Автор: Березиков Алексей Владимирович
Должность: магистрант
Учебное заведение: Новосибирского Государственного Педагогического Университета
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: развитие исследовательских навыков у учащихся
Раздел: высшее образование
Развитие исследовательских навыков у учащихся
Современное общество остро нуждается в людях умеющих неординарно мыслить,
творческих,
способных
нестандартно
решать
поставленные
цели
и
задачи.
Что
бы
количество таких людей выросло, необходимо этим заниматься с детства, поскольку дети
– это будущие члены общества. В арсенале инновационных педагогических средств и
методов особое место занимает исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта
работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у
детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и
самостоятельной деятельности, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей
деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших способов в решении
данной
проблемы.
Подобная
деятельность,
ставящая
учащихся
в
позицию
«исследователя»,
занимает
ведущее
место
в
современных
системах
развивающего
обучения.
Формирование исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь
главной цели: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность
обучения. Такие занятия для обучающихся – повышение самооценки, это другой стиль
общения со сверстниками и учителем, положительные эмоции, ощущение себя в новом
качестве
–
исследователя.
Все
это
дает
возможность
им
развивать
свои
творческие
способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить
взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к
предмету.
Одним из способов формирования исследовательских умений является введение в
школьный
курс
математики
элементов
криптографии
(шифрование).
Данный
курс
позволит
развивать
у
учеников
такие
умения
как:
анализировать
данные,
находить
взаимосвязь
по
косвенным
признакам,
строить
логические
рассуждения
и
т.д.
Практическое же применение полученных знаний ( т.е. умение зашифровать сообщение )
будет способствовать повышенному интересу у учеников к данному предмету, а значит
обучение будет проходить более эффективно.
Для
определения
уровня
логического
и
математического
мышления
было
проведено тестирование в двух параллельных классах по 25 человек в каждом. В одном из
классов проводились занятия по криптографии, а в другом нет. Цель – определить влияние
элективного курса на развитие логики. Для этого было проведено тестирование учащихся.
Тест состоял из 6 частей (максимум 50 баллов можно было набрать) и приведен ниже,
результат тестирования оформлен в виде таблицы.
Тест 1
Инструкция: ученикам предлагается задание, где из двух истинных суждений
необходимо сделать заключение об истинности, ложности или неопределённости третьего
утверждения.
Задания:
1.
Все натуральные числа положительные. Число десять положительное.
Число десять натуральное?
2. Некоторые школьники умеют решать задачи повышенной сложности. Ваня
-школьник. Умеет Ваня решать задачи повышенной сложности?
3. Некоторые ученые пытались решить проблему «квадратуры круга». Альберт
Энштейн – ученый. Пытался Альберт Энштейн решить проблему «квадратуры круга»?
4. Если число оканчивается нулём или цифрой 5, то оно делится на 5. Число 235
оканчивается цифрой 5. Число 235 делится на 5?
5. Некоторые люди могут очень быстро бегать. Некоторые люди - спортсмены.
Следовательно, все спортсмены могут быстро бегать?
6. Число 20 – целое число. Число 20 – положительное число. Следовательно, все
целые числа являются положительными числами?
7. Все прямоугольники - четырёхугольники. Трапеция - не прямоугольник.
Следовательно, трапеция - не четырёхугольник?
8. Все целые числа - рациональные. Нечётные числа - целые. Следовательно,
нечётные числа - рациональные?
9. Некоторые геометрические фигуры являются выпуклыми. Ромб - геометрическая
фигура. Следовательно, ромб - выпуклая фигура?
10. Студент Иванов - отличник. Некоторые отличники получают повышенную
стипендию. Иванов получает повышенную стипендию?
Анализ результатов: За каждый правильный ответ начисляется один балл. Максимум –
10 баллов.
Тест 2
Инструкция: ученикам предлагается ряд математических терминов. Из пяти
предложенных терминов необходимо выбрать два, которые наиболее точно определяют
математическое понятие.
Задания:
1.
Уравнение (корень, произведение, равенство, сумма, неизвестная) (ответ-равенство,
неизвестная)
2.
Планиметрия (фигура, плоскость, квадрат, прямоугольник, прямая) (ответ-
плоскость, сторона)
3.
Координата (плоскость, абсцисса, ордината, прямая, ось) (ответ-абсцисса,
ордината)
4.
Сумма (равенство, делитель, слагаемое, плюс, множитель) (ответ-слагаемое, плюс)
5.
Геометрия (свойства, фигура, точка, уравнение, теорема) (ответ-фигура, свойства)
6.
Куб (угол, равенство, вектор, плоскость, сторона) (ответ-угол, сторона)
7.
Треугольник (вершина, сторона, центр, катет, перпендикуляр)(ответ-вершина,
сторона)
8.
Дробь (делимое, числитель, частное, знаменатель, произведение) (ответ-числитель,
знаменатель)
9.
Периметр (разность, сумма, фигура, прямоугольник, сторона) (ответ-сторона,
сумма)
10. Степень (корень, переменная, показатель, решение, основание) (ответ-показатель,
основание)
Анализ результатов: За каждый правильный ответ начисляется один балл, если ответ
был неполный, то 0,5 балла. Максимум – 10 баллов.
Тест 3
Инструкция: Учащимся предлагаются следующие понятия: луч, прямая, отрезок. Указать
общие свойства и различия.
Анализ результатов:
Составляется общий список сходства понятий, составляется общий список различий
предметов. В зависимости от того, какую часть из этого списка сумел написать ученик
начисляется от 0 до 10 баллов за все задание (100%совпадение -10 баллов, 90%-9 баллов и
так далее)
Тест 4
Инструкция: Учащимся предлагается 2 слова. Найти общее слово, объединяющее
понятия. Тест определяет умение обобщать.
Задания:
1.
медиана, высота -
2.
треугольник, окружность -
3.
катет, гипотенуза -
4.
абсцисса, ордината -
5.
квадрат, ромб -
Анализ результатов: За каждый правильный ответ начисляется один балл. Максимум – 5
баллов.
Тест 5
Инструкция: Учащимся предлагается ряд математических понятий, чисел,
математических выражений. Четыре из пяти элементов обладают общим свойством, а
пятый не обладает этим свойством. Необходимо исключить лишний элемент. Этот тест
выявляет умение классифицировать.
Задания:
1.
8, 23, 16, -5, 35
2.
Делимое, частное, плюс, деление, делитель
3.
Основание, показатель, степень, произведение
4.
4, 16, 8, 10, 32
5.
Прямоугольник, треугольник, ромб, квадрат, параллелограмм
6.
15, 45, 17, 25, 50
7.
Точка, отрезок, прямая, уравнение, плоскость
8.
Десять, число, дробь, буква, пятнадцать
9.
Координата, ось, абсцисса, фигура, ордината
10. 5, 7, 11, 15, 19
Анализ результатов: За каждый правильный ответ начисляется один балл. Максимум –
10 баллов.
Тест 6
Задание: Записать недостающие буквы.
П - ЮС
К – Т – Т
Г – О – Е – РИЯ
Р – МБ
Т – Ч – А
Т – Е – Г – ЛЬ–ИК
У – ОЛ
СТ – П – НЬ
У – А – Н – Н – Е
З –А К
КВ – ДР – Т
Т – А – Е – ИЯ
К – УГ
М – Н – С
Р – Ш – Н – Е
Х О– ДА
К – Р – НЬ
О – Р – Ж – О – ТЬ
ЦЕ – ТР
В – С – ТА
П – К – З – Т – ЛЬ
Ч ИС– О
Ф – Г – РА
М – О – ИТ – ЛЬ
Ц И– РА
СТ – Р – НА
М – О – О – Л – Н
Д –О БЬ
ОТР – З – К
П – О – К – СТЬ
Анализ результатов: Подсчитывается время выполнения и количество правильно
записанных слов. Максимально возможное количество за полностью правильно
выполненное задание – 5 баллов.
Результат тестирования 8 «а», который не проходил элективный курс «элементы
криптографии», и 8 «б» который прошел курс приведен в таблице:
0
1
0
2
0
3
0
4
0
5
0
6
0
7
0
8
0
9
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
8а
3
2
3
9
4
1
3
5
3
8
2
1
3
5
3
1
1
4
2
6
3
9
3
8
3
3
2
2
4
1
2
7
2
4
3
7
3
4
4
2
3
4
3
2
3
4
2
8
36
8б
3
2
3
1
4
6
4
1
2
8
3
9
4
5
4
6
3
4
4
0
2
4
4
8
3
5
3
8
4
1
4
2
2
1
3
2
3
5
3
9
4
2
2
5
3
3
4
2
38
Для того, чтобы определить влияние курса на уровень логического мышления
воспользуемся критерием U-Манна-Уитни. Проведем ранжирование по количеству баллов
у учеников и составим таблицу с рангами:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
11
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
баллы
ученика
1
4
к
2
1
э
2
1
к
2
2
к
2
4
э
2
4
к
2
5
э
2
6
к
2
7
к
2
8
э
2
8
к
3
1
э
3
1
к
3
2
к
3
2
э
3
2
э
3
2
к
3
3
э
3
3
к
3
4
к
3
4
к
3
4
к
3
4
э
3
5
э
3
5
э
Ранг
1
2,
5
2,
5
4
5,
5
5,
5
7
8
9
1
0,
5
1
0,
5
1
2,
5
1
2,
5
1
5,
5
1
5,
5
1
5,
5
1
5,
5
1
8,
5
1
8,
5
2
1,
5
2
1,
5
2
1,
5
2
1,
5
2
5,
5
2
5,
5
2
6
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
3
4
3
5
3
6
3
7
3
8
3
9
4
0
4
1
4
2
4
3
4
4
4
5
4
6
4
7
4
8
4
9
5
0
Баллы
ученика
3
5
к
3
5
к
3
6
к
3
7
к
3
8
к
3
8
э
3
8
э
3
8
к
3
9
к
3
9
к
3
9
э
3
9
э
4
0
э
4
1
к
4
1
к
4
1
э
4
1
э
4
2
к
4
2
э
4
2
э
4
2
э
4
5
э
4
6
э
4
6
э
4
8
э
Ранг
2
5,
5
2
5,
5
2
8
2
9
3
1,
5
3
1,
5
3
1,
5
3
1,
5
3
5,
5
3
5,
5
3
5,
5
3
5,
5
3
8
4
0,
5
4
0,
5
4
0,
5
4
0,
5
4
4,
5
4
4,
5
4
4,
5
4
4,
5
4
7
4
8,
5
4
8,
5
5
0
Uкрит
> Uэксп, а значит значение в экспериментальной выборке больше, чем в
контрольной.
1.
Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей) -
М.:2003. 96с.
2.
Вагина С.Г. Исследовательская деятельность учащихся на уроках гуманитарного
цикла и его внеурочное время/ С.Г.Вагина, О.В.Гливинская, Я.в.
Михайлюк//Исследовательская работа школьников. – 2012.-№1.-С.102-106
3.
Николаева Л.С. Методические рекомендации по педагогическому сопровождению
проектно-исследовательской деятельности учащихся/ Л.С.Николаева // Исследовательская
работа школьников.=- 2013. №1.-С.85-98
4.
Жоголева Е.Е. Развитие у педагогов компетенций руководителя учебных
исследований учащихся/ Е.Е.Жоголева //Исследовательская работа школьников. – 2012.-
№2.-С.7-16