Автор: Дмитриева Олеся Геннадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ЧВШ им.П.М.Миронова
Населённый пункт: г Уфа
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Масмак в технике точечная роспись"
Раздел: дополнительное образование
План-конспект мастер-класса
Изготовление женской налобной повязки «Масмак» в технике точечная
роспись.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная,
декоративно-орнаментальная (рисование).
Формы организации:коллективная деятельность, совместная деятельность с
педагогом, самостоятельная деятельность участников.
Форма проведения: творческое задание.
Материал и оборудование:чувашские национальные головные повязки –
масмак с вышивкой; карточки с рисунками чувашских узоров;
изобразительные модели оригиналов узоров солнца, животных, растений,
деревьев, гор; полосы ткани размером 5 х 20, красного и белого цвета;
акриловый контур по ткани , простые карандаши.
Предварительная работа:рассматривание иллюстраций в альбоме
«Чувашское народное искусство», презентаций «Элементы чувашского
узора», «Орнамент чувашской народной вышивки»; чувашской национальной
одежды; знакомство с элементами чувашского орнамента и его цветовой
гаммой;рисование образов-символов солнца, растения,животных, колосьев,
горы; чтение легенд и мифов чувашского народа о девочке «Масмак».
Задачи:
Образовательные:
1.Расширить знания и представления о чувашском орнаменте. Закрепить
смысловое назначение узоров, изображающих солнце, пахотную землю,
животных, деревья и растения.
2.Продолжать подводить к пониманию того, что в чувашской головной
повязке "масмак" отображены представления древних людей о красоте
природы о небесном и земном мирах; о строении мира и отношения к нему.
3.Формировать умение создавать линейный орнамент из художественных
элементов различных по форме, путём чередования их друг с другом в
строгой очерёдности на четырёх частях полосы бумаги.
4.Закрепить навыки самостоятельной творческой изобразительной
деятельности , способствовать возможностям выбора материалов.
Развивающие:
1.Развивать способность к самовыражению и индивидуальности, побуждать
участников к самостоятельному поиску и нахождению способов создания
орнаментальных образов на основе линейного орнамента.
2. Развивать ассоциативное мышление.
2. Способствовать развитию творческого воображения, художественно-
эстетических навыков.
Воспитательные:
1.Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому
народу, интерес к его прошлому.
2.Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, любви к
природе.
Ход мастер-класса:
Знаете ли Вы страну такую,
Древнюю и вечно молодую,
Где в лесу тетерева токуют,
Словно песней сердце околдуют,
Где коль праздник – от души ликуют,
Коль работа – гору дай любую!
Знаете ли Вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен
И сто тысяч вышивок цветет?
Добрый день! Каждый народ велик своей уникальной культурой и
неповторимостью. Самое главное ее богатство —талантливый и
трудолюбивый народ, бережно несущий свои вековые традиции. Чувашский
народ сумел пронести через века свою самобытную культуру, свои
замечательные песни, танцы, вышивки и сказания. И сегодня я хочу
познакомить вас с культурой чувашского народа и представить вашему
вниманию мастер-класс по изготовлению женской головной повязки
«Масмак».
Презентация образцов головной повязки «Масмак».
Согласно чувашской легенде маленькая девочка Масмак и мама
спустились за водой к речке. После грозы над рекой они увидели
красивейшую радугу. Её яркие цвета очень обрадовали девочку. Масмак и
мама долго любовались радугой. Когда они пришли домой, девочка
попросила кусочек белого холста и стала вышивать красными, синими,
желтыми, зелеными, черными нитками красивые узоры, похожие на радугу.
Девочка подарила эту повязку с чудесной вышивкой маме и мама с огромным
удовольствием сразу же одела ее. Прохожие останавливались и с удивлением
спрашивали: «Ах, какая красота! Кто же это вышивал?» «Моя доченька
Масмак», — гордо отвечала мать. С этого дня головную вышитую повязку в
народе стали называть масмак.
Слайды с толкованием основных символов чувашского орнамента.
В орнаменте масмака отражено древнее мифологическое миропонимание:
сотворение Вселенной, отделение неба от поверхности Земли и т. д.
В произведениях старинной вышивки хранится история народа, его мысли,
миропонимание. Первым вышитым изображением была окружающая
человеческая природа: небо, солнце, луна, вода, земля, горы, животные,
деревья, птицы, растения и все они стилизованы в геометрические формы.
- Какие цвета преобладают на вышивке? (красный, черный конур и
дополнительные цвета - желтый, зеленый, синий).
- Почему женщины носили масмак? (люди думали, что узоры на повязке дают
тепло и свет);
У чувашских женщин бытовал обычай не показывать свои волосы
посторонним взглядам, и поэтому они прятали волосы под головные уборы.
Практическая часть:
1.На заранее подготовленные заготовки прямоугольной формы начинаем
переводить орнамент с помощью копировальной бумаги.
2. Акриловым контуром по ткани точечками наносим характерную для
чувашского орнамента цветовую гамму.
3.После полного высыхания первого слоя красок наносим дополнительные
цвета.
4. Сшиваем края повязки и пришиваем завязки. В виде дополнения украшаем
монетами и бусами. Масмак готов.