Автор: Матюшкина Ольга Вячеславовна
Должность: преподаватель, хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Мало-Шелемишевская ДШИ"
Населённый пункт: Рязанская обл.,Скопинский район,д.Шелемишевские Хутора.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Совершенствование вокального мастерства хора"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Мало-Шелемишевская детская школа искусств»
муниципального образования – Скопинский район, Рязанской области
1
Доклад на тему:
«Совершенствование
вокального мастерства хора».
Певческий голос детей при правильном обучении обретает определенную
силу, яркость, экспрессию. Расширяется диапазон поющих, а вместе с этим и
общий диапазон хора. Постепенно начинает проявляться тембровая краска го-
лоса и, следовательно, распределение по хоровым партиям происходит более
обоснованно. Поэтому особой заботой дирижера и юных певцов становится
с а м о хоровое
звучание,
его
красота,
стройность,
свобода,
певучесть
и
культура пения.
Для достижения красоты звучания, развиваем вокальный слух детей, по-
стоянно ищем, сравниваем, экспериментируем. Слушаем записи, обсуждаем,
анализируем. Вырабатываем эталон звучания хора.
К сожалению, часто на концертах можно услышать резкий, форсирован-
ный, крикливый звук хора, либо сиплое, вялое, маловыразительное пение. И
подчас достаточно красивое, но абсолютно «мертвое» пение детей.
Идеалом хорового звучания является непринужденность и свобода звуко-
извлечения, наполненность, чистота, ровность, полетность, звука, ясность му-
зыкальной и речевой артикуляции, тембровое разнообразие, а главное вырази-
тельное, эмоциональное, одухотворенное пение детей.
Очень важно при работе над звуком, при выработке его красоты, напевно-
сти, полетности, особенно заботится о слуховом внимании поющих, о нахожде-
нии ими четких слуховых критериев. Например: нравится - не нравится, краси-
во- некрасиво поем.
Вот некоторые «приемы», для анализа звучания:
Пение хормейстера и детей по очереди, как эхо;
Пение группами хора (одна партия - другая, один ряд-другой и
т.д.);
Поет один ребенок, или несколько детей - кто понял, кто счи-
тает, что у него получится, а остальные присоединяются так, чтобы не ис-
портить;
2
Слушаем партию фортепиано и представляем свое звучание;
Дирижер поет несколько вариантов - дети выбирают «пра-
вильный»;
После каждого исполнения той или иной фразы разбираем, что получи-
лось, а что нет. Иногда достаточно похвалить тех детей, которые спели правиль-
но, достаточно красиво и остальные ребята будут интуитивно искать то, что от
них требуется.
Стройность. Совершенствуем унисон и ансамбль, «утончаем» слух и ча-
стоту интонации каждого ребенка и хора в целом.
Как правило, в Среднем хоре уже нет откровенных «гудошников», и хор
может петь на один голос достаточно слитно. Одна из первостепенных забот
хормейстера – дальнейшее качественное усовершенствование унисона. Есте-
ственно во многом красота унисона зависит от точности интонирования каждо-
го певца и от соединения этих интонаций в общехоровой строй. Поэтому имен-
но хоровой строй с его гибкостью и подвижностью есть процесс постоянного
внимания и постоянной заботы руководителя хора. Но эта работа не должна
заслонять другие важнейшие стороны исполнения.
Чтобы обеспечить хороший унисон и надлежащий строй нужно воспиты-
вать хор как инструмент самонастраивающийся. Каждый ребенок во время за-
нятий учится овладевать чистотой пения и встраивать свой голос в хоровое зву-
чание сознательно. Всесторонняя учеба, развитие слуха, знание сольфеджио,
проникновение в интонационный и метроритмический облик сочинения - вот
лучшая база для совершенствования хорового строя, а, следовательно, и унисо-
на.
Сама природа хорового пения предполагает необходимость единства и
слитности поющих во всех компонентах звучания, т.е. в высотно-интонацион-
ном, темпоритмическом, динамическом, тембровом, артикуляционном ансамбле
и т.д.
3
Для достижения такого ансамбля, особенно в начале учебного года, полез-
но исполнять с хором больше одноголосных произведений с ясной тонально-
ладовой основой, спокойным метроритмом, удобной тесситурой. Из сочинений
можно порекомендовать следующие миниатюры: Н. Потоловский «Осенняя
песня», В. Ребиков «Веет утро прохладой», С. Смирнов «Колыбельная» и др. И
каждый раз во время пения учить детей вслушиваться, сливаться в едином
стройном и красивом звучании.
Свобода, т.е. внутренняя и внешняя раскрепощенность поющих. Свобода
на сознательном уровне при обязательном эмоциональном отклике на исполня-
емое сочинение.
Только при эмоциональной отзывчивости детей, полной отдаче каждого,
заинтересованном отношении к произведению, возможно обрести необходимую
свободу пения. Следует
не просто выучивать нотный текст, работать над
строем, динамикой, штрихами и т.д., а делать это опосредованно, незаметно,
концентрируя внимание детей на поиске исполнительских тонкостей и общей
исполнительской концепции. Задача хормейстера - вдохновлять певцов данной
музыкой, высвобождать их творческую энергию. И пусть поначалу хор будет
еще не так красиво, не так слаженно звучать, но, постепенно осваивая нотный
текст, более вживаясь в красоту музыки, дети, чутко откликаясь на жест дири-
жера, начнут сами участвовать в создании исполнительского облика сочинения.
И тогда он будет не мертвый, раз и навсегда вызубренный путем долгих усилий,
а живой, изменчивый, понастоящему сотворенный и неповторимый.
Залогом и предпосылкой такой работы станет располагающая обстановка
хорового занятия, которое превращается из сухого урока в увлекательное дей-
ство, завлекающее маленьких певцов. Где не просто учат петь, а создают полю-
бившуюся музыку, где дети чувствуют себя не обучаемыми, а творящими.Твор-
ческая обстановка и эмоциональная активность духа поющих влечет за собой
активность и свободу всего певческого аппарата.
4
Последнее, что необходимо отметить, это тщательный подбор исполняе-
мых сочинений по уровню доступности. Очевидно, что завышенная сложность
(неудобная тесситура, ритмическая виртуозность, недоступное многоголосье и
т.д.) ведут к скованности, зажатости, закомплексованности певцов, к потере
веры в свои возможности. Постепенность в овладении трудным материалом,
ненавязчивость требований, доброжелательность хормейстера помогут хору в
освоении более сложных сочинений и обретении необходимой исполнитель-
ской свободы.
Певучесть,
т.е.
дышащий,
льющийся,
струящийся,
летящий,
плавно
скользящий звук в кантилене.
Красивое вокальное звучание хора предполагает качественное владение
певцами основным певческим штрихом- legato. Не так просто научить петь хор
не по слогам, связывая звуки, вести мелодию плавно и гибко.
Первым условием настоящей кантилены является опять же хорошее вла-
дение дыханием. Только при полноценном вдохе и бережном, равномерном и
протяженном выдохе дети будут в состоянии наполнить жизнью, воздухом каж-
дую длинную ноту, а короткие длительности нанизывать как бусинки на ниточ-
ку и не давать этой ниточке порваться.
Второе условие – это правильное выпевание гласных и согласных звуков.
Гласные - основа красивого распевного звука, от их протяженности, округлости
зависит общее звучание хора. Согласные тоже играют большую роль в пении.
Они должны пропеваться ясно, отчетливо, но коротко. Сравнение: гласные - это
бегущая, струящаяся река, безудержный поток, а согласные - это гранитные бе-
рега, придающие реке красоту формы.
Следующий важный момент - это умение связывать слоги в единую звуко-
вую линию так, чтобы они не дробили мелодию. Особенно сложно этого до-
биться на повторяющихся нотах, когда мелодия не помогает естественности
пропевания слов. Для того чтобы почувствовать музыкальность фразировки по-
5
лезно петь произведение без слов, вокализируя его на удобные слоги (лю, ле,
ля), сосредотачивая внимание поющих только на развитие мелодической линии,
на красоте льющегося звука. А затем, подставив слова, исполнять фразы с под-
черкнуто выразительной динамикой, делая усиление или ослабление звука в
соответствии с ударениями в тексте.
Столь же сложны с вокальной точки зрения сочинения в подвижно темпе
с короткими одинаковыми длительностями без распеваний слогов. Например,
запевы в «Императорской считалке» Е. Подгайца. Чтобы пение не превратилось
в бессмысленную, «скачущую», тяжелую скороговорку, необходимо выделить
по смыслу вершины фраз и чуть протянуть ударные слоги в главных словах, а
остальной текст петь легко и непринужденно.
Красивой кантилене способствуют произведения с распеваниями слогов и
вокализами( А.Алябьев «Зимняя дорога», Ц.Кюи «Вечерняя песня», Р.Бойко
«Утро» и др.) Но далеко не у всех детей получается качественное соединение
одинаковой гласной, многие стараются подталкивать каждую ноту, или добав-
ляют посторонний призвуки. Чтобы научиться плавному скольжению на распе-
ваниях слогов, полезно сначала потренироваться петь их утрированно, как бы
глис- сандируя, скользя с ноты на ноту, а затем уже исполнять как следует.
Стараться не допускать поверхностного, «пустого» звучания детских го-
лосов и невнимательного, формального отношения к тексту. Нужно все время
помнить,
что
хор
становиться
единым
организмом,
наполняющим
музыку
своим живым дыханием и несущим истину содержания через прочувствован-
ное выпевание слов.
Выразительность звучания хора складывается из использования различ-
ных тембровых красок, а также мастерства владения штриховыми и динамиче-
скими тонкостями.
Тембровая выразительность в детском хоре выявляется в характере звука,
который отвечает характеру и образу исполняемого. Интересно заметить, что
6
общее звучание хора остается практически неизменным, но, исполняя вырази-
тельную музыку разного стиля, жанра, и, особенно характера, в его тембре по-
является большое число красочных оттенков. Например, в произведениях лири-
ческих, душевных (М.Балакирев «Колыбельная песня», П.Булахов «Серенада»,
С.Танеев «Сосна» и
др.) главными характеристиками звука станут его неж-
ность, теплота и особая трепетность. Напротив, в сочинениях открытого, свет-
лого, жизнерадостного характера (П.Чайковский «Зима», Р.Глиэр «Сияет солн-
це», Н.Потоловский «Восход солнца» и др.) основной звуковой краской станет
яркость, звонкость, искристость. Но в большинстве произведений внутреннее
развитие образа обуславливает и смену звуковой палитры хора. Так, в первой
части дуэта А.Рубенштейна «Туча» будут преобладать темные, сумрачные крас-
ки, наполненный тревогой и драматизмом звук хора, а во второй – солнечная
воздушность, невесомость и прозрачность.
Иногда, подобные смены светотени, характера звучания происходят на со-
всем небольших музыкальных построениях, и даже в рамках одной фразы
(например, в средней части дуэта А.Аренского «Тихо все средь чарующей
ночи»), но они играют важную драматургическую роль в произведении.
Особая тембровая характерность и даже элементы звукоподражания тре-
буется в сочинениях игровых и театральных. Здесь хору предстоит увлекатель-
ная задача перевоплощаться звуком то в Мартышку, то в Осла (А.Рубенштейн
«Квартет»), то озвучивать «горланящий» хор (А. Гречанинов «Музыканты»), то
изображать стрекотню пулеметной очереди (Т.Назарова «Шепотом») и т.д.
Столь же важную выразительную роль в пении хора играют возможности
его динамики. Степень громкости в пении детей весьма относительна. Большая
опасность кроется в перенапряженном, форсированном звучании голосов. Ма-
ловыразительно бесцветное тихое пение. Основная амплитуда нюансировки
детских голосов близка mf и mp. Но даже на столь небольшом динамическом
диапазоне хор может петь очень выразительно, если наполнять звук не столько
силой, сколько внутренним содержанием. И тогда разольется мощью мягкое
7
forte в кульминации хора «Молитва» Т.Хренникова, а призрачное, печальное, но
упругое piano создаст по-настоящему волшебную картину в романсе Г.Свиридо-
ва «Зимняя дорога».
Для общего хорового звучания и создания образа
произведения важно
разнообразие владения штрихами. Как уже отмечалось, основой в пении хора
является кантилена. Но и плавное звуковедение обладает разной степенью ин-
тенсивности и выразительности. Так, кроме обычного кантиленного пения,
можно петь легкое legato, приближающееся к non legato (например, в хоровой
миниатюре
Ж.Металлиди «На Горизонтских островах). Или, наоборот, петь,
очень связно, legatissimo, добиваясь скрипичной певучести звука например, в
произведении А.Киселева «Последняя туча».
Особый колорит в вокально-хоровую музыку привносят другие штрихи и
приемы звукоизвлечения: non legato, marcato, staccato, tenuto, акценты и т.д. Ча-
сто они предусмотрены композитором и выписаны в нотном тексте, но иногда
нужно, основываясь на содержании сочинения, на особенностях партии сопро-
вождения, найти соответствующие образу исполнительские штрихи.
Культура пения. В этом понятии различают культуру самого звука, т.е. его
красоту, естественность и культуру исполнения. Эти две стороны пения нераз-
рывно связаны между собой и зависят одна от другой, но если качество звуча-
ния хора всегда в поле зрения дирижера, то о культуре исполнения часто забы-
вают или не успевают уделить ей должного внимания.
Культура исполнения – это грамотное, сознательное, умное» пение хора,
а, следовательно, и каждого певца в отдельности. Это максимально возможное
постижение нотного текста. Это подробнейшая и точная расшифровка каждого
непонятного слова, мысли и образа каждого предложения, а вместе с этим и
глубокое проникновение в содержание музыки и текста. Причем желательно,
чтобы не только руководитель хора рассказывал и разъяснял все детям, но и
8
дети сами искали и находили подходящие слова и образы, вдумывались, вчиты-
вались, сравнивали и делали открытия.
Кроме того, культура исполнения проявляется в правильном выпевании
слов, в логичной музыкальной фразировке, а в конечном итоге в выстроенной,
продуманной и прочувствованной форме произведения. Ведь только - то испол-
нение можно назвать состоявшимся, которое захватывает и певцов и слуша-
телей, а после его окончания остается ощущение настоящего события. Подоб-
ные исполнения не случаются часто, но к этому нужно стремиться и вместе с
детьми искать законченность и цельность каждой музыкальной пьесы.
Говоря о культуре исполнения нельзя не затронуть проблему дикции в
хоре. Произношение в хоре должно быть естественно-выразительным. Не сле-
дует формально утрировать и подчеркивать согласные, «вокально окрашивать»
гласные. Нет смысла тратить драгоценное время на разучивание и тренировку
дикции на упражнениях - скороговорках. Воспитывать культуру подачи текста
лучше на самих музыкальных произведениях.
Рассмотрим в качестве примера сочинение Н. Римского-Корсакого «Эхо».
Гениальные и необыкновенно музыкальные стихи А.Пушкина своим фонетиче-
ским и лексическим составом создают яркую образно-звуковую картину. На-
чальные строки каждой строфы пронзают воздух своей остротой. Трудно найти
лучший пример такого собрания раскатистых слов:
Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром…
Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов…
9
Эти слова невозможно петь вяло, невыразительно. И музыка и текст тре-
буют максимальной активизации всего певческого аппарата, твердого, чуть мар-
катированного пропевания всех согласных. В последующем развитии преобла-
дает спокойное, менее напряженное звучание слов. Но короткие фразы хора не
должны сникать, их необходимо объединить в единое смысловое целое. Помо-
гают в этом, в том числе и выразительные окончания слов на согласные звуки
( холмом, пустом, звук, отклик, вдруг), которые резанируют в воздухе, создавая
иллюзию эха.
Таким образом, задача хора своим звучанием выражать, нести содержание
исполняемого произведения, а это невозможно сделать без выразительного пре-
поднесения слова. А задача дирижера - научить детей петь слова, складывать их
во фразы и предложения. И эта работа является неотъемлемой и органичной ча-
стью работы по созданию художественного облика сочинения.
Учебная и методическая литература:
1.
Стулова
Г.
Хоровой
класс:
«Теория
и
практика
работы
в
детском
хоре».1988
2.Соколов В. Г. «Работа с хором».2-е издание. - М.,1983
3.Чесноков П. Г. «Хор и управление им». - М.,1961
10
4.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению /
Г.П.Стулова.- М.: Прометей, 1992.- 270с.
5.Б.И.Куликов, Н.В. Аверина «Золотая библиотека педагогического репертуа-
ра»
6.И. Роганова «Современный хормейстер». Сборник статей «Развитие тради-
ций. Новые тенденции. Опыт работы» Москва «Композитор» 2013 г.
7. М. С. Осеннева, В. А. Самарин, Л. И. Уколова. Методика работы с дет-
ским вокальным коллективом – М., 1999г.
8. Самарин В.А. «Хороведение» – М., 2000 23.
11