Напоминание

"Зачем свирель в школе?"


Автор: Афанасьева Елена Анатольевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУСОШ №8 с углублённым изучением математики
Населённый пункт: г.Старая Русса, Новгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Зачем свирель в школе?"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Зачем свирель в школе?

Афанасьева Елена Анатольевна,

учитель музыки МАОУСОШ №8

г. Старая Русса Новгородская область.

Приложил к губам я трубку,

Разнеслась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется свирель.

Что мы знаем о свирели? Знаем, что она существовала давно, знаем, что на ней мог играть

когда-то каждый пастушок. И ведь природа, несмотря на все усилия цивилизации, всё ещё

предоставляет нам возможность попробовать поиграть на свирели самому, шагнуть в мир,

воздействующий на наши души огромной, ещё непонятной и неосознанной нами силой.

Итак, свирель – это название, которое существовало испокон веков у русского,

украинского и белорусского народов, обозначая музыкальный инструмент типа флейты по

звукообразованию. Первое упоминание о свирели в русской литературе относится к XII

веку. В России возрождение интереса к этому инструменту относится к концу XIX -

началу XX веков. В наше время два коллектива используют свирель в своем составе:

оркестр народных инструментов под управлением Андреева и оркестр хора имени

Пятницкого.

Свирель представляет собой простую деревянную (пластмассовую) дудку. На одном конце

её есть свистковое устройство в виде «клюва», а на середине лицевой стороны вырезаны

разное количество игровых отверстий (обычно шесть). Изготавливается инструмент из

крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.

Приобщение детей к игре на этом инструменте благотворно влияет на воспитание,

развитие творческих способностей и на формирование любви к прекрасному. Также

можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка,

способствовать развитию воображения, объема непроизвольного внимания, влиять на

психологическое развитие и развитие коммуникативных способностей, формировать

музыкальный слух. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к

умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.

В нашей школе мы используем пластмассовый инструмент с шестью отверстиями и

отдельным мундштуком, такой инструмент идентичен продольной флейте по

звукообразованию и строю.

Также, не маловажным кажется то, что с помощью данной свирели можно погружать

ребенка в интонационный мир детского русского фольклора и осваивать потешки,

считалки, дразнилки, заклички. Знание родной культуры позволяет воспитывать

нравственно здоровую личность.

Как показывает опыт, в ходе этих занятий улучшается климат в коллективе: дети

переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее

эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это

решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия

детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее. Не уверенные

в себе дети, выступая на концертах в классе и школе, самоутверждаются. У них

повышается самооценка. Значительно стимулируется работа по другим предметам,

развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания.

Игра на свирели является упражнением, одновременно развивающим и музыкальные

способности, и мелкую моторику, и дыхание, что очень важно именно в работе с детьми

речевых групп. Игра в ансамбле или в оркестре требует развитого чувства ритма,

слухового внимания и согласованности. А у большинства детей этих групп развитие

ритмического слуха находиться на низком уровне, слабо развита мелкая моторика,

нарушена координация движений.

Работа с дыханием в логопедической практике занимает одно из важнейших мест.

Дыхание - это энергетическая основа речи и при слабом речевом дыхании затрудняется

образование как голоса, так и речевых шумов. При любой форме речевых нарушений

(заикании, дизартрии и т.п.) логопеды советуют упражнять глубину и продолжительность

вдоха и выдоха, умение произвольно переходить от грудного к брюшному, или полному

дыханию, произвольно регулировать дыхание через рот и через нос. Работа с дыханием с

применением свирелей Э.Смеловой поможет как расслабить напряженные спастичные

группы мышц, так и, когда это необходимо, тонизировать нервно-мышечные

составляющие речевого аппарата. Исполнительская практика на свирели требует

удержания активного речевого органа в определенном положении (игра на свирели

требует, чтобы язык делал пробочку, которая будет закрывать дырочку в мундштуке.

Открываем пробочку и звук устремляется наружу. Получается, что мы, играя на свирели

как бы разговариваем на тайном языке, где очень мало букв и все слова одинаковые: «ту,

ту, ту»). Подобное звукоизвлечение развивает силу мышечных сокращений, затормаживает

сопутствующие содружественные движения (синкинезии), позволяет работать над

развитием скорости и точности движений артикуляционного аппарата. Используя свирель

Смеловой в своей практике, логопеды могут разнообразить приемы работы с дыханием, а

также получают прекрасную возможность совместить работу с дыханием и работу по

развитию мелкой моторики.

Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика,

которая облегчает страдания больных астмой. Ребёнок в естественной, непринуждённой и

привлекательной форме выполняет дыхательную гимнастику, на слух контролирует

правильность выполнения и самостоятельно или с помощью взрослого исправляет ошибки.

Для правильного звучания свирели необходим ровный, умеренно наполненный выдох. При

слабом выдохе звук исчезает, при слишком резком или напряжённом – свирель «пищит».

Нельзя забывать о том, что развитие и укрепление дыхательной системы ребёнка – это

развитие и укрепление его здоровья.

Научиться играть на свирели самому, погрузиться в мир звуков, познать этот неведомый и

прекрасный мир музыки возможно на занятиях кружка или во внеурочной деятельности.



В раздел образования