экзамена, снижение родительской тревоги.
Психологическая поддержка – это процесс, в котором взрослый
сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах
старшеклассника с целью укрепления его самооценки; помогает ему
поверить в себя в свои способности; поддерживает его при неудачах.
В заключение, хочется отметить, что ЕГЭ не должен быть «головной
болью» только учителей математики. В этом процессе важно
задействовать всех педагогов и все предметные методические
объединения. Независимо от того, вынесен тот или иной предмет на
единый государственный экзамен или нет. В противном случае проблемы
ЕГЭ останутся проблемами отдельных учителей, что сделает
невозможным решение перспективных задач, поставленных перед школой.
К примеру, существенную помощь в подготовке к ЕГЭ по математике
могут оказать учителя химии, отработав методы и способы решения задач
на смеси, сплавы. Учителя физики могут помочь не столько в решении
задач, сколько в пояснении физического смысла задачи. Да и
немаловажную роль играет каждый член педагогического коллектива,
мотивируя ребёнка к получению знаний независимо от предмета и его
сложности.