Напоминание

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ


Автор: Ястребова Елена Владимировна
Должность: директор
Учебное заведение: МБУ ДО СЮТ
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Ястребова Елена Владимировна,

директор,

МБУ ДО СЮТ,

г. Нижний Новгород

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ

ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Одним из приоритетов развития РФ является переход от преимущественно

сырьевой

направленности

экспорта

к

созданию

инновационной

экономики,

основанной

на

современных

высоких

технологиях.

Сфера

образования

не

может

оставаться

в

стороне

от

реализации

стратегических

задач

инновационного

развития.

Подготовка

интеллектуально

одаренных,

обладающих

широкой

познавательной

мотивацией

обучающихся,

будущего

кадрового потенциала российской высокотехнологичной экономики, становится

приоритетной задачей системы образования. Особую роль в решении этой

задачи играет современное дополнительное образование, функционирующее,

как платформа разностороннего развития личности ребенка.

Закон

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

закрепил

статус

дополнительного

образования,

сформулировал

ответственность

субъектов

Федерации

за

его

развитие.

Указы

Президента

Российской

Федерации

сформулировали

задачи

по

увеличению

охвата

детей

дополнительным

образованием и определили, что к 2020 году до 75 процентов детей от 5 до 18

лет должны быть охвачены программами дополнительного образования.

С

целью

расширения

возможностей

дополнительного

образования,

разностороннего

развития,

социальной

адаптации

и

самореализации

подрастающего

поколения,

удовлетворения

потребностей

семей,

интересов

государства

и

общества

Министерством

образования

РФ

разработана

«Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

в

Российской

Федерации». Данный

документ

определяет

векторы

развития

системы

дополнительного образования детей до 2020 года и включает базовые принципы

совершенствования системы дополнительного образования детей, обеспечение

доступности услуг дополнительного образования для всех групп детей, в том

числе требующих особого внимания государства и общества.

Среди многообразия направленностей дополнительного образования детей

наибольшими

возможностями

по

формированию

интереса

обучающихся

к

основам

инженерных

специальностей

обладают

дополнительные

общеобразовательные

общеразвивающие

программы

техниче ской

направленности.

С

1918

года

в

Советском

Союзе

начала

создаваться

государственная

система

внешкольного

воспитания

и

обучения

с

различными

творческими

направлениями, в том числе и в технической области. За короткое время была

образована

широкая

сеть

станций

юных

техников,

центров

технического

творчества,

клубов

по

месту

жительства,

технических

кружков

в

образовательных учреждениях.

В современной России наряду с развивающейся системой кванториумов

удалось

сохранить

и

многие

традиции

советского

прошлого.

Детские

объединения

в

которых

реализуются

образовательные

программы

по

авто-,

судо-

и

авиамоделированию

по

прежнему

пользуются

большим

спросом

обучающихся.

Выступая в качестве одного из компонентов единого образовательного

пространства

Советского

района

города

Нижнего

Новгорода,

МБУ

ДО

«Станция юных техников» обладает широким диапазоном выбора ребенком

направлений

и

видов

творчества

и,

откликаясь

на

требования

времени,

выполняет

миссию

отвлечения

детей

и

подростков

от

асоциальных

форм

поведения, обеспечивает для них реальную возможность выбора социально

приемлемых

точек

приложения

своей

энергии,

выбора

и

ориентации

в

различных

профессиональных

средах.

Являясь

одним

из

немногих

образовательных учреждений в Советском районе, занимающихся техническим

творчеством,

учреждение

обеспечивает

занятость

мальчиков-подростков

по

многим видам технического творчества (начальное техническое моделирование,

авиа-, авто-, судомоделирование) и помогает в допрофессиональной подготовке

детей. Наряду с традиционными направлениями технического творчества детей

в

учреждении

созданы

творческие

объединения

декоративно-прикладной

направленности, пользующиеся устойчивым спросом в социуме. В них дети

получают представления о различных видах ремесла, соприкасаются с историей

ремесел, определяют свои собственные склонности и способности, создают

неповторимые уникальные изделия, организуют и участвуют в профильных

мероприятиях,

изучают

культурные

традиции.

Образовательные

услуги

в

области дошкольного воспитания несут функцию адаптации детей к УДО и

пользуются устойчивым интересом у детей и родителей, так как охватывают

контингент, как детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения

так и детей, не имеют возможности посещать детский сад. Наши обучающиеся

участвуют

в

областных,

городских,

региональных

выставках

и

конкурсах,

соревнованиях и являются лауреатами и дипломантами этих мероприятий.

Станция стала центром технического творчества района, организатором

районных соревнований по начальному техническому моделированию «Три

стихии», открытых авто- и авиамодельных соревнований на кубок Советского

района, «Чкаловские крылья», выставок технического творчества «Творчество

юных - любимому городу».

МБУ

ДО

СЮТ

ведёт

большую

методическую

и

научно-методическую

работу

по

направлению

технического

творчества.

В

рамках

единого

образовательного

пространства

в

районе

проводятся

профильные

массовые

мероприятия:

выставки,

конкурсы,

соревнования

на

базе

ОУ

района;

организуются обучающие семинары, мастер-классы для учителей и педагогов

ДО района и города.

В последние годы система дополнительного образования детей в России

претерпевает

существенные

трансформации,

вызванные

как

изменением

форматов

современного

образования

в

мире,

так

и

динамикой

научно-

технического прогресса в целом. Вызовы времени требуют разумного сочетания

новых и доказавших свою эффективность форм дополнительного образования

технической направленности.

Библиографический список

1. Никулин, С. К. Системный подход к развитию научно-технического

творчества учащихся в учреждениях дополнительного образования России: дис.

док. пед. наук: 13.00.01. – Москва, 2005 -395 с.



В раздел образования