Автор: Тухтарева Лилия Адвартовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ № 10"
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Организация процесса развития творческого мышления в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
«
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В
КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО»
Проблема
развития
творческого
потенциала
ребенка,
воспитание
человека-творца
стоит
очень
остро
в
нашем
обществе.
Главнейшей
задачей
музыкальной педагогики является не только формирование музыканта-художника,
но и формирование "развивающейся личности в развивающемся мире".
Гуманисты
всех
эпох
издавна
оценивали
роль
творчества
в
формировании личности чрезвычайно высоко. "Человек, испытавший радость
творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт
и становится иным по психическому складу", - утверждал Асафьев. Педагог
Блонский доказывал, что ребенок по природе своей - "творец всяких, в том числе
и эстетических ценностей", поэтому в проявлении своего творчества он "сильно
тяготеет к хороводу, песням, танцам и драматизации". Выдающийся музыкант Л.
Стоковский отмечал любовь детей к созданию песенок, их интерес к контрастным
тембрам, ритмам, большим интервалам. Он также считал, что для детей музыка
никогда не бывает чем-то изолированным и обособленным, она всегда является
частью жизни.
Таким
образом,
многими
учеными
и
педагогами-музыкантами
признается важность музыкального творчества детей, и этот процесс должен быть
интересным и увлекательным.
Как это воплощается на практике?
В
основе
методики
обучения
на
фортепиано
я
использую
традиционную образовательную программу обучения, проверенную временем, но
в
сочетании
с
инновационными
методами:
это,
во-первых,
игровой
метод
в
начальных классах и, во-вторых, это система занятий музицированием.
Остановлюсь на первом методе. В работах самых различных ученых
доказывается, что "приобщение ребенка к искусству осуществляется только через
игру". Ребенок по своим психологическим возрастным особенностям не может
трудиться,
как
взрослый
человек
(работать
на
будущее,
на
далекий
результат).Наиболее полно свои возможности он раскрывает в игре.
Игра помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным,
раскрывает способности детей, активизирует их творческие наклонности. С ее
помощью каждый извлекаемый звук, любое упражнение, песня, пьеса, то есть
любая
музыкальная
деятельность
приобретает
эмоционально-образное
содержание.
Важно так " выстроить" игру, чтобы в ходе ее ребенок сам ставил перед
собой задачи и, по - возможности, сам их решал. Я использую на уроке сюжетные,
ролевые
и
дидактические
игры.
Игровое
действие
дидактических
игр
разнообразно:
группирование,
сравнение,
отгадывание,
загадывание.
Игровые
коллизии вызывают у ребенка стремление анализировать, исследовать. А это уже
творчество.
Например - ролевая игра "Оживший портрет". Учащиеся рассматривают картины,
на которых изображены дети, и выполняют творческое задание: придумывают
рассказ от имени своего героя, фантазируя, где, с кем он живет, о чем думает, что
любит.
Подбирается
музыкальный
фон,
чтобы
настроение
музыки
совпало
с
настроением картины.
Таким образом, через систему оригинальных игр, творческих заданий
целостно развивается детская личность в спектре композиторской, актерской,
хореографической,
литературной,
изобразительной,
практической,
трудовой,
исследовательской
видов
деятельности.
На
примере
разных
искусств
раскрывается синтез речи, движения, музыки.
Освоению
музыкально-эстетических
явлений
помогает
двигательно-
изобразительная
наглядность
(штрихи,
динамические
оттенки,
основы
дирижерского жеста в его синтезе с характером звучания, связь характера музыки
с характером танцевального движения.)
Интегративное
привлечение
разных
видов
искусства
способствует
реализации синтеза множественных межпредметных связей, выявлению общих
художественных
закономерностей.
Например,
в
игре
"Ожившие
портреты"
я
говорю, что в живописи свои краски, а в музыке свои выразительные средства.
Главным в этом методе является мысль о творчестве как воплощении лучших
побуждений человека, связь творчества с трудом. Таким образом, образовательно-
игровой материал складывается из блоков.
Способы:
1)творческая деятельность (речевая, музыкальная, танцевальная);
2)импровизация, выполнение творческих заданий, игр;
3)игра, спланированная на результат; игра, спланированная на процесс;
В процессе игры ребенку предоставляется возможность побыть и
композитором, и актером, и хореографом, и исследователем. При этом
наблюдается, насколько богаче становятся творческие возможности, фантазии.
Второе направление - музицирование, как составная часть творческого
развития личности ребенка.
В
программе
записано,
что
"школа….должна
выявить
и
развить
творческие
задатки
детей…,привить
им
комплекс
важнейших
практических
навыков(игра
по
слуху,
транспонирование,
игра
в
ансамблях,
умение
а к к о м п а н и р о в а т ь ,
ч т е н и е
с
л и с т а ) .
Очень
немногие
педагоги
проводят
в
жизнь
регулярные,
ставшие
системой
занятия музицированием. Часто ссылаются на отсутствие времени. Сейчас это
очень актуальный вопрос музыкальной педагогики.
Я занимаюсь музицированием в 1-2-х классах по 15 мин. два раза в
неделю, в средних классах-20 мин. в неделю. Стараюсь за это время сделать как
можно больше заданий этого комплекса. В старших классах использую свой
собственный сборник "От барокко до современности", что дает повод поговорить
с
ребятами
о
музыке
разных
эпох,
стилей,
активизирует
процесс
обучения,
расширяет музыкальный кругозор учащихся.
Музицирование
-
это
активная
форма
деятельности
учащегося,
направленная
на
саморазвитие,
самообучение.
В
этих
занятиях
соединяются
принцип
педагогического
руководства
с
развитием
детской
активности,
самостоятельности. У Дистервега есть следующая глубокая мысль: "Развитие и
образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто
желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью,
собственным
напряжением….Это
средство
и
одновременно
результат
образования".
Добавление целенаправленных занятий практическим музицированием
- не трата, а экономия времени. Ведь ученик, имеющий опыт музицирования,
свободнее
разбирает
новые
произведения,
быстрее
и
легче
разучивает
их,
расширяет свой репертуар, овладевает различными музыкальными стилями и, в
конечном счете, чаще выступает в концертах.
Таким образом, игры и музицирование - это два направления, которые
дают
педагогу
отличную
возможность
неформально
организовывать
процесс
обучения и воспитания, самому включиться в поток творчества.
Немногие
из
наших
учеников
станут
музыкантами,
но
творческие
порывы
необходимы
в
каждой
профессии,
ведь
"творчество
-
это
создание
нового", именно в этом так нуждается сейчас наше общество.