Напоминание

Развитие музыкально-творческих навыков ученика младших классов на занятиях фортепиано2 класс


Автор: Абдурахимова Наталья Александровна
Должность: педагог по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Ленино Кокушкинская ДШИ"
Населённый пункт: с.Ленино Кокушкино Пестречинского района РТ
Наименование материала: ОТКРЫТЫЙ УРОК
Тема: Развитие музыкально-творческих навыков ученика младших классов на занятиях фортепиано2 класс
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУДО «Ленино Кокушкинское

ДШИ»

Открытый урок

Преподаватель ДШИ

Абдурахмова Н.А.

2019

Урок: Развитие музыкально-творческих навыков ученика младших

классов на занятиях фортепиано (2 класс)

Тип урока: комбинированный.

Направлен на закрепление творческих и практических навыков

через совместную деятельность в различных видах музыкально-

творческой деятельности.

Цель урока: развитие творческих способностей учащегося во время

занятий в классе

Задачи:

1.

Образовательная (закрепить теоретические

знания).Музыкальная терминология, аппликатурный принцип,

квинтовый круг тональностей, штрихи, средства музыкальной

выразительности.

2.

Практические навыки. Осмысленное исполнение гамм, знание

аппликатуры, умение найти ну4жный игровой прием для

передачи образного содержания произведения, умение

применить полученные знания на дру4гом материале.

3.

Развивающая. Развитие творческой активности учащегося

через различные виды деятельности –сочинение мелодий,

музыкальных сказок, кроссвордов с использованием

музыкальной терминологии, иллюстраций к ним.

4.

Воспитательная. Воспитание любви к предмету , повышение

уровня познавательной мотивации, реализация возможностей

ученика через учебную деятельность и индивидуальное

творчество.

Воспитание любви к предмету, повышение уровня познавательной

мотивации, реализация возможностей ученика через учебную

деятельность и индивидуальное творчество.

Краткий обзор хода урока:

Урок начался с ответа ученика на опрос учителя нравится ли ему

заниматься в классе фортепиано, и каким видом деятельности от

любит заниматься больше всего.

Далее следует проверка учителем умения ученика строить

мажорные гаммы, и знание аппликатуры к ним.

Ученик исполняет гамму до мажер и соль мажер. Ученик подметил,

что в гамме соль мажер появился «холмик», от того что в этой

гамме появился фа#. Гамма проигрывается отдельно каждой рукой,

обращая внимание на ровность звучания легато.

Таким же образом гамма проигрывается и двумя руками,

добиваясь плавного перехода от одной позиции в другую при

подкладывании 1 пальца. Затем разнообразили игру гамм

подтекстовкой в разных типах :

1.гамму играют громко и хорошо

2. а теперь играют быстро, чтоб получить оценку пять.

В работе над аккордами было использовано упражнение на

крепость 1го и 5 го пальцев. Извлекались крайние звуки аккорда и к

ним прибавлялась «начинка»- средний звук аккорда.

Посредством этого упражнения достигалась полнозвучность

аккорда и лучше усваивалась аппликатура аккордов.

Закрепив знание ученика и правильность исполнения гаммы,

учитель предлагает ученику сыграть мажорную гамму от звука

«ре», соблюдая формулу строения мажорного ряда (ТТПТТТП).

Ученик сразу обращает внимание на то что на 7 ступени появился

е6ще один холмик- и это «ДО#».

И теперь учитель дает объяснение ученику, что эти три гаммы, а

именно До мажор, Соль мажор, Ре мажор находятся на расстоянии

«чистой квинты».

Затем опять строим «Чистые квинты» и находим тоники новых

тональностей, в которых все время прибавляется по одному диезу.

Таким образом учеником было усвоено понятие «квинтовый круг

тональностей». И эти полученные знания будут основанием в

дальнейшем при игре гамм, при сочинении своих мелодий,

подбора по слуху, транспонировании.

Первый раздел урока закончен. Делаем небольшую пе6редышку.

Беседуем о средствах музыкальной выразительности таких как:

мелодия, ритм, динамика, темп, размер, регистр, педаль и тд.

Теперь начинается второй раздел урока- работа над этюдом.

Ученик поясняет значение слова « этюд», о чем он узнал из

дополнительной литературы, из средств информации. И теперь он

знает, что этот термин используется не только в му4зыке, но и в

живописи. Ученик исполняет этюд Гедике. И даже придумал ему

название «солнечный зайчик», и сделал иллюстрацию к нему в

виде рисунка. Этюд исполняется в темпе (четко, радостно, весело и

легко) ,делая значительный акцент на 1ую долю, с последующим

мышечным расслаблением кисти. Ученик достаточно хорошо

усвоил ощущение «отдыха» после акцентов на 1ой доле. После

увлекательной работы и над техникой исполнения и над образом,

учитель обучат ученика делать первые шаги в работе

транспорирования. Для этого в начале каждой разы отмечаем и

проставляем ступени( на первом звуке каждой фразы) . это

подготовительный этап к выработке навыка транспорирования.

Затем по отмеченным ступеням, которые являются как бы

подсказкой в транспорировнаии, ученик проигрывает этюд в новой

тональности (ре мажор). Учитель рекомендует в начале

проигрывания чтобы ученик проявил внимание, к появляющемуся

в такте 7 случайному диезу. После проделанной работы учитель

дает задание на дом- транспорировать этюд уже в тональности

другой (соль мажор). И поработать дома над пластичностью и

гибкостью, над свободой и подвижностью запястья.

Следующий раздел работы на уроке это работа над пьесой «Вальс

Петушков» И Стрибогга. Нотный текст этой пьесы учеником выучен

хорошо и стабильно. Теперь предстоит работа над характером

звука, артикуляцией, интонацией и фразировкой.

Легкост и отчетливость звучания нотного текста воспроизводится

учеником вполне умело, так как Этюд Гедике, над которым

работали во втором разделе урока оказался и своевременным, и

вспомогательным. И ученик легко и свободно воспроизводит

легкое стакатто. Кисть ученика и также запастье легкое, пластичное

и податливое. Ученику осталось более убедительно воспроизвести

интонационное тяготение мелодического рисунка в 1 ой доле. И

выразить характер забияк петушков, важных , горделивых и вместе

с тем задиристых. После успешной работы над звуком,

артикуляцией, интонацией в первом периоде пьесы, начинается

дальнейший процесс работы. И это уже следующий период, в

котором происходит перестройка технического приема

звукоизвлечения, требующего значительной глубины на 1 ой доле и

с последующей хорошей легатированной связкой которая должна

выразить интонационную особенность мелодического рисунка. Тем

более что сами « лиги» являются подсказкой правильного

интонирования интонационных всплесков и спадов. Надо отметить

что ученик очень точно и реактивно старается выполнить то, что

требует учитель, и что продиктовано художественной задачей

данной пьесы.

И еще один элемент в данной работе был следующим: учитель

порядке домашней работы предложил сравнительный анализ пьес

Вальс Петушков и Польки Глинки, которая была выучена учеником в

1ой четверти. Анализ двух этих пьес написать в тетради в виде

сочинения.

И последний раздел урока введение новой темы: знакомство и

разбор одного из красивейших произведений полифонического

склада для 2 класса Менуэт d- mole И.С. Бах . после исполнения его

учителем, ученик сразу подметил кантиленность звучания этого

произведения. Учитель объясняет ученику о 2х частном строении

менуэта, указывает на разнообразность штрихов, на тембровую

окраску верхнего и нижнего голосового проведения. После

ознакомления с пьесой учитель дал здание на дом, из доп.

Литературы познакомится с творчеством Баха и старинным

французским танцем менуэт. Кроме этого выучить каждый голос в

произведении с правленой аппликацией, придерживаясь нужной и

характерной тембровки окраски для каждого голоса.

Урок закончен.

Учитель благодарит ученика за хорошую творческую работу на

уроке, ставит оценку и записывает дом. Задание.



В раздел образования