Автор: Ястребова Елена Владимировна
Должность: директор
Учебное заведение: МБУ ДО СЮТ
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
Раздел: дополнительное образование
Ястребова Елена Владимировна,
директор,
МБУ ДО СЮТ,
г. Нижний Новгород
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
Одним из приоритетов развития РФ является переход от преимущественно
сырьевой
направленности
экспорта
к
созданию
инновационной
экономики,
основанной
на
современных
высоких
технологиях.
Сфера
образования
не
может
оставаться
в
стороне
от
реализации
стратегических
задач
инновационного
развития.
Подготовка
интеллектуально
одаренных,
обладающих
широкой
познавательной
мотивацией
обучающихся,
будущего
кадрового потенциала российской высокотехнологичной экономики, становится
приоритетной задачей системы образования. Особую роль в решении этой
задачи играет современное дополнительное образование, функционирующее,
как платформа разностороннего развития личности ребенка.
Закон
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
закрепил
статус
дополнительного
образования,
сформулировал
ответственность
субъектов
Федерации
за
его
развитие.
Указы
Президента
Российской
Федерации
сформулировали
задачи
по
увеличению
охвата
детей
дополнительным
образованием и определили, что к 2020 году до 75 процентов детей от 5 до 18
лет должны быть охвачены программами дополнительного образования.
С
целью
расширения
возможностей
дополнительного
образования,
разностороннего
развития,
социальной
адаптации
и
самореализации
подрастающего
поколения,
удовлетворения
потребностей
семей,
интересов
государства
и
общества
Министерством
образования
РФ
разработана
«Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
в
Российской
Федерации». Данный
документ
определяет
векторы
развития
системы
дополнительного образования детей до 2020 года и включает базовые принципы
совершенствования системы дополнительного образования детей, обеспечение
доступности услуг дополнительного образования для всех групп детей, в том
числе требующих особого внимания государства и общества.
Среди многообразия направленностей дополнительного образования детей
наибольшими
возможностями
по
формированию
интереса
обучающихся
к
основам
инженерных
специальностей
обладают
дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы
техниче ской
направленности.
С
1918
года
в
Советском
Союзе
начала
создаваться
государственная
система
внешкольного
воспитания
и
обучения
с
различными
творческими
направлениями, в том числе и в технической области. За короткое время была
образована
широкая
сеть
станций
юных
техников,
центров
технического
творчества,
клубов
по
месту
жительства,
технических
кружков
в
образовательных учреждениях.
В современной России наряду с развивающейся системой кванториумов
удалось
сохранить
и
многие
традиции
советского
прошлого.
Детские
объединения
в
которых
реализуются
образовательные
программы
по
авто-,
судо-
и
авиамоделированию
по
прежнему
пользуются
большим
спросом
обучающихся.
Выступая в качестве одного из компонентов единого образовательного
пространства
Советского
района
города
Нижнего
Новгорода,
МБУ
ДО
«Станция юных техников» обладает широким диапазоном выбора ребенком
направлений
и
видов
творчества
и,
откликаясь
на
требования
времени,
выполняет
миссию
отвлечения
детей
и
подростков
от
асоциальных
форм
поведения, обеспечивает для них реальную возможность выбора социально
приемлемых
точек
приложения
своей
энергии,
выбора
и
ориентации
в
различных
профессиональных
средах.
Являясь
одним
из
немногих
образовательных учреждений в Советском районе, занимающихся техническим
творчеством,
учреждение
обеспечивает
занятость
мальчиков-подростков
по
многим видам технического творчества (начальное техническое моделирование,
авиа-, авто-, судомоделирование) и помогает в допрофессиональной подготовке
детей. Наряду с традиционными направлениями технического творчества детей
в
учреждении
созданы
творческие
объединения
декоративно-прикладной
направленности, пользующиеся устойчивым спросом в социуме. В них дети
получают представления о различных видах ремесла, соприкасаются с историей
ремесел, определяют свои собственные склонности и способности, создают
неповторимые уникальные изделия, организуют и участвуют в профильных
мероприятиях,
изучают
культурные
традиции.
Образовательные
услуги
в
области дошкольного воспитания несут функцию адаптации детей к УДО и
пользуются устойчивым интересом у детей и родителей, так как охватывают
контингент, как детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения
так и детей, не имеют возможности посещать детский сад. Наши обучающиеся
участвуют
в
областных,
городских,
региональных
выставках
и
конкурсах,
соревнованиях и являются лауреатами и дипломантами этих мероприятий.
Станция стала центром технического творчества района, организатором
районных соревнований по начальному техническому моделированию «Три
стихии», открытых авто- и авиамодельных соревнований на кубок Советского
района, «Чкаловские крылья», выставок технического творчества «Творчество
юных - любимому городу».
МБУ
ДО
СЮТ
ведёт
большую
методическую
и
научно-методическую
работу
по
направлению
технического
творчества.
В
рамках
единого
образовательного
пространства
в
районе
проводятся
профильные
массовые
мероприятия:
выставки,
конкурсы,
соревнования
на
базе
ОУ
района;
организуются обучающие семинары, мастер-классы для учителей и педагогов
ДО района и города.
В последние годы система дополнительного образования детей в России
претерпевает
существенные
трансформации,
вызванные
как
изменением
форматов
современного
образования
в
мире,
так
и
динамикой
научно-
технического прогресса в целом. Вызовы времени требуют разумного сочетания
новых и доказавших свою эффективность форм дополнительного образования
технической направленности.
Библиографический список
1. Никулин, С. К. Системный подход к развитию научно-технического
творчества учащихся в учреждениях дополнительного образования России: дис.
док. пед. наук: 13.00.01. – Москва, 2005 -395 с.