Автор: Завертяева Вера Евгеньевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ-СОШ с.Елизаветино
Населённый пункт: Село Елизаветино Аткарского района Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность на уроках истории и обществознания.
Раздел: полное образование
Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время.
Учебный проект - это особый вид интеллектуальной деятельности учащихся,
а
также
результат
этой
деятельности,
отличительными
особенностями
которых являются:
-
постановка
проблемы
на
основе
анализа
учебной
(научной,
социокультурной) ситуации и темы проекта (или корректировка заданной
формулировки,
её
уточнение
в
связи
с
индивидуальным,
личностным
отношением
к
объекту
проектирования
и
возрастными
особенностями
учащихся);
-
самостоятельный
поиск
необходимой
информации
по
теме
проекта,
определение круга источников, необходимых для работы над проектом в
русле определённой проблемы и цели проектной деятельности;
- анализ, обработка и преобразование собранных источников в соответствии с
задачами и этапами проектной деятельности, ориентированными на решение
проблемы;
-
творческое
преобразование
результатов
проектной
деятельности
в
материализованный, заранее определённый вид продукта (реферат, плакат,
веб-сайт и т. п.);
- презентация и защита проекта.
Учитель-руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей
культуры, творческими способностями. Он является инициатором
интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности
в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта
мог с гордостью сказать: «Я сделал это сам!». Учитель берет на себя
тьютерские функции:
-разрабатывает паспорт проекта, краткое описание, календарь работы
- является консультантом на всех этапах проектной деятельности;
- инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает «огонь»
любознательности в учениках;
- предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с
учеником «проживает» его проект);
- помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;
- «человек, который задает вопросы» (организует обсуждение способов
преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих
вопросов; обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь);
- он координатор всего группового процесса;
- является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов
выполненного проекта
В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я
чаще всего использую такие типы проектов, как практико-ориентированные,
информационные, исследовательские. Тип проекта зависит от возраста
учащихся и темы.
Примерный порядок работы над учебным проектом:
Поисково-исследовательский и творческий проект, идею которого подсказал
просмотр мультипликационного фильма «Лебеди Непрядвы».
1группа
2 группа
«историки»
«искусствоведы»
3 группа
«литераторы»
Прогнозируемые предметные результаты:
— владение системными историческими знаниями, служащими основой для
раскрытия места России в мировой истории, соотнесения событий мировой,
национальной, региональной и локальной истории;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания для
систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в
развитии исторических общностей;
— осознание значения историзма как принципа познания прошлого и
современности;
— владение приёмами самостоятельного поиска и комплексного анализа
исторической информации (критика источника, контекстный и
сопоставительный анализ);
Мультфильм
«Лебеди Непрядвы»
— способность к проведению исторической реконструкции, тематического
исторического исследования (работа с историографическими материалами,
осуществление поисковых и исследовательских проектов);
— способность к применению исторических знаний в процессе социальной
коммуникации, при организации и проведении историко-культурных
мероприятий;
— мотивация к последующему изучению истории в самообразовании, в
историко-краеведческой деятельности.
Организация работы над проектом.
1.Подготовительный - планирование работы над проектом:
перечисление интересующих высказывание пожеланий и возможных путей
разрешения основных вопросов;
обсуждение возникших учащихся тем проектов;
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и
самостоятельного получения новых знаний):
-уточнение намеченной цели и задач;
-поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств
массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и
опыта учащихся;
-обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями,
консультантами и т. д.);
-интерпретация данных;
-сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и
интеграции полученных знаний, умений, навыков):
- систематизация полученных данных;
- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в
виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации
и т. д.).
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской
деятельности школьников):
- осмысление полученных данных и способов достижения результата;
- обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом
(на уровне класса, школы, и т. д.).
Проектная
деятельность
способствует
более
глубокому
осмыслению
учащимися
прошлого
и
настоящего
России,
ведет
к
формированию
собственных оценок, развитию критического мышления учащихся.
Немало этот метод дает и учителю. Это и возможность творчества, и новые
умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами.
Метод
проектов
позволяет
интегрировать
различные
виды
деятельности,
делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому
более эффективным.