Автор: Костицина Елена Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКОУ ДО ДДТ пгт Фаленки
Населённый пункт: пгт Фаленки Фаленского района Кировской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Реализация раздела "Осенний марафон" дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы художественно-эстетической направленности "Сам себе дизайнер" с использованием технологии творческих мастерских.
Раздел: дополнительное образование
Реализация раздела «Осенний марафон» дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной программы художественно-
эстетической направленности «Сам себе дизайнер» с использованием
технологии творческих мастерских.
Костицина Елена Михайловна, педагог дополнительного
образования, автор дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы художественно-
эстетической направленности «Сам себе дизайнер»
МКОУ ДО ДДТ пгт Фаленки Фаленского района
Кировской области. Программа реализуется с 2007 года.
Аннотация.
Раздел «Осенний марафон» (изготовление венков, 30 ч.) на протяжении
достаточно
длительного
времени
опробован
и
пользуется
успехом
у
обучающихся объединения. Цель раздела – научиться изготавливать венки на
различной основе с использованием преимущественно природного материала, по
собственному
замыслу,
творчески
защитить
его
на
итоговом
занятии.
Применение технологии творческих мастерских представлено на примере
разработки вводного занятия в разделе «Осенний марафон».
Данный материал может пригодиться для проведения открытого занятия,
воспитательного мероприятия, им могут воспользоваться педагоги, учителя,
обучающиеся.
Освоив технологию творческих мастерских, педагог может использовать
ее для проведения занятий в других разделах программы.
Пояснительная записка.
Рукоделие у нас только начинается,
Главное, чтоб от души и в подарок близким,
Пусть не всё и не всегда гладко получается.
Главное - горят глаза, каждый день стремиться
Делать что-то новое и видеть результат.
Когда все рядом рады, ты тоже очень рад!
Осенью природа щедра на краски, и весь окружающий мир представляет
собой буйство цвета! Оранжевый, желтый, багровый, коричневый – теплые,
уютные тона. Постоянно хочется что-то собрать, сделать букеты, композиции и
украсить ими весь дом. А потом оставить всю эту красоту надолго, ведь впереди
скупая на краски зимняя пора.
1
Осень, без сомнения, благодатная пора для многих новых начинаний,
несмотря на то, что пасмурная дождливая погода зачастую приносит плохое
настроение и навевает тоску. Справиться с сезонной хандрой поможет
творчество и яркие краски в декоре интерьера. Многие декоративные элементы
осеннего дизайна интерьера каждый из нас может без труда сделать своими
руками. Тем более, что исходным сырьем для большинства поделок служат
природные материалы, доступные каждому, и которые можно встретить
повсеместно, ведь осень ещё и время сбора урожая. Сокровища находятся
буквально под ногами!
Одним из самых популярных декоративных деталей в интерьере является
классический осенний венок, который не выходит из моды с давних пор. Сделать
его очень просто, и потому с этой задачей справится даже ребенок.
Научиться изготавливать декоративный венок обучающиеся объединения
«Сам себе дизайнер» III г.об. могут при изучении раздела «Осенний марафон».
III год обучения – это воспитанники 11-13 лет. Они имеют достаточный опыт в
изготовлении изделий с использованием разных техник, учатся придумывать
новые способы применения знакомых и привычных вещей.
Нужно отметить, что специфика нашего объединения – это выполнение
эксклюзивных работ. Работая в рамках одного раздела программы, обучающиеся
выполняют совершенно разные изделия, отталкиваясь либо от готовой идеи,
либо, исходя из наличия расходного материала. Мои воспитанники любят
повторять: «Если двое делают одно и то же, то это не одно и то же».
Перед воспитанниками ставится несколько задач:
а) придумать венок самому (можно вдохновиться идеями из журналов,
интернета или других источников);
б) подобрать доступные материалы для изготовления основы венка и
отделочные материалы (даже заготовить самостоятельно);
в) составить план дизайн-проект изготовления венка;
г) изготовить венок;
д) оценить проделанную работу свою и своих друзей.
Особенно важным считаю выработать у детей умение оценивать свою работу и
работу других детей с точки зрения соблюдения требований к качеству,
эстетическим характеристикам, соблюдению технологии.
При выборе и выполнении изделия нужно учесть:
•
уровень мастерства ребёнка;
•
назначение изделия, место расположения;
•
затраты на приобретение материалов и инструменты для работы;
•
количество времени, необходимое для выполнения изделия.
2
Обоснование и выбор темы
Дом, в котором мы живем, работаем, отдыхаем должен быть уютным,
удобным
и,
конечно,
красивым.
Чтобы
достигнуть
этого,
вовсе
нет
необходимости затрачивать большие средства на изменение интерьера. Внешний
вид дома и комфорт зависят не только от удачной планировки и современной
отделки. Иногда не хватает только маленькой «изюминки». Стоит только
освежить интерьер несколькими деталями, и все сразу встанет на свои места, а в
доме сразу же воцарится новая согревающая атмосфера.
Приятно вдвойне, если уют в доме дополняют вещи, выполненные своими
руками. А красивый венок оживит интерьер любого помещения. Немного
терпения
и
старания,
и
такое
украшение,
безусловно,
станет
ярким,
притягивающим взгляд, пятном в любом помещении. Он будет весьма
гармонично смотреться в интерьере прихожей и гостиной, кухни и столовой,
детской комнаты и рабочего кабинета.
А еще с помощью венка можно украсить дверь, окно, вытяжку на кухне
или
камин.
Поэтому
оптимальное
место
для
размещения
осеннего
декоративного элемента можно найти в каждой комнате. Он может быть
большим или маленьким, пышным и не очень, но это будет настоящий арт-
объект, созданный руками юного дизайнера.
Предлагаю рассмотреть применение технологии творческих мастерских на
примере вводного занятия в разделе «Осенний марафон».
Тема занятия:
« ВЕНКИ – один лучше другого! От идеи до её воплощения – один шаг!»
Место занятия в программе:
Вводное занятие в разделе «ОСЕННИЙ МАРАФОН» программы
«Сам себе дизайнер» III год обучения.
Форма проведения: творческая мастерская .
Принципы проведения мастерской
1.
Равенство всех участников, включая педагога.
2.
Ненасильственное вовлечение в процесс деятельности.
3.
Отсутствие оценки, точнее, отметки, так как оценка есть и должна быть, но
только положительная.
4.
Отсутствие соперничества, соревнования.
5.
Чередование индивидуальной и групповой работы.
6.
Важность не только результата творчества, сколько самого процесса.
7.
Разнообразие используемого материала.
8.
Ответственность каждого за свой выбор.
3
ЦЕЛИ МАСТЕРСКОЙ.
Образовательные:
•
обучение умениям ставить проблему;
•
обучение умениям искать ответ, опираясь на источники.
Развивающие:
•
развитие творческих способностей;
•
развитие умения самостоятельно анализировать,
•
развитие самооценки и взаимооценки.
Воспитывающие:
•
воспитание уверенности в своих творческих способностях;
•
формирование коммуникативных качеств личности;
•
воспитание бережного и заботливого отношения к природе.
Возраст участников: 11- 13лет.
Реквизит, материалы, оборудование, инструменты:
•
образцы готовых венков – фотосушка (ресурсы интернета);
•
альбом «Осенний марафон» с фотографиями работ бывших
воспитанников объединения;
•
тематическая папка «Венки»;
•
снопы культурных растений (рожь, пшеница, овёс);
•
секатор, ножницы;
•
джутовый шпагат, проволока;
•
декор;
•
листы ватмана для эскизов;
•
маркеры.
4
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I.
Организационный момент.
Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и
мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается
включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету
обсуждения.
Вот художник, так художник! Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.
Красит рыжим, алым, синим, разбавляет краски ливнем,
Чтобы вышло разноцветным, но совсем не так как летом.
Отгадать загадку просим: кто художник этот? (осень)
- Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим: «Что в подарок принесла?»
Давайте вспомним, чем нас радует Осень?
Дети отвечают:
началом учебного года, встречей с друзьями и одноклассниками;
дарами природы и яркими красками: листьями всех цветов и оттенков,
сухоцветами
и
цветами,
причудливой
формы
корнями,
веточками,
коряжками;
сбором урожая: в изобилии овощи, фрукты, плоды, ягоды, грибы;
колосками, соцветиями для поделок;
днями рождения;
бабьим летом, солнечной тёплой погодой;
Праздниками Урожая, которые становятся традиционными: Губи – фест
(праздник грибов в Удмуртии), праздник капусты (в Проснице), «Каравай
ржаной уржумский», а у нас - праздник «Фалёнская картошка».
А где праздники – там всегда подарки. (Выносят снопы).
- Я вижу, все, без сомнения, знают, что это такое? (дети отвечают - снопы).
Вы спросите, откуда такое богатство?
Для
оформления
фотозоны
на
традиционном
сентябрьском
празднике
«ФАЛЁНСКАЯ
КАРТОШКА»
работники
селекционной станции, с которой ДДТ давно
сотрудничает,
подарили
нам
эти
снопы
злаковых культур (овса, пшеницы, ржи). Вот
такая яркая урожайная получилась тележка.
Все
восхищались
и
с
удовольствием
фотографировались, ведь это самый доступный способ сохранить краски осени
надолго, успеть до монохромной зимы. А каким образом мы можем украсить
свой дом, пользуясь дарами осенней природы?
Дети отвечают:
- Сделать поделки из природного материала своими руками:
поставить на стол композиции или топиарии;
5
повесить на холодильник букетики-магниты
из сухоцветов;
на стены – панно или венки.
Плести венок мне по душе!
Не хотите ли, друзья, этим же заняться?
Ведь приятно в зимний день
Природой любоваться!
«ОСЕННИЙ
МАРАФОН»
-
так
называется
раздел
программы «Сам себе дизайнер». Нам с вами предстоит
научиться изготавливать самые разные венки, используя
то, что дарит нам осенняя природа.
Пышный,
роскошный
венок
будет
прекрасным
украшением для дома, дачи, двора, для школы, садика,
осеннего праздника.
Натуральные
краски
венков
из
осенних
материалов
привычны
человеческому
глазу,
они
успокаивают,
расслабляют и гармонизируют, и
только лишний раз
подтверждают, что самый лучший художник — это
природа. Так почему бы не наполнить ее чудесными
работами
пространство
дома,
создавая
особую
неповторимую деревенскую атмосферу уюта.
II.
Актуализация знаний.
Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися
средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами.
Назначение венков (аукцион)
- Давайте разберёмся. ВЕНОК – что это? И какие бывают венки. Последнему,
кто назовет верный ответ – наши аплодисменты.
Ответы детей:
Головной убор на праздник урожая
Свадебный
Награда за победу – из листьев лавра
Интерьерное украшение на стену
Настольный
Пасхальный
Рождественский
Траурный
У многих людей, я это знаю наверняка, очень неоднозначное отношение к
венкам. На самом деле венок – награда, почёт, уважение, эмблема бессмертия, и
величия.
Венок –
украшение
в
виде
кольца
из
веток,
цветов,
листьев
и
искусственных материалов. В разные времена и в разных странах венок означал и
6
символ жизни, и символ смерти, имел глубоко религиозное значение, служил
украшением праздника и головы человека.
Округлая форма венка символизирует колесо жизни, его бесконечность, вечность
жизни. Форма венка остается неизменно круглой.
Венок является традиционным украшением у славян, однако мало кто
знает, откуда пошла традиция плести венки и что символизирует собой такой
необычный головной убор.
Само слово "Венок" произошло от старославянского вѣно «дар».
Веночница - женщина, плетущая и продающая венки. Венок представляет собой
плетёное из трав, веток, цветов, кольцо, которое надевается на голову в виде
украшения. Венок является традиционным украшением не только для славянских,
но и для многих других народов, и имеет очень древнюю историю. Венки
существовали в древней Греции, где ими награждали победителей различных
соревнований,
героев,
воинов,
правителей,
в
Риме,
в
Китае,
в
Индии.
Венки вешали над дверьми и у входа, чтобы отвратить нечистую силу или
уничтожить недобрые помыслы злого человека или человека с "нехорошим
глазом".
Мы с вами еще вернемся к истории возникновения и значению венков на
последующих занятиях. (Приложение 3)
А сейчас возникает вопрос: из чего же мы можем сделать основу осеннего
венка?
Дети отвечают: из берёзовых веток, из ивы, из стеблей трав, из картона и
мешковины или джутового шпагата, из картона и соломы.
Я думаю, подарок селекционной станции будет для нас весьма кстати.
Свойства соломы.
Как, собственно, практически любой поделочный материал, солома бывает разной и
имеет
определенные
свойства.
Давайте
поговорим
о
видах
соломы,
её
особенностях. А сейчас мини-исследование.
Дети рассматривают образцы соломы и отвечают:
приятная на ощупь
гладкая
ломкая
хрупкая
Сухая солома – это хрупкий материал, но при распаривании она приобретает
мягкость и пластичность. Однако солома хорошо сохраняет заданную форму и
после того, как высохнет после распаривания. Поэтому она широко применяется в
декоративно-прикладном творчестве.
Знаете ли вы, в каких народных промыслах применяется солома?
Ответы детей: плетение из соломы, аппликация, инкрустация вятских матрешек и
шкатулок.
Рассматривание образцов ДПИ – аппликация из соломки, плетеные цветы,
шкатулки.
7
Обычно для создания поделок принято использовать солому хлебных злаков: овса,
пшеницы, ржи, ячменя. Если же отсутствует возможность вовремя запастись
соломой этих растений, то для изготовления поделок можно использовать сухие
стебли любых других луговых трав.
С соломой очень приятно работать, поскольку она гладкая, гибкая,
пахучая. Солома различных злаков обладает своими особенностями.
Рожь дает толстую солому темного цвета с длинными междоузлиями. Она бывает
различных оттенков – от зеленого до золотого. Ржаная соломка – незаменимый
материал для изготовления парусников или сооружений деревянного зодчества.
Благодаря тому, что она самая длинная и достаточно прочная, способна долго
сохранять форму, ее используют для изготовления разнообразных плетеных поделок:
туесков, корзинок и пр. Мягкая, податливая и шелковистая ржаная соломка хороша
для изготовления кукол.
Толстая и грубая пшеничная солома светлее ржаной. Она хорошо подходит для
выполнения
тех
художественных
работ,
на
которых
предстоит
изобразить
архитектурные сооружения. Как и ржаная, пшеничная соломка также подойдет для
изготовления плетеных изделий. Но из-за того, что она более грубая, толстая и
короткая, пшеничную соломку не всегда можно использовать для некоторых типов
поделок. Но из нее вполне можно делать кукол и разные фигурки.
III
. Подготовительный этап.
Реконструкция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание
микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения.
Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы:
рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.
Сделать самостоятельно венок своими руками не так сложно. Необходимо
подготовить все составляющие части, чтобы венок был красочным и навевал
настроение, отражал богатство осени, был стильным и необычным.
Прежде всего, вам следует определиться с дизайном будущего венка. Вы хотите,
чтобы он был пышным и разноцветным в духе деревенского декора, или же выглядел
более утонченным и элегантным под стиль вашей современной квартиры? В
8
зависимости от выбранных вами материалов,
осенний венок может выглядеть
совершенного по-разному, что подтверждают следующие фото (фотосушка).
Обратите внимание на очень важные детали. Венок может быть симметричным и
асимметричным относительно центра. А декор может располагаться акцентом либо
равномерно по телу венка, либо группироваться, либо лентой.
Вариантов множество, однако, нужно помнить, что украшение должно сделать венок
уникальным и быть с ним одним целым, а не выглядеть излишеством.
А теперь подскажите мне, какие виды материалов и инструментов понадобятся вам
для изготовления декоративного осеннего венка? Не спешите. Ответы на вопрос вы
найдете в черном ящике (дети по очереди определяют на ощупь и называют
предметы).
В черном ящике находятся следующие материалы и инструменты:
Осенние листья яркой окраски
Колосья спелой пшеницы
Соцветья овса
Солома
Веточки берёзы
Засушенные ягоды, плоды и растения
Еловые и сосновые шишки
Желуди и лесные орехи
Стебли физалиса с коробочками
Различные сухоцветы
Ленты
Крупные деревянные бусины
Проволока или шпагат
Суровые нитки
Клей (стержни)
Термопистолет
Садовые ножницы
Складной нож
Вот, пожалуй, и весь перечень материалов и рабочих инструментов, которые могут
пригодиться вам в процессе работы. Однако не обязательно использовать их все —
можно обойтись меньшим количеством, в зависимости от сложности создаваемой
композиции, а можно воспользоваться и другими, совершенно неожиданными, на
свое усмотрение.
Украсить венок можно бантом из натуральной ткани, например,
мешковины.
9
Последовательность работы.
Выбор основы. Чтобы изделие выглядело более презентабельно, было
крепким и прослужило по возможности дольше, его необходимо сделать
на основе из толстого картона, проволоки.
Как вариант, в качестве основы для венка можно использовать ивовые,
березовые ветви, солому, которую нужно свернуть в кольцо и закрепить с
помощью проволоки или шпагата. Можно использовать другие способы
изготовления
основы:
плетение,
скручивание
с
последующим
закреплением проволокой или джутовым шпагатом.
Окрашивание основы. Основу (картонную) для венка можно окрасить
акриловой или аэрозольной краской наиболее характерных для осеннего
сезона
оттенков:
песочного,
терракотового,
желтого,
коричневого,
оранжевого, красного или золотого.
Украшение венка. Как только основа для создания осеннего венка будет
готова, можно приступать к его декорированию. Для этой цели подойдут
все виды природных материалов. При этом легкие элементы, у которых
есть длинные хвостики, можно прикрепить с помощью проволоки,
зубочисток или привязать нитками или вклеить. А небольшие тяжелые
элементы обязательно крепятся с помощью клея.
Во время выполнения работы лучше не спешить, а сначала примерять элементы
изделия, чтобы посмотреть, как они будут выглядеть в композиции. Изготовление
осеннего венка не займет много времени, зато доставить вам невыразимое
удовольствие от процесса творчества и поднимет настроение. Кроме того, яркий
красочный венок внесет свежую нотку в декор интерьера вашего дома.
Несомненно, иной раз забавные мелочи могут сделать интерьер веселым и
нескучным, позволив уйти от стандартности и унылости. Особенно в преддверии
зимы.
Если кто-то из вас захочет в буквальном смысле «законсервировать» краски осени,
то выручат опять же её дары.
Самым простым, но в то же время эффектным
способом украсить венок станет декорирование собранными на улице или в парке
осенними листьями. Свежие и сухие листья очень красивы и только лишний раз
подтверждают, что самый лучший художник — это природа. Красиво выглядит
венок как из листьев одного типа, так и комбинированный. Для декоративного венка
подойдут дубовые, кленовые и другие листья, цвет — на выбор. Так почему бы не
наполнить чудесными работами пространство дома, создавая особую атмосферу
уюта.
Основные требования к будущему изделию (на плакате).
Изделие должно:
10
подходить к интерьеру;
красиво и качественно изготовлено;
оптимального размера;
вызывать позитивные эмоции (радость, тепло, уют, интерес);
не сложное по исполнению;
быть безопасным;
выполнено из экологически чистых материалов;
с низкой себестоимостью (доступные и недорогие
материалы);
с «изюминкой»
Пропорции готового венка (схема на плакате).
Предлагаю вам разделиться на группы, и почувствовать
себя настоящими дизайнерами-флористами. А задание
предстоит выполнить следующее:
На ватмане изобразить эскиз венка, соблюдая правила
его изготовления.
Казалось бы, какие тут могут быть правила? Но не тут-
то было — во флористике (а сегодня мы все немножко
флористы) есть правила на все, но опять же, не все их знают, не всем они нужны.
У кого-то природное чутье, а кому-то "И так красиво". Не забываем, что венок может
быть
симметричный или асимметричный;
а декор расположен равномерно либо акцентом
Неважно, какое украшение, из какого материала и в каком стиле — оно не должно
искажать форму круга!
Работа по группам.
Я вижу, все справились, у каждой группы получились маленькие
шедевры.
Красота!
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
А сейчас каждому из вас я предлагаю обдумать, каким будет ваш личный венок и
заполнить небольшую табличку, руководствуясь вашими эскизами и идеями. Это
будет своеобразный дизайн-проект вашего будущего изделия.
11
Итак, начнем! Если возникнут трудности, обращайтесь за помощью. Можно
воспользоваться нашими папками, альбомом с фотографиями изделий прошлых
лет, «вдохновлялками» из интернета.
IV
. Практическая работа детей.
Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с
деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и
окончательных
результатов
труда,
чтобы
оценить
и
откорректировать
свою
деятельность.
Обучающиеся в течение 10 минут обдумывают дизайн своего будущего изделия
и заполняют таблицу, пользуясь эскизом, выполненным ранее.
Внимание, наступает очень важный момент. Каждая группа представит свой эскиз –
то, что получилось в результате коллективного творчества.
Группы презентуют свой эскиз венка, оценивают уровень сложности изготовления
изделия. Остальные анализируют, либо соглашаются с их оценкой, либо нет.
В результате работы над идеей можно ли с гордостью и уверенно сказать,
что вы справились с поставленной задачей?
Удовлетворены ли вы результатом своей работы?
Изделие отвечает всем выше перечисленным требованиям:
(подходить к интерьеру; красиво и качественно изготовлено; оптимального размера; вызывать
позитивные эмоции (радость, тепло, уют, интерес); не сложное по исполнению; быть безопасным;
выполнено из экологически чистых материалов; с низкой себестоимостью (доступные и недорогие
материалы); с «изюминкой»)
V
. Оценка результатов индивидуальной работы.
Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности
мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех.
Важно!
Каждый проект после обсуждения получит определенный значок.
Таких значков здесь несколько! Они характеризуют уровень сложности, уровень
расходов при изготовлении той или иной модели. Вот полный список меток и их
толкований:
12
- Просто, быстро и легко - попробуйте прямо сейчас! Не требуются
специальные навыки.
- Просто, но требуется время. Для очень нетерпеливых не годится.
- Изделие достаточно сложное, для мастеров
- Эконом - идея. При её воплощении можно использовать подручные
средства (остатки материала от предыдущих работ и т.п.)
Затем каждый из воспитанников представляет дизайн-проект своего будущего
изделия.
Самооценка и взаимооценка дизайн-проектов производится с помощью значков
– символов.
VI
. Рефлексия.
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником
осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это
отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.
А теперь я попрошу вас подумать о том, как прошло сегодня наше занятие,
первое в разделе «Осенний марафон». Используйте начало фраз (на плакате) и
расскажите нам о своих впечатлениях.
Рефлексия: самопознание.
1.
сегодня я узнал…
2.
было интересно…
3.
было трудно…
4.
я выполнял задания…
5.
я понял, что…
6.
теперь я могу…
7.
я почувствовал, что…
8.
я приобрел…
9.
я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. мне пригодится в жизни…
15. мне захотелось
16.…
Итак, сегодня мы многое узнали и многому научились. Что-то получилось,
что-то пока нет! Все приходит с опытом. Мы научимся ценить и уважать свой
труд, со стороны кажущийся очень легким. Впереди у нас много времени, и в ходе
работы все встанет на свои места. У каждого из вас получится свое эксклюзивное
13
изделие, оригинальное украшение, подарок-сюрприз вашим близким, частичка
осени в вашем доме и просто источник радости и хорошего настроения.
Как вы заметили, традиция венков снова возвращается. И мы еще не раз
вернемся к этой теме. Впереди Новый год и Пасха. И вы уже без труда сможете
сделать подарок или композицию в виде венка, которая будет смотреться
современно. Пожелаем себе удачи! Спасибо всем за работу!
Литература:
1.
Ресурсы интернета.
2.
Материалы тематической папки «ВЕНКИ» (собранной автором за
много лет).
3.
Сценарии открытых занятий в объединении «Сам себе дизайнер
14