Напоминание

Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании технической направленности


Автор: Воротынцева Татьяна Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга "Академический"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании технической направленности
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа

с

одаренными

детьми

в

дополнительном

образовании

технической

направленности

Одаренность – это мера выраженности и качественное своеобразие различных (общих,

интеллектуальных,

специальных

и

т.п.)

способностей,

она

выступает

как

системное

образование в структуре личности и индивидуальности.

Виды одаренности определяются видом деятельности и обеспечивающими её сферами

психики, степенью сформированности, формой и широтой проявлений в различных видах

деятельности, особенностями возрастного развития ребенка.

В настоящее время выделяют следующие виды одаренности:

-

в

практической

деятельности

одаренность

в

ремеслах,

спортивную

и

организационную;

-

в познавательной деятельности – интеллектуальную одаренность различных видов в

зависимости

от

предметного

содержания

деятельности

(одаренность

в

области

естественных, гуманитарных наук, интеллектуальных игр и технической области);

-

в

художественно-эстетической

деятельности

хореографическую,

сценическую

литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность;

- в коммуникативной деятельности – лидерскую или аттрактивную одаренность;

- в духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании

новых духовных ценностей и служении людям.

Каждый

вид

одаренности,

в

том

числе

и

технической

области,

предполагает

одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того

уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.

Дополнительное образование, реализуя образовательные программы разной сложности по

широкому спектру образовательных областей, видов и типов деятельности, способствует

открытию детьми своих способностей и освоению способов их развития. На педагога,

работающего с детьми, ложится большая ответственность: от него в значительной степени

зависят психологический климат в группе, эмоциональный комфорт и успехи ребенка в

той или иной деятельности, и особой проблемой является развитие творческой одаренной

личности.

Для будущих творцов в технической области характерны следующие качества:

- рано овладевают знаниями в избранной сфере;

- проявляют высокий интеллект, хорошую память;

- увлечены своим делом, энергичны;

- демонстрируют свою ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку,

индивидуализм;

- умеют контролировать себя;

- имеют стремление контактировать с другими одаренными людьми, юными и взрослыми;

- умеют извлекать практический опыт и быстро приобретать интеллектуальный опыт.

Для

таких

детей

обучение

должно

быть

особое,

индивидуальное,

направленное

на

развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития.

Учреждения дополнительного образования по положению не осуществляют отбора

одаренных

детей.

Все

дети,

проявляющие

интерес

к

освоению

дополнительных

образовательных

программ

в

определенной

области

знаний,

признаются

способными

априори. Развитие способностей детей обеспечиваются целенаправленными действиями

педагогов по созданию благоприятной для этого среды.

Но в тоже время образовательные учреждения дополнительного образования детей

могут быть эффективно использованы в целях выявления (но не отбора!) одаренных детей

в разных видах деятельности и оказания им помощи в самореализации, само проявлении,

само

актуализации.

Осуществляя

лицензионную

образовательную

деятельность,

учреждения дополнительного образования культивируют творческую индивидуальность

личности

одаренного

ребенка,

всеми

доступными

средствами

способствуя

его

самореализации.

Создание образовательной среды, способствующей полноценному развитию личности

каждого

ребенка

(одаренного

и

с

признаками

одаренности),

его

самоопределению

и

самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижения успеха в

жизни, а также созданию условий для одаренных детей, имеющих особо выдающиеся

достижения в разных предметных областях и сферах жизнедеятельности в том числе и в

технической.

Рассмотрение личностного развития как основополагающей цели обучения и воспитания

одаренных детей, при этом, отбор целей, содержания и форм работы с одаренными детьми

должен

производиться

на

основе

принципов

индивидуализации

и

дифференциации,

позволяющих учитывать индивидуальные и типологические особенности обучающихся.

Обеспечение

непрерывности

развития

одаренного

ребенка

как

по

вертикали

(соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим

особенностям одаренных обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по

горизонтали

(интеграция

разных

типов

образования,

обеспечивающая

повышенный

уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка);

примером

непрерывности

развития

может

являться

подготовка

ребенка,

начиная

с

дошкольного

возраста

(программа

«Lego»),

затем

«начальное

техническое

моделирование», далее – «компьютерные технологии», и завершающим этапом может

быть предпрофессиональная подготовка. На любом этапе обучения возможна интеграция

образовательных программ (комплексные программы).

Создание

важнейшего

компонента

образовательной

среды

информационного

пространства,

нахождение

в

котором

позволит

ребенку

осуществить

выбор

вида

деятельности, ее содержания, способа своего участия в ней.

Разработка новых форм работы с одаренными детьми.

Цель работы с одаренными детьми: в условиях системы дополнительного образования –

создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы

выявления, поддержки и развития одаренных детей.

Задачи:

- создание комплекса диагностических методов, направленных на раннее выявление и

отслеживание развития одаренных детей;

- разработка индивидуальных маршрутов;

-

создание

системы

непрерывного

социально-педагогического

и

психологического

сопровождения;

- подготовка педагогических кадров к работе и внедрение нового опыта в практику работы

учреждений дополнительного образования детей в систему повышения квалификации

педагогов.

Исходя из обозначенных целей и задач, при работе с одаренными детьми можно

выделить основные направления по созданию оптимальных условий для их развития в

системе дополнительного образования в том числе технической направленности:

1.

Создание системы выявления одаренных детей:

-

проведение

психолого-педагогического

исследования

на

начальном

этапе

обучения;

- системное наблюдение, педагогическая диагностика;

- выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований;

- системное диагностирование психологом.

2. Организация учебного процесса:

- разработка и проведение нестандартных занятий;

- включение детей в исследовательскую и проектную деятельность, самостоятель-

ный поиск истины;

- работа с дополнительными источниками информации;

- создание возможности для обдумывания, размышления, высказывания своего

мнения, выполнения нестандартных заданий;

- привлечение к учебному процессу заинтересованных членов семьи ребенка;

- организация участия учащихся в творческих выставках и конкурсах;

- работа детей по усложненным заданиям творческого плана;

3. Развитие творческих способностей учащихся посредством сетевого

взаимодействия (связи учреждений дополнительного образования со школами,

колледжами, техникумами, ВУЗами и т.д.):

- подписание договоров о сотрудничестве со школами, колледжами, техникумами,

ВУЗами, заинтересованными организациями;

- привлечение детей к рационализаторской и изобретательской деятельности;

- организация исследовательской и проектной работы;

- участие детей в детских научно-технических конференциях, соревнованиях,

олимпиадах, конкурсах;

- организация предпрофессионального обучения.

4. Организация общеразвивающих мероприятий:

- участие и организация традиционных мероприятий (праздники, посвящение в

студийцы, выставки творческих работ к знаменательным датам);

- участие в экскурсиях (музеи, учебные заведения, библиотеки и т.д.)

Для успешной работы необходимо:

- осознание важности этой работы каждым членом коллектива учреждения и

усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации

к обучению и творчеству;

- создание и постоянное совершенствование методической системы;

- включение в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогов,

обладающих определенными качествами:

педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующий на

вызов, умеющий воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с

людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с

одаренным

ребенком

должен

быть

направлено

на

оптимальное

развитие

способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным;

педагог

должен

верить

в

собственную

компетентность

и

возможность

решать

возникающие

проблемы.

Он

готов

нести

ответственность

за

последствия

принимаемых решений и одновременно ощущать себя человеком, заслуживающим

доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает

над

пополнением

собственных

знаний,

готов

учиться

у

других

и

заниматься

самообразованием и саморазвитием.

Каждый

одаренный

ребенок

индивидуальность,

требующая

особого

подхода.

Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды. Какие

признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности

могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может выдающимся ученым,

художником, лидером и т.д.? Ответ на этот сложный вопрос простым быть не может.

Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее

ребенка, но до алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов ещё бесконечно

далеко.

Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности ученика помноженная на

мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается

важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что сумел сделать с этим даром,

который у него есть.

Выявление

потенциальной

и

скрытой

одаренности

продиктовано,

прежде

всего,

гуманистическими

соображениями,

желанием

привлечь

внимание

к

большому

числу

детей.

При

понимании

всей

теоретической

сложности

доминирующим

является

стремление не «упустить» ни одного ребенка, требующего внимания педагога.

Заключение

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой

одаренности и способностей, является воспитательная работа на доверии с ними.

Практика

показывает,

что

существуют

проблемы

и

нереализованные

возможности

в

организации

работы

с

одаренными

детьми,

которые

выражаются

в

следующих

противоречиях:

-

между

необходимостью

создания

нормативной

и

учебно-материальной

базой

для

организации работы и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для её

осуществления в дополнительном образовании;

-

между

высокими

требованиями,

предъявляемыми

сегодня

к

обучению

и

развитию

одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им

предоставляются;

- между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и

несоответствием общего уровня культуры;

- между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком

психолого-педагогических знаний педагогов и родителей.

И всё же, работая с одаренными детьми много лет, я прихожу к выводу: очень важно,

чтобы

зерна

детского

таланта

попали

на

благоприятную

почву.

Рядом

с

ребенком

в

нужный

момент

должен

оказаться

умный,

внимательный

наставник,

который

бы

поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудится. Кто как не педагог

сегодня может помочь детям раскрыться. Поэтому в перспективе я планирую продолжать

работу с одаренными детьми.

Гении рождаются раз в сто лет, но талантливых и способных детей много и нельзя

упустить возможности их развития.

Портрет одаренного ребенка

1.

Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2.

Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3.

Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4.

Склонен к рискованным действиям.

5.

Обладает

богатой

фаназией.

Воображением.

Часто

озабочен

преобразованием,

улучшением общества, предметов.

6.

Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые

могут не казаться смешными.

7.

Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике отношений и вещей.

8.

Не конфликтен, не приспосабливается, не боится отличаться от других.

9.

Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического

изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Литература

1.

СавенковА.И. «Одаренные дети в школе и дома» - М., 2000

2.

Шумакова Н.Б. «Обучение и развитие одаренных детей» - М., 2004



В раздел образования