Напоминание

"Организация процесса развития творческого мышления в классе фортепиано"


Автор: Тухтарева Лилия Адвартовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ № 10"
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Организация процесса развития творческого мышления в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В

КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО»

Проблема

развития

творческого

потенциала

ребенка,

воспитание

человека-творца

стоит

очень

остро

в

нашем

обществе.

Главнейшей

задачей

музыкальной педагогики является не только формирование музыканта-художника,

но и формирование "развивающейся личности в развивающемся мире".

Гуманисты

всех

эпох

издавна

оценивали

роль

творчества

в

формировании личности чрезвычайно высоко. "Человек, испытавший радость

творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт

и становится иным по психическому складу", - утверждал Асафьев. Педагог

Блонский доказывал, что ребенок по природе своей - "творец всяких, в том числе

и эстетических ценностей", поэтому в проявлении своего творчества он "сильно

тяготеет к хороводу, песням, танцам и драматизации". Выдающийся музыкант Л.

Стоковский отмечал любовь детей к созданию песенок, их интерес к контрастным

тембрам, ритмам, большим интервалам. Он также считал, что для детей музыка

никогда не бывает чем-то изолированным и обособленным, она всегда является

частью жизни.

Таким

образом,

многими

учеными

и

педагогами-музыкантами

признается важность музыкального творчества детей, и этот процесс должен быть

интересным и увлекательным.

Как это воплощается на практике?

В

основе

методики

обучения

на

фортепиано

я

использую

традиционную образовательную программу обучения, проверенную временем, но

в

сочетании

с

инновационными

методами:

это,

во-первых,

игровой

метод

в

начальных классах и, во-вторых, это система занятий музицированием.

Остановлюсь на первом методе. В работах самых различных ученых

доказывается, что "приобщение ребенка к искусству осуществляется только через

игру". Ребенок по своим психологическим возрастным особенностям не может

трудиться,

как

взрослый

человек

(работать

на

будущее,

на

далекий

результат).Наиболее полно свои возможности он раскрывает в игре.

Игра помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным,

раскрывает способности детей, активизирует их творческие наклонности. С ее

помощью каждый извлекаемый звук, любое упражнение, песня, пьеса, то есть

любая

музыкальная

деятельность

приобретает

эмоционально-образное

содержание.

Важно так " выстроить" игру, чтобы в ходе ее ребенок сам ставил перед

собой задачи и, по - возможности, сам их решал. Я использую на уроке сюжетные,

ролевые

и

дидактические

игры.

Игровое

действие

дидактических

игр

разнообразно:

группирование,

сравнение,

отгадывание,

загадывание.

Игровые

коллизии вызывают у ребенка стремление анализировать, исследовать. А это уже

творчество.

Например - ролевая игра "Оживший портрет". Учащиеся рассматривают картины,

на которых изображены дети, и выполняют творческое задание: придумывают

рассказ от имени своего героя, фантазируя, где, с кем он живет, о чем думает, что

любит.

Подбирается

музыкальный

фон,

чтобы

настроение

музыки

совпало

с

настроением картины.

Таким образом, через систему оригинальных игр, творческих заданий

целостно развивается детская личность в спектре композиторской, актерской,

хореографической,

литературной,

изобразительной,

практической,

трудовой,

исследовательской

видов

деятельности.

На

примере

разных

искусств

раскрывается синтез речи, движения, музыки.

Освоению

музыкально-эстетических

явлений

помогает

двигательно-

изобразительная

наглядность

(штрихи,

динамические

оттенки,

основы

дирижерского жеста в его синтезе с характером звучания, связь характера музыки

с характером танцевального движения.)

Интегративное

привлечение

разных

видов

искусства

способствует

реализации синтеза множественных межпредметных связей, выявлению общих

художественных

закономерностей.

Например,

в

игре

"Ожившие

портреты"

я

говорю, что в живописи свои краски, а в музыке свои выразительные средства.

Главным в этом методе является мысль о творчестве как воплощении лучших

побуждений человека, связь творчества с трудом. Таким образом, образовательно-

игровой материал складывается из блоков.

Способы:

1)творческая деятельность (речевая, музыкальная, танцевальная);

2)импровизация, выполнение творческих заданий, игр;

3)игра, спланированная на результат; игра, спланированная на процесс;

В процессе игры ребенку предоставляется возможность побыть и

композитором, и актером, и хореографом, и исследователем. При этом

наблюдается, насколько богаче становятся творческие возможности, фантазии.

Второе направление - музицирование, как составная часть творческого

развития личности ребенка.

В

программе

записано,

что

"школа….должна

выявить

и

развить

творческие

задатки

детей…,привить

им

комплекс

важнейших

практических

навыков(игра

по

слуху,

транспонирование,

игра

в

ансамблях,

умение

а к к о м п а н и р о в а т ь ,

ч т е н и е

с

л и с т а ) .

Очень

немногие

педагоги

проводят

в

жизнь

регулярные,

ставшие

системой

занятия музицированием. Часто ссылаются на отсутствие времени. Сейчас это

очень актуальный вопрос музыкальной педагогики.

Я занимаюсь музицированием в 1-2-х классах по 15 мин. два раза в

неделю, в средних классах-20 мин. в неделю. Стараюсь за это время сделать как

можно больше заданий этого комплекса. В старших классах использую свой

собственный сборник "От барокко до современности", что дает повод поговорить

с

ребятами

о

музыке

разных

эпох,

стилей,

активизирует

процесс

обучения,

расширяет музыкальный кругозор учащихся.

Музицирование

-

это

активная

форма

деятельности

учащегося,

направленная

на

саморазвитие,

самообучение.

В

этих

занятиях

соединяются

принцип

педагогического

руководства

с

развитием

детской

активности,

самостоятельности. У Дистервега есть следующая глубокая мысль: "Развитие и

образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто

желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью,

собственным

напряжением….Это

средство

и

одновременно

результат

образования".

Добавление целенаправленных занятий практическим музицированием

- не трата, а экономия времени. Ведь ученик, имеющий опыт музицирования,

свободнее

разбирает

новые

произведения,

быстрее

и

легче

разучивает

их,

расширяет свой репертуар, овладевает различными музыкальными стилями и, в

конечном счете, чаще выступает в концертах.

Таким образом, игры и музицирование - это два направления, которые

дают

педагогу

отличную

возможность

неформально

организовывать

процесс

обучения и воспитания, самому включиться в поток творчества.

Немногие

из

наших

учеников

станут

музыкантами,

но

творческие

порывы

необходимы

в

каждой

профессии,

ведь

"творчество

-

это

создание

нового", именно в этом так нуждается сейчас наше общество.



В раздел образования