Автор: Ярманова Наталья Федоровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Солнечная СОШ №1"
Населённый пункт: п. Солнечный, Сургутский район,Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Лекционно – зачётная система обучения физике в классах физико – математического профиля".
Раздел: полное образование
Лекционно – зачётная система обучения физике в классах
физико – математического профиля.
Ярманова Наталья Федоровна,
учитель физики высшей квалификационной категории
МБОУ «Солнечная СОШ №1», п. Солнечный, Сургутский район
Появление
интереса
к
изучаемому
предмету
–
важный
мотивационный
фактор
успешной
учёбы.
Один
из
эффективных
способов
его
становления
–
проведение лекционно – зачётной системы уроков.
Цель научно – методической деятельности учителя состоит в том, чтобы,
применяя лекционно – зачетную систему обучения с использованием различных
видов контроля знаний, подготовить детей к более успешному усвоению учебной
программы и сдаче единого государственного экзамена.
Изучение
физики
на
профильном
уровне
среднего
(полного)
общего
образования направлено на достижение следующих задач:
Освоение знаний о методах научного познания законов природы;
Овладение
умениями
проводить
наблюдения,
обрабатывать
результаты
измерений, выдвигать гипотезы и строить модели;
Применение знаний по физике для объяснения явлений природы, принципов
работы устройств, решения физических задач, использование современных
информационных технологий для поиска.
Развитие
познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческих
способностей в процессе изучения физики;
Воспитание уважительного отношения к творцам науки и техники;
Использование
приобретенных
знаний
и
умений
для
решения
жизненных
задач.
Применяя
лекционно – зачётную систему обучения в профильных физико–
математических 10 – 11 классах с тематическим контролем, оценкой, коррекцией,
обобщением
и
систематизацией
знаний,
осуществляю
практическую
направленность в изучении курса физики.
В начале изучения темы, планирую проведение лекционных занятий, которые
провожу парами, что способствует более эффективному использованию учебного
времени. По учебному материалу, отличающемуся большим объёмом, планирую
обзорную лекцию; а при достаточном количестве дополнительных источников
информации
для
учащихся
–
семинар
–
практикум
или
обзорную
лекцию.
Проведение повторительно – обобщающего урока планирую в виде обобщающей
лекции с применением тематических презентаций. К семинару или конференции
заранее составляю вопросы и сообщаю темы рефератов
для самостоятельной
подготовки учащихся, желающих заработать более высокую оценку, осуществляя
тем самым личностно – ориентированный подход.
Для лучшего закрепления
знаний по теме провожу уроки – практикумы для решения задач; лабораторные
работы,
физические
практикумы
с
применением
оборудования
инженерного
класса, формирующие практические навыки у обучающихся.
С целью контроля теоретических и практических знаний и умений учащихся,
а также их повторения, провожу зачётные работы по теории и тестирование. При
изучении
темы,
рассчитанной
на
большое
количество
уроков,
провожу
промежуточный контроль в виде дифференцированной самостоятельной работы.
Применяю
в
своей
работе
систему
пересдач,
способствующих
повышению
качества знаний учащихся, мотивации их учебной деятельности. Завершающим
этапом в системе занятий является проведение контрольной работы. Контрольные
вопросы и задания охватывают те знания и умения, которые включены в раздел
программы «планируемые результаты».
Проведение лекционных занятий планирую следующим образом:
Перед каждой лекцией на доске заранее написан перечень вопросов, ответы
на которые ученики должны знать в конце урока, выслушав лекцию. Провожу
демонстрационный
эксперимент.
На
этом
этапе
формируется
первоначальное
представление
об
изучаемом
явлении,
происходит
анализ
его
особенностей.
Вместе
с
учащимися
формулируем
ту
или
иную
зависимость
или
закон
и
определяем
цель
урока.
После
этого
обращаемся
к
логическим
опорным
конспектам (ЛОК), которые служат для лучшего усвоения лекционного материала
и
с и с т е мат и за ц и и
зн а н и й ,
д а ют
во зм ож н о с т ь
р е а л и з о в ы в а т ь
дифференцированный подход к обучению учащихся.[1] Благодаря нестандартному
изложению
материала
они
более
успешно
овладевают
и
сравнительно
легко
излагают его на уроках, зачётах.
Подобная методика работы позволяет менять виды деятельности учащихся,
эффективно использовать время, избегать переутомления учащихся и значительно
снижать нагрузку на них. Благодаря многократному повторению информации и
включению
различных
видов
памяти
–
слуховой,
репродуктивно
–
речевой,
зрительной,
моторной,
логической,
происходит
лучшее
усвоение
знаний
учащимися. Формируется целостное представление об изучаемом:
зрительный образ – рисунок или схема,
словесное определение – формулировка,
слуховое
и
визуальное
восприятие
формулы
–
математическая
символика.
Всё
это
позволяет
учащимся
ориентироваться
в
изучаемом
материале.
В
дальнейшем
знания, полученные на лекциях, закрепляются при проведении
уроков–практикумов по решению задач.
Демонстрационный эксперимент и лабораторные работы как виды учебной
деятельности
способствуют
развитию
интереса
учащихся
к
предмету
и
повышению уровня их самостоятельной творческой познавательной активности.
Его применяю на любом этапе учебного процесса. Он должен быть осознанным,
наглядным,
чётким,
относительно
несложным
и
сопровождаться
точным
объяснением. Лабораторные занятия учат применять знания на практике:
формируют необходимые в жизни и труде практические навыки и умения;
содействуют профориентации учащихся;
вырабатывают такие качества личности, как трудолюбие, настойчивость,
целеустремлённость.
Лабораторные
работы
формируют
у
обучающихся
практические
навыки
работы с измерительными приборами, разнообразным оборудованием, которое
находится
в
кабинете
физики
в
достаточном
количестве,
развивают
исследовательские способности.
В
своей
работе
также
практикую
написание
физических
диктантов,
небольших
по
объёму
самостоятельных
работ,
тестов.
Это
–
периодический
контроль знаний. Основное внимание уделяю тематическому контролю. С этой
целью
провожу
зачётные
работы
по
теории
в
устной
и
письменной
форме,
разноуровневые самостоятельные, контрольные работы.
Разработала тексты тематических зачётных работ по курсу физики в 9 – 11
классах и внедряю их в практику преподавания. Некоторые темы делю на 2– 3
мини зачётных
работы. Цель их проведения направлена на проверку знаний
законов, определений, единиц физических величин, констант. Зачётные работы
письменно провожу на 2 варианта по 5 – 10 вопросов на каждый из них. Тексты
зачётных работ заранее напечатаны на отдельных листках и раздаются учащимся
на парту непосредственно перед выполнением работы. Время регламентировано в
зависимости от количества вопросов (15-20 минут).
Зачётные работы устно провожу, используя метод работы в парах. Учащиеся,
сидящие на 1 варианте, проговаривают ответы учащимся второго варианта, и
наоборот,
выставляя
оценки
друг
другу.
Для
закрепления
и
повторения
пройденного материала практикую применение физических диктантов в начале
урока.
В
своей
работе
использую
методику,
разработанную
заслуженным
учителем
РФ
А.М.
Марченко.[2]
Диктанты
бывают:
мини
–
диктанты,
тематические диктанты, диктанты – зачёты. Диктую в быстром темпе 2 варианта
одновременно,
так
что
время
хватает
только
на
запись
формулы.
Например,
диктую: «1.1: формула количества вещества через массу; 2.1: единица молярной
массы».
Учащиеся
в
это
время
пишут
на
заранее
выданных
листочках
соответственно
формулу
для
количества
вещества
(1
вариант)
и
единицу
молярной массы (2 вариант). Для удобства проверки диктантов ответы на оба
варианта
помещаются
на
строке
рядом
с
номером
вопроса.
Быстрый
темп
диктовки,
заранее
приготовленные
листочки
с
моими
пометками
исключают
списывание, заставляют учащихся выучить формулы. Для выявления степени
усвоения
учебного
материала,
провожу
также
и
контрольные
срезы,
которые
включают в себя вопросы теории и практики по разделам физики, тесты, КИМы
ЕГЭ прошлых учебных годов.
Тесты разработаны центром тестирования Министерства образования Р Ф. [3]
Для работы подготовила тексты тематических тестов для учащихся 7–11 классов
на 2 варианта, которые равносложные и параллельные по содержанию. 3 – й
вариант тестов прорешивается учащимися на уроках в течение темы поэтапно по
5 – 8 заданий. В конце изученной темы учащимся выдаются каждому тексты
тестов по вариантам, состоящим из части «А» (16 заданий) и части «В» (4 – 5
заданий). На выполнение дается 40 минут. После проведения тестирования дети
сдают на проверку бланк с ответами к заданиям теста части «А», и решение задач
части «В», что уменьшает вероятность списывания или угадывания ответов этих
задач. Проверку осуществляю по таблице ответов. Также применяю экспресс-
диагностику (ФГОС) В.В. Ивановой для учащихся 9-11 классов.
Для организации дифференцированной самостоятельной работы учащихся на
уроках
физики
применяю
тексты
как
простых
так
и
разноуровневых
самостоятельных
и
контрольных
работ
[4],
[5].
Они
отличаются
по
уровню
сложности
заданий
–
средний,
достаточный
и
высокий
уровни.
Учитывая
неоднородность класса и индивидуальные способности учащихся, задания выдаю
выборочно или дети сами оценивают уровень своей подготовки и выбирают
соответствующий уровень сложности. В течение учебного года учащийся может
перейти с одного уровня сложности на другой – более высокий.
Средний уровень предназначен для учащихся и соответствует обязательным
программным
требованиям.
Достаточный
уровень
предназначен
для
хорошо
успевающих
учащихся,
применяющих
свои
знания
в
стандартных
ситуациях.
Высокий уровень требует от учащихся более глубоких знаний, умения проявлять
творческие способности. Этот уровень использую для подготовки учащихся к
олимпиадам.
После выполнения контрольной работы провожу
анализ результатов для
устранения пробелов в знаниях учащихся.
Практическую
направленность
курса
физики
осуществляю
через
проведение
демонстрационных
опытов,
фронтальных
экспериментальных
заданий, физических практикумов, исследовательских проектов учащихся, как на
уроках, так и во внеклассной работе.[6]
В преподавании физики использую оборудование «Лаборатория L-микро»,
цифровую
лабораторию
«NOVA» , оборудования
инженерного
класса, которые
переводят демонстрационный физический эксперимент на принципиально новый
уровень именно благодаря применению компьютера в эксперименте, как средство
измерений
при
исследовании
реальных
физических
процессов
и
явлений;
информационно – коммуникационные технологии: обучающие программы нового
поколения «Я сдам ЕГЭ!», видеоуроки; тренажеры по физике «Решение сложных
задач», «Решу ЕГЭ».
Применение
лекционно
–
зачётной
системы
обучения
позволяет
обучающимся
лучше
усвоить
программу
и
устранить
некоторые
пробелы
в
знаниях
курса
физики
средней
школы.
Эффективность
этой
системы
подтверждается высоким качеством знаний учащихся по физике, успешной сдачей
ЕГЭ.
Литература:
1.
Ю.С.
Куперштейн
Физика
Опорные
конспекты
и
дифференцированные
задачи 9-11 класс. Санкт-Петербург «Сентябрь», 2009
2.
//Первое сентября. Физика. А.М. Марченко, 2006
3.
С.П. Прокофьева, С.С. Меркулова Тесты. Физика 10,11 класс. Москва Центр
тестирования Министерства образования РФ, 2010
4.
Марон
А.Е.
Контрольные
работы
по
физике:
10-11кл.
Москва
«Просвещение», 2014
5.
Кирик Л.А. Самостоятельные и контрольные работы Физика 10: Илекса,
2018 г
6.
В.Ф. Шилов Лабораторные работы в школе и дома. М. «Просвещение», 2006
г