Автор: Козлов Александр Сергеевич
Должность: директор
Учебное заведение: МБУДО "ОДМШ № 1 им. В. С. Калинникова"
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: Статья
Тема: Методические рекомендации по подбору музыкального репертуара в классе баяна
Раздел: дополнительное образование
Методические рекомендации по подбору музыкального репертуара в классе бая-
на
Прежде, чем знакомить ученика с музыкальным репертуаром для баяна, педагогу
следует рассказать историю этого инструмента, показать его строение, научить ухаживать
за ним. Обучение начинается с определения уровня подготовки обучающегося, затем опре-
деляются цели и задачи последующего этапа обучения. Необходимо серьёзно продумывать
изучаемый репертуар. От него во многом зависит не только интерес ученика к занятиям,
но и его творческий и технический рост. В начальный период обучения предпочтительно
использовать доступный и эмоционально близкий ученику репертуар. Включать в изучае-
мый репертуар любимые мелодии, народные песни и танцы, детские и современные пес-
ни. По мере освоения инструмента в программу включаются простые в техническом отно -
шении, яркие образно произведения композиторов классиков, современных авторов.
При
составлении
индивидуального
плана
необходимо
включать
в
репертуар
ансамбли, произведения для чтения с листа, подбора по слуху, транспонирования. Данные
направления
работы
способствуют
планомерному
исполнительскому
росту
ученика.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения, в каждом
классе, дается в годовых требованиях учебной программы. Предполагается, что педагог в
работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения:
некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие
– для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть
сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития.
Все это определяет содержание индивидуального учебного плана у обучающегося.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и
возможностей
обучающихся,
степени
развития
музыкального
слуха
и
музыкально-
игровых навыков.
Важным
элементом
обучения
является
накопление
художе ственного
исполнительского
материала,
дальнейшее
расширение
и
совершенствование
практики
публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
При игре в ансамбле развиваются такие важные качества, как умение слушать не
только
собственное
исполнение,
но
и
игру
партнёра,
а
также
общее
звучание
всей
музыкальной ткани пьесы. Воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, а
когда необходимо, подчиниться его воли; активизируется фантазия и творческое начало;
заостряется ощущение звукового колорита. Освоение первоначальных навыков игры в
ансамбле
происходит
уже
на
первых
уроках,
когда
педагог
аккомпанирует
ученику,
исполняющему мелодию. Затем простейший аккомпанемент поручается ученику, а педагог
ведёт мелодию. По мере освоения инструмента усложняются художественные задачи и
технические трудности ансамблевых произведений.
Умение читать ноты с листа – важная составляющая всестороннего развития обуча -
ющегося, открывающая перед ним широкие возможности для ознакомления с музыкаль-
ной литературой, игрой в ансамблях, аккомпанирования певцам и инструменталистам.
Чтение с листа способствует освобождению исполнительского аппарата, выработке ориен-
тации на клавиатуре. Чтобы хорошо освоить навык чтения нот с листа, необходима систе-
матическая тренировка, только при постоянной тренировке процесс прочтения приобрета -
ет быстроту. Эта работа осуществляется под контролем педагога. С первых уроков он
приучает ученика при разборе новой пьесы внимательно просмотреть её текст, определить
метроритм, тональность и представить себе целостность звучания музыки.
Подбор по слуху стимулирует слуховую активность учащихся. Способствуют фор-
мированию оживлённого интереса к музыке, быстрейшему развитию музыкального мыш-
ления детей, помогает им тоньше воспринимать разучиваемые произведения и более худо -
жественно их исполнять. Подбор по слуху начинают с простых попевок и детских песен.
В дальнейшем мелодии постепенно усложняются и дополняются разнообразными видами
сопровождения. Подбираемую мелодию педагог исполняет на инструменте или голосом.
На каждом году обучения необходимым разделом обучения должно стать слушание
музыки: в исполнении преподавателя, обучающихся старших классов, известных исполни -
телей не только на баяне, но и на других музыкальных инструментах. Это разовьет у ре -
бенка способность к активному восприятию музыки, желание совершенствоваться в ис-
полнительском плане, вызовет творческие и художественные ассоциации.
Также необходим постоянный и близкий контакт между родителями и препода-
вателем. Так как обучение игре на баяне – дело сугубо индивидуальное, исключающее
стандарты, общие правила. Преподаватель, чтобы выстроить правильную линию поведе-
ния должен знать индивидуальные особенности обучающегося: характер, темперамент,
увлечения и т.д. и конечно, важнейшей задачей руководителя является воспитание у обуча-
ющихся трудовой дисциплины и сознательности, без которых невозможно добиться каких
– либо успехов в работе.