Автор: Гимаева Альфия Рахиповна
Должность: преподаватель детской художественной школы №1 г. альметьевск
Учебное заведение: МБОУДО АДХШ №1
Населённый пункт: город Альметьевск
Наименование материала: Мастер- класс:" Применение техники тушь–палочка в работе над композицией".
Тема: Мастер- класс:" Применение техники тушь–палочка в работе над композицией".
Раздел: дополнительное образование
МАСТЕР- КЛАСС:
« ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИКИ
ТУШЬ–ПАЛОЧКА В РАБОТЕ
НАД КОМПОЗИЦИЕЙ».
Муниципальное Бюджетное Образовательное
Учреждение Дополнительного Образования
Альметьевская детская художественная
школа № 1
преподаватель
Гимаева Альфия Рахиповна.
Цель мастер – класса:
Обучающая:
1).Обучить приемам работы в технике «Тушь- палочка».
2). Освоить некоторые приемы и законы композиции.
3).Научить видеть и изображать разнообразие форм и линий
в
природе.
4).Научить выделять главное в композиции графическими
способами.
Воспитывающая:
1).Воспитание эстетического отношения к явлениям
окружающего мира.
2). Воспитание понимания и видения красоты окружающей
природы.
3). Воспитание трудолюбия , аккуратности, усидчивости.
Развивающие:
1). Развитие творческого мышления, воображения и
фантазии, наблюдательности, внимания, зрительной
памяти
Тип мастер – класса: Комбинированный.
.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Для педагога:
- Наглядные пособия с изображением в технике « Тушь – палочка».
- Доска с магнитами и чистыми листами для создания наглядных примеров.
- Репродукции картин художников в данной технике.
Для присутствующих:
- Тушь черная.
- Белый акрил (на всякий случай).
- Разные палочки
- Кисточки (разного размера и качества).
- Ватные тампоны, бумажные салфетки (служат для очистки перьев, кисточек).
- Емкость для воды и туши.
- Простые карандаши, ластики.
- Лист ватмана А4, листочки мелованной бумаги А5- основа для рисования:
используется бумажная основа для работы с тушью. Бумага должна быть
высокого качества, средней фактуры, достаточно плотной (как ватман). Тонкая
бумага годится только для эскизов, она менее качественная, она имеет
неприятную особенность - быстро «впитывает», а также очень деформируется.
То же можно сказать и о мелованной бумаге - она хороша для работы кистями.
План мастер- класса:
1.Введени в тему мастер – класса.
2. Объяснение целей, поэтапная постановка задач.
3. Практическое поэтапное исполнение.
4. Индивидуальная работа с учащимися. ( По ходу
всего мастер – класса)
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
:
Введение в тему (Теоретическая часть):
ЭКСПРЕССИЯ СВОБОДЫ – эти два слова приходят м в голову, когда я думаешь
о туши. Благодаря ей, можно создавать как быстрые наброски, так и серьезные,
требующие большей отдачи работы. И что самое важное – можно не держать
себя в рамках, а развивать в себе способность творить.
Потому - тушь!
Немного истории… СУМИЭ - вид монохромной живописи, в которой
используется чёрная тушь и широкая гамма серых тонов, возникающих при
смешении туши с водой.
В переводе с японского "сумиэ" обозначает - рисование тушью («суми»-тушь,
«э» - рисунок). Традиция сумиэ, история которой насчитывает более тысячи лет,
берёт своё начало в императорских дворцах Китая VII в.
Японские монахи считали, что чёрно-белое изображение приучает к
дисциплине и способствует развитию концентрации и внимания, поэтому они
использовали сумиэ в качестве дзэн-упражнений. Собственно поэтому сумиэ
считается чем-то сродни медитативным техникам. Искусство, которое
возвращает покой, позволяет раскрыть творческие способности и дарит
возможность любования красотой!
Тушь - это взвесь красителя в связующем веществе с
добавлением субстанций, улучшающих свойства этого
рисовального материала. В зависимости от главного
ингредиента определяютт ее разновидности: сажевую
(черную), содержащую в качестве пигмента сажу, анилиновую
(цветную), содержащую производные анилина, и
минеральную (белую).
Чем отличается тушь от чернил?Чернила - жидкий раствор,
состоящий из красителя (а не пигмента), растворенного в
жидкости. При письме чернила проникают в бумагу на
небольшую глубину. Тушь же состоит из пигмента и
связующего вещества. При письме она ложится на
поверхности бумаги "пленкой" и практически не проникает
внутрь бумаги.
Сажевая тушь - устойчивая к свету.
Анилиновая тушь- чувствительная к свету. Под его
воздействием теряет интенсивность цвета.
Минеральная тушь -хорошо покрывает черную и другую
темную бумагу. Состав связующего вещества туши может
содержать гуммилак, буру, гуммиарабик (клеящее вещество
некоторых деревьев и растений) и дистиллированную воду.
Виды туши:
Спиртовая (индийская тушь) - сажа в спиртовом растворе шеллака,
водостойкая.
Водная тушь - сажа в растворе клея (например казеинового), после
высыхания имеет среднюю водоустойчивость.
Латексная (полимерная) - очень водостойкая тушь из сажи в
растворе полимера, хороша для использования в качестве контура под
акварель.
Акриловая тушь - пигмент в растворе полимера. По сути, является
жидкой акриловой краской.
Китайская сухая тушь - сажа с клеем в виде палочек или плиток. Для
работы палочку туши растирают с водой. Хорошей считается сухая
тушь, которая дает теплый черный тон как бы с металлическим
оттенком, в изломе однородна, не смывается после высыхания.
Концентрированная- из казеинового связующего и пигмента, перед
использованием разбавляется водой. Обладает повышенной
водостойкостью.
Цветная тушь- как классическая тушь делается на основе черной
сажи, то цветная тушь является разновидностью жидких красок со
свойствами туши.
ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:
Тушь очень многогранна и интересна в работе.
1.Рисование пером. При помощи пера рисуются тонкие
линии, контурные линии, выполняется штриховка. Чтобы
рисунок не был монотонным, вы можете играть с толщиной
линий, дополнять рисунок мелкими штрихами, черточками,
точками . Работа становится богаче и динамичнее. В этом вы
также можете убедиться проследив творчество многих
выдающихся художников. Вспомним прозрачность и чистоту
линий А. Дюрера, насыщенные нервными штрихами работы
кубистов, лаконичность и скупость росчерка у А. Матисса.
Эта техника преимущественно служит для передачи чувств,
впечатлений, внутреннего состояния в экспрессивных и
динамичных работах. Эта техника также дает возможность
осуществлять минутные эскизы и наброски.
2. Рисование кистью .Эта техника очень свободная, может иногда
напомнить процесс рисования акварелью, только у нас вместо нее
просто тушь. Мягких переходов цвета вы можете добиться смешивая в
различных пропорциях тушь с водой. Чем больше воды, тем светлее
становится цвет туши. Соответственно, чем меньше воды, тушь будет
более темная. Кисть и разбавленная тушь с водой может оживить ваш
контурный рисунок, сделанный пером. Нанесите кистью на рисунок
тени в
виде
пятен с мягкими переходами и переливами. Рисунок
приобретет глубину. Рисовать кисточкой вы можете как по мокрой, так
и по сухой поверхности. Следите за тем, чтобы кисть и разбавленная
тушь, играющие вспомогательную роль в вашей работе, не заглушали
характер контурного рисунка выполненного пером.
3. Рисование палочками.
Самыми удобными считаются липовые палочки, они мягкие и легкие в
обработке. Палочку можете просто сломать, чтобы потом получались
толстые и
небрежные
линии. А можете срезать под углом и получите
в итоге линии тоньше. Это очень интересный и мощный инструмент.
По своим возможностям простое перо во многом уступает палочкам.
Палочками вы можете рисовать как очень толстые линии, так и очень
тонкие линии. Можносоздавать очень быстрые эскизы и наброски, а
также серьезные и сложные типографические работы с присущим
только вам характером и стилем (что сегодня очень редко встречается,
поскольку все у всех все копируют и перерисовывают).
Индивидуальность сейчас очень цениться - если ты хочешь быть не
таким как все, значит это техника для тебя!!!!
4. Рисование сухой кистью.
Эта техника тяжелая, требует особой подготовки. Использовать надо
очень маленькое количество туши и постоянно следить, сухая ли
кисть
. Тушь также можно разбавлять водой, для получения другого
оттенка. Но будьте внимательны, на кисточке не должно быть много
туши!!! Кисточки можете использовать различных видов, жесткости,
формы.
Технику чаще используют при создании быстрых эскизов и
набросков.
Эксперименты.
Делайте все, что взбредет в голову во
время работы над рисунком, т.е. мешай все
вышеупомянутые техники, делай штампы,
брызгай кистью/зубной щеткой, три
бумагу «наждачкой», царапай, используй
вату и губку, подключай гуашь, акрил,
уголь, графит, акварель, клей...... Мой
совет, перед тем как начать
экспериментировать, овладей для начала
вышеупомянутыми стандартными
техниками. Это поможет избежать
слишком перенасыщенных работ,
безвкусицы и перебора.
Советы.
--Найди свой стиль. Тушь многогранный и богатый инструмент, она даст тебе
расскрыться.
- Не бойся -тренеруйся, чтобы набраться ловкости.
- Старайся рисовать тушью без наброска карандашом, так ты набьешь руку и глаз,
приобретешь уверенность . Заранее сделанный карандашный набросок может убить
свежесть работы.
- Не бойся экспрессии; иногда 5-ти минутный рисунок- представляет из себя большую
ценность, чем 6-ти часовая вымученная работа.
- Всегда чисть крышку и бутылочку, где хранится тушь. Сухая тушь сбивается в
комочки и теряет свои свойства.
- Встряхивай тушь перед работой.
- Чтобы добиться нужного тона туши, разбаляй ее с водой.
- Старую тушь можно спасти: перелей тушь в другую емкость через марлечку
(комочки остануться на марле) и долей немножко воды (любая открытая тушь со
временем густеет). Не оставляй тушь открытой!!!!
- Самые удобные емкости для туши при работе над рисунком – крышечки от
различных бутылок: дешево и мобильно.
- Всегда тщательно мой кисточки после работы с тушью, протирай тряпочкой
- В процессе работы часто меняй воду, используй большую емкость для воды,
например банку.
- Ватные тампоны или салфетки пригодятся при удалении лишней влаги на бумаге.
Кончиком платка можно делать плавный переход от темного к светлому.
- Тушь ни в коем случае не должна перемешиваться с graphigum ,что может случиться,
если начнешь раньше времени рисовать- дай просохнуть.
1.
Сначала
я
готовлю
место
для
работы:
инструменты
и
бумагу.
2. Минимально набрасываю карандашом (легкими линиями) начальный
рисунок - у меня это будет пейзаж.
3. Когда эскиз готов, мягким ластиком убираю «грязь» и ненужные линии.
4. Затем кисточкой пропитываю поверхность бумаги большим количеством
воды (я буду использовать технику рисования по «мокрой» поверхности, для
создания тона земли и воды).
5. Теперь беру кисточку, смачиваю ее в туши и слегка провожу кончиком по
влажным участкам рисунок. Переизбыток туши собираю ватным тампончиком.
6. Теперь я берусь за палочку. Хочу придать изюминку, свой индивидуальный
штрих и стиль. Штрихами, линиями, точечками делаю переходы, вырисовываю
детали.
Надеюсь, мне удалось приблизить вам все богатство возможностей, которое
несет в себе тушь, пробудить в вас желание попробовать свои силы в этой
интересной и многогранной технике.
Творите, создавайте и не бойтесь Экспрессии.
Как я работаю:
Детская
работа по
заданной
теме