Автор: Кокорина Любовь Борисовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 21"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий ОБЩЕШКОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАСОВ: "КАЛЕЙДОСКОП ПАМЯТНЫХ ДАТ"
Раздел: полное образование
СЦЕНАРИЙ ОБЩЕШКОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ИСТОРИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАСОВ:
«КАЛЕЙДОСКОП ПАМЯТНЫХ ДАТ»
Аннотация.
Сценарий
предназначен
для
проведения
в
качестве
общешкольного
мероприятия в рамках недели истории для обучающихся 5-11 классов и
рассчитан на проведение общешкольного мероприятия 23 октября. В случае
изменения даты проведения следует изменить и ответы на первое задание
участникам – назвать события, происходившие в истории в этот день. Кроме
того,
при
реализации
данного
сценария
следует
учесть
региональный
компонент. В нашем примере – вопросы и задания, связанные с историей
Кемеровской
области.
Возможно
изменение
контента
на
фактический
материал, актуальный для иного региона.
Участники:
1 ведущий
2 ведущий
Фокусник
Нестор-летописец
Ярослав Мудрый
Пять императоров (для игры можно выбрать любые пять персонажей
русской истории, в нашем случае это Петр I, Павел I, Александр I, Николай I,
Александр II, Николай II )
Чтецы
(их
количество
можно
варьировать,
в
данном
сценарии
предполагается 6 человек)
Зрители - участники команд (от 12 человек)
Зрители (количество ограничено возможностями размещения)
Оборудование: трибуна
или
ее
имитация,
покрывало
фокусника,
оборудование фокусника для показа фокуса, интерактивная доска, проектор,
компьютер
или
иное
оборудование
для
демонстрации
презентации
к
конкурсу, костюмы и грим для участников - по возможности, аудио-техника
для воспроизведения звука мелодий, гусиное перо, кусок бересты, бумага.
Содержание:
Первый
Ведущий: Уважаемые зрители! Мы приглашаем вас сегодня на
удивительное шоу – «Калейдоскоп памятных дат»! Я уверен: эту дату – 23
октября 2013 г. вы тоже никогда не забудете, потому что сегодня …
*(в это время подбегает второй ведущий и, передав бумажку с новым якобы
текстом и шепнув на ухо что-то первому ведущему, встает рядом, чтобы тоже
вести
программу) Первый ведущий заканчивает фразу очень удивленным
голосом: ВЫ УВИДИТЕ:
Второй Ведущий (бодро): Удивительные фокусы (идет демонстрация какого-
либо
фокуса
первым
ведущим
одновременно),
волшебные
превращения
(снимает черное покрывало с трибуны а там стоит перепуганный ученик
какого-либо класса с ушками зайчика либо в маске любого другого животного
), а также …
Первый
Ведущий: побываете
на
премьере
первого
в
истории
Отечественного
кинематографа
игрового
кино
(и
далее
еще
более
удивленным тоном!) – «Стенька Разин»
Да еще и отпразднуете День
моли?!!!! - *(выкидывает бумажку с отвращением): - Да что вы за текст
мне написали?!!!
Ответ изза кулис выбежавшего ассистента:
Мы про все это не знали! Мы с
ютуба накачали!!
Первый
ведущий: Да не хочу я в этой эпохе жить! Другое дело – вот в
Киевской Руси бы оказаться …
Выходит Нестор-летописец. В руках у него обязательно должно быть нечто
похожее на бересту и перо гусиное. И зрителям гордо заявляет:
- Угадайте, КТО Я?!!!
(зрители называют свои варианты)
Ведущий второй: Дима! Что с тобой?!!
А Нестор в ответ: Я – не Дима, девица, - сокрушенно. – Дофокусничались!!
Доэксперементировались!! Дима ваш … (показывает обратно за спину себе,
потом
на
трибуну-коробку
фокусника)
там!!!
А
я
–
здесь!
Нестор
я!
Помогите!! – на всех глядит. Если не вернусь домой к полночи – беда будет!!
Ведь не смогу я закончить свой труд тогда!!! Изменится колесо истории и
Дима ваш навсегда останется в другом времени!
Первый ведущий: а как мы можем тебе помочь?
Нестор: А очень просто! *(и приняв сразу по-старчески деловитый вид
рассказывает, как): Помогите собрать кусочки истории все вместе!! А я –
запишу! И коридор истории снова откроется и я вернусь домой, а Дима – к
вам!
Второй
ведущий: Тогда мы пригласим на помощь тех зрителей, у кого
сегодня билеты красного цвета – за первый стол – покажет им, а тех, у кого –
зеленые – за второй.
Первый
ведущий: И общими усилиями двух команд и присутствующих
зрителей спасем Димку!
Нестор: А вот вам и первое задание: назовите как можно больше событий,
происходивших 23 октября в России и в мире.
Далее
идет
викторина-блиц.
(5
минут).
Участники
могут
называть,
например, такие события: в этот день в 1814 году в Лондоне хирург Джозеф
Карпю провел первую в мире пластическую операцию, в Египте - отмечается
Национальный день освобождения от агрессии Англии, Франции и Израиля, а
в России 23 октября 2002 года в 21 час 15 минут в здание Театрального
центра на Дубровке ворвались вооруженные люди в камуфляже. В это время
в
ДК
шел
мюзикл
«Норд-Ост»,
в
зале
находились
более
700
человек.
Террористы
объявили
всех
людей
–
зрителей
и
работников
театра
–
заложниками и начали минировать здание…)
Нестор: Молодцы! А теперь назовите-ка, что за персонажи прибыли сюда
вместе со мной благодаря вашему Диме и объясните, почему мы все попали
именно в 2020 год?
Первым на сцене появляется Ярослав Мудрый, затем идет проект «Пять
императоров». На сцену один за другим выходят русские императоры с
рассказом о себе. Участники должны узнать их.
Например, Петр I с воодушевлением вспоминает об Азовских походах, жалея
что
нет
у
Росси
выхода
к
незамерзающим
теплым
морям,
о
Великом
посольстве и как строил свой первый корабль, о Полтавской битве и о победе
в Северной войне, о реформах. Обращает внимание на внешний вид Нестора
– ему не нравится его борода.
Павел I
может рассказать о том, как он
сочувствует крестьянам и ругая свою матушку, Екатерину, рассказывает о
своем указе о трехдневной барщине, о том, как важно вернуть дворян в
армию и как было бы здоров сделать остров Мальта русским, иметь там
военную
крепость
и
плавать
русским
купцам
по
Средиземному
морю
беспрепятственно.
Дети
объясняют,
что
Ярослав
Мудрый
здесь,
т.к.
он
создал
первый
письменный свод законов для Руси – сделал первый шаг к формированию
письменного
законодательства
России.
Николай I
унифицировал
законодательство,
привел
его
в
порядок,
т.к.
столетиями
их
никто
не
систематизировал и многие в 19 веке уже устарели.
Итог – команды должны назвать следующие даты и имена:
Пять императоров :
Петр I, Павел I, Александр I, Николай I, Александр II, Николай II )
Даты:
75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов,
1450 лет со времени рождения пророка Мухаммеда . Он основатель
ислама. Многие народы России сегодня являются приверженцами этой
религии.
1205 лет со времени рождения одного из монахов- создателей славянского
алфавита Мефодия, славянский алфавит – основа государственного языка
России.
1130 лет со времени рождения княгини Ольги,
870 лет со времени рождения русского князя Игоря Святославовича ,
865 лет со времени рождения Чингисхана ,
640 лет Куликовской битве (1380);
Могут быть названы и другие даты.
Потом ведущий второй сообщает:
А
еще
в
нашей
истории
было
очень
печальное
событие
–
Великая
Отечественная война
Нестор заинтересовавшись: Так-так (и пишет!)
На сцену выходит один из учащихся и читает свое авторское стихотворение о
Великой Отечественной войне либо свое эссе о событиях тех лет. Потом
выходят на сцену группа школьников и по строчкам читают стихотворение
поэта К. Симонова «Жди меня». Звучит песня композитора А.В.Александрова
на стихи В. И. Лебедева-Кумача «Священная война».
Ведущий первый: в годы Великой Отечественной войны произошло важное
событие в жизни нашего края – образование Кемеровской области.
Нестор: А расскажите-ка ребята мне о жизни вашего края.
Ведущий
второй: Это - легко! Пока капитаны команды будут выполнять
задания викторины на скорость, остальные
участники каждой команды и
зрители должны помочь нам отправить Нестора домой: для этого нужно будет
сейчас увидеть – найти – записать или запомнить даты, связанные с историей
нашего края и уметь объяснить их.
Идет игра «Ромашки». На лепестках бумажной ромашки написаны вопросы
об истории края и его выдающихся земляках. Капитаны команд тянут эти
вопросы из ромашки и на скорость готовят ответы и отвечают вслух. В это
время на экране идет презентация, где вперемежку идут даты, связанные с
историей Кузбасса и даты, относящиеся к истории страны в целом. Зрители
работают с данными экрана, после ответов капитанов зрители отвечают на
вопросы Нестора: какие даты, связанные с историей края они увидели на
экране и как могут прокомментировать их. Могут быть представлены такие
даты
и
ответы:
1721
г.
–
Михайло
Волков
нашел
первое
угольное
месторождение в Кузбассе.
1618 г.- был основан старейший город на
территории
Кемеровской
области
-
Новокузнецк,
сделавший
регион
металлургическим сердцем Сибири. 26 января 1943 г. – Указ Президиума
Верховного Совета СССР «Об образовании Кемеровской области в составе
РСФСР». 1781 г.- Д. Попов открыл залежи серебряных руд в Салаире, началась
разработка этих месторождений.
После ответов участников Ведущий первый оглядывается: А где Нестор?
Второй ведущий: Вернулся в свою эпоху. А Дима – вернулся к нам. И все это
благодаря тому, что все мы, учащиеся и педагоги, сумели сегодня объединить
усилия и выступить вместе!
Звучит итоговая песня. Это может быть гимн области или какая-то иная
объединяющая
песня
в
зависимости
от
возраста
и
целей
участников.
Финал. Пока звучит песня, ведущие по очереди представляют участников
мероприятия и благодарят их.