Напоминание

Методические рекомендации по подбору музыкального репертуара в классе баяна


Автор: Козлов Александр Сергеевич
Должность: директор
Учебное заведение: МБУДО "ОДМШ № 1 им. В. С. Калинникова"
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: Статья
Тема: Методические рекомендации по подбору музыкального репертуара в классе баяна
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методические рекомендации по подбору музыкального репертуара в классе бая-

на

Прежде, чем знакомить ученика с музыкальным репертуаром для баяна, педагогу

следует рассказать историю этого инструмента, показать его строение, научить ухаживать

за ним. Обучение начинается с определения уровня подготовки обучающегося, затем опре-

деляются цели и задачи последующего этапа обучения. Необходимо серьёзно продумывать

изучаемый репертуар. От него во многом зависит не только интерес ученика к занятиям,

но и его творческий и технический рост. В начальный период обучения предпочтительно

использовать доступный и эмоционально близкий ученику репертуар. Включать в изучае-

мый репертуар любимые мелодии, народные песни и танцы, детские и современные пес-

ни. По мере освоения инструмента в программу включаются простые в техническом отно -

шении, яркие образно произведения композиторов классиков, современных авторов.

При

составлении

индивидуального

плана

необходимо

включать

в

репертуар

ансамбли, произведения для чтения с листа, подбора по слуху, транспонирования. Данные

направления

работы

способствуют

планомерному

исполнительскому

росту

ученика.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения, в каждом

классе, дается в годовых требованиях учебной программы. Предполагается, что педагог в

работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения:

некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие

– для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть

сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития.

Все это определяет содержание индивидуального учебного плана у обучающегося.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и

возможностей

обучающихся,

степени

развития

музыкального

слуха

и

музыкально-

игровых навыков.

Важным

элементом

обучения

является

накопление

художе ственного

исполнительского

материала,

дальнейшее

расширение

и

совершенствование

практики

публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

При игре в ансамбле развиваются такие важные качества, как умение слушать не

только

собственное

исполнение,

но

и

игру

партнёра,

а

также

общее

звучание

всей

музыкальной ткани пьесы. Воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, а

когда необходимо, подчиниться его воли; активизируется фантазия и творческое начало;

заостряется ощущение звукового колорита. Освоение первоначальных навыков игры в

ансамбле

происходит

уже

на

первых

уроках,

когда

педагог

аккомпанирует

ученику,

исполняющему мелодию. Затем простейший аккомпанемент поручается ученику, а педагог

ведёт мелодию. По мере освоения инструмента усложняются художественные задачи и

технические трудности ансамблевых произведений.

Умение читать ноты с листа – важная составляющая всестороннего развития обуча -

ющегося, открывающая перед ним широкие возможности для ознакомления с музыкаль-

ной литературой, игрой в ансамблях, аккомпанирования певцам и инструменталистам.

Чтение с листа способствует освобождению исполнительского аппарата, выработке ориен-

тации на клавиатуре. Чтобы хорошо освоить навык чтения нот с листа, необходима систе-

матическая тренировка, только при постоянной тренировке процесс прочтения приобрета -

ет быстроту. Эта работа осуществляется под контролем педагога. С первых уроков он

приучает ученика при разборе новой пьесы внимательно просмотреть её текст, определить

метроритм, тональность и представить себе целостность звучания музыки.

Подбор по слуху стимулирует слуховую активность учащихся. Способствуют фор-

мированию оживлённого интереса к музыке, быстрейшему развитию музыкального мыш-

ления детей, помогает им тоньше воспринимать разучиваемые произведения и более худо -

жественно их исполнять. Подбор по слуху начинают с простых попевок и детских песен.

В дальнейшем мелодии постепенно усложняются и дополняются разнообразными видами

сопровождения. Подбираемую мелодию педагог исполняет на инструменте или голосом.

На каждом году обучения необходимым разделом обучения должно стать слушание

музыки: в исполнении преподавателя, обучающихся старших классов, известных исполни -

телей не только на баяне, но и на других музыкальных инструментах. Это разовьет у ре -

бенка способность к активному восприятию музыки, желание совершенствоваться в ис-

полнительском плане, вызовет творческие и художественные ассоциации.

Также необходим постоянный и близкий контакт между родителями и препода-

вателем. Так как обучение игре на баяне – дело сугубо индивидуальное, исключающее

стандарты, общие правила. Преподаватель, чтобы выстроить правильную линию поведе-

ния должен знать индивидуальные особенности обучающегося: характер, темперамент,

увлечения и т.д. и конечно, важнейшей задачей руководителя является воспитание у обуча-

ющихся трудовой дисциплины и сознательности, без которых невозможно добиться каких

– либо успехов в работе.



В раздел образования