Авторы: Телегина Лариса Николаевна, Черепанова Ольга Геньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Арамашевская СОШ имени М. Мантурова"
Населённый пункт: село Арамашево Алапаевского района
Наименование материала: учебно-методический проект
Тема: Методика проведения интегрированного урока по литературе и биологии
Раздел: полное образование
Учебно-методический проект
Методика проведения
интегрированного
урока по литературе и
биологии в 10 классе
Авторы: Черепанова Ольга Геньевна,
учитель русского языка и
литературы,
Телегина Лариса Николаевна,
учитель биологии
«У входа в науку, как у
входа в ад,
должно быть
выставлено
требование:
здесь нужно, чтоб
душа была тверда;
здесь страх не должен
подавать совета»
Данте «Божественная
комедия»
Эпиграф к уроку
Цель УМП:
«Путь к правде и добру или драма советской
генетики в книге В. Д. Дудинцева «Белые одежды»
Разработка методики интегрированного урока
по литературе и биологии
Задачи:
•
Использовать инновационные технологии на
уроке;
•
Развивать коммуникативные навыки учащихся;
•
Соориентировать учащихся на правильный
выбор нравственных ценностей;
•
Создать мультимедийное сопровождение
(презентацию) к данному уроку
Педагогические технологии,
использованные на уроке:
информационно-
коммуникационные
технологии,
модульное обучение,
коллективный способ обучения
(КСО)
Педагогические методы и
приёмы, использованные в УМП:
Дифференцированное домашнее
задание,
Проблемные ситуации,
Аналитическая беседа,
Работа в группах,
Карточки-задания,
Само- и взаимоконтроль,
Другие.
Критерии оценки
качества устного ответа
«2» - Знания слабые, на уровне отдельных фактов.
Учащийся не показывает владение коммуникативными
навыками Отсутствуют собственные оценки, суждения.
Нет аргументированных выводов.
«3» - Знания слабые, но есть попытка связать их в единое.
Выполнение заданий по образцу. Непоследовательное
изложение материала, ошибки в речевом оформлении.
«4» - Достаточно высокий уровень усвоения материала. Есть
навыки анализа и синтеза. Владение навыками работы с
различными источниками информации. Умение
использовать знания на практик. Есть попытки собственного
суждения, даётся оценка событиям и процессам.
«5» - Высокий уровень знаний. Применение материала из
других образовательных областей. Владение общеучебными
навыками (синтезом, анализом). Ответ самостоятельный,
последовательный, логичный, научный. Учащийся свободно
аргументирует свою точку зрения, делает необходимые
обобщения и выводы
или драма советской генетики
в книге В. Д. Дудинцева
Путь к правде и добру
Цель урока:
Знакомство с героями произведения, которые
делают свой нравственный выбор во имя
истины и добра.
Показать идейно-художественное богатство
романа, проникнуть в духовный мир его героев;
Рассмотреть определённый период истории
отечественной генетики, выявить его влияние
на конкретные судьбы людей.
Высказать своё отношение к затронутым в
книге проблемам.
Задачи урока:
Дудинцев Владимир
Дмитриевич
(
родился в 1918 году в г. Купянске)
В 1940 году был призван в армию.
1942 – 45 гг. работал в военной
прокуратуре в Сибири.
1933 год - начал печататься,
1946-1951 гг. – очеркист «Комсомольской правды»,
1952 г. - выпустил первый сборник рассказов «У семи
богатырей»,
Автор романа «Не хлебом единым» (1956 год), а также книг
«Повести и рассказы» (1959), «Новогодняя сказка» (1960),
«Рассказы» (1963),
1958г. – написал роман «Белые одежды»,
1988г. – стал лауреатом Государственной премии СССР.
В. Дудинцев «Белые одежды»
«В романе … я хочу сорвать маски, под
которыми прячется зло.
Ведь невозможно спокойно
видеть тех, кто умеет совлечь
с одержимого большим делом
человека его сияющие
одежды, кто залезает в них
сам и щеголяет, обманывая других»
120-летию со дня рождения
Н.И. Вавилова посвящается…
«Если ты встал на путь
учёного, то помни,
что обрёк себя на вечные
искания нового, на
беспокойную
жизнь до гробовой доски.
У каждого учёного
должен быть мощный ген
беспокойства.
Он должен быть
одержим!"
Мендель Грегор
Иоганн (1822 - 1884)
Выдающийся чешский
(австрийский) учёный, монах.
Основоположник генетики, автор
научного труда «Опыты над
растительными гибридами» (1866)
Впервые обнаружил
существование наследственных
факторов, впоследствии
названных генами,
сформулировал закономерности
наследственности.
Вавилов Николай
Иванович
(25.11.1887-26.01.1943)
Генетик, основоположник советской
селекции
,
ботаник, растениевод,
географ.
•
Сформулировал закон гомологических рядов
наследственной изменчивости.
•
Создал учение о центрах происхождения
культурных растений.
•
Провел экспедиции по 52 странам пяти
континентов, собрав уникальную коллекцию
образцов сортов культурных растений.
•
Опубликовал 350 научных работ по генетике,
селекции, географии, систематике растений,
эволюции.
Томас Гент
Морган (1866-
1945)
американский эмбриолог,
генетик. Впервые начал
исследования на плодовой
мушке дрозофиле.
Морган и его школа создали в итоге
этих опытов хромосомную теорию
наследственности.
Лауреат Нобелевской премии (1933г).
Основные положения хромосомной
теории наследственности
(Т. Морган. 1920г.)
1. Признаки формируются под действием генов,
расположенных в хромосомах;
2. Гены расположены линейно и каждый имеет своё
определённое место (локус);
3. Хромосомы находятся в ядрах клеток,
их число постоянно для каждого вида;
4. Гаметы содержат
гаплоидный набор
хромосом;
5. В зиготе и в соматических клетках –
диплоидный набор хромосом.
АВГУСТ ВЕЙСМАН
(1834—1914)
немецкий зоолог и теоретик
эволюционного учения. Основные
работы посвящены вопросам
наследственности и индивидуального развития.
Выступал против ламаркизма, отрицал
наследование приобретенных признаков.
Автор умозрительной теории наследственности и
индивидуального развития (теории непрерывности
«зародышевой плазмы»), предвосхитившей
современное представление о хромосомах как
носителях наследственности.
Мичурин Иван
Владимирович
(1855-1935)
Советский биолог и
селекционер, создатель многих
сортов плодово-ягодных
культур.
Академик ВАСХНИЛ (1935), почётный член АН
СССР (1935).
Использовал метод отдалённой гибридизации.
Положил начало продвижению на север южных
культур.
Лысенко Трофим
Денисович (1898-
1976)
Советский биолог и агроном, академик АН СССР (1939),
АН УССР(1934),
Президент ВАСХНИЛ (1938-56, 1961-62),
Герой Социалистического Труда (1945) и т.д.
Выдвинул антинаучную теорию наследственности,
изменчивости и видообразования («Мичуринское
учение»).
Монополизм Лысенко сопровождался уничтожением
других научных школ, нанёс большой ущерб советской
генетике и биологии в целом.
Лысенковщина
(1948-1964)
Факторы
политические
Факторы
научные
Факторы
субъективные
Разруха после
Гражданской
войны, голод и
обнищание
крестьян.
Генетика не
получала
поддержки от
учёных других
специальностей.
Вождём советской
науки мог быть
только человек с
«пролетарским
происхождением».
Деление клетки (митоз)
Класс Двудольные.
Семейство Пасленовые.
Сорта,
районированные
на Урале:
Вятка,
Гранат,
Цветки, плоды и общий вид картофеля
•
Невский,
•
Белоярский ранний,
•
Лидер,
•
Искра,
•
Фреска (голланд.)
Дудинцев Владимир
Дмитриевич
«Мне хотелось
вооружить читателя
нравственным оружием
против зла,
растолковать
сущность добра и зла,
помочь найти себя в
этом единоборстве …»
Выдающиеся советские
генетики
А. С. Серебровский
(1892-1948
)
Г. А. Левитский
(1878-1942)
Г. Д. Карпеченно (1899
—1942
)
Н. И. Вавилов
(1887-1943)
Н. К. Кольцов
(1872 - 1940)
Ю. А. Филипченко
(1882—1930
)
Выводы:
Сохранить с молодых лет незапятнанной
совесть и чистой душу;
Жить по законам правды;
Уметь принимать чужую боль и
сострадать;
Верить в торжество добра и бороться со
злом;
Жить не только для личного
благополучия , но и для счастья других.
Пожалуйста,
продолжите предложения:
- Я сегодня увидел…
- Я сегодня услышал…
- Я сегодня
почувствовал…
- Я хотел
поблагодарить…