Автор: Ольга Олеговна Пучеглазова
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦРТ "Уголек"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Ритмика
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества «Уголек»»
РАССМОТРЕНА
ПРИНЯТА
УТВЕРЖДАЮ
на заседании методического совета
на заседании педагогического совета
Директор
МБУ ДО
«Центр развития творчества
Протокол № 4
Протокол № 4
«Уголек»
от 18.04.2019
от 06.05.2019
А.В.Музылёв
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СТУДИИ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА
«ДИВА»
«РИТМИКА»
Возраст учащихся: 3-4 года
Срок реализации программы: 1 год
Разработчик:
Пучеглазова Ольга Олеговна,
педагог дополнительного образования
г. Новокузнецк
2019 г.
В
дошкольном
возрасте
закладываются
основы
здоровья,
гармоничного
умственного,
нравственного
и
физического
развития
ребенка,
формируется
будущая
личность человека. Именно поэтому основной идеей программы является комплексный
подход,
включающий
различные
компоненты,
совокупность
которых
способствует
развитию физических качеств и эстетического развития личности каждого ребенка.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Уровень освоения содержания программы – стартовый.
Актуальность
программы. Хореография
–
это
искусство,
любимое
детьми
и
востребованное
родителями,
понимающими,
что
танец
способствует
успешному
физическому,
художественному
и
нравственному
воспитанию.
Ежегодно
в
хореографические объединения ЦРТ «Уголек» приходят подростки, приводят своих детей
родители, именно их запросом, в первую очередь, обусловлена актуальность данной
программы.
Кроме
того,
приоритетным
направлением
государственной
политики
остается
здоровьесбережение во всех сферах деятельности, а танец, в свою очередь, является
многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка, в том числе,
закладывает основы здорового образа жизни.
Занятия хореографией способствуют развитию мышечной выразительности тела;
формируют фигуру и осанку; устраняют недостатки физического развития. Танцевальные
движения
в
совокупности
с
музыкой
обладают
важной
компенсаторной
арт-
терапевтической функцией, развивают творческие способности детей. Немаловажно, что
занятия
танцами
способствуют
развитию
коммуникативных
способностей
детей,
развивают
чувство
«локтя
партнёра»,
группового,
коллективного
«ансамблевого»
действия.
Отличительные особенности. В отличие от программы Ю.В. Ларионовой, данная
программа рассчитана на более короткий срок реализации и носит пропедевтический
характер,
для совершенствования двигательных навыков (гибкость, растяжка, прыжок,
координация), которые являются фундаментом для отработки техники современного и
классического танца в содержание программы включена партерная гимнастика.
Адресат программы.
Программа
рассчитана
для
детей
дошкольного
возраста
3-4
года.
Набор детей
осуществляется по принципу добровольности, на основании справки о здоровье ребенка.
Количественный состав группы 10 -12 человек.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общее количество учебных часов – 72 часов.
Форма обучения Основной формой обучения является занятие. Вспомогательными
формами являются репетиции и концерты.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (академический час-
30 минут).
Цель
программы: развитие физических и нравственных качеств дошкольника,
творческих счпособностей посредством приобщения к современному и классическому
танцу.
Задачи:
формировать
интерес
к
танцам,
на
занятии,
учить
стремится
к
достижению
результата, проявляя при этом старание;
развивать физические качества ребенка: гибкость, растяжка, вывернутость стопы;
учить вслушиваться в музыку, эмоционально откликаться на нее и согласовывать
движения с музыкой;
учить выполнять простейшие
элементы классического и современного танца и
демонстрировать их во время публичных выступлений;
вовлекать в общение со сверстниками в коллективной творческой деятельности.
Учебно-тематический план
Студии современного танца «Дива»
«Ритмика»
(72ч)
№ Тема занятий
1 год обучения
всего
из них
теория
практика
1
Знакомство с предметом. Ритмико-гимнастические
упражнения. Танцевальная разминка.
5
1
4
2
Выполнение под музыку строевых упражнений.
4
0,5
3,5
3
Основные движения, элементы хореографии
17
2
15
4
образно-игровые движения (упражнения с
превращениями)
6
0,5
5,5
5
Элементы эстрадного танца и простые танцевальные
движения, пляски, хороводы
12
-
12
6
Элементы эстрадного танца.
10
1
9
7
Постановка танцевальных композиций, Строевые
упражнения, построения и перестроения
12
1
17
8
Танцевальные шаги(шаг с носка, на носках)
6
1
5
Итого
72
6
66
Содержание программы:
Знакомство
с
предметом.
Ритмико-гимнастические
упражнения.
Танцевальная ритмика.
1. Вводное занятие. Игры на знакомство.
2. Основные движения под музыку, преимущественно на 2/4.
3. Начало и окончание движения одновременно с музыкальной фразой.
4. Изменение темпа и характера движения с изменением темпа и характера
музыкального сопровождения.
5. Изучение и выполнение элементов танцевальной разминки под музыку.
6. Упражнения, требующие внимания и координации движения рук и ног.
7. Выявление уровня физического, музыкального и психомоторного развития
ребенка.
8. Разминка помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы
пальцев и ладоней. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток
развивает детскую память и речь.
Бабушка очки надела и внучаток разглядела.
Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно в
«колёсико», приложить к глазам и посмотреть в «очки».
Тики-так, тики-так - так ходики стучат
Все пальцы собраны в кулачок, указательные пальцы поднять вверх и
покачивать ими вправо, влево.
Туки-так, туки-так - так колёса стучат.
Пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг другу,
выполнять скользящие движения ладонями от себя, к себе не отрывая,
их друг от друга.
Туки-ток, туки-ток- Так стучит молоток.
Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачками друг о друга.
Мы платочки постираем, крепко- крепко их потрем.
Пальцы сжаты в кулаки, тереть кулак о кулак.
А потом повыжимаем очень крепко отожмем.
Выполнять движение «выжимаем белье».
А теперь мы все платочки так встряхнем, так встряхнем.
Пальцы свободные, выполнять легкие движения кистями вверх-вниз.
А теперь платки погладим, мы погладим утюгом.
«Гладим белье» кулачком одной руки по ладони другой.
А теперь платком помашем и с ним весело попляшем
Выполнять движения фонарики
Наша бабушка идет
Хлопать ладонями по коленям поочередно левой, правой рукой.
И корзиночку несет
Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки.
Села тихо в уголочек
Положить руки на колени.
Вяжет деточкам чулочек
Выполнять движения имитирующие вязания на спицах.
Вдруг котята прибежали и клубочки подобрали.
Мягкими кистями рук выполнять движения «кошечка»
Где же, где ж мои клубочки,
Развести руки в стороны.
Как же мне вязать чулочки?
Выполнять движения «вязание на спицах».
Как на нашем на лугу.
Пальцы широко расставлены, легкие движения кистями, ладонями вниз.
Стоит чашка творогу.
Пальцы прижать друг к другу и соединить руки так, чтобы получился
большой круг, локти приподнять.
Прилетели две тетери.
Помахать кистями рук как крыльями.
Поклевали.
Соединить большой и указательный пальцы на обеих руках (клюв), покачать
кистями.
Улетели.
Помахать руками.
Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений.
1.
Знакомство
на
простых
примерах
с
понятиями:
шеренга,
колонна,
дистанция.
2. Ходьба друг за другом по одному и парами. Перестроение на ходу в
колонне.
3.
образно-звуковые действия «горошинки», «Солдатики», «гусеница»
Основные движения.
1.
Упражнения
на
выработку
осанки,
на
развитие
ловкости,
равновесия,
координации. Движения с поднимание носка вверх и вынесением его вперед, в
сторону, назад с закрытыми глазами и др.
3. Основные позиции рук и ног. Основные положения корпуса, головы.
4. «Маятник» - перенос веса тела с пятки на носок, с одной ноги на другую.
Применение элемента в танцевальных движениях.
5.
«Противоход»
-
движение
разноименных
частей
тела.
Применение
элемента в танцевальных движениях.
6. 1. Виды шагов:
а) спокойная ходьба - амплитуда и длинна шага не большая;
б) шаг на полу пальцах;
в) крадущийся шаг.
2. Топающий шаг – поочерёдные притопы правой, левой ногой на месте, и с
продвижением вперёд.
3. Боковой приставной шаг - на «раз» - шаг вправо (влево), на «два» - левая
(правая) нога приставляется к опорной.
4. «Пружинки»
5. Пружинящий шаг – это «пружинка» с продвижением на всей ступне.
6. Движение рук - круговые вращательные движения руками, «Кошкины коготки».
7. Поднимание и опускание плеч
8. Сокращение и вытягивание стопы
9. Наклоны корпуса - вперёд и в сторону
10. Наклоны головы - вперёд (поклоны)
11. Основные движения:
а) «Ножницы»
б) «Пружинки»
в) «Крестик»
г) «Боковой галоп»
д) «Гармошка»
е) Прыжки на двух ногах
ж) Притопы в русском характере
з) Поочерёдное открывание ног вперёд на каблук.
Упражнения на ориентировку в пространстве:
- ходьба по кругу друг за другом;
- врассыпную - круг;
- круг - его сужение;
- круг – движение со сменой направления;
- построение в пары.
Исполнение игровых этюдов:
а) «Маленькие гномики»
б) «Ёжик по лесу бежал»
в) «Ветер веет - ветер веет»
г) « Я ребенок как картинка»
д) «Серый слон»
е) «Любопытная Варвара»
ё) «Лохматый пёс»
ж) «Мишка косолапый
Импровизация движений на музыкальные темы.
1.
Свободное
и
естественное
движение
под
четко
ритмиче ски
организованную музыку.
2. Простейшие подражательные движения под музыку.
3. Подбор движений под музыку разного характера и темпа на определенную
тему.
Элементы танца и простые танцевальные движения.
1. Простой шаг – мягкий, перекатный, острый. Танцевальный шаг – легкий
шаг
с
носка,
легкий
бег.
Применение
элементов
в
простых
танцевальных
движениях.
2.
Кружение
через
правое
и
левое
плечо.
Кружение
на
месте,
на
ходу.
Простые и двойные приставные шаги вперед, назад, в сторону.
3. Поочередное выставление и выбрасывание ноги на пятку, на носок вперед,
назад и в сторону. Плавное и резкое одновременное и поочередное движение
руками. Применение элемента в танцевальных движениях.
4. Танцевально-образные движения
«Звереритмика» - движения имитирующие повадки зверей, птиц в соответствии
с четверостишьями.
Кошка села на окошко,
Стала кошка лапки мыть,
Понаблюдав за ней немножко,
Мы все движенья можем повторить.
Раз, два, три – ну-ка повтори (руки перед собой согнуты в локтях,
изображаем кошку, которая моет лапки).
Три, четыре, пять – повтори опять (руками прикасаемся к ушам)
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Змея ползет тропой лесной,
Как лента по земле скользит,
А мы движение такое,
Рукою сможем все изобразить.
Раз, два, три – ну-ка повтори (правой рукой перед собой изображаем змею,
которая ползет вперед).
Три, четыре, пять – повтори опять (левой рукой перед собой изображаем змею,
которая ползет вперед)
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Стоит цапля на болоте,
Ловит клювом лягушат,
И так стоять совсем не трудно
Для нас, для тренированных ребят.
Раз, два, три – ну-ка повтори (правую ногу поднять до колена, руки вверх прямые,
голову повернуть на правое плечо).
Три, четыре, пять – повтори опять (левую ногу поднять до колена, руки прямые
вверх через стороны, голову повернуть на левое плечо)
Ну, просто молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Ветер деревце качает,
Хочет ветку наклонить,
Понаблюдав за ним немножко
Мы все движенья сможем повторить.
Раз, два, три – ну-ка повтори (руки прямые вверху над головой изображают
качающееся дерево).
Три, четыре, пять – повтори опять (руки прямые вверху над головой изображают
качающееся дерево).
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Мартышка к нам спустилась с ветки,
Мартышку надо уважать
Ведь обезьяны наши предки,
А предкам детки, надо подражать.
Раз, два, три – ну-ка повтори.
Три, четыре, пять – повтори опять (повторяем все движения вместе).
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Этюд, имитирующий действия человека.
Жила была бабка (руками изображаем как «бабка» надевает платок)
у самой речки (правая рука перед собой делает волнистые движения).
захотелось бабке («бабка» надевает косынку)
искупаться в речке (руки выводим вперед, затем в стороны, изображая
плавание).
Она купила себе мочало (на высоких полупальцах на месте разворачиваем
пятки то вправо, то влево, при этом кулачками трем животик круговыми
движениями).
Наша песня хороша (разводим руки в стороны через I позицию) начинай
сначала! (топнуть правой ногой и руки закрыть на пояс).
Элементы эстрадного танца.
1. Разбор и разучивание танцевальных элементов под счет.
2. Основные танцевальные движения под счет и под музыку.
3. Разнообразные сочетания разученных и отработанных движений с работой
рук, хлопками, поворотами, прыжками и др.
4. Шаги с носка по кругу. Музыкальные размеры 4/4, 2/4.
Шаги с высоким подъемом колена. Музыкальный размер 2/4.
Шаги на полу пальцах.
Шаги на пятках.
Шаги в комбинации с хлопками.
Прыжки «зайчики» в продвижении по кругу в глубоком приседании и
на прямых ногах.
Бег на месте и в продвижении «лошадки» (вперед колени).
Галоп (лицом в круг).
Постановка танцевальных композиций.
1.
Разбор
и
разучивание
танцевальных
элементов,
движений,
переходов,
ритмического рисунка под счёт и под музыку.
2. Соединение разученных частей в танец.
3. Простые элементы танца
Изучение комбинаций из основных, ранее выученных движений.
Комбинации движений на месте.
I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный
размер 2/4.
1 такт – отвести правую ногу на носок вперед («птичка»).
2 такт – вернуться в исходное положение.
3 – 4 такты – упражнение «тик-так» головой.
5 такт – отвести левую ногу на носок вперед («птичка»).
6 такт – вернуться в исходное положение.
7 – 8 такты – упражнение «тик-так» головой.
II комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный
размер 2/4.
1 такт – шаг правой ногой в сторону, корпус наклонить вперед, шею вытянуть
вперед.
2 такт – вернуться в исходное положение.
3 – 4 такты – то же повторить еще раз.
Комбинацию повторить с левой ноги.
III
комбинация.
Исходное
положение
–
ноги
вместе,
руки
на
поясе.
Музыкальный размер 2/4.
1 такт – отвести правую ногу на носок вперед («птичка»).
2 такт – перевести правую ногу на пятку («утюжок»).
3 такт – поднять правую ногу согнутую в колене («флажок»).
4 такт – вернуться в исходное положение.
Комбинацию повторить с левой ноги.
IV
комбинация.
Исходное
положение
–
ноги
вместе,
руки
опущены
вдоль
корпуса. Музыкальный размер 2/4.
1 – 2 такт – правая рука изображает волнистые движения справа налево.
3 – 4 такты – левая рука изображает волнистые движения слева направо.
5 – 6 такты – руки перед собой согнуты в локтях, кисти в кулачках.
Исполняются круговые движения «кулачок за кулачком».
7 – 8 такты – руки разводим в стороны.
Комбинации движений в продвижении по кругу.
I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный
размер 2/4.
Три шага с правой ноги – приставить. Три хлопка в ладоши – исходное
положение.
II
комбинация. Исходное
положение
–
ноги
вместе,
руки
свободно
вдоль
корпуса. Музыкальный размер 4/4.
Четыре шага со свободными движениями рук, затем поворот вправо на
полупальцах, руки поднять вверх («раскрытый цветок»).
III
комбинация.
Исходное
положение
–
ноги
вместе,
руки
в
стороны.
Музыкальный размер 2/4.
1 – 4 такты – мелкий бег на полу пальцах.
5 – 8 такты – присесть в глубокое приседание, руки опустить вниз.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарно-учебный график
№
Год
обучения
Объем
учебных часов
Всего
учебных недель
Количество
учебных
дней
Режим
работы
1
1
72
36
72
2р в нед. по 1 часу
Условия реализации программы.
Занятия
по
программе
проходят
в
танцевальном
зале,
оснащенном
зеркалами,
хореографическими
станками.
Стены
кабинета
выкрашены
водоэмульсионными,
пожаропрочными красителями, потолок побелен, на полу линолеум. В кабинете есть
система вентиляции, свет, батарея.
Материально-техническое обеспечение: ноутбук с выходом в Интернет, колонки,
Атрибуты,
инвентарь
и
др.: коврики
для
йоги. Cпортивные маты, кубики для йоги,
резинка» для растяжки, костюмы для концертных номеров, специальная форма и обувь
(индивидуально).
Формы аттестации и контроля.
Оценочные
материалы. выполнять правильные позиции рук и ног, постановку
корпуса, умение различать характер танцев, участие в культурно-массовых мероприятиях,
проводимых внутри учреждения.
Методическое обеспечение.
Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста
является игра, так как игра - это основная деятельность, естественное состояние детей
дошкольного возраста.
Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том,
чтобы
пронизывать
занятие
игровым
началом,
сделать
игру
его
органическим
компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-
либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и
осмысливают свои представления о мире.
Наглядный метод - выразительный показ под счет, с музыкой.
Метод
аналогий.
В
программе
обучения
широко
используется
метод
аналогий
с
животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-
режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария
головного
мозга
ребенка,
его
пространственно-образное
мышление,
способствуя
высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
Словесный
метод.
Это
беседа
о
характере
музыки,
средствах
ее
выразительности,
объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-
ритмического движения.
Список литературы:
1.Буренина, А.И. Ритмическая мозаика. [Текст]/ Буренина А.И. – С-Пб., 1997-220с.
2.Клецова, О.Л. Программа по хореографии и ритмике для детей 6-10 лет, занимающихся в
отделениях дополнительного образования [Текст] / О.Л. Клецова.- Москва:Искусство, 2009
3.Козлов,
В.
В.
Физическое
воспитание
детей
в
учреждениях
дополнительного
образования: Акробатика[Текст]/ В.В.Козлов. – Москва: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
2003. - 256 с.
4.Основы
детской
хореографии.
Педагогическая
работа
в
детском
хореографическом
коллективе [Текст]: учебное пособие/ И.Э.Бриске. – – Челябинск:Челяб.гос.акад.культуры
и искусств, 2013. -180с. ISNB 978-5-94839-436-7
5.Шарова, Н.И. Детский танец. [Текст ] / Н.И. Шарова. - СПб., 2011.