Автор: Клеков Виктор Алексеевич
Должность: преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: ГБОУ кадетская школа Санкт-Петербурга
Населённый пункт: город Павловск, Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающая среда как модель современного образовательного процесса в средней школе"
Раздел: полное образование
Клеков Виктор Алексеевич
преподаватель-организатор ОБЖ
ГБОУ кадетская школа Санкт-Петербурга,
г. Санкт-Петербург (г. Павловск)
«Здоровьесберегающая среда как модель современного образовательного
процесса в средней школе».
Аннотация.
Статья
предназначена
для
руководителей
и
педагогического
состава
о б р а зо ват е льны х
у ч р е жд е ний.
В
с т ат ье
пр ед с т а вле на
м од е л ь
здоровьесберегающей
среды
как
вариант
в
решении
проблемы
ухудшения
здоровья учащихся.
Ключевые слова.
Здоровье с берегающая
среда,
здоровье
уч еника,
л е ч е б н о -
профилактическое
оздоровление,
здоровьесберегающий
образовательный
процесс.
Здоровье
ученика
средней
школы
сегодня
стоит
перед
нами
как
важнейшая государственная задача. За последние 3-5 лет в печати хорошо
поднята эта проблема: много публикаций , подходов и вариантов решения этой
задачи. Научная педагогическая мысль приходит к единому заключению, что
«…здоровье
ребенка
формируется
в
школе!».
К
сожалению,
мы
имеем
сегодня
неопровержимые
факты,
что
среди
выпускников
образовательных
учреждений только 8-10% считаются полностью здоровыми. Как же поднять
уровень
здоровья
школьников
ны
выходе
из
школы,
не
потеряв
при
этом
качество обученности детей? Возможно дело в коренном пересмотре процесса
образования в школе и той среды где формируется ребенок с первого по 11
класс.
На мой взгляд, учебный процесс должен сформировать у школьника три
качественные
характеристики
здоровья: физическое,
умственное
и
психологическое
здоровье.
И
основой
(платформой)
образовательного
процесса должна стать здоровьесберегающая среда. Вроде бы и просто все
представляется, но на практике не достигаются спланированные результаты.
Может быть в целом, в этой комплексной работе, есть противоречия которые и
мешают нам достичь желаемое. Возможно перед планированием этой работы
нужно еще раз уточнить целевые установки и планируемый результат иначе нас
настигнут объективные противоречия. Вот такие противоречия:
- не четкая, не ясная поставленная цель – не даст желаемого конечного
результата;
-
высокие
(государственнные)
требования
к
школе
–
не
достаточное
обеспечение (мат/техн) учебного процесса;
-
высокие
цели
педколлектива
–
не
достаточная
мотивация
учителей
(качество).
Я попытаюсь сформировать модель здоровьесберегающей среды и
представить основные элементы этой среды как системы.
Цель: создание условий здоровьесберегающей среды образовательной
деятельности
на
входе,
а
на
выходе
–
выпуск
здорового
и
грамотного
выпускника.
Задачи: сформировать составляющие компоненты здоровьесберегающей среды
как
направления
образовательного
процесса.
Эти
компоненты
можно
представить из пяти блоков:
1.
Лечебно-профилактическое оздоровление учеников.
2.
Здоровьесберегающий образовательный процесс.
3.
Информационно-консультативная работа.
4.
Психолого-терапевтическая работа.
5.
Внутришкольная среда (кадровый компонент).
Рассмотрим сущность каждого из этих блоков как содержание деятельности
всех звеньев образовательного процесса..
1.
Лечебно-профилактическое оздоровление школьников.
- диспансеризация учеников (плановая, регулярная, продуманная по сезонам и
времени);
- оздоровительная зарядка (не переменах – 2-3-мин.);
- физкульт-разминки во время уроков (обязательные);
- сбалансирование питание;
- оздоровительный труд учеников в школе (уборка листьев, посадка растений,
детские субботники).
2.
Здоровьесберегающий образовательный процесс.
- проектные технологии (модульное обучение);
- разноуровневое обучение (учет лидеров и отстающих);
- групповое взаимообучение (проектные или исследовательские направления);
-
рациональное
расписание
(пятидневка,
шестидневка,
укороченные
или
удлинненые уроки).
3.
Информационно-консультативная работа.
-
привлечение
специалистов
в
учебный
процесс
(врачей,
психологов,
наркологов);
- наличие информационных стендов (без нарушений этических норм..);
- профилактические консультации врачей и психологов ( свободный доступ в
определенные дни и часы);
- проведение диагностик развития ребенка (дополнения к диспансеризации.)
4.
Психолого-терапевтическая работа.
- психологические тренинги здоровья;
- индивидуальные психологические консультации;
-формирование
групп
по
интересам
и
эмоциональному
состоянию
(формирование навыковобщения и положительных эмоций);
- консультационная работа с родителями.
5.
Внутришкольная среда (кадровый компонент).
- подбор компетентный состав учителей;
- мониторинги «элементов оздоровительной среды»;
- создание творческие группы («ЗОЖ», «Здоровье», «Культура» и др.).
Важно
понимать
и
представлять
результат
процесса,
который
будет
длиться с 1-го по 11 класс. Важно определить критерии этой деятельности.
Как
итог
эффективности
и
результативности
здоровьесберегающей
деятельности
педагогического
коллектива
и
администрации
школы
можно
представить следующие примерные показатели (критерии):
снижение заболеваемости детей;
повышение общей успеваемости;
снижение стрессовых срывов учеников;
положительные изменения в поведении учащихся;
повышение умственной способности и концентрации учащихся;
повышение интереса детей к здоровому образу жизни.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании».
2. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения».
3. Основы безопасной жизнедеятельности. Журнал №1–12, – 2006 г.
4. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе /авт.-
сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. – 2009.
5. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и пси-
хология здоровья в школе/Н.К. Смирнов. – М.АРКТИ, – 2003. – 270 с.
6. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей:
Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, – 2005.
7. Тишковец Л.П. Здоровьесберегающая деятельность школы: «Школа
здоровья» №404.