Напоминание

"Масмак в технике точечная роспись"


Автор: Дмитриева Олеся Геннадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ЧВШ им.П.М.Миронова
Населённый пункт: г Уфа
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Масмак в технике точечная роспись"
Раздел: дополнительное образование





Назад




План-конспект мастер-класса

Изготовление женской налобной повязки «Масмак» в технике точечная

роспись.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная,

декоративно-орнаментальная (рисование).

Формы организации:коллективная деятельность, совместная деятельность с

педагогом, самостоятельная деятельность участников.

Форма проведения: творческое задание.

Материал и оборудование:чувашские национальные головные повязки –

масмак с вышивкой; карточки с рисунками чувашских узоров;

изобразительные модели оригиналов узоров солнца, животных, растений,

деревьев, гор; полосы ткани размером 5 х 20, красного и белого цвета;

акриловый контур по ткани , простые карандаши.

Предварительная работа:рассматривание иллюстраций в альбоме

«Чувашское народное искусство», презентаций «Элементы чувашского

узора», «Орнамент чувашской народной вышивки»; чувашской национальной

одежды; знакомство с элементами чувашского орнамента и его цветовой

гаммой;рисование образов-символов солнца, растения,животных, колосьев,

горы; чтение легенд и мифов чувашского народа о девочке «Масмак».

Задачи:

Образовательные:

1.Расширить знания и представления о чувашском орнаменте. Закрепить

смысловое назначение узоров, изображающих солнце, пахотную землю,

животных, деревья и растения.

2.Продолжать подводить к пониманию того, что в чувашской головной

повязке "масмак" отображены представления древних людей о красоте

природы о небесном и земном мирах; о строении мира и отношения к нему.

3.Формировать умение создавать линейный орнамент из художественных

элементов различных по форме, путём чередования их друг с другом в

строгой очерёдности на четырёх частях полосы бумаги.

4.Закрепить навыки самостоятельной творческой изобразительной

деятельности , способствовать возможностям выбора материалов.

Развивающие:

1.Развивать способность к самовыражению и индивидуальности, побуждать

участников к самостоятельному поиску и нахождению способов создания

орнаментальных образов на основе линейного орнамента.

2. Развивать ассоциативное мышление.

2. Способствовать развитию творческого воображения, художественно-

эстетических навыков.

Воспитательные:

1.Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому

народу, интерес к его прошлому.

2.Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, любви к

природе.

Ход мастер-класса:

Знаете ли Вы страну такую,

Древнюю и вечно молодую,

Где в лесу тетерева токуют,

Словно песней сердце околдуют,

Где коль праздник – от души ликуют,

Коль работа – гору дай любую!

Знаете ли Вы такой народ,

У которого сто тысяч слов,

У которого сто тысяч песен

И сто тысяч вышивок цветет?

Добрый день! Каждый народ велик своей уникальной культурой и

неповторимостью. Самое главное ее богатство —талантливый и

трудолюбивый народ, бережно несущий свои вековые традиции. Чувашский

народ сумел пронести через века свою самобытную культуру, свои

замечательные песни, танцы, вышивки и сказания. И сегодня я хочу

познакомить вас с культурой чувашского народа и представить вашему

вниманию мастер-класс по изготовлению женской головной повязки

«Масмак».

Презентация образцов головной повязки «Масмак».

Согласно чувашской легенде маленькая девочка Масмак и мама

спустились за водой к речке. После грозы над рекой они увидели

красивейшую радугу. Её яркие цвета очень обрадовали девочку. Масмак и

мама долго любовались радугой. Когда они пришли домой, девочка

попросила кусочек белого холста и стала вышивать красными, синими,

желтыми, зелеными, черными нитками красивые узоры, похожие на радугу.

Девочка подарила эту повязку с чудесной вышивкой маме и мама с огромным

удовольствием сразу же одела ее. Прохожие останавливались и с удивлением

спрашивали: «Ах, какая красота! Кто же это вышивал?» «Моя доченька

Масмак», — гордо отвечала мать. С этого дня головную вышитую повязку в

народе стали называть масмак.

Слайды с толкованием основных символов чувашского орнамента.

В орнаменте масмака отражено древнее мифологическое миропонимание:

сотворение Вселенной, отделение неба от поверхности Земли и т. д.

В произведениях старинной вышивки хранится история народа, его мысли,

миропонимание. Первым вышитым изображением была окружающая

человеческая природа: небо, солнце, луна, вода, земля, горы, животные,

деревья, птицы, растения и все они стилизованы в геометрические формы.

- Какие цвета преобладают на вышивке? (красный, черный конур и

дополнительные цвета - желтый, зеленый, синий).

- Почему женщины носили масмак? (люди думали, что узоры на повязке дают

тепло и свет);

У чувашских женщин бытовал обычай не показывать свои волосы

посторонним взглядам, и поэтому они прятали волосы под головные уборы.

Практическая часть:

1.На заранее подготовленные заготовки прямоугольной формы начинаем

переводить орнамент с помощью копировальной бумаги.

2. Акриловым контуром по ткани точечками наносим характерную для

чувашского орнамента цветовую гамму.

3.После полного высыхания первого слоя красок наносим дополнительные

цвета.

4. Сшиваем края повязки и пришиваем завязки. В виде дополнения украшаем

монетами и бусами. Масмак готов.



В раздел образования