Автор: Афанасьева Елена Анатольевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУСОШ №8 с углублённым изучением математики
Населённый пункт: г.Старая Русса, Новгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Зачем свирель в школе?"
Раздел: дополнительное образование
Зачем свирель в школе?
Афанасьева Елена Анатольевна,
учитель музыки МАОУСОШ №8
г. Старая Русса Новгородская область.
Приложил к губам я трубку,
Разнеслась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется свирель.
Что мы знаем о свирели? Знаем, что она существовала давно, знаем, что на ней мог играть
когда-то каждый пастушок. И ведь природа, несмотря на все усилия цивилизации, всё ещё
предоставляет нам возможность попробовать поиграть на свирели самому, шагнуть в мир,
воздействующий на наши души огромной, ещё непонятной и неосознанной нами силой.
Итак, свирель – это название, которое существовало испокон веков у русского,
украинского и белорусского народов, обозначая музыкальный инструмент типа флейты по
звукообразованию. Первое упоминание о свирели в русской литературе относится к XII
веку. В России возрождение интереса к этому инструменту относится к концу XIX -
началу XX веков. В наше время два коллектива используют свирель в своем составе:
оркестр народных инструментов под управлением Андреева и оркестр хора имени
Пятницкого.
Свирель представляет собой простую деревянную (пластмассовую) дудку. На одном конце
её есть свистковое устройство в виде «клюва», а на середине лицевой стороны вырезаны
разное количество игровых отверстий (обычно шесть). Изготавливается инструмент из
крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.
Приобщение детей к игре на этом инструменте благотворно влияет на воспитание,
развитие творческих способностей и на формирование любви к прекрасному. Также
можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка,
способствовать развитию воображения, объема непроизвольного внимания, влиять на
психологическое развитие и развитие коммуникативных способностей, формировать
музыкальный слух. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к
умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.
В нашей школе мы используем пластмассовый инструмент с шестью отверстиями и
отдельным мундштуком, такой инструмент идентичен продольной флейте по
звукообразованию и строю.
Также, не маловажным кажется то, что с помощью данной свирели можно погружать
ребенка в интонационный мир детского русского фольклора и осваивать потешки,
считалки, дразнилки, заклички. Знание родной культуры позволяет воспитывать
нравственно здоровую личность.
Как показывает опыт, в ходе этих занятий улучшается климат в коллективе: дети
переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее
эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это
решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия
детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее. Не уверенные
в себе дети, выступая на концертах в классе и школе, самоутверждаются. У них
повышается самооценка. Значительно стимулируется работа по другим предметам,
развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания.
Игра на свирели является упражнением, одновременно развивающим и музыкальные
способности, и мелкую моторику, и дыхание, что очень важно именно в работе с детьми
речевых групп. Игра в ансамбле или в оркестре требует развитого чувства ритма,
слухового внимания и согласованности. А у большинства детей этих групп развитие
ритмического слуха находиться на низком уровне, слабо развита мелкая моторика,
нарушена координация движений.
Работа с дыханием в логопедической практике занимает одно из важнейших мест.
Дыхание - это энергетическая основа речи и при слабом речевом дыхании затрудняется
образование как голоса, так и речевых шумов. При любой форме речевых нарушений
(заикании, дизартрии и т.п.) логопеды советуют упражнять глубину и продолжительность
вдоха и выдоха, умение произвольно переходить от грудного к брюшному, или полному
дыханию, произвольно регулировать дыхание через рот и через нос. Работа с дыханием с
применением свирелей Э.Смеловой поможет как расслабить напряженные спастичные
группы мышц, так и, когда это необходимо, тонизировать нервно-мышечные
составляющие речевого аппарата. Исполнительская практика на свирели требует
удержания активного речевого органа в определенном положении (игра на свирели
требует, чтобы язык делал пробочку, которая будет закрывать дырочку в мундштуке.
Открываем пробочку и звук устремляется наружу. Получается, что мы, играя на свирели
как бы разговариваем на тайном языке, где очень мало букв и все слова одинаковые: «ту,
ту, ту»). Подобное звукоизвлечение развивает силу мышечных сокращений, затормаживает
сопутствующие содружественные движения (синкинезии), позволяет работать над
развитием скорости и точности движений артикуляционного аппарата. Используя свирель
Смеловой в своей практике, логопеды могут разнообразить приемы работы с дыханием, а
также получают прекрасную возможность совместить работу с дыханием и работу по
развитию мелкой моторики.
Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика,
которая облегчает страдания больных астмой. Ребёнок в естественной, непринуждённой и
привлекательной форме выполняет дыхательную гимнастику, на слух контролирует
правильность выполнения и самостоятельно или с помощью взрослого исправляет ошибки.
Для правильного звучания свирели необходим ровный, умеренно наполненный выдох. При
слабом выдохе звук исчезает, при слишком резком или напряжённом – свирель «пищит».
Нельзя забывать о том, что развитие и укрепление дыхательной системы ребёнка – это
развитие и укрепление его здоровья.
Научиться играть на свирели самому, погрузиться в мир звуков, познать этот неведомый и
прекрасный мир музыки возможно на занятиях кружка или во внеурочной деятельности.