Напоминание

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания.


Автор: Завертяева Вера Евгеньевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ-СОШ с.Елизаветино
Населённый пункт: Село Елизаветино Аткарского района Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность на уроках истории и обществознания.
Раздел: полное образование





Назад




Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время.

Учебный проект - это особый вид интеллектуальной деятельности учащихся,

а

также

результат

этой

деятельности,

отличительными

особенностями

которых являются:

-

постановка

проблемы

на

основе

анализа

учебной

(научной,

социокультурной) ситуации и темы проекта (или корректировка заданной

формулировки,

её

уточнение

в

связи

с

индивидуальным,

личностным

отношением

к

объекту

проектирования

и

возрастными

особенностями

учащихся);

-

самостоятельный

поиск

необходимой

информации

по

теме

проекта,

определение круга источников, необходимых для работы над проектом в

русле определённой проблемы и цели проектной деятельности;

- анализ, обработка и преобразование собранных источников в соответствии с

задачами и этапами проектной деятельности, ориентированными на решение

проблемы;

-

творческое

преобразование

результатов

проектной

деятельности

в

материализованный, заранее определённый вид продукта (реферат, плакат,

веб-сайт и т. п.);

- презентация и защита проекта.

Учитель-руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей

культуры, творческими способностями. Он является инициатором

интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности

в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта

мог с гордостью сказать: «Я сделал это сам!». Учитель берет на себя

тьютерские функции:

-разрабатывает паспорт проекта, краткое описание, календарь работы

- является консультантом на всех этапах проектной деятельности;

- инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает «огонь»

любознательности в учениках;

- предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с

учеником «проживает» его проект);

- помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;

- «человек, который задает вопросы» (организует обсуждение способов

преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих

вопросов; обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь);

- он координатор всего группового процесса;

- является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов

выполненного проекта

В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я

чаще всего использую такие типы проектов, как практико-ориентированные,

информационные, исследовательские. Тип проекта зависит от возраста

учащихся и темы.

Примерный порядок работы над учебным проектом:

Поисково-исследовательский и творческий проект, идею которого подсказал

просмотр мультипликационного фильма «Лебеди Непрядвы».

1группа

2 группа

«историки»

«искусствоведы»

3 группа

«литераторы»

Прогнозируемые предметные результаты:

— владение системными историческими знаниями, служащими основой для

раскрытия места России в мировой истории, соотнесения событий мировой,

национальной, региональной и локальной истории;

— способность применять понятийный аппарат исторического знания для

систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в

развитии исторических общностей;

— осознание значения историзма как принципа познания прошлого и

современности;

— владение приёмами самостоятельного поиска и комплексного анализа

исторической информации (критика источника, контекстный и

сопоставительный анализ);

Мультфильм

«Лебеди Непрядвы»

— способность к проведению исторической реконструкции, тематического

исторического исследования (работа с историографическими материалами,

осуществление поисковых и исследовательских проектов);

— способность к применению исторических знаний в процессе социальной

коммуникации, при организации и проведении историко-культурных

мероприятий;

— мотивация к последующему изучению истории в самообразовании, в

историко-краеведческой деятельности.

Организация работы над проектом.

1.Подготовительный - планирование работы над проектом:

перечисление интересующих высказывание пожеланий и возможных путей

разрешения основных вопросов;

обсуждение возникших учащихся тем проектов;

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и

самостоятельного получения новых знаний):

-уточнение намеченной цели и задач;

-поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств

массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и

опыта учащихся;

-обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями,

консультантами и т. д.);

-интерпретация данных;

-сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и

интеграции полученных знаний, умений, навыков):

- систематизация полученных данных;

- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в

виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации

и т. д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской

деятельности школьников):

- осмысление полученных данных и способов достижения результата;

- обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом

(на уровне класса, школы, и т. д.).

Проектная

деятельность

способствует

более

глубокому

осмыслению

учащимися

прошлого

и

настоящего

России,

ведет

к

формированию

собственных оценок, развитию критического мышления учащихся.

Немало этот метод дает и учителю. Это и возможность творчества, и новые

умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами.

Метод

проектов

позволяет

интегрировать

различные

виды

деятельности,

делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому

более эффективным.



В раздел образования