Напоминание

"Лекционно – зачётная система обучения физике в классах физико – математического профиля".


Автор: Ярманова Наталья Федоровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Солнечная СОШ №1"
Населённый пункт: п. Солнечный, Сургутский район,Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Лекционно – зачётная система обучения физике в классах физико – математического профиля".
Раздел: полное образование





Назад




Лекционно – зачётная система обучения физике в классах

физико – математического профиля.

Ярманова Наталья Федоровна,

учитель физики высшей квалификационной категории

МБОУ «Солнечная СОШ №1», п. Солнечный, Сургутский район

Появление

интереса

к

изучаемому

предмету

важный

мотивационный

фактор

успешной

учёбы.

Один

из

эффективных

способов

его

становления

проведение лекционно – зачётной системы уроков.

Цель научно – методической деятельности учителя состоит в том, чтобы,

применяя лекционно – зачетную систему обучения с использованием различных

видов контроля знаний, подготовить детей к более успешному усвоению учебной

программы и сдаче единого государственного экзамена.

Изучение

физики

на

профильном

уровне

среднего

(полного)

общего

образования направлено на достижение следующих задач:

Освоение знаний о методах научного познания законов природы;

Овладение

умениями

проводить

наблюдения,

обрабатывать

результаты

измерений, выдвигать гипотезы и строить модели;

Применение знаний по физике для объяснения явлений природы, принципов

работы устройств, решения физических задач, использование современных

информационных технологий для поиска.

Развитие

познавательных

интересов,

интеллектуальных

и

творческих

способностей в процессе изучения физики;

Воспитание уважительного отношения к творцам науки и техники;

Использование

приобретенных

знаний

и

умений

для

решения

жизненных

задач.

Применяя

лекционно – зачётную систему обучения в профильных физико–

математических 10 – 11 классах с тематическим контролем, оценкой, коррекцией,

обобщением

и

систематизацией

знаний,

осуществляю

практическую

направленность в изучении курса физики.

В начале изучения темы, планирую проведение лекционных занятий, которые

провожу парами, что способствует более эффективному использованию учебного

времени. По учебному материалу, отличающемуся большим объёмом, планирую

обзорную лекцию; а при достаточном количестве дополнительных источников

информации

для

учащихся

семинар

практикум

или

обзорную

лекцию.

Проведение повторительно – обобщающего урока планирую в виде обобщающей

лекции с применением тематических презентаций. К семинару или конференции

заранее составляю вопросы и сообщаю темы рефератов

для самостоятельной

подготовки учащихся, желающих заработать более высокую оценку, осуществляя

тем самым личностно – ориентированный подход.

Для лучшего закрепления

знаний по теме провожу уроки – практикумы для решения задач; лабораторные

работы,

физические

практикумы

с

применением

оборудования

инженерного

класса, формирующие практические навыки у обучающихся.

С целью контроля теоретических и практических знаний и умений учащихся,

а также их повторения, провожу зачётные работы по теории и тестирование. При

изучении

темы,

рассчитанной

на

большое

количество

уроков,

провожу

промежуточный контроль в виде дифференцированной самостоятельной работы.

Применяю

в

своей

работе

систему

пересдач,

способствующих

повышению

качества знаний учащихся, мотивации их учебной деятельности. Завершающим

этапом в системе занятий является проведение контрольной работы. Контрольные

вопросы и задания охватывают те знания и умения, которые включены в раздел

программы «планируемые результаты».

Проведение лекционных занятий планирую следующим образом:

Перед каждой лекцией на доске заранее написан перечень вопросов, ответы

на которые ученики должны знать в конце урока, выслушав лекцию. Провожу

демонстрационный

эксперимент.

На

этом

этапе

формируется

первоначальное

представление

об

изучаемом

явлении,

происходит

анализ

его

особенностей.

Вместе

с

учащимися

формулируем

ту

или

иную

зависимость

или

закон

и

определяем

цель

урока.

После

этого

обращаемся

к

логическим

опорным

конспектам (ЛОК), которые служат для лучшего усвоения лекционного материала

и

с и с т е мат и за ц и и

зн а н и й ,

д а ют

во зм ож н о с т ь

р е а л и з о в ы в а т ь

дифференцированный подход к обучению учащихся.[1] Благодаря нестандартному

изложению

материала

они

более

успешно

овладевают

и

сравнительно

легко

излагают его на уроках, зачётах.

Подобная методика работы позволяет менять виды деятельности учащихся,

эффективно использовать время, избегать переутомления учащихся и значительно

снижать нагрузку на них. Благодаря многократному повторению информации и

включению

различных

видов

памяти

слуховой,

репродуктивно

речевой,

зрительной,

моторной,

логической,

происходит

лучшее

усвоение

знаний

учащимися. Формируется целостное представление об изучаемом:

зрительный образ – рисунок или схема,

словесное определение – формулировка,

слуховое

и

визуальное

восприятие

формулы

математическая

символика.

Всё

это

позволяет

учащимся

ориентироваться

в

изучаемом

материале.

В

дальнейшем

знания, полученные на лекциях, закрепляются при проведении

уроков–практикумов по решению задач.

Демонстрационный эксперимент и лабораторные работы как виды учебной

деятельности

способствуют

развитию

интереса

учащихся

к

предмету

и

повышению уровня их самостоятельной творческой познавательной активности.

Его применяю на любом этапе учебного процесса. Он должен быть осознанным,

наглядным,

чётким,

относительно

несложным

и

сопровождаться

точным

объяснением. Лабораторные занятия учат применять знания на практике:

формируют необходимые в жизни и труде практические навыки и умения;

содействуют профориентации учащихся;

вырабатывают такие качества личности, как трудолюбие, настойчивость,

целеустремлённость.

Лабораторные

работы

формируют

у

обучающихся

практические

навыки

работы с измерительными приборами, разнообразным оборудованием, которое

находится

в

кабинете

физики

в

достаточном

количестве,

развивают

исследовательские способности.

В

своей

работе

также

практикую

написание

физических

диктантов,

небольших

по

объёму

самостоятельных

работ,

тестов.

Это

периодический

контроль знаний. Основное внимание уделяю тематическому контролю. С этой

целью

провожу

зачётные

работы

по

теории

в

устной

и

письменной

форме,

разноуровневые самостоятельные, контрольные работы.

Разработала тексты тематических зачётных работ по курсу физики в 9 – 11

классах и внедряю их в практику преподавания. Некоторые темы делю на 2– 3

мини зачётных

работы. Цель их проведения направлена на проверку знаний

законов, определений, единиц физических величин, констант. Зачётные работы

письменно провожу на 2 варианта по 5 – 10 вопросов на каждый из них. Тексты

зачётных работ заранее напечатаны на отдельных листках и раздаются учащимся

на парту непосредственно перед выполнением работы. Время регламентировано в

зависимости от количества вопросов (15-20 минут).

Зачётные работы устно провожу, используя метод работы в парах. Учащиеся,

сидящие на 1 варианте, проговаривают ответы учащимся второго варианта, и

наоборот,

выставляя

оценки

друг

другу.

Для

закрепления

и

повторения

пройденного материала практикую применение физических диктантов в начале

урока.

В

своей

работе

использую

методику,

разработанную

заслуженным

учителем

РФ

А.М.

Марченко.[2]

Диктанты

бывают:

мини

диктанты,

тематические диктанты, диктанты – зачёты. Диктую в быстром темпе 2 варианта

одновременно,

так

что

время

хватает

только

на

запись

формулы.

Например,

диктую: «1.1: формула количества вещества через массу; 2.1: единица молярной

массы».

Учащиеся

в

это

время

пишут

на

заранее

выданных

листочках

соответственно

формулу

для

количества

вещества

(1

вариант)

и

единицу

молярной массы (2 вариант). Для удобства проверки диктантов ответы на оба

варианта

помещаются

на

строке

рядом

с

номером

вопроса.

Быстрый

темп

диктовки,

заранее

приготовленные

листочки

с

моими

пометками

исключают

списывание, заставляют учащихся выучить формулы. Для выявления степени

усвоения

учебного

материала,

провожу

также

и

контрольные

срезы,

которые

включают в себя вопросы теории и практики по разделам физики, тесты, КИМы

ЕГЭ прошлых учебных годов.

Тесты разработаны центром тестирования Министерства образования Р Ф. [3]

Для работы подготовила тексты тематических тестов для учащихся 7–11 классов

на 2 варианта, которые равносложные и параллельные по содержанию. 3 – й

вариант тестов прорешивается учащимися на уроках в течение темы поэтапно по

5 – 8 заданий. В конце изученной темы учащимся выдаются каждому тексты

тестов по вариантам, состоящим из части «А» (16 заданий) и части «В» (4 – 5

заданий). На выполнение дается 40 минут. После проведения тестирования дети

сдают на проверку бланк с ответами к заданиям теста части «А», и решение задач

части «В», что уменьшает вероятность списывания или угадывания ответов этих

задач. Проверку осуществляю по таблице ответов. Также применяю экспресс-

диагностику (ФГОС) В.В. Ивановой для учащихся 9-11 классов.

Для организации дифференцированной самостоятельной работы учащихся на

уроках

физики

применяю

тексты

как

простых

так

и

разноуровневых

самостоятельных

и

контрольных

работ

[4],

[5].

Они

отличаются

по

уровню

сложности

заданий

средний,

достаточный

и

высокий

уровни.

Учитывая

неоднородность класса и индивидуальные способности учащихся, задания выдаю

выборочно или дети сами оценивают уровень своей подготовки и выбирают

соответствующий уровень сложности. В течение учебного года учащийся может

перейти с одного уровня сложности на другой – более высокий.

Средний уровень предназначен для учащихся и соответствует обязательным

программным

требованиям.

Достаточный

уровень

предназначен

для

хорошо

успевающих

учащихся,

применяющих

свои

знания

в

стандартных

ситуациях.

Высокий уровень требует от учащихся более глубоких знаний, умения проявлять

творческие способности. Этот уровень использую для подготовки учащихся к

олимпиадам.

После выполнения контрольной работы провожу

анализ результатов для

устранения пробелов в знаниях учащихся.

Практическую

направленность

курса

физики

осуществляю

через

проведение

демонстрационных

опытов,

фронтальных

экспериментальных

заданий, физических практикумов, исследовательских проектов учащихся, как на

уроках, так и во внеклассной работе.[6]

В преподавании физики использую оборудование «Лаборатория L-микро»,

цифровую

лабораторию

«NOVA» , оборудования

инженерного

класса, которые

переводят демонстрационный физический эксперимент на принципиально новый

уровень именно благодаря применению компьютера в эксперименте, как средство

измерений

при

исследовании

реальных

физических

процессов

и

явлений;

информационно – коммуникационные технологии: обучающие программы нового

поколения «Я сдам ЕГЭ!», видеоуроки; тренажеры по физике «Решение сложных

задач», «Решу ЕГЭ».

Применение

лекционно

зачётной

системы

обучения

позволяет

обучающимся

лучше

усвоить

программу

и

устранить

некоторые

пробелы

в

знаниях

курса

физики

средней

школы.

Эффективность

этой

системы

подтверждается высоким качеством знаний учащихся по физике, успешной сдачей

ЕГЭ.

Литература:

1.

Ю.С.

Куперштейн

Физика

Опорные

конспекты

и

дифференцированные

задачи 9-11 класс. Санкт-Петербург «Сентябрь», 2009

2.

//Первое сентября. Физика. А.М. Марченко, 2006

3.

С.П. Прокофьева, С.С. Меркулова Тесты. Физика 10,11 класс. Москва Центр

тестирования Министерства образования РФ, 2010

4.

Марон

А.Е.

Контрольные

работы

по

физике:

10-11кл.

Москва

«Просвещение», 2014

5.

Кирик Л.А. Самостоятельные и контрольные работы Физика 10: Илекса,

2018 г

6.

В.Ф. Шилов Лабораторные работы в школе и дома. М. «Просвещение», 2006

г



В раздел образования