Напоминание

Опыт гражданско-правового воспитания подростков в городском оздоровительном лагере "Патриот"


Автор: Калабин Альберт Валерьевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детско-юношеский центр"
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Опыт гражданско-правового воспитания подростков в городском оздоровительном лагере "Патриот"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Опыт гражданско-правового воспитания подростков

в городском оздоровительном лагере «Патриот».

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это

формирование

у

молодого

поколения

качеств

гражданина-патриота,

готовности

к

выполнению

гражданского

долга,

конституционных

обязанностей, воспитание чувства любви к своей Родине, к малой родине,

воспитание гордости за свой народ, за тех, кто защищает наше Отечество.

Как показывает опыт работы, одной из наиболее эффективных форм

под гото в к и

под р о с т ко в

к

за щит е

О т еч е с т ва ,

ф о р м и р о в а н и я

гражданственности и патриотизма является оборонно-спортивный лагерь.

Во-первых,

в

таком

лагере

условия

жизнедеятельности

дают

возможность воспитанникам представить себя взрослыми людьми.

Во-вторых,

все

занятия

проводятся

в

игровой

форме

с

активным

привлечением военнослужащих.

В-третьих,

обстановка

лагерной

жизни

способствует

возрастанию

возможностей

для

целенаправленного

систематического

формирования

мировоззрения гражданина и патриота своего Отечества.

В-четвертых, идет процесс выработки навыков и умений, используемых

в дальнейшей жизни.

Одной из форм патриотического воспитания в летний период является

организация и проведение оборонно-спортивного оздоровительного лагеря

(ОСОЛ) на базе клуба по месту жительства.

Была разработана программа «Патриот», адресованная подросткам

в

возрасте от 8 до 14 лет.

Гражданско-патриотическое

воспитание

в

рамках

программы

осуществлялось по нескольким направлениям:

1.

«Я – гражданин своей страны» (образовательно-развивающий);

2.

«Я – будущий воин» (специальная подготовка);

3.

«Я выбираю здоровый образ жизни» (спортивный).

Помимо

этого,

вопросы

гражданско-патриотического

воспитания

оставались приоритетными и раскрывались через содержание учебной и вне

учебной деятельности: в содержании информационных минуток по истории,

географии, основам безопасности жизнедеятельности, физической культуры.

Лагерная смена длилась 18 дней. 30 участников из образовательных

учреждений района были разделены на 2 взвода по 15 человек. Благодаря

постоянному

взаимодействию

взводов

(совместные

мероприятия,

общий

план мероприятий) удалось обеспечить комплексный подход в организации

жизнедеятельности лагеря, что способствовало развитию личностных качеств

подростков, приобретению жизненных навыков. При распределении ребят по

взводам

учитывалось

их

желание,

возраст

с

целью

организации

отрядов

имеющих равные возможности, чтобы каждый ребенок смог реализовать

свои

знания,

умения

и

навыки,

принимая

личное

участие

в

различных

мероприятиях лагеря.

Каждый новый день начинался с построения, сдачи рапорта, исполнения

Гимна

Российской

Федерации.

Первая

половина

дня

была

посвящена

изучению

основ

начальной

военной

подготовки

(знакомство

с

историей

Российской

армии,

знакомство

с

присягой

военнослужащих,

воинскими

званиями, родами войск, отработка строевой подготовки, сборка-разборка

автомата),

после

полуденного

отдыха

начинались

соревнования

между

взводами.

Курсанты

ежедневно

участвовали

в

спортивно-военизированных

мероприятиях, по результатам которых получают поощрение в виде звёзд

различных величин и цветов.

По мере накопления звёзд, присваивались звания «младший сержант»,

«сержант», «старший сержант», «прапорщик», «младший лейтенант».

Между

взводами

шло

соревнование

по

участию

в

различных

мероприятиях, результаты которого отражались на стенде «Салют побед».

Для соблюдения принципа наглядности на стенах холла КМЖ «Хобби»

были расположены стенды по следующим тематикам:

1.«Наши командиры» - фотографии командиров ОСОЛа, воспитателей,

педагогов дополнительного образования.

2. «Информация о лагере» - название ОСОЛ, названия взводов, песня,

девиз, устав, «кодекс чести» курсантов.

3. «Боевой путь» - план мероприятий.

4.«Салют побед» - результаты соревнований между взводами.

5. «Фейерверк настроения» - результаты изменения настроения в ходе

смены.

Кроме того, в ходе смены ребята работали над созданием музея спорта,

изучали биографии знаменитых воинов-спортсменов уральцев и работали

над оформлением стенда «Аллея Славы».

В холле находилась тумбочка дневального, за которой дежурный нес

вахту.

На

стенах

коридора

были

расположены

плакаты,

демонстрирующие

принципы

строевой

подготовки,

сборки-разборки

оружия,

правила

поведения.

Так как основная масса участников лагеря «Патриот» формировалась из

ребят, занимающихся в КМЖ «Хобби» в течение учёбного года, то выявилась

группа активистов, составивших органы самоуправления: начальника штаба,

его заместителя, коменданта и командиров первого и второго взводов. Эти

подростки

стали

хорошими

помощниками

воспитателям

в

организации

жизнедеятельности лагеря. Появились в лагере и свои традиции: экскурсии в

в/ч №5425, посещение РОСТО ДОСААФ, просмотр фильмов патриотической

направленности, соревнования между взводами и другие.

В рамках реализации программы «Патриот» особое внимание уделялось

мероприятиям

физкультурно-спортивной

направленности.

Так,

были

организованы

и

проведены

соревнования

по

Восточному

Боевому

Единоборству

дисциплине

Кобудо;

первенство

лагеря

по

футболу,

настольному теннису; соревнование «Веселые старты»; военно-спортивная

игра

«Зарница».

Ребята

приняли

участие

в

Спартакиаде

среди

оздоровительных отрядов Ленинского района.

Участие

в

соревнованиях

чередовалось

с

культурно-массовыми

мероприятиями:

викторина «Символы России»;

игра «Правила движения достойны уважения»;

участие в районном мероприятии «Старт-тинейджер»;

конкурс рисунков на асфальте в парке Чкалова.

Были

проведены

мероприятия,

направленные

на

формирование

у

подростков качеств гражданина-патриота: систематическая работа с в\ч №

5425; с РОСТО ДОСААФ; создание Музея боевой славы; выпуск боевых

листков с обязательным размещением исторических справок; оформление

Ленты

«Шаги

Великой

Победы»;

участие

в

вахте

памяти

и

митинге,

посвящённом 22 июня.

Эффективность

данной

формы

военно-патриотического

воспитания

заключалась

в

том,

что

ребята

привлекались

к

систематическим

физкультурным занятиям; у ребят строгий распорядок дня и быта; была

разработана система занятий, которая предусматривала постоянную смену

деятельности, переключение с одного вида на другой; вся обстановка в лагере

дисциплинировала

ребят;

прикладные

знания

по

довоенной

подготовк

отрабатывались на уровне умений.

Обстановка

в

лагере

способствовала

постоянному

педагогическому

воздействию

на

подростка,

давала

возможность

целенаправленно

формировать компетенцию гражданственности, навыки будущего воина.

Калабин Альберт Валерьевич

05.04.1974 г.р.

МБУ ДО «Детско-юношеский центр»

620014 г.Екатеринбург ул.Добролюбова 2а



В раздел образования