Автор: Валерия Олеговна Жаровская
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБУДО "ДООспЦ"
Населённый пункт: город Владимир
Наименование материала: Статья
Тема: КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ "ВМЕСТЕ – МЫ СИЛА!"
Раздел: дополнительное образование
УДК 159.99.
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО
ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
В СЕМЬЯХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ И ИХ
РОДИТЕЛЕЙ «ВМЕСТЕ – МЫ СИЛА!»
Автор
Жаровская Валерия Олеговна
Научный руководитель
к.п.н., доцент Черкасова И.П.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детский оздоровительно - образовательный социально - педагогический центр»
(ДООспЦ),г. Владимир, Россия
Аннотация: Статья посвящена изучению способов решения конфликтных ситуаций
между подростками с девиантным поведением и их родителями и установлению между
ними
тесных
эмоциональных
и
доверительных
отношений.
Автор
представил
разработанную программу по гармонизации детско - родительских взаимоотношений в
семьях подростков с девиантным поведением и их родителей «Вместе – мы сила!».
Ключевые слова: подростки с девиантным поведением и их родители,
гармонизация детско - родительских взаимоотношений.
CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL PROGRAM FOR THE
HARMONIZATION OF PARENT – CHILD RELATIONSHIPS IN THE
FAMILIES OF ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR AND THEIR
PARENTS " TOGETHER - WE ARE POWER!»
Author
Zharovskaya Valeria Olegovna
Scientific adviser
Associate Professor of Pedagogics, Lecturer, Cherkasova I.P.
Municipal budget institution additional education
"Children's health and educational social and pedagogical center " (DOOspC),
Vladimir, Russian Federation.
Resume: The article is devoted to the study of ways to solve conflict situations between
adolescents with deviant behavior and their parents and the establishment of close emotional and
trusting relationships between them. The author presented the developed program for the
harmonization of parent - child relationships in the families of adolescents with deviant behavior
and their parents "Together - we are power!".
Key words:
adolescents with deviant behavior and their parents, harmonization of parent
- child relationships.
Углубленное
изучение
темы
взаимодействия
подростков
и
взрослых
является актуальным во всем мире и во все времена и необходимо для того,
чтобы получать новые знания и находить нетрадиционные способы решения
конфликтных ситуаций между подростками с девиантным поведением и их
родителями, а также установлению между ними тесных эмоциональных и
доверительных отношений.
Многие причины девиантных форм поведения подростков кроются в
семейных отношениях ребенка с родителями. Анализ семейных ситуаций в
группе помогает взглянуть на себя со стороны, тем самым лучше понять свое
поведение, собственный стереотип воспитания, свои отношения с ребенком -
подростком.
Авторская программа «Вместе - мы сила!» представляет собой новую
психокоррекционную
модель
-
совмещение
ролевой
игры,
телесно
–
ориентированной
терапии
и
тренинга.
Программа
обладает
четкой
структурой и содержанием занятий, удобным для организации тренинговой
работы, содержит конспекты занятий, направленных на гармонизацию детско
–
родительских
взаимоотношений
в
семьях
подростков
с
девиантным
поведением и их родителей.
Программа
рассчитана
на
подростков
14-
17
лет
и
их
родителей,
минимальная
численность
группы
–
8
человек,
максимальная
–
10-12
человек. Работа осуществляется в паре: подросток - родитель.
Занятия проводятся 1 раз в неделю при условии постоянства времени и
места.
Перед
первым
и
последним
занятием
тренинга
-
проведение
психологической диагностики участников тренинга.
Продолжительность занятия - 90 минут (1ч.30 мин) - 115 мин (1ч.55
мин).
2
Ц е л ь
п р о г р а м м ы :
Га рм о н и з а ц и я
д е т с ко
-
р о д и т е л ь с к и х
взаимоотношений через формирование культуры переживаний и выражения
своих чувств.
Задачи
программы:
обучение
подростков
и
их
родителей
навыкам
распознавания
эмоций
и
чувств,
контроля
за
своим
эмоциональным
состоянием, в т.ч. гневом; обучение навыкам бесконфликтного поведения
подростков
с
родителями;
оптимизация
эмоциональных
отношений
подростка
с
родителем:
выработка
механизмов
эмпатии,
сочувствия
и
доверия
друг
к
другу
и
окружающим
людям,
развитие
умения
взаимодействовать;
создание
положительного
эмоционального
фона
в
различных
видах
деятельности
подростка,
снятие
эмоционального
напряжения во взаимодействии между подростками с формами девиантного
поведения и их родителями.
Планируемые
результаты:
осознанность
неконструктивного
характера
ряда
своих
отношений,
поведенческих
и
эмоциональных
стереотипов
у
подростков с девиантными формами поведения и их родителей; усвоение
навыков и форм конструктивного и эффективного взаимодействия между
подростками и их родителями; использование подростками и их родителями
новых форм адаптивного поведения в условиях коррекционного пространства
и впоследствии за его пределами.
В структуре тренинговых занятий используются разнообразные формы и
методы
работы:
работа
в
парах;
работа
в
малых
группах;
дискуссия;
психологическая игра; ролевое проигрывание ситуаций; арттерапевтические
техники;
методы
из
телесно
-
ориентированной
терапии;
аутотренинг;
дыхательная гимнастика.
Тренинговое занятие включает в себя: ритуал приветствия, разминка,
основное содержание занятия, рефлексия, ритуал прощания.
Методы
диагностики:
методика
диагностики
акцентуаций
характера
(Опросник
К.
Леонгарда
–
Г.
Шмишека);
методика
«Самочувствие,
3
активность, настроение» (САН) (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай,
М.П.
Мирошников);
методика
«Шкала
любви
и
симпатии»
(З.
Рубин,
модификация
Л.Я.
Гозмана
и
Ю.Е.
Алешиной);
методика
«Поведение
родителей
и
отношение
подростков
к
ним»
(ADOR
«Подростки
о
родителях»);
методика
«Шкала
семейной
адаптации
и
сплоченности»
(Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона).
Тематическое планирование к коррекционно - развивающей
программе по гармонизации детско - родительских взаимоотношений в
семьях подростков с девиантным поведением и их родителей
«Вместе – мы сила!»
n
/
n
Название
раздела,
темы
занятия
Цель занятия
Кол
-во
заня
тий
Кол-во
часов
Совместная групповая коррекционная работа с подростками с девиантным
поведением и их родителями
Раздел 1. Ориентировочный этап. Ритуал создания группы – 195 мин /3 часа 15
мин
1
Занятие 1.
«Приятно
познакомитьс
я»
- создание положительной мотивации и
заинтересованности подростков и их родителей в
занятиях; - снятие эмоциональной напряженности
подростков и их родителей: создание атмосферы
защищенности и доверия в группе; - обучение
навыкам сотрудничества и дружелюбия во
взаимоотношениях подростков с родителями; -
учиться акцентировать внимание на своих чувствах,
способствование телесному выражению
напряжения.
1
105
мин/
1ч.45
мин
2
Занятие 2
«Снимем
эмоционально
е напряжение
во
взаимодейств
ии и
сплотимся!»
- развитие навыков сотрудничества и внимательного
отношения друг к другу;
- формирование мотивации, совместной
деятельности;
- способствование снятию мышечных зажимов,
эмоциональной напряженности.
1
90
мин/
1ч.30
мин
3
Занятие 3.
«Учимся
навыкам
распознавани
я эмоций и
- введение в работу, создание атмосферы группового
доверия и принятия;
- формирование мотивации совместной
деятельности;
- снятие мышечного, эмоционального напряжения;
1
105 ми/
1ч.45м
4
чувств»
мышечная релаксация.
4
Занятие 4.
«Условия
бесконфликтн
ого общения»
- формирование мотивации совместной
деятельности;
- развитие чувства эмпатии, умения распознавать
разные эмоциональные состояния;
- помощь участникам в обозначении условий
бесконфликтного общения;
- снятие мышечного, эмоционального напряжения; -
формирование позитивного эмоционального
состояния участников.
1
100 ми/
1ч.40м
5
Занятие 5.
«Отреагирова
ние гнева в
приемлемой
форме, ч/з
телесные
движ-ия»
- помочь участникам разобраться в своих
негативных эмоциях; - отреагирование гнева в
приемлемой форме, через телесные движения;
- снятие мышечного, эмоционального напряжения; -
формирование позитивного эмоционального
состояния участников.
1
115
мин/
1ч.55
мин
6
Занятие 6.
«Учимся
навыкам
позитивного
общения»
- формирование навыков позитивного общения;
- отреагирование негативных эмоциональных
переживаний;- снятие мышечного, эмоционального
напряжения; - формирование позитивного
эмоционального состояния участников.
1
100 м/
1ч.
40мин
7
Занятие 7.
«Выражаем
разные
чувства с
помощью
тела»
- формирование навыков эффективного
взаимодействия;
- формирование навыков сотрудничества;
- снятие мышечного, эмоционального напряжения;
- формирование позитивного эмоционального
состояния участников.
1
95
мин/
1ч.35
мин
8
Занятие 8.
«Учимся
понимать
друг друга»
- развитие эмпатийного отношения к окружающим,
умения понимать эмоциональные состояния другого
человека; - обучение навыкам контроля и
управления гневом; - обучение навыкам
эффективного взаимодействия (навыкам
бесконфликтного взаимодействия и сотрудничества);
- снятие мышечного, эмоционального напряжения; -
формирование позитивного эмоционального
состояния участников.
1
95
мин/
1ч.35
мин
9
Занятие 9.
«Способы
эффективного
общения»
- обучение эффективным способам общения;
- развитие навыков сотрудничества и доверительных
эмоциональных отношений в паре (подросток –
родитель);
- формирование позитивной самооценки уверенного
поведения; - снятие мышечного, эмоционального
напряжения;
- формирование позитивного эмоционального
состояния участников.
1
95
мин/
1ч.35
мин
1
0
Занятие 10.
«Пути выхода
- развитие интереса и способности к пониманию
своего внутреннего мира и эмоций других людей,
1
95
5
из
конфликтных
ситуаций»
расширение багажа знаний об эмоциональных
состояниях; - развитие способности сознавать
причины своего отклоняющегося поведения, поиск
путей выхода из конфликтных ситуаций;
- развитие навыков сотрудничества и доверительных
эмоциональных отношений в паре (подросток –
родитель); - снятие мышечного, эмоционального
напряжения; - формирование позитивного
эмоционального состояния участников.
мин/
1ч.35
мин
1
1
Занятие 11.
«Позитивная
самооценка
уверенного
поведения»
- создание атмосферы группового доверия и
принятия; - обучение эффективным способам
общения; - формирование позитивной самооценки
уверенного поведения; - развитие навыков
сотрудничества и доверительных эмоциональных
отношений в паре (подросток – родитель); - снятие
мышечного, эмоционального напряжения; -
установление тесных эмоциональных связей в паре
(подросток- родитель).
1
95
мин/
1ч.35
мин
1
2
Занятие 12.
«Формирован
ие образа
позитивного
будущего»
- способствование осознанию подростками и их
родителями своих внутренних возможностей и
формирование образа позитивного будущего;
- развитие эмпатийного отношения к окружающим,
навыков рефлексии.
1
105
мин/
1ч. 45
мин
В
с
з
а
н
12
1 195
мин/
19ч.
55
мин.
Таким образом, результатом реализации данной программы является
гармонизация
семейных
отношений
в
семьях
подростков
с
девиантными
формами поведения, повышение уровня осознанности реализации себя как
родителя
в
пределах
индивидуальной
психологической
реальности
и
во
взаимодействии со своей семьей.
Данная программа подходит как для семей подростков с девиантным
поведением
и
их
родителей,
так
и
для
обычных
семей
подростков,
где
существуют проблемы во взаимоотношениях (подросток – родитель).
Список литературы
1. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования/
Н.Н. Посысоев.- М.: книга по требованию, 2012.- 328с.
2. Рудакова, И.А. Девиантное поведение/ И.А. Рудакова, О.С. Ситникова,
Н.Ю. Фальчевская.-М.: Феникс, 2016.-160с.
6