Автор: Антонова Марина Иосифовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ"Табар-Черкийская СОШ"
Населённый пункт: деревня Табар-Черки
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по физической культуры для 9 класса
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Табар-Черкийская средняя общеобразовательная школа»
Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Рабочая программа
по предмету
«Физическая культура»
9 класс
Составитель:
Антонова Марина Иосифовна
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре для 9 класса составлена на основе:
1
«Рассмотрено»
«Согласовано»
«Утверждаю»
на заседании ШМО
протокол №_1 от _26.08.18г.
Руководитель ШМО
_______ /Молодцова Н.С/
Заместитель директора по УВР
_________/ Хураськина И.Б./
Директор школы
_______/ Щербакова Л.И./
Приказ №_109 от 29.08.2019г.
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования,
утвержденного
приказом
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г., регистрационный
номер 17785 (с изменениями на 8 апреля 2015 года);
Примерной программы по физической культуре на основе авторской программе Лях В.И.//.- М.Просвещение.2012 г. Лях В.И. Физическая
культура;
Основной
образовательной
программы
МБОУ
«Табар-Черкийская
средняя
общеобразовательная
школа»а
»
Апастовского
муниципального района Республики Татарстан, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт начального о учебного
плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Табар-Черкийская средняя общеобразовательная школа» Апастовского
муниципального района Республики Татарстан на 2019 – 2020 учебный год (утвержденного решением педагогического совета, Протокол №1 от
29.08.19г.; Приказ № 108 от 29 августа 2019 года);
Годового календарного учебного графика МБОУ «Табар-Черкийская СОШ» на 2019 – 2019 учебный год. (Приказ № 107 от 29 августа 2019
года)
Место учебного курса: по учебному плану МБОУ «Табар-Черкийская СОШ» на 2019-2020 учебный год на изучение «Физическая культура» в 9
классе отводится 3 час в неделю
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В
процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные
действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим
требованием
проведения
современного
урока
по
физической
культуре
является
обеспечение
дифференцированного
и
индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей
развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Результаты изучения учебного предмета
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
Умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать
правила безопасности;
2
Умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и
спортивным соревнованиям.
Умение
длительно
сохранять
правильную
осанку
во
время
статичных
поз
и
в
процессе
разнообразных
видов
двигательной
деятельности;
Формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;
Формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.
Познавательные
Овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его
сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
Понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора
профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;
Понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных
привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.
Коммуникативные
Владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках,
учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных
занятиях
физическими упражнениями и спортом;
Владение
умением
формулировать
цель
и
задачи
индивидуальных
и
совместных
с
другими
детьми
и
подростками
занятий
физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами
во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.
Владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и
уважения;
Владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при
принятии общих решений;
Владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до
собеседника.
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
Владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их
возрастно-половым нормативам;
Владение
знаниями
об
особенностях
индивидуального
здоровья
и
о
функциональных
возможностях
организма,
способах
профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
3
Владение
знаниями
по
организации
и
проведению
занятий
физическими
упражнениями
оздоровительной
и
тренировочной
направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и
физической подготовленности.
Способность
управлять
своими
эмоциями,
владеть
культурой
общения
и
взаимодействия
в
процессе
занятий
физическими
упражнениями, во время игр и соревнований;
Способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных
мероприятий;
Владение
умением
предупреждать
конфликтные
ситуации
и
находить
выходы
из
спорных
ситуаций
в
процессе
игровой
и
соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
в
том
числе
альтернативные,
осознанно
выбирать
наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Предметные результаты
Учащийся научится:
характеризовать историю развития спорта и олимпийского движения, положительное их влиянии на укрепление мира и дружбы между
народами;
- характеризовать основные направления развития физической культуры в обществе, её цели, задачи и формы организации;
Обосновывать знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте
физической культуры в организации здорового образа жизни.
Овладеет умениями:
— в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном
темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9
—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м;
— в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием
четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в
горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12
м;
— в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырёх элементов на перекладине (мальчики) и на
разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из
предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов;
выполнять акробатическую комбинацию из четырёх элементов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный
кувырок (мальчики), кувырок вперёд и назад в полушпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);
4
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);
« демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;
Учащийся получит возможность научиться:
- проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями, доброжелательное и
уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;
- взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий, корректно
-объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
-способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной
деятельности, соблюдать правила игры и соревнований;
- преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке;
-
организовывать
самостоятельные
занятия
физическими
упражнениями
разной
функциональной
направленности,
обеспечивать
безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
- организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы, подбирать физические упражнения в
зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
-овладеет способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты,
координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;
- овладеет способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок в
длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
- овладеет правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения
в коллективе, правила
безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную
физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
- проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию
основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий,
ведя дневник самонаблюдения.
- овладеет способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности,
величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
- составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину
физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
Знания о физической культуре
История физической культуры. Основные этапы развития олимпийского движения в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных
спортсменов на олимпийских играх. Краткая характеристика видов спорта, входящих в школьную программу по физической культуре
Физическая культура (основные понятия)
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели. Спорт и спортивная подготовка. Всероссийский физкультурно-спортивный
комплекс «Готов к труду и обороне».
5
Физическая культура человека.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности человека (воли, смелости, трудолюбия, честности,
этических норм поведения).
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Знания о физической культуре
История физической культуры
Туристические походы как форма организации активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления организма. Краткая характеристика видов и
разновидностей туристических походов. Пешие туристические походы, их организация и проведение, требования к технике безопасности и бережному
отношению к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия)
Спортивная подготовка. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Профессионально-прикладная физическая
подготовка.
Физическая культура человека
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация и проведение занятий профессионально-прикладной подготовкой.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов утренней зарядки, физкультминуток и
физкультпауз. Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем физического воспитания, адаптивной физической культуры Способы
закаливания организма, простейшие приемы самомассажа
Спортивно-оздоровительная деятельность.
6
Легкая атлетика
Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении
соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Овладение техникой спринтерского бега. Овладение техникой прыжка в
длину. Овладение техникой прыжка в высоту. Кроссовая подготовка
Теоретическая подготовка. Развитие выносливости. Овладение техникой длительного
Спортивные игры
Волейбол
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и
занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Баскетбол
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и
занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Футбол, мини-футбол
Терминология игры. Правила и организация проведения соревнований по футболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий.
Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Гимнастика
Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника
безопасности во время занятий.
Лыжная подготовка
Терминология лыжной подготовки. Правила и организация проведения соревнований по лыжной подготовке. Техника безопасности при проведении
соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Плавание
Плавательные упражнения для освоения в водной среде. Техника движений рук, ног при плавании способом кроль на груди, кроль на спине, брасс,
стартах, поворотах. Согласование работы рук, ног с дыханием при плавании кролем на груди, кролем на спине, брассом. Способы освобождения от
захватов тонущего, способы транспортировки пострадавшего в воде. Плавание одним из способов 50, 100 м. Игры на воде, эстафеты. Знания о
физической культуре: названия плавательных упражнений, способов плавания и предметов обучения, влияние плавания на состояние здоровья, правила
гигиены и техники безопасности.
Спортивно – оздоровительная деятельность
Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским Физкультурно спортивным комплексом «Готов
к труду и обороне» (ГТО).
7
Бадминтон
Хват бадминтонной ракетки. Способы перемещения. Перемещения в различных стойках и направлениях. Жонглирование открытой и закрытой
стороной ракетки. Выполнение подачи различной траектории открытой и закрытой стороной ракетки. Выполнение ударов (коротких. далёких, плоских).
Элементы техники национальных видов спорта
Национальная татарская борьба.
История возникновения и развития Эстафеты с применением элементов национальных игр.
.
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность.
Прикладно- ориентированная физическая подготовка. Общефизическая подготовка. Физические упражнения для развития основных физических
качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движения, гибкости, ловкости.
Элементы единоборств
Стойки. Передвижения в стойке. Захваты рук и туловища. Упражнения по овладению приемами страховки.
Спортивно-оздоровительный туризм
Индивидуальная подготовка к туристическому походу. Ориентирования на местности
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование
разделов тем
Всего часов
1
Основы знаний о физической культуре
в процессе урока
2
Основы физической культуры и здорового образа жизни
2
3
Физкультурно-оздоровительная деятельность
2
4
Легкая атлетика
16
5
Гимнастика
18
6
Лыжная подготовка
22
7
Спортивные игры (баскетбол)
10
8
Спортивные игры (волейбол)
9
9
Спортивные игры (футбол)
9
10
Элементы единоборств
3
8
11
Элементы техники национальных видов спорта
3
12
Плавание
3
13
Спортивно-оздоровительный туризм
2
14
Бадминтон
3
Итого
102
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов и
тем уроков
Кол-во
часов
Дата
Примечание
по плану
фактически
История физической культуры– 2 ч
1
Двигательные действия, физические качества, физическая нагрузка
Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов «
ГТО».
1
04.09
2
Правила поведения и техники безопасности при выполнении физических
упражнений
1
06.09
Физкультурно-оздоровительная деятельность – 2 ч
3
Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем
физического воспитания, адаптивной физической культуры
1
07.09
4
Способы закаливания организма, простейшие приемы самомассажа
1
11.09
Легкая атлетика – 10 ч
5
Спортивная ходьба
1
13.09
6
Бег на короткие дистанции
1
14.09
7
Бег на средние дистанции
1
18.09
8
Бег на длинные дистанции
1
20.09
9
Барьерный бег
1
21.09
10
Эстафетный бег
1
25.09
11
Кроссовый бег
1
27.09
12
Прыжки в длину
1
28.09
13
Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»
1
02.10
14
Прыжки в высоту с разбега
1
04.10
15
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивания»
1
05.10
9
16
Метание малого мяча
1
09.10
17
Метание малого мяча в цель и на дальность
1
11.10
Спортивные игры – 10 ч
18
Баскетбол. Бросок мяча одной рукой от головы в прыжке (м)
1
12.10
19
Бросок двумя руками от головы (д)
1
16.10
20
Броски по корзине с близкой дистанции
1
18.10
21
Штрафной бросок. Правила соревнований по баскетболу.
1
19.10
22
Действия трех нападающих против защитников
1
23.10
23
Вырывание и выбивание мяча. Нормы этического общения в
соревновательной деятельности.
1
25.10
24
Держание игрока с мячом
1
26.10
25
Личная система защиты
1
08.11
26
Ведение мяча с изменением направления и обводка препятствий
1
09.11
27
Учебная игра баскетбол
1
13.11
Гимнастика – 18 ч
28
Строевые упражнения. Подготовка к выполнению видов испытаний
(тестов) и нормативов « ГТО».
1
15.11
29
Акробатические упражнения и комбинации
1
16.11
30
Кувырки
1
20.11
31
Перекаты
1
22.11
32
Стойки и упоры
1
23.11
33
Прыжки с поворотами
1
27.11
34
Перевороты
1
29.11
35
Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах
1
30.11
36
Висы и упоры
1
04.12
37
Махи и перемахи
1
06.12
38
Повороты и передвижения
1
07.12
39
Стойки и соскоки
1
11.12
40
Гимнастическая полоса препятствий
1
13.12
41
Опорные прыжки
1
14.12
42
Лазание по канату
1
18.12
43
Лазание по канату в два приема
1
20.12
44
Упражнения и композиции ритмической гимнастики
1
21.12
10
45
Танцевальные движения
1
25.12
Элементы единоборств – 3 ч
46
Стойки. Передвижения в стойке
1
10.01
47
Захваты рук и туловища
1
11.01
48
Упражнения по овладению приемами страховки
1
15.01
Лыжная подготовка – 19 ч
49
Основные способы передвижения на лыжах .Подготовка к выполнению
видов испытаний (тестов) и нормативов « ГТО».
1
17.01
50
Одновременный бесшажный ход
1
18.01
51
Одновременный двухшажный ход
1
22.01
52
Попеременный четырехшажный ход
1
24.01
53
Переход с попеременных ходов на одновременные
1
25.01
54
Техника конькового хода
1
29.01
55
Техника выполнения спусков
1
31.01
56
Спуски в средней стойке
1
01.02
57
Техника выполнения подъемов
1
05.02
58
Подъем «ёлочкой»
1
07.02
59
Техника выполнения поворотов
1
08.02
60
Поворот «плугом»
1
12.02
61
Техника выполнения торможений
1
14.02
62
Торможение «плугом»
1
15.02
63
Преодоление контруклона
1
19.02
64
Прохождение дистанции до 2-2 ,5 км
1
21.02
65
Прохождение дистанции до 3 км
1
22.02
66
Лыжные гонки 1-2 км
1
26.02
67
Круговая эстафета
1
28.02
Спортивные игры – 11ч
68
Волейбол. Передача мяча у сетки
1
29.02
69
Передача в прыжке через сетку
1
04.03
70
Передача мяча сверху, стоя спиной к цели
1
06.03
71
Прием мяча, отраженного сеткой
1
07.03
72
Отбивание мяча кулаком у сетки
1
11.03
73
Прямой нападающий удар
1
13.03
11
74
Техника приема и передачи снизу у стены
1
14.03
75
Техника приема и передачи снизу через сетку
1
18.03
76
Тактические действия
1
20.03
77
Игры ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3)
1
21.03
78
Учебная игра волейбол
1
01.04
Бадминтон(3ч)
79
Знакомство с видом спорта. Техника безопасности на занятиях по
бадминтону. Требование к одежде и инвентарю
1
03.04
80
Основы техники игры.
Подача. Виды подачи
1
04.04
81
Удары справа, слева открытой и закрытой стороной ракетки,
высокодалёкий удар
1
08.04
Легкая атлетика – 3 ч
82
Техника низкого старта .Подготовка к выполнению видов испытаний
(тестов) и нормативов « ГТО».
1
10.04
83
Бег в равномерном темпе
1
11.04
84
Бег на 3000м (м) и 2000м (д)
1
15.04
Спортивные игры – 10 ч
85
Футбол. Удар по летящему мячу внутренней стороны стопы
1
17.04
86
Удар по летящему мячу средней частью подъема
1
18.04
87
Вбрасывание мяча из-за боковой линии
1
22.04
88
Введение мяча с активным сопротивлением защитника
1
24.04
89
Обманные движения (финты)
1
25.04
90
Остановка опускающегося мяча внутренней стороной стопы
1
29.04
91
Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения
мячом
1
01.05
92
Двухсторонняя игра
1
02.05
93
Индивидуальные и групповые тактические действия
1
06.05
94
Учебная игра футбол
1
08.05
Элементы техники национальных видов спорта – 3 ч
95
Национальная татарская борьба.
1
09.05
96
История возникновения и развития.
1
13.05
97
Эстафеты с применением элементов национальных игр.
1
15.05
Плавание – 3 ч
12
98
Имитационные движения для освоения техники плавания
1
16.05
99
Основные способы плавания: кроль на груди и спине, брасс
1
20.05
100
Способы транспортировки пострадавших в воде
1
Спортивно-оздоровительный туризм – 2 ч
101
Индивидуальная подготовка к туристическому походу
1
22.05
102
Ориентирования на местности
1
23.05
Содержание формы и промежуточной аттестации учащихся.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением школы о порядке текущего контроля успеваемости, проведения и формах
промежуточной аттетации учащихся, порядке выставления годовых отметок, системе оценивания знаний,умений навыков, компетенций обучающихся, с
Приказами и инструктивными письмами Министерства образования и науки РФ и РТ по итогам учебного года, в сроки установленные календарным
учебным графиком школы.Основная форма промежуточной аттестации в 9 классе по физической культуре –тестирование.
13