Автор: Васильченко Наталья Фёдоровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ - Рожновская ООШ
Населённый пункт: село Рожны Клинцовского района Брянской области
Наименование материала: методическаяразработка
Тема: Здоровьесбрегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности
Раздел: полное образование
«Социальное здоровье учеников в начальной школе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Рожновская основная
общеобразовательная школа Клинцовского района Брянской области
Методическая разработка
на тему
Здоровье как феномен
социального мира:
общественная значимость и
личностная необходимость.
Подготовил:Васильченко Н.Ф., учитель
английского языка МБОУ – Рожновская ООШ
2018г.
Содержание
I.Введение
1.Актуальность проблемы
2.Цели и задачи МБОУ- Рожновская ООШ по сохранению и
укреплению здоровья обучающихся
II.Здоровье как феномен социального мира: общественная значимость и
личностная необходимость.
2.1.Основные направления работы МБОУ – Рожновская ООШ по
сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
2.1.1.Социальное здоровье обучающихся.
2.1.2.Условия МБОУ – Рожновская ООШ для осуществления
здоровьесберегающей деятельности.
2.1.3.Семья и школа.
III. Результативность работы педколлектива МБОУ – Рожновской ООШ
по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
IV.Заключение.
V.Литература
I.Введение
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно -
гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию,
труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех
физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость
творчества».
Василий Александрович Сухомлинский
Актуальность
«Будьте здоровы!» – как часто мы произносим эти слова, желая, в первую
очередь, здоровья физического или просто ради проформы. Но сегодня ясно,
что для жизни в современном обществе одного физического здоровья
недостаточно. Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не
только отсутствие болезней и дефектов, но еще и физическое, социальное и
душевное благополучие. Современный человек должен быть социально
здоров. Еще Гиппократ говорил: “Бессмысленно лечить глаза без головы,
голову без тела, тело без души”.
В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей и
подростков выдвигается в число приоритетных задач социального развития
страны. В связи с этим, на систему образования, обеспечивающую
социальное развитие личности, помимо специальных задач, ложится и задача
сохранения физического, психического, духовного и социального здоровья
учащихся. При этом школа занимает одну из первых ступеней в структуре
общественного воспитания личности.
Период, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей,
приходится на время пребывания ребенка в школе, несмотря на то, что
именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны медиков и
педагогов. Таким образом, рассматриваемая нами проблема заключается в
том, что в школьном возрасте происходит ухудшение состояния здоровья, но
именно школа как социальный институт имеет широкие возможности для
внедрения эффективных путей решения проблем сохранения и укрепления
здоровья детей. Однако современная образовательная модель школы делает
акцент на медицинской стороне здоровья, обращает внимание в основном на
физическое и психическое здоровье учащихся, другие аспекты феномена
здоровья – духовный и социальный – затрагиваются в меньшей степени.
Между тем, проблема социального здоровья сегодня едва ли не самая
актуальная в учебном учреждении.
Необходим поиск эффективных и действенных способов в решении
проблемы сохранения и укрепления социального здоровья. Поэтому школа
как социальный институт, охватывающий всех граждан в течение
длительного промежутка времени, имеет широкие возможности для
внедрения эффективных путей сохранения и укрепления здоровья.
Следовательно, школа является институтом, где происходит формирование
социального здоровьесбережение как условие формирования
образовательной среды обучающихся.
Что такое «здоровая» школа? Наверное, это такая организация, в которой труд
и обучение радостные, в которой нет физического и психического насилия, в
которой исключается варварское вторжение в жизнь личности. Это дом, где
жизнь организована природосоответствующем, по принципам
сосуществования и сотрудничества. Это место, где человек не чувствует себя
неполноценным, одиноким и покинутым.
Современный взгляд понимает под здоровьем человека феномен, который
включает четыре основные составляющие здоровья: физическое,
психическое, духовное и социальное здоровье.
Физическое здоровье определяется такими факторами, как индивидуальные
особенности анатомического строения тела, физиологические функции
организма в различных условиях окружающей среды, во время покоя и
движения, уровень физического развития органов и систем организма.
К сфере психического здоровья относят индивидуальные характеристики
психических процессов и свойств человека - особенности мышления,
характера, психоэмоционального типа (в частности, возбужденность,
эмоциональность, чувствительность), которые обусловливают силу и
скорость реакций на раздражители и жизненные ситуации, уровень стресса,
вероятность аффектов, воображения, чувства и т.д.. Психическое здоровье
также в значительной мере предопределяет потребности человека,
мотивацию, психологические установки, жизненные цели и т.д.
Духовное здоровье тесно связано с богатством духовного мира личности,
знанием и восприятием духовной культуры (ценностей образования, науки,
искусства, религии, морали, этики и т.д.), включает уровень сознания,
особенности мировоззрения, жизненной самоидентификация, отношение к
смыслу жизни, оценку собственных способностей и возможностей их
реализации в соответствии с осознанным идеалов, особенности жизненных
целей, вообще ментальность человека.
Социальное здоровье характеризуется уровнем социализация личности,
отношением к нормам и правилам, принятым в обществе, социальными
связями с людьми и социальными институтами, приобретенным социальным
статусом и стремлением к его повышению в рамках действующих законов и
нравственных традиций, источниками и уровнем доходов и расходов и т.д..
Эффективность процесса формирования положительной мотивации на
здоровый образ жизни зависит от направленности воспитательного процесса,
форм и методов его организации. Обязательным компонентом национального
образования должны быть знания о формировании, сохранении и укрепления
здоровья человека. Тем более, что за последнее десятилетие в результате
эколого-экономического кризиса, состояние здоровья населения резко
ухудшилось. Прежде всего, это касается детей и подростков.
Исходя из социальной важности и необходимости решения проблемы
укрепления здоровья учащихся в процессе обучения и воспитания
педколлективом МБОУ – Рожновской ОО Ш поставлены следующие цели и
задачи:
1. Сформировать представление о позитивных и негативных факторах,
влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и
негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра
телепередач, участия в азартных играх.
2. Дать представление с учётом принципа информационной безопасности о
негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная
активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.).
3. Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья
и здорового образа жизни.
4. Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на
основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.
5. Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его
режиме, структуре, полезных продуктах.
6. Сформировать представление о рациональной организации режима дня,
учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять,
анализировать и контролировать свой режим дня.
7. Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).
8. Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.
9. Научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения,
позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
10. Сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по
любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с
особенностями роста и развития.
II.Здоровье как феномен социального мира: общественная значимость и
личностная необходимость.
2.1.Основные направления работы МБОУ – Рожновская ООШ по
сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Вся система работы школы направлена на формирование правильного,
гармоничного развития личности учащихся. В школе создаются все условия
для комфортного обучения детей в соответствии с современными
требованиями: классы комплектуются с учетом индивидуальных
особенностей учащихся и собственных желаний, учителя строят свои уроки в
соответствии с возрастными и личностными особенностями детей, тем
самым уделяя внимание личностному аспекту социального здоровья.
Классные часы, тематические вечера, праздничные мероприятия, ролевые и
развивающие игры и уроки дают большие возможности для формирования у
детей духовного аспекта социального здоровья, развивают уровень культуры,
моральные нормы, ценности, которые определяют целостность личности
ребенка.
2.1.1.Социальное здоровье обучающихся.
Следует отметить, что социальное здоровье школьника характеризуется
критериями и показателями нормы и отклонений, которые имеют свои
особенности проявления в зависимости от возраста. Таким образом, выделим
основные критерии нормативности социального здоровья детей:
– сформированность социально-значимых личностных качеств;
– способность к самоконтролю;
– самоопределение;
– социально приемлемые ценностные ориентации и отношения;
– ценностное отношение к собственному здоровью;
– активная жизненная позиция;
– социальная адаптивность;
– отсутствие социальных девиаций в поведении;
– отсутствие поведенческих расстройств;
– отсутствие социально-значимых заболеваний и зависимостей;
– позитивные взаимоотношения с одноклассниками.
Находясь в школе, дети получают определенный поток информации, который
им предстоит уловить, осознать, запомнить, а затем применить на практике.
Педагоги способствуют правильному восприятию информации, а также ее
запоминанию.
Свою личность дети проявляют в процессе общения друг с другом. Уже с
момента знакомства, каждый ребенок применяет свою модель поведения,
выбирает себе круг друзей, а также старается отгородиться от неприятного
общения.
Важную роль в воспитании нравственно здоровой личности играют
профилактические мероприятия (устные журналы, тематические классные
часы, оформление информационно-тематических стендов, конкурсы
плакатов, агитбригад.)
Педагоги школы стараются создавать ситуации, которые запоминались бы
как яркие события. Это могут быть не только праздники и веселые затеи, а
разнообразная внеклассная и внешкольная работа. Большая роль отводиться
общешкольным мероприятиям , подготовленным творческой группой
учащихся,учителей школы и воспитателей.
В школе созданы условия для формирования социального здоровья
детей:
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка;
эстетика быта и комфортная предметно-развивающая среда;
-личностно-ориентированное взаимодействие с детьми;
-общение, соответствующее возрастным особенностям ребенка;
-уважение прав и свобод личности ребенка;
-пространство для групповых игр и уединения;
Педагоги применят не только традиционные методы и приемы работы с
детьми, но инновационные технологии, которые включают в себя, изменения
не только в содержании образования, но и охватывают организацию всего
процесса жизнедеятельности детей.
При работе с детьми учитываются социально-личностные особенности
развития детей, а так же их семейное воспитание, что позволяет развивать и
корректировать у детей навыки общения, необходимые для установления
межличностных отношений со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.
На уроках и занятиях присутствует партнерский стиль общения, что
способствует самораскрытию ребенка, отсутствию скованности и
закомплексованности детей.
Проводиться мероприятия по профилактике асоциального образа
жизни путем активной работы с учащимися и родителями.
Учителя воспитатели создают для обучающихся ситуацию успеха,
проявляют доверие и толерантность, понимают значимость социального
здоровья для воспитания полноценной личности.
2.1.2.Условия
МБОУ
–
Рожновская
ООШ
для
осуществления
здоровьясберегающей деятельности.
В
школе
созданы
все
необходимые
условия
для
осуществления
здоровьесберегающей
деятельности.
Воздушно-тепловой
режим,
освещенность
мест
занятий,
соблюдение
размеров
мебели
соответствуют
определенным требованиям. Для проведения спортивных занятий имеются:
спортивный зал, спортивная площадка. Также организовано горячее питание в
столовой.
Уделяется
большое
внимание
организации
физкультурно-
оздоровительной работе. Это проведение уроков физкультуры, проведение
физкультминуток на уроках, проведение спортивных часов , Дней здоровья.
Физкультурно-оздоровительная работа занимает особое место.
Двигательная активность — биологическая потребность организма, от
степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, а также не только их
физическое, но и общее развитие.
В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны
создавать условия для удовлетворения биологической потребности учащихся
в движении.
Эта
потребность
может
быть
реализована
посредством
двигательной
активности учащихся .
Н е о бход и м ы м
у с л о в и е м
э ф ф е к т и в н о с т и
и с п о л ь з о в а н и я
здоровьесберегающих технологий является соблюдение режима дня.
Режим
дня
— важнейший
фактор
здоровья
и
воспитания
детей.
Рациональная, научно обоснованная организация учения, труда и отдыха
обучающихся
создает
условия
для
их
психофизиологиче ского,
физиологического
и
личностного
развития:
формирует
регулятивные
процессы, закрепляет организационные навыки.
Режим
в
ДО
строится
в
соответствии
с
гигиеническими
и
педагогическими
требованиями.
Он
характеризуется
определенным
расположением урочных и внеурочных занятий в течение дня, недели, года.
Его структура складывается из следующих частей: уроки, активный отдых,
внеурочная
деятельность,
занятия
по
интересам,
прогулки,
экскурсии.
Переход к игровым формам занятий способствует снятию утомления.
Активный отдых, подвижные игры на свежем воздухе оказывают
большой положительный эффект в функциональном состоянии организма
ребенка.
Также
систематический
отдых
на
открытом
воздухе
оказывает
закаливающее, оздоровительное влияние на организм обучающихся.
Подвижные
игры
подбираются
в
соответствии
с
программой
по
физической культуре с учетом закономерностей возрастного развития детей.
Если
выход
на
улицу
по
каким-либо
причинам
невозможен,
предусматривается двигательная активность в спортивном зале. При этом
используется простое физкультурное оборудование: мячи, обручи, кегли. В
спортивном
зале
проводятся
различные
подвижные
игры,
организуются
соревнования. Также дети с удовольствием играют в спортзале.
Для увеличения двигательной активности раз в месяц осуществляются
длительные пешие прогулки. Это может быть экскурсия в рощу, экскурсия
по родному селу.
Здоровьесберегающие
технологии
применяются
и
при организации
питания школьников и воспитанников ДО.
В
обязанности
школы
входит
своевременное
питание
учащихся,
обучение их культурно-гигиеническим правилам приема пищи, организация
дежурства
в
школьной
столовой.
Перед
посещением
столовой
провожу
двухминутные
этические
беседы
(«Что
такое
режим
питания?»,
«Какие
продукты
необходимо
употреблять
каждый
день?»,
«Употребление
каких
продуктов питания может нанести вред твоему здоровью?»). Обучающиеся
получают сбалансированное питание.
Физкультминутки
положительно
влияют
на
деятельность
мозга,
активизируют
сердечно-сосудистую
и
дыхательную
систему,
улучшают
кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной
системы.
Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и
включает комплекс из 3-4 правильно подобранных упражнений, повторяемых
4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное
утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
Учителями подбираются разнообразные комплексы в зависимости от
урока, его содержания.
Физкультминутки
проводятся
как
на
начальном
этапе
утомления,
положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение
не дает желаемого результата.
Введение в структуру уроков физкультминуток, сочетающих различные
упражнения,
является
необходимым
условием
для
поддержания
высокой
работоспособности и сохранения здоровья детей.
Особую
актуальность
в
последнее
время
приобрели
проблемы
профилактики вредных привычек. В плане воспитательной работы уделяется
внимание
и
этой
проблеме.
Для
этого
проводятся
беседы,
конкурсы
рисунков, классные часы.
Не остаются без внимания воспитанники и обучающиеся, не достигающие
по каким-либо причинам успехов в учении, не обладающие яркой
познавательной активностью, оригинальностью психического склада,
незаурядными умственными резервами.Такой контингент обучающихся
охвачен оздоровлением в летнем оздоровительном лагере.
Значительное место в работе школьного лагеря занимают физическая
культура и спорт, как одно из важнейших средств оздоровления и воспитания,
совершенствования физической и спортивной подготовки, активного отдыха
и укрепления здоровья учащихся.
Основным направлением в организации массовой физкультурно-
оздоровительной работы в школьном лагере является всесторонняя
подготовка школьников.
Следует отметить, что основными формами этой работы, является утренняя
гимнастика, занятия в различных секциях, кружках с учётом интересов ребят
и возможностей лагеря.
Одной из форм является проведение соревнований по видам спорта, а так же
различных спортивно - массовых мероприятий «Весёлые старты!»
«Спартанские игры» и т.д.
Много важных сторон в деятельности учителя физической культуры,
работающим летом в пришкольном лагере. Здесь и повседневные контакты с
отрядами и старшими вожатыми, медицинскими работниками, педагогами и
воспитателями. Спортивные праздники и соревнования, экскурсии и походы
– всюду нужны советы, помощь и прямое участие специалиста физического
воспитания. Ведь не секрет, что именно им доверено координировать,
объединять и направлять действия всех, кто ответственен за физическое
развитие детей, укрепление их здоровья.
Принимая во внимание короткое время пребывания ребят в летнем
пришкольном , не рекомендуется перегружать их большим количеством
соревнований и серьёзной тренировочной работой. Важно и нужно
обеспечить интересный, разнообразный отдых и хорошую физическую
закалку с помощью туризма, игр и т. д.
2.1.3.Семья и школа.
И все же первое общество, с которым сталкивается ребенок, это его семья.
Именно в семье ребенок впервые начинает осознавать себя как личность со
своими желаниями и потребностями. В семье он изучает все особенности
общения. Поэтому социальное здоровье детей напрямую зависит от того,
какая атмосфера стоит в семье.
Ребенок, как губка, впитывает всю информацию, полученную дома. То, как
ведут себя родители, неосознанно закладывается в его психику, и в подобной
ситуации он будет поступать именно так, как поступали папа и мама.
Родители, прежде всего, должны воспринимать ребенка, как личность,
прислушиваться к его потребностям, не ущемлять его права и не принижать
способности. Но помимо того, что дети обеспечиваю потребности ребенка,
родители также должны плавно прививать ему правила поведения, хорошие
манеры, особенности общения как со сверстниками, так и со старшими
людьми. Ребенок должен понимать, что помимо него и его желаний и
потребностей, существуют и другие люди, которые так же имеют свои
потребности. Усвоение этой информации поможет избежать проблемы
детского эгоизма.
Родители не должны забывать о развитии культуры у ребенка. С раннего
детства стоит начать посещение выставок, музеев, театров, а также время от
времени устраивать семейные праздники.
Тесная связь педколлектива с родителями, их общие усилия, направленные на
воспитание ребенка, психологическая помощь улучшают его социальное
здоровье.
Работа с родителями:
Родительские собрания
Круглый стол
Консультации
Тесты по формированию и сохранению социального здоровья
Советы родителям.
Оформление информационных стенгазет и папок-передвижек
Разработка буклетов и памяток
Проведение совместных внеклассных мероприятий родителей и детей
Сочетание школьного и семейного воспитания является главной
составляющей социального здоровья детей. Но родители всегда находятся в
большей ответственности и помимо семейных отношений необходимо
контролировать обстановку в школе. Если ребенок жалуется на школьные
неприятности, то этот факт нельзя оставлять без внимания. Игнорирование
межличностных проблем ребенка его родителями может привести к
психологической травме ребенка, и в результате он может замкнуться в себе.
III. Результативность работы педколлектива МБОУ – Рожновской ООШ
по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Динамика снижения заболеваемости в школе и ДО
(школа)
2015/2016 уч.год: простудные заболевания-25%
инфекционные заболевания - 2%
желудочно – кишечные заболевания-0%
заболевания опорно – двигательной системы-6%
2016/2017 уч.год: простудные заболевания-25%
инфекционные заболевания - 2%
желудочно – кишечные заболевания-0%
заболевания опорно – двигательной системы-3%
2017/2018 уч.год: простудные заболевания-17%
инфекционные заболевания - 0%
желудочно – кишечные заболевания-0%
заболевания опорно – двигательной системы-3%
Оценка состояния здоровья детей за три года в дошкольном отделении
МБОу – Рожновской ООШ
Год
Число дней,
пропущенных
одним ребенком
по болезни
Количество и %
часто болеющих
детей
Количество и % детей
с нарушением
здоровья, вызванного
адаптацией в ДО
2015 – 2016
7,2
4 (6,3%)
1 (5%)
2016 – 2017
6,6
3 (5,6%)
2 (3%)
2017 - 2018
5,4
5 (3,5%)
3 (1,2%)
Мы можем отметить, что наметились положительные тенденции в
укреплении здоровья детей. Заболеваемость составила : 7,2 дня на 1
ребенка в 2015 – 2016 г., в 2016-2017г. – 6,6, 2017-2018 г. – 5,4.
Данные по травматизму по школе
2015-2016
учебный год
2016-2017
учебный год
2017-2018
учебный год
На занятиях
-
-
-
В режимные моменты
-
-
--
На прогулке
-
-
-
Данные по травматизму в ДО
2015-2016
учебный год
2016-2017
учебный год
2017-2018
учебный год
На занятиях
-
-
-
В режимные моменты
-
-
--
На прогулке
-
-
-
Группы здоровья:
(по школе)
Распределение детей по группам здоровья
Группы
здоровья
Показатели по учебным годам
2015-2016
2016-2017
2017-2018
Количество
детей
%
Количество
детей
%
Количество
детей
%
I
3
5
3
5
5
7
II
59
93
55
93
55
93
специальная
1
2
1
2
1
2
Распределение детей по группам здоровья(дошкольное отделение)
Группы
здоровья
Показатели по учебным годам
2015-2016
2016-2017
2017-2018
Количество
детей
%
Количество
детей
%
Количество
детей
%
I
5
20
8
38,1
8
33,3
II
20
80
13
61,9
16
66,7
III
0
0
0
0
0
0
В целом распределение детей по группам здоровья за последние три
года имеет стабильные показатели
Победы в спортивных мероприятиях
№п/п
год
Мероприятия
результат
1.
2013/201
4
Легкая атлетика(общий зачет)
I место
2.
2014/201
5
Районная спартакиада
II место
3.
2014/201
5
Бег(дистанция 400м)
III место
4.
2014/201
5
Прыжки в длину
III место
5.
2014/201
5
Баскетбол(районные соревнования)
III место
6.
2016/201
7
Легкоатлетический кросс
I место(среди
основных школ)
7.
2017/201
8
Легкоатлетический кросс
I место(среди
основных школ)
IV.Заключение
Выводы. Решение проблемы сохранения собственного здоровья заложены в
самом человеке, в знании и понимании ею проблем формирования,
сохранения, укрепления и возобновления его, а также в умении
придерживаться правил здорового образа жизни. Дети должны осознавать,
что будущее каждого, как и государства в целом - за здоровыми поколениями,
потому что физически и морально нездоровый человек неспособен творить и
приносить пользу другим людям. Вся работа из утверждения здорового
образа жизни должна проводиться обдумано, обстоятельно, с учетом
возрастных особенностей учеников. При этом необходимо принять во
внимание следующие советы: подавая информацию о курении, алкоголи,
наркотиках, необходимо придерживаться принципов комплексного и
систематического изложения материала относительно профилактики и
снижения зависимости от вредных привычек; работу подчинить одной цели:
формирование у детей и подростков ориентации на здоровый способ жизни.
Ученые
доказали,
что
уровень
здоровья
населения
является
показателем развития общества, отражает его экономический и социальный
потенциал. Поэтому здоровье – это, прежде всего проблема социальная, в
решении которой должны принять участие: политики, ученые, социологи,
педагоги,
психологи,
медики
и
все
общество
в
целом.
Здоровье
должно
явиться
ведущим
и
приоритетным
направлением
в
социальном
развитии
общества. Отношение к человеку как «венцу природы» в цивилизованном
обществе предполагает усиление гуманистического аспекта в политической и
экономической
жизни
страны,
принятие
соответствующих
законов,
не
подавляющих, а способствующих полноценному гармоничному проявлению
природной (биологической и социальной) сущности человека, в том числе
возможностей его здоровья.
Душевная теплота, неравнодушие, справедливость, сопереживание, уважение
личности ребенка, индивидуальный подход в решении «важных» и
«неважных» проблем наших обучающихся, социальная, психологическая,
педагогическая помощь, тесное взаимодействие с семьей - все это
необходимые условия формирования социального здоровья детей.
V.Литература:
1.
Ахутина
Т.В.
«Здоровьесберегающие
технологии
обучения:
индивидуально-ориентированный подход» Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.
С.21 - 28
2.
Ахутина
Т.В.
«Нейролингвистика
нормы»
«I
Международная
конференция памяти А.Р. Лурия. Сб. докладов» М., 1998. С. 289-298
3.
Ахутина Т.В. «Нейропсихология индивидуальных различий детей
как
основа
использования
нейропсихологических
методов
в
школе
//
I
Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сб. докладов» М., 1998. С.
201-208
4.
Алямовская
В.Г.
«Как
воспитать
здорового
ребенка»
В.Г.
Алямовская. –М: Аркти, 1993 – 132 с.
5.
Алямовская
В.Г.
«Ясли
–
это
серьёзно»
В.Г.
Алямовская.
–
М:
Аркти,2000 – 112 с.
6.
Алямовская
В.Г.
«Профилактика
психоэмоционального
напряжения детей средствами физического воспитания» В.Г.Алямовская. –
Н.Новгород, 1999- 156 с.
7.
Алямовская
В.Г.
«Организация
оздоровительного
бега
в
дошкольном учреждении» В.Г. Алямовская.-м:Аркти, 1996 -98 с.
8.
Береснева
З.И.
«Здоровый
малыш:
программа
оздоровления
детей в ДОУ» под ред. З.И. Бересневой - М.: Сфера, 2005 -31 с.
9.
Волошина
Л.Н.
«Теория
и
практика
развития
здоровье
сберегающего
образовательного
пространства
в
комплексе
«Дошкольное
учреждение – педагогический колледж»/ Л.Н.Волошина – Белгород,ГОУ ВПО
Белгородский ГУ, 2005 – 150 с.
10.
Волошина Л.Н. «Играйте на здоровье»Л.Н. Волошина – М:2003 –
87 с.
11.
Волошина
Л.Н.
«Игры
с
элементами
спорта
в
системе
физического
воспитания
дошкольников»:
моногр./Л.Н.Волошина.-
Екатеринбург, 2004.- 160с.
12.
Волошина Л.Н. «Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет»:
программа «Играйте на здоровье» и её технология применения в ДОУ: учеб.
Метод. пособие/Л.Н.Волошина, Т.Н.Курилова – М: ГНОМ и Д..-2004 – 112 с.
13.
Выготский Л.С. «Психология изучение о локализации психических
функций». Собр. соч.: В 6 томах. Т.1. М.: Педагогика, 1982
14.
Глазырина
Л.Д.
«Физическая
культура
-
дошкольникам:
программа и программные требования». Д.Глазырина.-М:Владос,1999.-97 с.
15.
«Детство:
программа
развития
и
воспитания
детей
в
детском
саду» В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И.Бабаевой,
З.А.Михайловой, Л.М.Гурович.- СПб.: Акцидент,1995- 215с.
16.
Егорова
М.С.,
Марютина
Т.М.
«Развитие
как
предмет
психогенетики» // Вопросы психологии, 1992. №5-6. С.3-14
Зеленкевич И.Б., Ивашкевич М.З., Пилипцевич Н.Н. «Общественное
здравоохранение и его место в системе охраны здоровья