Напоминание

"Совершенствование вокального мастерства хора"


Автор: Матюшкина Ольга Вячеславовна
Должность: преподаватель, хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Мало-Шелемишевская ДШИ"
Населённый пункт: Рязанская обл.,Скопинский район,д.Шелемишевские Хутора.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Совершенствование вокального мастерства хора"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Мало-Шелемишевская детская школа искусств»

муниципального образования – Скопинский район, Рязанской области

1

Доклад на тему:

«Совершенствование

вокального мастерства хора».

Певческий голос детей при правильном обучении обретает определенную

силу, яркость, экспрессию. Расширяется диапазон поющих, а вместе с этим и

общий диапазон хора. Постепенно начинает проявляться тембровая краска го-

лоса и, следовательно, распределение по хоровым партиям происходит более

обоснованно. Поэтому особой заботой дирижера и юных певцов становится

с а м о хоровое

звучание,

его

красота,

стройность,

свобода,

певучесть

и

культура пения.

Для достижения красоты звучания, развиваем вокальный слух детей, по-

стоянно ищем, сравниваем, экспериментируем. Слушаем записи, обсуждаем,

анализируем. Вырабатываем эталон звучания хора.

К сожалению, часто на концертах можно услышать резкий, форсирован-

ный, крикливый звук хора, либо сиплое, вялое, маловыразительное пение. И

подчас достаточно красивое, но абсолютно «мертвое» пение детей.

Идеалом хорового звучания является непринужденность и свобода звуко-

извлечения, наполненность, чистота, ровность, полетность, звука, ясность му-

зыкальной и речевой артикуляции, тембровое разнообразие, а главное вырази-

тельное, эмоциональное, одухотворенное пение детей.

Очень важно при работе над звуком, при выработке его красоты, напевно-

сти, полетности, особенно заботится о слуховом внимании поющих, о нахожде-

нии ими четких слуховых критериев. Например: нравится - не нравится, краси-

во- некрасиво поем.

Вот некоторые «приемы», для анализа звучания:

Пение хормейстера и детей по очереди, как эхо;

Пение группами хора (одна партия - другая, один ряд-другой и

т.д.);

Поет один ребенок, или несколько детей - кто понял, кто счи-

тает, что у него получится, а остальные присоединяются так, чтобы не ис-

портить;

2

Слушаем партию фортепиано и представляем свое звучание;

Дирижер поет несколько вариантов - дети выбирают «пра-

вильный»;

После каждого исполнения той или иной фразы разбираем, что получи-

лось, а что нет. Иногда достаточно похвалить тех детей, которые спели правиль-

но, достаточно красиво и остальные ребята будут интуитивно искать то, что от

них требуется.

Стройность. Совершенствуем унисон и ансамбль, «утончаем» слух и ча-

стоту интонации каждого ребенка и хора в целом.

Как правило, в Среднем хоре уже нет откровенных «гудошников», и хор

может петь на один голос достаточно слитно. Одна из первостепенных забот

хормейстера – дальнейшее качественное усовершенствование унисона. Есте-

ственно во многом красота унисона зависит от точности интонирования каждо-

го певца и от соединения этих интонаций в общехоровой строй. Поэтому имен-

но хоровой строй с его гибкостью и подвижностью есть процесс постоянного

внимания и постоянной заботы руководителя хора. Но эта работа не должна

заслонять другие важнейшие стороны исполнения.

Чтобы обеспечить хороший унисон и надлежащий строй нужно воспиты-

вать хор как инструмент самонастраивающийся. Каждый ребенок во время за-

нятий учится овладевать чистотой пения и встраивать свой голос в хоровое зву-

чание сознательно. Всесторонняя учеба, развитие слуха, знание сольфеджио,

проникновение в интонационный и метроритмический облик сочинения - вот

лучшая база для совершенствования хорового строя, а, следовательно, и унисо-

на.

Сама природа хорового пения предполагает необходимость единства и

слитности поющих во всех компонентах звучания, т.е. в высотно-интонацион-

ном, темпоритмическом, динамическом, тембровом, артикуляционном ансамбле

и т.д.

3

Для достижения такого ансамбля, особенно в начале учебного года, полез-

но исполнять с хором больше одноголосных произведений с ясной тонально-

ладовой основой, спокойным метроритмом, удобной тесситурой. Из сочинений

можно порекомендовать следующие миниатюры: Н. Потоловский «Осенняя

песня», В. Ребиков «Веет утро прохладой», С. Смирнов «Колыбельная» и др. И

каждый раз во время пения учить детей вслушиваться, сливаться в едином

стройном и красивом звучании.

Свобода, т.е. внутренняя и внешняя раскрепощенность поющих. Свобода

на сознательном уровне при обязательном эмоциональном отклике на исполня-

емое сочинение.

Только при эмоциональной отзывчивости детей, полной отдаче каждого,

заинтересованном отношении к произведению, возможно обрести необходимую

свободу пения. Следует

не просто выучивать нотный текст, работать над

строем, динамикой, штрихами и т.д., а делать это опосредованно, незаметно,

концентрируя внимание детей на поиске исполнительских тонкостей и общей

исполнительской концепции. Задача хормейстера - вдохновлять певцов данной

музыкой, высвобождать их творческую энергию. И пусть поначалу хор будет

еще не так красиво, не так слаженно звучать, но, постепенно осваивая нотный

текст, более вживаясь в красоту музыки, дети, чутко откликаясь на жест дири-

жера, начнут сами участвовать в создании исполнительского облика сочинения.

И тогда он будет не мертвый, раз и навсегда вызубренный путем долгих усилий,

а живой, изменчивый, понастоящему сотворенный и неповторимый.

Залогом и предпосылкой такой работы станет располагающая обстановка

хорового занятия, которое превращается из сухого урока в увлекательное дей-

ство, завлекающее маленьких певцов. Где не просто учат петь, а создают полю-

бившуюся музыку, где дети чувствуют себя не обучаемыми, а творящими.Твор-

ческая обстановка и эмоциональная активность духа поющих влечет за собой

активность и свободу всего певческого аппарата.

4

Последнее, что необходимо отметить, это тщательный подбор исполняе-

мых сочинений по уровню доступности. Очевидно, что завышенная сложность

(неудобная тесситура, ритмическая виртуозность, недоступное многоголосье и

т.д.) ведут к скованности, зажатости, закомплексованности певцов, к потере

веры в свои возможности. Постепенность в овладении трудным материалом,

ненавязчивость требований, доброжелательность хормейстера помогут хору в

освоении более сложных сочинений и обретении необходимой исполнитель-

ской свободы.

Певучесть,

т.е.

дышащий,

льющийся,

струящийся,

летящий,

плавно

скользящий звук в кантилене.

Красивое вокальное звучание хора предполагает качественное владение

певцами основным певческим штрихом- legato. Не так просто научить петь хор

не по слогам, связывая звуки, вести мелодию плавно и гибко.

Первым условием настоящей кантилены является опять же хорошее вла-

дение дыханием. Только при полноценном вдохе и бережном, равномерном и

протяженном выдохе дети будут в состоянии наполнить жизнью, воздухом каж-

дую длинную ноту, а короткие длительности нанизывать как бусинки на ниточ-

ку и не давать этой ниточке порваться.

Второе условие – это правильное выпевание гласных и согласных звуков.

Гласные - основа красивого распевного звука, от их протяженности, округлости

зависит общее звучание хора. Согласные тоже играют большую роль в пении.

Они должны пропеваться ясно, отчетливо, но коротко. Сравнение: гласные - это

бегущая, струящаяся река, безудержный поток, а согласные - это гранитные бе-

рега, придающие реке красоту формы.

Следующий важный момент - это умение связывать слоги в единую звуко-

вую линию так, чтобы они не дробили мелодию. Особенно сложно этого до-

биться на повторяющихся нотах, когда мелодия не помогает естественности

пропевания слов. Для того чтобы почувствовать музыкальность фразировки по-

5

лезно петь произведение без слов, вокализируя его на удобные слоги (лю, ле,

ля), сосредотачивая внимание поющих только на развитие мелодической линии,

на красоте льющегося звука. А затем, подставив слова, исполнять фразы с под-

черкнуто выразительной динамикой, делая усиление или ослабление звука в

соответствии с ударениями в тексте.

Столь же сложны с вокальной точки зрения сочинения в подвижно темпе

с короткими одинаковыми длительностями без распеваний слогов. Например,

запевы в «Императорской считалке» Е. Подгайца. Чтобы пение не превратилось

в бессмысленную, «скачущую», тяжелую скороговорку, необходимо выделить

по смыслу вершины фраз и чуть протянуть ударные слоги в главных словах, а

остальной текст петь легко и непринужденно.

Красивой кантилене способствуют произведения с распеваниями слогов и

вокализами( А.Алябьев «Зимняя дорога», Ц.Кюи «Вечерняя песня», Р.Бойко

«Утро» и др.) Но далеко не у всех детей получается качественное соединение

одинаковой гласной, многие стараются подталкивать каждую ноту, или добав-

ляют посторонний призвуки. Чтобы научиться плавному скольжению на распе-

ваниях слогов, полезно сначала потренироваться петь их утрированно, как бы

глис- сандируя, скользя с ноты на ноту, а затем уже исполнять как следует.

Стараться не допускать поверхностного, «пустого» звучания детских го-

лосов и невнимательного, формального отношения к тексту. Нужно все время

помнить,

что

хор

становиться

единым

организмом,

наполняющим

музыку

своим живым дыханием и несущим истину содержания через прочувствован-

ное выпевание слов.

Выразительность звучания хора складывается из использования различ-

ных тембровых красок, а также мастерства владения штриховыми и динамиче-

скими тонкостями.

Тембровая выразительность в детском хоре выявляется в характере звука,

который отвечает характеру и образу исполняемого. Интересно заметить, что

6

общее звучание хора остается практически неизменным, но, исполняя вырази-

тельную музыку разного стиля, жанра, и, особенно характера, в его тембре по-

является большое число красочных оттенков. Например, в произведениях лири-

ческих, душевных (М.Балакирев «Колыбельная песня», П.Булахов «Серенада»,

С.Танеев «Сосна» и

др.) главными характеристиками звука станут его неж-

ность, теплота и особая трепетность. Напротив, в сочинениях открытого, свет-

лого, жизнерадостного характера (П.Чайковский «Зима», Р.Глиэр «Сияет солн-

це», Н.Потоловский «Восход солнца» и др.) основной звуковой краской станет

яркость, звонкость, искристость. Но в большинстве произведений внутреннее

развитие образа обуславливает и смену звуковой палитры хора. Так, в первой

части дуэта А.Рубенштейна «Туча» будут преобладать темные, сумрачные крас-

ки, наполненный тревогой и драматизмом звук хора, а во второй – солнечная

воздушность, невесомость и прозрачность.

Иногда, подобные смены светотени, характера звучания происходят на со-

всем небольших музыкальных построениях, и даже в рамках одной фразы

(например, в средней части дуэта А.Аренского «Тихо все средь чарующей

ночи»), но они играют важную драматургическую роль в произведении.

Особая тембровая характерность и даже элементы звукоподражания тре-

буется в сочинениях игровых и театральных. Здесь хору предстоит увлекатель-

ная задача перевоплощаться звуком то в Мартышку, то в Осла (А.Рубенштейн

«Квартет»), то озвучивать «горланящий» хор (А. Гречанинов «Музыканты»), то

изображать стрекотню пулеметной очереди (Т.Назарова «Шепотом») и т.д.

Столь же важную выразительную роль в пении хора играют возможности

его динамики. Степень громкости в пении детей весьма относительна. Большая

опасность кроется в перенапряженном, форсированном звучании голосов. Ма-

ловыразительно бесцветное тихое пение. Основная амплитуда нюансировки

детских голосов близка mf и mp. Но даже на столь небольшом динамическом

диапазоне хор может петь очень выразительно, если наполнять звук не столько

силой, сколько внутренним содержанием. И тогда разольется мощью мягкое

7

forte в кульминации хора «Молитва» Т.Хренникова, а призрачное, печальное, но

упругое piano создаст по-настоящему волшебную картину в романсе Г.Свиридо-

ва «Зимняя дорога».

Для общего хорового звучания и создания образа

произведения важно

разнообразие владения штрихами. Как уже отмечалось, основой в пении хора

является кантилена. Но и плавное звуковедение обладает разной степенью ин-

тенсивности и выразительности. Так, кроме обычного кантиленного пения,

можно петь легкое legato, приближающееся к non legato (например, в хоровой

миниатюре

Ж.Металлиди «На Горизонтских островах). Или, наоборот, петь,

очень связно, legatissimo, добиваясь скрипичной певучести звука например, в

произведении А.Киселева «Последняя туча».

Особый колорит в вокально-хоровую музыку привносят другие штрихи и

приемы звукоизвлечения: non legato, marcato, staccato, tenuto, акценты и т.д. Ча-

сто они предусмотрены композитором и выписаны в нотном тексте, но иногда

нужно, основываясь на содержании сочинения, на особенностях партии сопро-

вождения, найти соответствующие образу исполнительские штрихи.

Культура пения. В этом понятии различают культуру самого звука, т.е. его

красоту, естественность и культуру исполнения. Эти две стороны пения нераз-

рывно связаны между собой и зависят одна от другой, но если качество звуча-

ния хора всегда в поле зрения дирижера, то о культуре исполнения часто забы-

вают или не успевают уделить ей должного внимания.

Культура исполнения – это грамотное, сознательное, умное» пение хора,

а, следовательно, и каждого певца в отдельности. Это максимально возможное

постижение нотного текста. Это подробнейшая и точная расшифровка каждого

непонятного слова, мысли и образа каждого предложения, а вместе с этим и

глубокое проникновение в содержание музыки и текста. Причем желательно,

чтобы не только руководитель хора рассказывал и разъяснял все детям, но и

8

дети сами искали и находили подходящие слова и образы, вдумывались, вчиты-

вались, сравнивали и делали открытия.

Кроме того, культура исполнения проявляется в правильном выпевании

слов, в логичной музыкальной фразировке, а в конечном итоге в выстроенной,

продуманной и прочувствованной форме произведения. Ведь только - то испол-

нение можно назвать состоявшимся, которое захватывает и певцов и слуша-

телей, а после его окончания остается ощущение настоящего события. Подоб-

ные исполнения не случаются часто, но к этому нужно стремиться и вместе с

детьми искать законченность и цельность каждой музыкальной пьесы.

Говоря о культуре исполнения нельзя не затронуть проблему дикции в

хоре. Произношение в хоре должно быть естественно-выразительным. Не сле-

дует формально утрировать и подчеркивать согласные, «вокально окрашивать»

гласные. Нет смысла тратить драгоценное время на разучивание и тренировку

дикции на упражнениях - скороговорках. Воспитывать культуру подачи текста

лучше на самих музыкальных произведениях.

Рассмотрим в качестве примера сочинение Н. Римского-Корсакого «Эхо».

Гениальные и необыкновенно музыкальные стихи А.Пушкина своим фонетиче-

ским и лексическим составом создают яркую образно-звуковую картину. На-

чальные строки каждой строфы пронзают воздух своей остротой. Трудно найти

лучший пример такого собрания раскатистых слов:

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром…

Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и валов…

9

Эти слова невозможно петь вяло, невыразительно. И музыка и текст тре-

буют максимальной активизации всего певческого аппарата, твердого, чуть мар-

катированного пропевания всех согласных. В последующем развитии преобла-

дает спокойное, менее напряженное звучание слов. Но короткие фразы хора не

должны сникать, их необходимо объединить в единое смысловое целое. Помо-

гают в этом, в том числе и выразительные окончания слов на согласные звуки

( холмом, пустом, звук, отклик, вдруг), которые резанируют в воздухе, создавая

иллюзию эха.

Таким образом, задача хора своим звучанием выражать, нести содержание

исполняемого произведения, а это невозможно сделать без выразительного пре-

поднесения слова. А задача дирижера - научить детей петь слова, складывать их

во фразы и предложения. И эта работа является неотъемлемой и органичной ча-

стью работы по созданию художественного облика сочинения.

Учебная и методическая литература:

1.

Стулова

Г.

Хоровой

класс:

«Теория

и

практика

работы

в

детском

хоре».1988

2.Соколов В. Г. «Работа с хором».2-е издание. - М.,1983

3.Чесноков П. Г. «Хор и управление им». - М.,1961

10

4.

Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению /

Г.П.Стулова.- М.: Прометей, 1992.- 270с.

5.Б.И.Куликов, Н.В. Аверина «Золотая библиотека педагогического репертуа-

ра»

6.И. Роганова «Современный хормейстер». Сборник статей «Развитие тради-

ций. Новые тенденции. Опыт работы» Москва «Композитор» 2013 г.

7. М. С. Осеннева, В. А. Самарин, Л. И. Уколова. Методика работы с дет-

ским вокальным коллективом – М., 1999г.

8. Самарин В.А. «Хороведение» – М., 2000 23.

11



В раздел образования