Напоминание

Ритмика


Автор: Ольга Олеговна Пучеглазова
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦРТ "Уголек"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Ритмика
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества «Уголек»»

РАССМОТРЕНА

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического совета

на заседании педагогического совета

Директор

МБУ ДО

«Центр развития творчества

Протокол № 4

Протокол № 4

«Уголек»

от 18.04.2019

от 06.05.2019

А.В.Музылёв

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СТУДИИ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА

«ДИВА»

«РИТМИКА»

Возраст учащихся: 3-4 года

Срок реализации программы: 1 год

Разработчик:

Пучеглазова Ольга Олеговна,

педагог дополнительного образования

г. Новокузнецк

2019 г.

В

дошкольном

возрасте

закладываются

основы

здоровья,

гармоничного

умственного,

нравственного

и

физического

развития

ребенка,

формируется

будущая

личность человека. Именно поэтому основной идеей программы является комплексный

подход,

включающий

различные

компоненты,

совокупность

которых

способствует

развитию физических качеств и эстетического развития личности каждого ребенка.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Направленность программы – художественная.

Уровень освоения содержания программы – стартовый.

Актуальность

программы. Хореография

это

искусство,

любимое

детьми

и

востребованное

родителями,

понимающими,

что

танец

способствует

успешному

физическому,

художественному

и

нравственному

воспитанию.

Ежегодно

в

хореографические объединения ЦРТ «Уголек» приходят подростки, приводят своих детей

родители, именно их запросом, в первую очередь, обусловлена актуальность данной

программы.

Кроме

того,

приоритетным

направлением

государственной

политики

остается

здоровьесбережение во всех сферах деятельности, а танец, в свою очередь, является

многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка, в том числе,

закладывает основы здорового образа жизни.

Занятия хореографией способствуют развитию мышечной выразительности тела;

формируют фигуру и осанку; устраняют недостатки физического развития. Танцевальные

движения

в

совокупности

с

музыкой

обладают

важной

компенсаторной

арт-

терапевтической функцией, развивают творческие способности детей. Немаловажно, что

занятия

танцами

способствуют

развитию

коммуникативных

способностей

детей,

развивают

чувство

«локтя

партнёра»,

группового,

коллективного

«ансамблевого»

действия.

Отличительные особенности. В отличие от программы Ю.В. Ларионовой, данная

программа рассчитана на более короткий срок реализации и носит пропедевтический

характер,

для совершенствования двигательных навыков (гибкость, растяжка, прыжок,

координация), которые являются фундаментом для отработки техники современного и

классического танца в содержание программы включена партерная гимнастика.

Адресат программы.

Программа

рассчитана

для

детей

дошкольного

возраста

3-4

года.

Набор детей

осуществляется по принципу добровольности, на основании справки о здоровье ребенка.

Количественный состав группы 10 -12 человек.

Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общее количество учебных часов72 часов.

Форма обучения Основной формой обучения является занятие. Вспомогательными

формами являются репетиции и концерты.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (академический час-

30 минут).

Цель

программы: развитие физических и нравственных качеств дошкольника,

творческих счпособностей посредством приобщения к современному и классическому

танцу.

Задачи:

формировать

интерес

к

танцам,

на

занятии,

учить

стремится

к

достижению

результата, проявляя при этом старание;

развивать физические качества ребенка: гибкость, растяжка, вывернутость стопы;

учить вслушиваться в музыку, эмоционально откликаться на нее и согласовывать

движения с музыкой;

учить выполнять простейшие

элементы классического и современного танца и

демонстрировать их во время публичных выступлений;

вовлекать в общение со сверстниками в коллективной творческой деятельности.

Учебно-тематический план

Студии современного танца «Дива»

«Ритмика»

(72ч)

№ Тема занятий

1 год обучения

всего

из них

теория

практика

1

Знакомство с предметом. Ритмико-гимнастические

упражнения. Танцевальная разминка.

5

1

4

2

Выполнение под музыку строевых упражнений.

4

0,5

3,5

3

Основные движения, элементы хореографии

17

2

15

4

образно-игровые движения (упражнения с

превращениями)

6

0,5

5,5

5

Элементы эстрадного танца и простые танцевальные

движения, пляски, хороводы

12

-

12

6

Элементы эстрадного танца.

10

1

9

7

Постановка танцевальных композиций, Строевые

упражнения, построения и перестроения

12

1

17

8

Танцевальные шаги(шаг с носка, на носках)

6

1

5

Итого

72

6

66

Содержание программы:

Знакомство

с

предметом.

Ритмико-гимнастические

упражнения.

Танцевальная ритмика.

1. Вводное занятие. Игры на знакомство.

2. Основные движения под музыку, преимущественно на 2/4.

3. Начало и окончание движения одновременно с музыкальной фразой.

4. Изменение темпа и характера движения с изменением темпа и характера

музыкального сопровождения.

5. Изучение и выполнение элементов танцевальной разминки под музыку.

6. Упражнения, требующие внимания и координации движения рук и ног.

7. Выявление уровня физического, музыкального и психомоторного развития

ребенка.

8. Разминка помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы

пальцев и ладоней. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток

развивает детскую память и речь.

Бабушка очки надела и внучаток разглядела.

Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно в

«колёсико», приложить к глазам и посмотреть в «очки».

Тики-так, тики-так - так ходики стучат

Все пальцы собраны в кулачок, указательные пальцы поднять вверх и

покачивать ими вправо, влево.

Туки-так, туки-так - так колёса стучат.

Пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг другу,

выполнять скользящие движения ладонями от себя, к себе не отрывая,

их друг от друга.

Туки-ток, туки-ток- Так стучит молоток.

Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачками друг о друга.

Мы платочки постираем, крепко- крепко их потрем.

Пальцы сжаты в кулаки, тереть кулак о кулак.

А потом повыжимаем очень крепко отожмем.

Выполнять движение «выжимаем белье».

А теперь мы все платочки так встряхнем, так встряхнем.

Пальцы свободные, выполнять легкие движения кистями вверх-вниз.

А теперь платки погладим, мы погладим утюгом.

«Гладим белье» кулачком одной руки по ладони другой.

А теперь платком помашем и с ним весело попляшем

Выполнять движения фонарики

Наша бабушка идет

Хлопать ладонями по коленям поочередно левой, правой рукой.

И корзиночку несет

Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки.

Села тихо в уголочек

Положить руки на колени.

Вяжет деточкам чулочек

Выполнять движения имитирующие вязания на спицах.

Вдруг котята прибежали и клубочки подобрали.

Мягкими кистями рук выполнять движения «кошечка»

Где же, где ж мои клубочки,

Развести руки в стороны.

Как же мне вязать чулочки?

Выполнять движения «вязание на спицах».

Как на нашем на лугу.

Пальцы широко расставлены, легкие движения кистями, ладонями вниз.

Стоит чашка творогу.

Пальцы прижать друг к другу и соединить руки так, чтобы получился

большой круг, локти приподнять.

Прилетели две тетери.

Помахать кистями рук как крыльями.

Поклевали.

Соединить большой и указательный пальцы на обеих руках (клюв), покачать

кистями.

Улетели.

Помахать руками.

Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений.

1.

Знакомство

на

простых

примерах

с

понятиями:

шеренга,

колонна,

дистанция.

2. Ходьба друг за другом по одному и парами. Перестроение на ходу в

колонне.

3.

образно-звуковые действия «горошинки», «Солдатики», «гусеница»

Основные движения.

1.

Упражнения

на

выработку

осанки,

на

развитие

ловкости,

равновесия,

координации. Движения с поднимание носка вверх и вынесением его вперед, в

сторону, назад с закрытыми глазами и др.

3. Основные позиции рук и ног. Основные положения корпуса, головы.

4. «Маятник» - перенос веса тела с пятки на носок, с одной ноги на другую.

Применение элемента в танцевальных движениях.

5.

«Противоход»

-

движение

разноименных

частей

тела.

Применение

элемента в танцевальных движениях.

6. 1. Виды шагов:

а) спокойная ходьба - амплитуда и длинна шага не большая;

б) шаг на полу пальцах;

в) крадущийся шаг.

2. Топающий шаг – поочерёдные притопы правой, левой ногой на месте, и с

продвижением вперёд.

3. Боковой приставной шаг - на «раз» - шаг вправо (влево), на «два» - левая

(правая) нога приставляется к опорной.

4. «Пружинки»

5. Пружинящий шаг – это «пружинка» с продвижением на всей ступне.

6. Движение рук - круговые вращательные движения руками, «Кошкины коготки».

7. Поднимание и опускание плеч

8. Сокращение и вытягивание стопы

9. Наклоны корпуса - вперёд и в сторону

10. Наклоны головы - вперёд (поклоны)

11. Основные движения:

а) «Ножницы»

б) «Пружинки»

в) «Крестик»

г) «Боковой галоп»

д) «Гармошка»

е) Прыжки на двух ногах

ж) Притопы в русском характере

з) Поочерёдное открывание ног вперёд на каблук.

Упражнения на ориентировку в пространстве:

- ходьба по кругу друг за другом;

- врассыпную - круг;

- круг - его сужение;

- круг – движение со сменой направления;

- построение в пары.

Исполнение игровых этюдов:

а) «Маленькие гномики»

б) «Ёжик по лесу бежал»

в) «Ветер веет - ветер веет»

г) « Я ребенок как картинка»

д) «Серый слон»

е) «Любопытная Варвара»

ё) «Лохматый пёс»

ж) «Мишка косолапый

Импровизация движений на музыкальные темы.

1.

Свободное

и

естественное

движение

под

четко

ритмиче ски

организованную музыку.

2. Простейшие подражательные движения под музыку.

3. Подбор движений под музыку разного характера и темпа на определенную

тему.

Элементы танца и простые танцевальные движения.

1. Простой шаг – мягкий, перекатный, острый. Танцевальный шаг – легкий

шаг

с

носка,

легкий

бег.

Применение

элементов

в

простых

танцевальных

движениях.

2.

Кружение

через

правое

и

левое

плечо.

Кружение

на

месте,

на

ходу.

Простые и двойные приставные шаги вперед, назад, в сторону.

3. Поочередное выставление и выбрасывание ноги на пятку, на носок вперед,

назад и в сторону. Плавное и резкое одновременное и поочередное движение

руками. Применение элемента в танцевальных движениях.

4. Танцевально-образные движения

«Звереритмика» - движения имитирующие повадки зверей, птиц в соответствии

с четверостишьями.

Кошка села на окошко,

Стала кошка лапки мыть,

Понаблюдав за ней немножко,

Мы все движенья можем повторить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (руки перед собой согнуты в локтях,

изображаем кошку, которая моет лапки).

Три, четыре, пять – повтори опять (руками прикасаемся к ушам)

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

Змея ползет тропой лесной,

Как лента по земле скользит,

А мы движение такое,

Рукою сможем все изобразить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (правой рукой перед собой изображаем змею,

которая ползет вперед).

Три, четыре, пять – повтори опять (левой рукой перед собой изображаем змею,

которая ползет вперед)

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

Стоит цапля на болоте,

Ловит клювом лягушат,

И так стоять совсем не трудно

Для нас, для тренированных ребят.

Раз, два, три – ну-ка повтори (правую ногу поднять до колена, руки вверх прямые,

голову повернуть на правое плечо).

Три, четыре, пять – повтори опять (левую ногу поднять до колена, руки прямые

вверх через стороны, голову повернуть на левое плечо)

Ну, просто молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

Ветер деревце качает,

Хочет ветку наклонить,

Понаблюдав за ним немножко

Мы все движенья сможем повторить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (руки прямые вверху над головой изображают

качающееся дерево).

Три, четыре, пять – повтори опять (руки прямые вверху над головой изображают

качающееся дерево).

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

Мартышка к нам спустилась с ветки,

Мартышку надо уважать

Ведь обезьяны наши предки,

А предкам детки, надо подражать.

Раз, два, три – ну-ка повтори.

Три, четыре, пять – повтори опять (повторяем все движения вместе).

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

Этюд, имитирующий действия человека.

Жила была бабка (руками изображаем как «бабка» надевает платок)

у самой речки (правая рука перед собой делает волнистые движения).

захотелось бабке («бабка» надевает косынку)

искупаться в речке (руки выводим вперед, затем в стороны, изображая

плавание).

Она купила себе мочало (на высоких полупальцах на месте разворачиваем

пятки то вправо, то влево, при этом кулачками трем животик круговыми

движениями).

Наша песня хороша (разводим руки в стороны через I позицию) начинай

сначала! (топнуть правой ногой и руки закрыть на пояс).

Элементы эстрадного танца.

1. Разбор и разучивание танцевальных элементов под счет.

2. Основные танцевальные движения под счет и под музыку.

3. Разнообразные сочетания разученных и отработанных движений с работой

рук, хлопками, поворотами, прыжками и др.

4. Шаги с носка по кругу. Музыкальные размеры 4/4, 2/4.

Шаги с высоким подъемом колена. Музыкальный размер 2/4.

Шаги на полу пальцах.

Шаги на пятках.

Шаги в комбинации с хлопками.

Прыжки «зайчики» в продвижении по кругу в глубоком приседании и

на прямых ногах.

Бег на месте и в продвижении «лошадки» (вперед колени).

Галоп (лицом в круг).

Постановка танцевальных композиций.

1.

Разбор

и

разучивание

танцевальных

элементов,

движений,

переходов,

ритмического рисунка под счёт и под музыку.

2. Соединение разученных частей в танец.

3. Простые элементы танца

Изучение комбинаций из основных, ранее выученных движений.

Комбинации движений на месте.

I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный

размер 2/4.

1 такт – отвести правую ногу на носок вперед («птичка»).

2 такт – вернуться в исходное положение.

3 – 4 такты – упражнение «тик-так» головой.

5 такт – отвести левую ногу на носок вперед («птичка»).

6 такт – вернуться в исходное положение.

7 – 8 такты – упражнение «тик-так» головой.

II комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный

размер 2/4.

1 такт – шаг правой ногой в сторону, корпус наклонить вперед, шею вытянуть

вперед.

2 такт – вернуться в исходное положение.

3 – 4 такты – то же повторить еще раз.

Комбинацию повторить с левой ноги.

III

комбинация.

Исходное

положение

ноги

вместе,

руки

на

поясе.

Музыкальный размер 2/4.

1 такт – отвести правую ногу на носок вперед («птичка»).

2 такт – перевести правую ногу на пятку («утюжок»).

3 такт – поднять правую ногу согнутую в колене («флажок»).

4 такт – вернуться в исходное положение.

Комбинацию повторить с левой ноги.

IV

комбинация.

Исходное

положение

ноги

вместе,

руки

опущены

вдоль

корпуса. Музыкальный размер 2/4.

1 – 2 такт – правая рука изображает волнистые движения справа налево.

3 – 4 такты – левая рука изображает волнистые движения слева направо.

5 – 6 такты – руки перед собой согнуты в локтях, кисти в кулачках.

Исполняются круговые движения «кулачок за кулачком».

7 – 8 такты – руки разводим в стороны.

Комбинации движений в продвижении по кругу.

I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный

размер 2/4.

Три шага с правой ноги – приставить. Три хлопка в ладоши – исходное

положение.

II

комбинация. Исходное

положение

ноги

вместе,

руки

свободно

вдоль

корпуса. Музыкальный размер 4/4.

Четыре шага со свободными движениями рук, затем поворот вправо на

полупальцах, руки поднять вверх («раскрытый цветок»).

III

комбинация.

Исходное

положение

ноги

вместе,

руки

в

стороны.

Музыкальный размер 2/4.

1 – 4 такты – мелкий бег на полу пальцах.

5 – 8 такты – присесть в глубокое приседание, руки опустить вниз.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарно-учебный график

Год

обучения

Объем

учебных часов

Всего

учебных недель

Количество

учебных

дней

Режим

работы

1

1

72

36

72

2р в нед. по 1 часу

Условия реализации программы.

Занятия

по

программе

проходят

в

танцевальном

зале,

оснащенном

зеркалами,

хореографическими

станками.

Стены

кабинета

выкрашены

водоэмульсионными,

пожаропрочными красителями, потолок побелен, на полу линолеум. В кабинете есть

система вентиляции, свет, батарея.

Материально-техническое обеспечение: ноутбук с выходом в Интернет, колонки,

Атрибуты,

инвентарь

и

др.: коврики

для

йоги. Cпортивные маты, кубики для йоги,

резинка» для растяжки, костюмы для концертных номеров, специальная форма и обувь

(индивидуально).

Формы аттестации и контроля.

Оценочные

материалы. выполнять правильные позиции рук и ног, постановку

корпуса, умение различать характер танцев, участие в культурно-массовых мероприятиях,

проводимых внутри учреждения.

Методическое обеспечение.

Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста

является игра, так как игра - это основная деятельность, естественное состояние детей

дошкольного возраста.

Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том,

чтобы

пронизывать

занятие

игровым

началом,

сделать

игру

его

органическим

компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-

либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и

осмысливают свои представления о мире.

Наглядный метод - выразительный показ под счет, с музыкой.

Метод

аналогий.

В

программе

обучения

широко

используется

метод

аналогий

с

животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-

режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария

головного

мозга

ребенка,

его

пространственно-образное

мышление,

способствуя

высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.

Словесный

метод.

Это

беседа

о

характере

музыки,

средствах

ее

выразительности,

объяснение методики исполнения движений, оценка.

Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-

ритмического движения.

Список литературы:

1.Буренина, А.И. Ритмическая мозаика. [Текст]/ Буренина А.И. – С-Пб., 1997-220с.

2.Клецова, О.Л. Программа по хореографии и ритмике для детей 6-10 лет, занимающихся в

отделениях дополнительного образования [Текст] / О.Л. Клецова.- Москва:Искусство, 2009

3.Козлов,

В.

В.

Физическое

воспитание

детей

в

учреждениях

дополнительного

образования: Акробатика[Текст]/ В.В.Козлов. – Москва: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,

2003. - 256 с.

4.Основы

детской

хореографии.

Педагогическая

работа

в

детском

хореографическом

коллективе [Текст]: учебное пособие/ И.Э.Бриске. – – Челябинск:Челяб.гос.акад.культуры

и искусств, 2013. -180с. ISNB 978-5-94839-436-7

5.Шарова, Н.И. Детский танец. [Текст ] / Н.И. Шарова. - СПб., 2011.



В раздел образования