Напоминание

"Особенности формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка в средней школе"


Авторы: Степанова Екатерина Владимировна, Мачулина Марина Александровна
Должность: студентка 4 курса группы б4ир, доцент кафедры историко-филологических дисциплин, кандидат педагогических наук
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка в средней школе"
Раздел: полное образование





Назад




УДК

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ

ШКОЛЕ

Степанова Е.В.,

студентка психолого-педагогического факультета

Филиала СГПИ в г. Железноводске

Мачулина М.А.

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры историко-филологических дисциплин

Аннотация:

В

данной

статье

рассмотрены

о с о бе н н о с т и

формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка в

средней

школе.

Нами

дано

общее

понятие

о

коммуникативной

компетенции,

представлены

упражнения,

используемые

с

целью

формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка в

средней школе.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, уроки русского

языка, средняя школа, развитие речи, риторические игры и упражнения

Введение

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

обусловило

необходимость

формирования

у

школьников

ключевых компетенций [2]. Одной из ключевых компетенций является

коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция означает

готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации:

получать

необходимую

информацию,

представлять

и

цивилизованно

отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на

основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к

ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и

1

т.п.)

других

людей.

Формирование

коммуникативной

компетенции

процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль в формировании

коммуникативной

компетенции

школьников

отводится

урокам

русского

языка.

Особую

сложность

в

решении

данной

проблемы

представляет

соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника,

процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком [5].

Изучением

данной

проблемы

занимались

И.А.

Зимняя,

предложившая

классификацию

ключевых

компетенций;

К.Ф.

Седов,

давший

определение

коммуникативной

компетенции;

Л.А.

Петровская,

определившая

единицы

коммуникативной

компетенции

и

уровни

компетентностного

общения;

Б.А.

Федоришин

и

В.А.

Синявский,

разработавшие

методику

оценки

коммуникативных

способностей

личности; Т.А. Ладыженская и Н.В. Ладыженская, изучившие особенности

развития коммуникативных умений школьников на уроках русского языка,

и другие ученые и педагоги [3; 5].

Коммуникативная

компетенция

это

овладение

всеми

видами

речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,

умениями

и

навыками

использования

языка

в

различных

сферах

и

ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим

особенностям обучающихся основной школы на разных ее этапах [2].

Единицами

коммуникативной

компетенции являются

с феры

коммуникативной деятельности; темы, ситуации общения и программы их

развертывания; речевые действия; социальные и коммуникативные роли

собеседников

(сценарии

их

коммуникативного

поведения);

тактика

коммуникации в ситуациях при выполнении программы поведения; типы

текстов и правила их построения; языковые минимумы [3].

Формирование

коммуникативной

компетенции

происходит

различными

путями,

основным

из

которых

является

развитие

речи.

С

целью

формирования

коммуникативной

компетенции

школьников

используются следующие виды упражнений по развитию связной речи:

2

1) развернутые ответы на вопросы (в том числе и в ходе беседы);

2)

различные

текстовые

упражнения,

связанные

с

анализом

прочитанных произведений, с изучением грамматического материала, с

активизацией грамматических форм и лексики;

3) записи по наблюдениям (если ведутся систематически);

4) устный пересказ прочитанного в его различных вариантах;

5) устные рассказы обучающихся по заданной теме, по картине, по

наблюдениям, по данному началу или концу, по данному плану, сюжету;

6)

рассказывание

художественных

текстов,

заученных

наизусть,

запись таких текстов по памяти;

7)

импровизация

сказок,

начатки

литературно-художественного

творчества – сочинение стихов, рассказов;

8)

письменные

изложения

образцовых

текстов

(художественных,

публицистических, научно-популярных);

9) перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и

изложения, творческие формы пересказа и изложения);

10)

различные

виды

драматизации,

устного

рисования,

иллюстрирования

прочитанных

рассказов,

воображаемая

экранизация

прочитанных произведений или собственных рассказов;

11) письменное сочинение разнообразных типов;

12) статьи в газеты, отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях;

13)

деловые

бумаги:

объявления,

заявления,

адреса,

телеграммы,

деловые письма и т.п. [1; 3; 4]

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского

языка

в

средней

школе

происходит

при

использовании

учителем

современных

средств

обучения

(информационно-коммуникационных

технологий:

интерактивной

доски,

мультимедийных

презентаций,

компьютерных

классов),

организации

обучения

в

различных

формах

(групповой,

коллективной

и

др.),

применении

определенных

методов

обучения (в особенности интерактивных).

3

Формированию коммуникативной компетенции на уроках русского

языка

в

средней

школе

способствует

применение

коммуникативных

и

риторических игр, риторических задач. Некоторые риторические игры и

упражнения представлены ниже.

1. Вы пригласили гостей на свой день рождения. Праздник в самом

разгаре. Неожиданно раздается звонок в дверь, на пороге – с подарком ваш

одноклассник, которого вы не захотели пригласить… Как вы поступите?

Что вы скажете?

Адресат – одноклассник; место общения – квартира; обстановка –

неофициальная, праздничная; сфера общения – бытовая [5].

2. Выразите несогласие со следующими суждениями в корректной,

вежливой форме.

1) На празднике было скучно.

2) Это очень интересная книга.

3) Зимой в Африке идет снег.

4) Можно обойтись без занятий спортом.

5) Заработать много денег очень легко.

3. Составьте варианты извинений:

1) перед мамой – за грубый ответ на вопрос о вашем здоровье;

2) перед другом (подругой) – за невежливый отказ на приглашение на

День рождения;

3) перед одноклассником – за неудачную шутку в его адрес;

4) перед соседом по вагону поезда – за причиненные неудобства;

5) перед преподавателем – за нарушение дисциплины на занятии;

6) перед младшим братом – за ошибочное замечание [1].

Таким

образом,

формирование

коммуникативной

компетенции

на

уроках

русского

языка

в

средней

школе

происходит

в

процессе

целенаправленной,

последовательной

и

систематической

работы,

включающей

применение

современных

образовательных

технологий,

4

использование различных видов упражнений по развитию связной речи, а

также риторических игр и задач.

Список литературы:

1.

А н т о н о в а

Е . С . Методика

преподавания

русского

языка:

коммуникативно-деятельностный

подход:

учебное

пособие

/

Е.С. Антонова. - М.: КНОРУС, 2012. - 460 с.

2.

Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата

образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2013. - №5. -

С.34–42.

3.

Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Развитие коммуникативных

умений

/

Т.А.

Ладыженская,

Л.А.

Тростенцова

//

Русский

язык.

Методические

рекомендации.

5

класс:

пособие

для

учителей

общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. - С.139-144.

4.

Пустовалов

П.С.,

Сенкевич

М.П.

Пособие

по

развитию

речи:

Учеб.

пособие

для

учащихся

пед.

инстит.

/

П.С.

Пустовалов.

-

М.:

Просвещение, 2014. - 288 с.

5.

Синицын

В.А.

На

пути

к

освоению

коммуникативно

ориентированного курса родного языка в школе / В.А. Синицын // Русский

язык в школе. - № 4. - 2013. - С.26-30.

5



В раздел образования