Авторы: Степанова Екатерина Владимировна, Мачулина Марина Александровна
Должность: студентка 4 курса группы б4ир, доцент кафедры историко-филологических дисциплин, кандидат педагогических наук
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка в средней школе"
Раздел: полное образование
УДК
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ
ШКОЛЕ
Степанова Е.В.,
студентка психолого-педагогического факультета
Филиала СГПИ в г. Железноводске
Мачулина М.А.
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры историко-филологических дисциплин
Аннотация:
В
данной
статье
рассмотрены
о с о бе н н о с т и
формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка в
средней
школе.
Нами
дано
общее
понятие
о
коммуникативной
компетенции,
представлены
упражнения,
используемые
с
целью
формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка в
средней школе.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, уроки русского
языка, средняя школа, развитие речи, риторические игры и упражнения
Введение
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
обусловило
необходимость
формирования
у
школьников
ключевых компетенций [2]. Одной из ключевых компетенций является
коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция означает
готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации:
получать
необходимую
информацию,
представлять
и
цивилизованно
отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на
основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к
ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и
1
т.п.)
других
людей.
Формирование
коммуникативной
компетенции
–
процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль в формировании
коммуникативной
компетенции
школьников
отводится
урокам
русского
языка.
Особую
сложность
в
решении
данной
проблемы
представляет
соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника,
процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком [5].
Изучением
данной
проблемы
занимались
И.А.
Зимняя,
предложившая
классификацию
ключевых
компетенций;
К.Ф.
Седов,
давший
определение
коммуникативной
компетенции;
Л.А.
Петровская,
определившая
единицы
коммуникативной
компетенции
и
уровни
компетентностного
общения;
Б.А.
Федоришин
и
В.А.
Синявский,
разработавшие
методику
оценки
коммуникативных
способностей
личности; Т.А. Ладыженская и Н.В. Ладыженская, изучившие особенности
развития коммуникативных умений школьников на уроках русского языка,
и другие ученые и педагоги [3; 5].
Коммуникативная
компетенция
–
это
овладение
всеми
видами
речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
умениями
и
навыками
использования
языка
в
различных
сферах
и
ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим
особенностям обучающихся основной школы на разных ее этапах [2].
Единицами
коммуникативной
компетенции являются
с феры
коммуникативной деятельности; темы, ситуации общения и программы их
развертывания; речевые действия; социальные и коммуникативные роли
собеседников
(сценарии
их
коммуникативного
поведения);
тактика
коммуникации в ситуациях при выполнении программы поведения; типы
текстов и правила их построения; языковые минимумы [3].
Формирование
коммуникативной
компетенции
происходит
различными
путями,
основным
из
которых
является
развитие
речи.
С
целью
формирования
коммуникативной
компетенции
школьников
используются следующие виды упражнений по развитию связной речи:
2
1) развернутые ответы на вопросы (в том числе и в ходе беседы);
2)
различные
текстовые
упражнения,
связанные
с
анализом
прочитанных произведений, с изучением грамматического материала, с
активизацией грамматических форм и лексики;
3) записи по наблюдениям (если ведутся систематически);
4) устный пересказ прочитанного в его различных вариантах;
5) устные рассказы обучающихся по заданной теме, по картине, по
наблюдениям, по данному началу или концу, по данному плану, сюжету;
6)
рассказывание
художественных
текстов,
заученных
наизусть,
запись таких текстов по памяти;
7)
импровизация
сказок,
начатки
литературно-художественного
творчества – сочинение стихов, рассказов;
8)
письменные
изложения
образцовых
текстов
(художественных,
публицистических, научно-популярных);
9) перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и
изложения, творческие формы пересказа и изложения);
10)
различные
виды
драматизации,
устного
рисования,
иллюстрирования
прочитанных
рассказов,
воображаемая
экранизация
прочитанных произведений или собственных рассказов;
11) письменное сочинение разнообразных типов;
12) статьи в газеты, отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях;
13)
деловые
бумаги:
объявления,
заявления,
адреса,
телеграммы,
деловые письма и т.п. [1; 3; 4]
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского
языка
в
средней
школе
происходит
при
использовании
учителем
современных
средств
обучения
(информационно-коммуникационных
технологий:
интерактивной
доски,
мультимедийных
презентаций,
компьютерных
классов),
организации
обучения
в
различных
формах
(групповой,
коллективной
и
др.),
применении
определенных
методов
обучения (в особенности интерактивных).
3
Формированию коммуникативной компетенции на уроках русского
языка
в
средней
школе
способствует
применение
коммуникативных
и
риторических игр, риторических задач. Некоторые риторические игры и
упражнения представлены ниже.
1. Вы пригласили гостей на свой день рождения. Праздник в самом
разгаре. Неожиданно раздается звонок в дверь, на пороге – с подарком ваш
одноклассник, которого вы не захотели пригласить… Как вы поступите?
Что вы скажете?
Адресат – одноклассник; место общения – квартира; обстановка –
неофициальная, праздничная; сфера общения – бытовая [5].
2. Выразите несогласие со следующими суждениями в корректной,
вежливой форме.
1) На празднике было скучно.
2) Это очень интересная книга.
3) Зимой в Африке идет снег.
4) Можно обойтись без занятий спортом.
5) Заработать много денег очень легко.
3. Составьте варианты извинений:
1) перед мамой – за грубый ответ на вопрос о вашем здоровье;
2) перед другом (подругой) – за невежливый отказ на приглашение на
День рождения;
3) перед одноклассником – за неудачную шутку в его адрес;
4) перед соседом по вагону поезда – за причиненные неудобства;
5) перед преподавателем – за нарушение дисциплины на занятии;
6) перед младшим братом – за ошибочное замечание [1].
Таким
образом,
формирование
коммуникативной
компетенции
на
уроках
русского
языка
в
средней
школе
происходит
в
процессе
целенаправленной,
последовательной
и
систематической
работы,
включающей
применение
современных
образовательных
технологий,
4
использование различных видов упражнений по развитию связной речи, а
также риторических игр и задач.
Список литературы:
1.
А н т о н о в а
Е . С . Методика
преподавания
русского
языка:
коммуникативно-деятельностный
подход:
учебное
пособие
/
Е.С. Антонова. - М.: КНОРУС, 2012. - 460 с.
2.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата
образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2013. - №5. -
С.34–42.
3.
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Развитие коммуникативных
умений
/
Т.А.
Ладыженская,
Л.А.
Тростенцова
//
Русский
язык.
Методические
рекомендации.
5
класс:
пособие
для
учителей
общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. - С.139-144.
4.
Пустовалов
П.С.,
Сенкевич
М.П.
Пособие
по
развитию
речи:
Учеб.
пособие
для
учащихся
пед.
инстит.
/
П.С.
Пустовалов.
-
М.:
Просвещение, 2014. - 288 с.
5.
Синицын
В.А.
На
пути
к
освоению
коммуникативно
ориентированного курса родного языка в школе / В.А. Синицын // Русский
язык в школе. - № 4. - 2013. - С.26-30.
5