Автор: Калабин Альберт Валерьевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детско-юношеский центр"
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Опыт гражданско-правового воспитания подростков в городском оздоровительном лагере "Патриот"
Раздел: дополнительное образование
Опыт гражданско-правового воспитания подростков
в городском оздоровительном лагере «Патриот».
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это
формирование
у
молодого
поколения
качеств
гражданина-патриота,
готовности
к
выполнению
гражданского
долга,
конституционных
обязанностей, воспитание чувства любви к своей Родине, к малой родине,
воспитание гордости за свой народ, за тех, кто защищает наше Отечество.
Как показывает опыт работы, одной из наиболее эффективных форм
под гото в к и
под р о с т ко в
к
за щит е
О т еч е с т ва ,
ф о р м и р о в а н и я
гражданственности и патриотизма является оборонно-спортивный лагерь.
Во-первых,
в
таком
лагере
условия
жизнедеятельности
дают
возможность воспитанникам представить себя взрослыми людьми.
Во-вторых,
все
занятия
проводятся
в
игровой
форме
с
активным
привлечением военнослужащих.
В-третьих,
обстановка
лагерной
жизни
способствует
возрастанию
возможностей
для
целенаправленного
систематического
формирования
мировоззрения гражданина и патриота своего Отечества.
В-четвертых, идет процесс выработки навыков и умений, используемых
в дальнейшей жизни.
Одной из форм патриотического воспитания в летний период является
организация и проведение оборонно-спортивного оздоровительного лагеря
(ОСОЛ) на базе клуба по месту жительства.
Была разработана программа «Патриот», адресованная подросткам
в
возрасте от 8 до 14 лет.
Гражданско-патриотическое
воспитание
в
рамках
программы
осуществлялось по нескольким направлениям:
1.
«Я – гражданин своей страны» (образовательно-развивающий);
2.
«Я – будущий воин» (специальная подготовка);
3.
«Я выбираю здоровый образ жизни» (спортивный).
Помимо
этого,
вопросы
гражданско-патриотического
воспитания
оставались приоритетными и раскрывались через содержание учебной и вне
учебной деятельности: в содержании информационных минуток по истории,
географии, основам безопасности жизнедеятельности, физической культуры.
Лагерная смена длилась 18 дней. 30 участников из образовательных
учреждений района были разделены на 2 взвода по 15 человек. Благодаря
постоянному
взаимодействию
взводов
(совместные
мероприятия,
общий
план мероприятий) удалось обеспечить комплексный подход в организации
жизнедеятельности лагеря, что способствовало развитию личностных качеств
подростков, приобретению жизненных навыков. При распределении ребят по
взводам
учитывалось
их
желание,
возраст
с
целью
организации
отрядов
имеющих равные возможности, чтобы каждый ребенок смог реализовать
свои
знания,
умения
и
навыки,
принимая
личное
участие
в
различных
мероприятиях лагеря.
Каждый новый день начинался с построения, сдачи рапорта, исполнения
Гимна
Российской
Федерации.
Первая
половина
дня
была
посвящена
изучению
основ
начальной
военной
подготовки
(знакомство
с
историей
Российской
армии,
знакомство
с
присягой
военнослужащих,
воинскими
званиями, родами войск, отработка строевой подготовки, сборка-разборка
автомата),
после
полуденного
отдыха
начинались
соревнования
между
взводами.
Курсанты
ежедневно
участвовали
в
спортивно-военизированных
мероприятиях, по результатам которых получают поощрение в виде звёзд
различных величин и цветов.
По мере накопления звёзд, присваивались звания «младший сержант»,
«сержант», «старший сержант», «прапорщик», «младший лейтенант».
Между
взводами
шло
соревнование
по
участию
в
различных
мероприятиях, результаты которого отражались на стенде «Салют побед».
Для соблюдения принципа наглядности на стенах холла КМЖ «Хобби»
были расположены стенды по следующим тематикам:
1.«Наши командиры» - фотографии командиров ОСОЛа, воспитателей,
педагогов дополнительного образования.
2. «Информация о лагере» - название ОСОЛ, названия взводов, песня,
девиз, устав, «кодекс чести» курсантов.
3. «Боевой путь» - план мероприятий.
4.«Салют побед» - результаты соревнований между взводами.
5. «Фейерверк настроения» - результаты изменения настроения в ходе
смены.
Кроме того, в ходе смены ребята работали над созданием музея спорта,
изучали биографии знаменитых воинов-спортсменов уральцев и работали
над оформлением стенда «Аллея Славы».
В холле находилась тумбочка дневального, за которой дежурный нес
вахту.
На
стенах
коридора
были
расположены
плакаты,
демонстрирующие
принципы
строевой
подготовки,
сборки-разборки
оружия,
правила
поведения.
Так как основная масса участников лагеря «Патриот» формировалась из
ребят, занимающихся в КМЖ «Хобби» в течение учёбного года, то выявилась
группа активистов, составивших органы самоуправления: начальника штаба,
его заместителя, коменданта и командиров первого и второго взводов. Эти
подростки
стали
хорошими
помощниками
воспитателям
в
организации
жизнедеятельности лагеря. Появились в лагере и свои традиции: экскурсии в
в/ч №5425, посещение РОСТО ДОСААФ, просмотр фильмов патриотической
направленности, соревнования между взводами и другие.
В рамках реализации программы «Патриот» особое внимание уделялось
мероприятиям
физкультурно-спортивной
направленности.
Так,
были
организованы
и
проведены
соревнования
по
Восточному
Боевому
Единоборству
дисциплине
Кобудо;
первенство
лагеря
по
футболу,
настольному теннису; соревнование «Веселые старты»; военно-спортивная
игра
«Зарница».
Ребята
приняли
участие
в
Спартакиаде
среди
оздоровительных отрядов Ленинского района.
Участие
в
соревнованиях
чередовалось
с
культурно-массовыми
мероприятиями:
викторина «Символы России»;
игра «Правила движения достойны уважения»;
участие в районном мероприятии «Старт-тинейджер»;
конкурс рисунков на асфальте в парке Чкалова.
Были
проведены
мероприятия,
направленные
на
формирование
у
подростков качеств гражданина-патриота: систематическая работа с в\ч №
5425; с РОСТО ДОСААФ; создание Музея боевой славы; выпуск боевых
листков с обязательным размещением исторических справок; оформление
Ленты
«Шаги
Великой
Победы»;
участие
в
вахте
памяти
и
митинге,
посвящённом 22 июня.
Эффективность
данной
формы
военно-патриотического
воспитания
заключалась
в
том,
что
ребята
привлекались
к
систематическим
физкультурным занятиям; у ребят строгий распорядок дня и быта; была
разработана система занятий, которая предусматривала постоянную смену
деятельности, переключение с одного вида на другой; вся обстановка в лагере
дисциплинировала
ребят;
прикладные
знания
по
довоенной
подготовк
отрабатывались на уровне умений.
Обстановка
в
лагере
способствовала
постоянному
педагогическому
воздействию
на
подростка,
давала
возможность
целенаправленно
формировать компетенцию гражданственности, навыки будущего воина.
Калабин Альберт Валерьевич
05.04.1974 г.р.
МБУ ДО «Детско-юношеский центр»
620014 г.Екатеринбург ул.Добролюбова 2а