Автор: Шевченко Людмила Ефимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ЦО № 133 Невского района санкт - Петербурга
Населённый пункт: г Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Интенсивная подготовка к итоговому сочинению по литературе
Раздел: полное образование
Сочинение является результатом систематической работы, которая осуществляется
на протяжении всех лет обучения в школе учителями русского языка и литературы. В
этой работе принимают участие и педагоги других предметов гуманитарного цикла.
Итогового сочинения для выпускников призвано способствовать систематизации знаний
обучающихся, повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья.
Итоговое сочинение носит надпредметный характер, но в то же время
является литературоцентричным,т.к. требует построения аргументации с опорой на
литературный материал. Опора на литературный материал подразумевает не только
ссылку на литературное произведение, но и осмысление его в ракурсе темы
В 2016 году в систему оценивания были введены 2 критерия: объём сочинения
( рекомендуемый – не менее 350 слов, обязательные – не менее 250 слов) и
самостоятельность.
Чтобы привыкнуть к требуемому объёму и начать его чувствовать, необходимо написать
определённое количество сочинений. На первых этапах помогает подсчёт количества слов
в каждой из частей сочинения.
Чтобы написать самостоятельное сочинение, необходимо учиться создавать тексты, не
отталкиваясь ни от каких шаблонов. Ученик имеет право косвенно цитировать, но должна
быть ссылка на источник в любой свободной форме. Кроме того, объём цитирования не
должен превышать объём собственного текста.
Чтобы подготовка к итоговому сочинению была успешной, надо помнить о критериях,
по которым оно оценивается.
Школьники по всей стране, единовременно сядут писать сочинение по литературе,
выступающее своеобразным допуском к более глобальному этапу – ЕГЭ 2020 года.
Многие ребята заранее настраиваются на сложности, боятся не справиться с заданиями.
А бояться нечего. Нужно правильно и грамотно излагать свои мысли и грамот
собственные суждения в соответствии с заявленной темой (тезисом или цитатой )
Опора
на художественное произведение подразумевает не просто ссылку на тот или иной
художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использование
примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой
действующих лиц и т.д.
Новые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения
2019-2020 уч. года в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны
Солженицыной.
"Первое – "Война и мир", к 150-летию великой книги;
второе направление – "Надежда и отчаяние",
третье– "Добро и зло",
четвертое – "Гордость и смирение",
пятое направление – "Он и она".
Советы старшеклассникам:
При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и
осуществляется опора на следующие принципы:
Посильность, ясность и четкость постановки проблемы.
Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет
опираться в своих рассуждениях.
На какие жизненные вопросы помогает ответить роман Л.Н. Толстого « Война и
мир»?
В чем смысл заглавия великого романа Л.Толстого?
Люди ценят добро после встречи со злом? Так ли это?
Почему возникает пустота там, где пропадает надежда?
Надежда полезна или губительна?
Правда ли, что любовь всех на свете уравнивает?
История настоящей любви никогда не кончается. Да?
Он и она могут быть настоящими друзьями?
Пишите сочинение, тщательно следя за тем, чтобы ваша мысль была понятна и
не уходила в дебри словопрений. Не стремитесь написать много, главное, по делу.
Не отвлекайтесь на другие темы, следуйте одной, все время сравнивайте тезис и
аргумент, чтобы не было расхождений в том, что вы доказываете.
Не стоит также увлекаться деталями и цитатами из текста книги, пересказ романа
в эссе вам не зачтут.