Напоминание

Дополнительное образование в социальной адаптации детей с ОВЗ и детей- инвалидов.


Автор: Горохова Наталья Станиславовна
Должность: заместитель директора по увр, методист
Учебное заведение: МАУДО "ВЕГА" Дятьковского района
Населённый пункт: Дятьково
Наименование материала: статья
Тема: Дополнительное образование в социальной адаптации детей с ОВЗ и детей- инвалидов.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Дополнительное образование в социальной адаптации детей с ОВЗ

и детей- инвалидов.

В

настоящее

время

процесс

социализации

является

предметом

исследования

специалистов

многих

отраслей

научного

знания.

Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи

вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы,

этапы,

стадии

и

факторы

социализации.

Однако

проблемы

социализации инвалидов, особенно детей-инвалидов, детей с ОВЗ в

отечественной науке все еще не являются предметом специального

исследования,

хотя

данная

проблема

весьма

актуальна,

и

в

теоретическом, и в практическом отношении.

ОВЗ: ограниченность возможностей здоровья. Соответственно, дети с

ОВЗ

-

это

дети,

которые

имеют

различного

рода

отклонения

(психические

и

физические),

обуславливающие

нарушения

естественного хода их общего развития, в связи с чем, они не всегда

могут вести полноценный образ жизни. (В рамках образовательного

аспекта, можно сформулировать более узкое определение. Дети с ОВЗ

это

дети,

у

которых

наблюдается

нарушение

психофизического

развития

(речи,

зрения,

слуха,

опорно-двигательного

аппарата,

интеллекта

и

др.),

и

им

чаще

всего

требуется

специальное

корректирующее обучение и воспитание. )

ИНВАЛИД

(от

лат.

invalidus

-

бессильный,

слабый;

англ.

invalid/disabled person) - лицо, которое имеет нарушение здоровья со

стойким

расстройством

функций

организма,

обусловленное

заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к

ограничению жизнедеятельности (т.е. к полной или частичной утрате

л и ц о м

с п о с о б н о с т и

и л и

в о з м о ж н о с т и

о с у щ е с т в л я т ь

самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться,

общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься

трудовой

деятельностью)

и

вызывающее

необходимость

его

социальной защиты.

В

зависимости

от

степени

расстройства

функций

организма

и

ограничения

жизнедеятельности

лицам,

признанным

«инвалидом»,

устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет

устанавливается

категория

«ребенок-инвалид».

Признание

лица

инвалидом осуществляется учреждениями государственной

службы

медико-социальной

экспертизы

в

порядке

и

на

условиях,

определяемых Правительством РФ.

( Всякий ребенок-инвалид является ребёнком с ОВЗ, но не всякий

ребёнок с ОВЗ является ребёнком – инвалидом.)

Главная проблема этих детей заключается в нарушении их связи с

миром,

в

ограниченной

мобильности,

бедности

контактов

со

сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой,

недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и образования.

Эта проблема является следствием не только субъективного фактора,

каковым является состояние физического и психического здоровья

ребенка,

но

и

результатом

социальной

политики

и

сложившегося

общественного

сознания,

которые

санкционируют

существование

недостаточно

доступной

для

инвалида

архитектурной

среды,

общественного

транспорта,

социальных

служб.

Следствием

этих

ограничений является ощущение детьми неуверенности в себе, страха

перед

жизнедеятельностью

в

обществе

здоровых

людей.

Среди

многочисленных проблем, с которыми сталкиваются дети-инвалиды и

их

родители,

на

первый

план

выступают

две

наиболее

значимые.

Первая и основная - отношение окружающих: у большинства, как

детской, так и взрослой части населения не сформировано восприятие

инвалидов как полноценных членов общества, имеющих иной, чем у

здорового

человека,

путь

развития.

Вторая

же

является

и

государственной,

и

общественной

проблемой

-

невозможность

получить

необходимое

образование

детьми-инвалидами.

Дети,

имеющие инвалидность, могут быть также способны и талантливы,

как

и

их

сверстники,

не

имеющие

проблем

со

здоровьем,

но

обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью

пользу

обществу

им

мешает

неравенство

возможностей.

Дети-

инвалиды

не

пассивные

объекты

социальной

помощи,

а

развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение

разносторонних

социальных

потребностей

в

познании,

общении,

творчестве.

Инвалидность

у

детей

означает

существенное

ограничение

жизнедеятельности,

она

способствует

социальной

дезадаптации,

которая

обусловлена

нарушениями

в

развитии,

затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в

будущем

профессиональными

навыками.

Освоение

детьми-

инвалидами

социального

опыта,

включение

их

в

существующую

систему общественных отношений требует от общества определенных

дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные

программы,

специальные

центры

по

реабилитации,

специальные

учебные заведения и т. д.).

с 1 сентября 2016 года введены 2 стандарта в общем образовании :

ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ-

регулирует обучение всех групп кроме умственно отсталых;

ФГОС

начального

общего

образование

образование

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(

интеллектуальные

нарушения).

В последние годы в нашей стране, к счастью, все большее внимание

уделяется

образованию

детей

с

особыми

возможностями

здоровья

(ОВЗ).

В

Федеральном

законе

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

понятие

«инклюзивное

образование»

трактуется

как

обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с

учетом

разнообразия

особых

образовательных

потребностей

и

индивидуальных возможностей» (7, ст. 2., п. 27).

Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми

принципах:

Ценность

человека

не

зависит

от

его

способностей

и

достижений.

Каждый человек способен чувствовать и думать.

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть

услышанным.

Все люди нуждаются друг в друге.

Подлинное

образование

может

осуществляться

только

в

контексте реальных взаимоотношений.

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что

они могут делать, чем в том, что не могут.

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В широком смысле слова, инклюзивное обучение - это не только

обучение детей инвалидов, но и всех детей, имеющих определенные

особенности

личности

это

и

дети

с

временной

задержкой

психического развития, и дети с элементами аутизма, и, в том числе,

одаренные дети, имеющие тонкую психическую организацию.

Сегодня принято говорить не «дети-инвалиды», а «другие дети»,

«особые

дети»,

несколько

сглаживая

первые

впечатления…

Словосочетание поменялось, а вот его значение – нет. «Другие» дети

существуют: они живут рядом с нами, растут, учатся, взрослеют и

отличаются

от

нас

только

физическими

ограничениями

и

своим

отношением к жизни. Таким деткам предстоит не только вырасти и

получить достойное образование, но и справиться с равнодушием

общества, что намного труднее.

Именно поэтому сегодня так остро стоит проблема обучения и

социализации

«особых»

детей.

И

в

чём

же

со стоит

р о л ь

дополнительного образования в работе с «особыми» детьми?

Дополнительное образование детей является – неотъемлемой частью

общего

образования,

которая

выходит

за

рамки

государственных

образовательных

стандартов,

и

предполагает

свободный

выбор

ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в

процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных

качеств,

способностей,

интересов,

которые

ведут

к

социальной

и

культурной

самореализации,

к

саморазвитию

и

самовоспитанию

с

каждым

ребёнком.

Основным

предназначением

дополнительного

образования

является

раскрытие

индивидуальных

способностей

детей,

развитие

творческих

способностей,

профилактика

противоправных

действий,

решение

проблемы

занятости

детей.

Задачи

дополнительного

образования:

Способствовать

развитию:

-

индивидуальных творческих способностей личности, формированию

стремления ребенка в направлении «я – хочу» и «я – могу» - основ

творческого мышления и воображения - механизмов самостоятельного

творчества

-системы

трудовых

навыков,

овладение

элементарными

профессиональными

умениями

и

ознакомление

с

профессиями

-спо собствовать

во спитанию

патриотизма,

т р уд о л ю б и я ,

коллективизма,

добропорядочности

и

милосердия,

ответственности

-социальная адаптация учащихся с ограниченными возможностями

здоровья.

И

если

обучение

детей-инвалидов

по

программе

общеобразовательной

школы

проводится,

то

организация

дополнительного

образования

таких

детей

сопряжена

с

большими

сложностями. Так, например, посещение кружков дополнительного

образования для ребенка с диагнозом ДЦП очень часто становится

просто

невозможным,

так

как

ему

требуется

доступная

среда,

специальное оборудование и гораздо больше времени для того, чтобы

воспроизвести самые простые действия. Даже для того, чтобы ровно

разрезать лист бумаги, им требуется приложить максимум усилий. А

при

этом

еще

и

выдержать

взгляды

и

реплики

некоторых

ребят.

Поэтому к таким детям нужен индивидуальный подход.

В рамках общего школьного образования детям с ОВЗ предоставлены

«скудные»

возможности

развития

творческих

способностей,

а

в

учреждении

дополнительного

образования

созданы

специальные

условия,

комфортная

«домашняя»

обстановка,

которая

помогает

раскрыть у обучающихся природные дарования. Удовлетворение от

общения со сверстниками располагает к доверительным отношениям.

Положительный

эмоциональный

фон

способствует

плодотворному

обучению и воспитанию детей с ОВЗ.

Работу

с

детьми

с

ОВЗ

необходимо

строить

на

основе

социального заказа, учёта потребностей и интересов детей, пожеланий

родителей,

педагогов,

учёта

ресурсов,

материальной

базы

и

потенциальных

возможностей

педагогического

коллектива.

Необходимы

курсы

переподготовки,

специальные

условия,

кадры,

программы.

Причём

адаптированная

программа

должна

быть

написана на основании документов:

- заключение областного ПМПК(ПМПК — это комиссия, на которой

происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами

на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.)

и

определение

возможности

или

невозможности

обучения

в

общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или

обратно в обычную.)

На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей

школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в

этом

возрасте

уже

становится

понятно,

есть

ли

у

ребенка

непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет.

-

психолого-

педагогическая

диагностика

(

для

определения

зоны

актуального развития – то, что ребёнок умеет на данный момент и

зоны

ближайшего

развития

то,

что

ребёнок

делает

с

помощью

педагога. Это и будет содержанием адаптированной программы на 1

год.

На

основе

этих

заключений

в

пояснительную

записку

вносится

псохолого

педагогическая

характеристика

ребёнка,

исходя

из

которой, прописываются специальные условия, которые необходимы

для его обучения.

Например,

дети

с

нарушением

опорно

д в и г ат е л ь н о го

аппарата( ДЦП). ДЦП у детей: причины их около 50-ти. Однако они

все уходят корнями в неблагоприятное протекание беременности и

последующих родов. К наиболее значимым (вызывающим серьезные

негативные последствия) относятся: 1. Острое кислородное голодание

в процессе родов (к примеру, по причине тугого обвития пуповиной,

преждевременного

отслаивания

плаценты

и

др.)

либо

уже

после

рождения (недоношенный ребенок: менее 37 недель беременности или

с

ве сом

меньше

2-х

кг).

Особо

опасными

п р и з н а ют с я

преждевременные

роды

с

применением

кесарева

сечения.

2.

Присутствие

внутриутробных

инфекций

(цитомегаловирус,

токсоплазмоз, краснуха и др.). 3. Тяжелая степень гемолитической

болезни новорожденных (иммунологическая несовместимость крови

матери и плода). 4. Ряд тератогенных факторов, воздействующих на

центральную нервную систему преимущественно на ранних сроках

беременности (к примеру, прием запрещенных лекарственных средств,

включая гормональные контрацептивы, облучение радиацией и др.). И

это только несколько негативных факторов, которые могут вызвать

ДЦП у детей и нанести существенный вред здоровью ребенка.

Условия:

- обеспечение особого двигательного режима( заключение невролога

какие позы разрешены-запрещены);

- давать чаще двигаться;

- увеличение времени на выполнение задания;

ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Характеристика

детей

с

нарушением

зрения

Как

уже

было

расшифровано выше, дети с ОВЗ – это категория лиц с определенного

рода

нарушениями.

В

данном

случае

зрительной

функции.

По

результатам исследования данной категории детей, были выявлены

следующие

тенденции

динамики

конкретных

зрительных

заболеваний:

1.

Значительно

увеличилось

количество

детей

с

остаточным зрением (до 90%). Их них: полностью незрячие – 3-4%; со

светоощущением - 7%; с визусом более 0,06 – 10%. 2. Возрос процент

сложных

комплексных

зрительных

заболеваний.

При

этом

лишь

несколько

случаев

связаны

с

нарушением

зрения,

которые

характеризуют ся

единичным

поражением

его

фу н к ц и и .

Многочисленные

исследования

в

этой

области

подтвердили,

что

большинство дошкольников имеют 2-3 глазных заболевания. 3. Рост

числа дефектов,

которые сопутствуют зрительному заболеванию. Как правило, они

связаны с нарушением деятельности ЦНС.

Условия:

- материал в укрупнённом формате ( более 72-76);

- создание щадящего лечебно – охранительного режима.( гимнастика

для глаз)

ДЕТИ – АУТИСТЫ.

Аутизм

развивается

в

геометрической

прогрессии.

Аутизм

это

особое расстройство психики, которое возникает, вероятнее всего, из-

за нарушений в головном мозге и выражается в остром дефиците

внимания и общения. Аутист ребенок социально плохо адаптируется,

практически

не

идет

на

контакт.

Это

заболевание

связано

с

нарушениями в генах.

Причины развития аутизма. Если рассматривать генетические аспекты

данного заболевания, то они настолько сложные, что порой совсем не

понятно,

вызвано

оно

взаимодействием

нескольких

генов

или

это

мутация в одном гене. Все-таки ученые-генетики выделяют некоторые

провоцирующие факторы, которые могут привести к тому, что на свет

появляется аутист ребенок: Пожилой возраст отца. Страна, в которой

родился малыш. Маленький вес при рождении. Недостаток кислорода

во время родов. Недоношенность. Некоторые родители считают, что

на развитие заболевания могут повлиять прививки, но этот факт не

доказан.

Возможно,

просто

совпадение

сроков

вакцинации

и

проявления заболевания. Считают, что мальчики чаще страдают от

этого заболевания. Влияние веществ, которые вызывают врожденные

патологии,

которые

часто

связывают

с

аутизмом.

Отягощающее

воздействие

могут

оказывать:

растворители,

тяжелые

металлы,

фенолы,

пестициды.

Перенесенные

во

время

беременности

инфекционные

заболевания

также

могут

спровоцировать

развитие

аутизма. Курение, употребление наркотических средств, алкоголя, как

во

время

беременности,

так

и

до

нее,

что

ведет

к

повреждению

половых гамет. Дети аутисты рождаются по разным причинам. И, как

видно,

их

огромное

множество.

Предсказать

рождение

малыша

с

таким отклонением в психическом развитии практически невозможно.

Тем

более,

есть

вероятность,

что

предрасположенность

к

этому

заболеванию может и не реализоваться. Только как гарантировать это

со 100% уверенностью, никто не знает.

Формы проявления аутизма. Несмотря на то, что большинство детей с

таким диагнозом имеют много общего, но аутизм может проявляться

по-разному. Эти дети различным способом контактируют с внешним

миром. В зависимости от этого выделяют следующие формы аутизма:

Полное

отрешение

от

всего

происходящего.

У

таких

детишек

с

раннего детства проявляются нарушения активности, они практически

полностью

отказываются

контактировать

с

внешним

миром.

Они

никогда ничего не просят сами, но и на просьбы не отзываются. В

общении,

которое

трудно

так

назвать,

отсутствует

речь,

жесты,

мимика. Эта форма считается самой серьезной и глубокой.

Активное отвержение. Поведение детей аутистов из этой группы более

активное, но большую часть внешнего мира они не принимают. Для

них важно соблюдение определенных ритуалов, наличие привычной

обстановки вокруг, поэтому у таких детей с возрастом проявления

болезни становятся более острыми, так как приходит время идти в

детский сад, а потом в школу. Речь у них более развита, но в основном

все слова они должны связывать с конкретной ситуацией, тогда им

легче запоминать и понимать.

Артистические

интересы.

Такие

дети

часто

идут

на

конфликт,

не

умеют считаться с интересами других людей, поглощены одними и

теми же занятиями. Речь хорошо развита, но предложения обычно

длинные и заумные, поэтому создается впечатление неестественно

взрослых

высказываний.

Интеллект

у

них

более-менее

развит,

но

мышление нарушено.

Большая

трудность

общения

и

организации

взаимодействия

с

окружающими.

Такие

дети

не

умеют

организовывать

контакт

с

другими людьми, трудно усваивают двигательные навыки. Речь, как

правило,

бедна.

Обычно

они

сразу

теряются

даже

в

обычных

ситуациях. Эта форма заболевания считается самой легкой.

Большинство врачей считают, что самые тяжелые формы аутизма

встречаются

достаточно

редко,

чаще

всего

мы

имеем

дело

с

аутичными проявлениями. Если с такими детьми заниматься и уделять

занятиям с ними достаточно времени, то развитие ребенка аутиста

будет максимально приближено к сверстникам.

УСЛОВИЯ:

-обследование у психиатра

- место для отдыха;

- хорошо собирает пазлы, всё привести в наглядную форму- таблицы,

рисунки, схемы;

- проблема социального взаимодействия;

- не надо сильных сенсорных стимулов- резких звуков, света, шума;

- избегание тактильного контакта( прикосновения);

- длительный период привыкания, наблюдения;

- настроение зависит от перепадов погоды;

-

использовать

средства

альтернативной

коммуникации

(

знаки,

символы, например, кленовый лист – тишина)

- 1-2 правила за занятия;

- использовать ситуацию успеха, хвалить сразу, конкретно за что-то;

- исключить соревновательность;

- регулярная смена деятельности;

- индивидуальные занятия;

- склонность к ритуалом, одинаково выглядеть.

Работать с особыми детьми может не каждый педагог. К слову

сказать, что и специальной подготовки нет у педагогов. Поэтому в

работе

педагог

можем

опираться

на

правила

общения

с

такими

детьми:

- не сравнивать с остальными детьми;

-

не

стоит

стремиться

сделать

его

более

«удобным»

и

внешне

адекватным;

- не навязывать себя ребенку, если решили с ним поиграть или чему-

то научить;

- быть эмоционально приветливым не только внешне, но и внутренне;

- не фиксировать внимание на неудачах;

-

использовать

разные

формы

несловесной

поддержки

ребенка

улыбку, подбадривающее пожатие руки, поглаживание по голове,

подмигивание, обнимание за плечи и т.п., что подскажут ваши руки и

сердце;

- избегать длинных объяснений или бесед, т.к. зачастую они просто

недоступны детям.

- учить ребенка доводить начатое дело до конца;

- быть терпимым к «необычному поведению» ребенка;

- к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может

в

силу

своего

дефекта,

а

с

позиции,

что

он

может,

несмотря

на

имеющееся нарушение.



В раздел образования