Напоминание

"Здоровьесберегающая среда как модель современного образовательного процесса в средней школе"


Автор: Клеков Виктор Алексеевич
Должность: преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: ГБОУ кадетская школа Санкт-Петербурга
Населённый пункт: город Павловск, Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающая среда как модель современного образовательного процесса в средней школе"
Раздел: полное образование





Назад




Клеков Виктор Алексеевич

преподаватель-организатор ОБЖ

ГБОУ кадетская школа Санкт-Петербурга,

г. Санкт-Петербург (г. Павловск)

«Здоровьесберегающая среда как модель современного образовательного

процесса в средней школе».

Аннотация.

Статья

предназначена

для

руководителей

и

педагогического

состава

о б р а зо ват е льны х

у ч р е жд е ний.

В

с т ат ье

пр ед с т а вле на

м од е л ь

здоровьесберегающей

среды

как

вариант

в

решении

проблемы

ухудшения

здоровья учащихся.

Ключевые слова.

Здоровье с берегающая

среда,

здоровье

уч еника,

л е ч е б н о -

профилактическое

оздоровление,

здоровьесберегающий

образовательный

процесс.

Здоровье

ученика

средней

школы

сегодня

стоит

перед

нами

как

важнейшая государственная задача. За последние 3-5 лет в печати хорошо

поднята эта проблема: много публикаций , подходов и вариантов решения этой

задачи. Научная педагогическая мысль приходит к единому заключению, что

«…здоровье

ребенка

формируется

в

школе!».

К

сожалению,

мы

имеем

сегодня

неопровержимые

факты,

что

среди

выпускников

образовательных

учреждений только 8-10% считаются полностью здоровыми. Как же поднять

уровень

здоровья

школьников

ны

выходе

из

школы,

не

потеряв

при

этом

качество обученности детей? Возможно дело в коренном пересмотре процесса

образования в школе и той среды где формируется ребенок с первого по 11

класс.

На мой взгляд, учебный процесс должен сформировать у школьника три

качественные

характеристики

здоровья: физическое,

умственное

и

психологическое

здоровье.

И

основой

(платформой)

образовательного

процесса должна стать здоровьесберегающая среда. Вроде бы и просто все

представляется, но на практике не достигаются спланированные результаты.

Может быть в целом, в этой комплексной работе, есть противоречия которые и

мешают нам достичь желаемое. Возможно перед планированием этой работы

нужно еще раз уточнить целевые установки и планируемый результат иначе нас

настигнут объективные противоречия. Вот такие противоречия:

- не четкая, не ясная поставленная цель – не даст желаемого конечного

результата;

-

высокие

(государственнные)

требования

к

школе

не

достаточное

обеспечение (мат/техн) учебного процесса;

-

высокие

цели

педколлектива

не

достаточная

мотивация

учителей

(качество).

Я попытаюсь сформировать модель здоровьесберегающей среды и

представить основные элементы этой среды как системы.

Цель: создание условий здоровьесберегающей среды образовательной

деятельности

на

входе,

а

на

выходе

выпуск

здорового

и

грамотного

выпускника.

Задачи: сформировать составляющие компоненты здоровьесберегающей среды

как

направления

образовательного

процесса.

Эти

компоненты

можно

представить из пяти блоков:

1.

Лечебно-профилактическое оздоровление учеников.

2.

Здоровьесберегающий образовательный процесс.

3.

Информационно-консультативная работа.

4.

Психолого-терапевтическая работа.

5.

Внутришкольная среда (кадровый компонент).

Рассмотрим сущность каждого из этих блоков как содержание деятельности

всех звеньев образовательного процесса..

1.

Лечебно-профилактическое оздоровление школьников.

- диспансеризация учеников (плановая, регулярная, продуманная по сезонам и

времени);

- оздоровительная зарядка (не переменах – 2-3-мин.);

- физкульт-разминки во время уроков (обязательные);

- сбалансирование питание;

- оздоровительный труд учеников в школе (уборка листьев, посадка растений,

детские субботники).

2.

Здоровьесберегающий образовательный процесс.

- проектные технологии (модульное обучение);

- разноуровневое обучение (учет лидеров и отстающих);

- групповое взаимообучение (проектные или исследовательские направления);

-

рациональное

расписание

(пятидневка,

шестидневка,

укороченные

или

удлинненые уроки).

3.

Информационно-консультативная работа.

-

привлечение

специалистов

в

учебный

процесс

(врачей,

психологов,

наркологов);

- наличие информационных стендов (без нарушений этических норм..);

- профилактические консультации врачей и психологов ( свободный доступ в

определенные дни и часы);

- проведение диагностик развития ребенка (дополнения к диспансеризации.)

4.

Психолого-терапевтическая работа.

- психологические тренинги здоровья;

- индивидуальные психологические консультации;

-формирование

групп

по

интересам

и

эмоциональному

состоянию

(формирование навыковобщения и положительных эмоций);

- консультационная работа с родителями.

5.

Внутришкольная среда (кадровый компонент).

- подбор компетентный состав учителей;

- мониторинги «элементов оздоровительной среды»;

- создание творческие группы («ЗОЖ», «Здоровье», «Культура» и др.).

Важно

понимать

и

представлять

результат

процесса,

который

будет

длиться с 1-го по 11 класс. Важно определить критерии этой деятельности.

Как

итог

эффективности

и

результативности

здоровьесберегающей

деятельности

педагогического

коллектива

и

администрации

школы

можно

представить следующие примерные показатели (критерии):

снижение заболеваемости детей;

повышение общей успеваемости;

снижение стрессовых срывов учеников;

положительные изменения в поведении учащихся;

повышение умственной способности и концентрации учащихся;

повышение интереса детей к здоровому образу жизни.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании».

2. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии

населения».

3. Основы безопасной жизнедеятельности. Журнал №1–12, – 2006 г.

4. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе /авт.-

сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. – 2009.

5. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и пси-

хология здоровья в школе/Н.К. Смирнов. – М.АРКТИ, – 2003. – 270 с.

6. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей:

Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, – 2005.

7. Тишковец Л.П. Здоровьесберегающая деятельность школы: «Школа

здоровья» №404.



В раздел образования