Автор: Качановская Анджела Александровна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: Якутский педагогический колледж имени С.Ф.Гоголева
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Особенности детского музыкального спектакля в в условиях современности
Раздел: дополнительное образование
Особенности детского музыкального спектакля в условиях
современности.
Детские спектакли в любые времена играли огромную роль в развитии
личности и воспитании ребенка. В условиях современности они не только не
теряют актуальности, но и становятся особенным, весьма важным аспектом в
методике воспитания детей дошкольного и младшего школьного возрастов.
Мы не будем в данной статье рассматривать особенности понятий всего
детского
театра,
в
виду
обширности
темы,
а
остановимся
конкретно
на
музыкальных постановках.
Век
развития
самых
различных
технологий
предъявляет
всё
более
расширенные требования к аудио-визуальному искусству, как методу влияния
на развитие человека, тем более ребёнка. Зритель искушен многообразием
музыки, спецэффектов и множеством других факторов, сопровождающих
качественное
произведение
на
экране
или
сцене.
Тем
более
вырастают
требования и к современному детскому музыкальному театру.
Сложно
сегодня
не
переступать
граней,
способных
негативно
воздействовать на ребёнка, не менее трудно и вплетать воспитательную и
развивающую
нить,
прививающую
юному
поколению
традиционные
ценности, культуру. Сегодня, во время тотальной космополитизации мира,
разрушения традиционных устоев под прикрытием ложной толерантности,
агрессивной
рекламой
потребительства
и
эгоистического
отношения
к
окружающему
миру,
сохранение
традиционных
ценностей
и
воспитание
всесторонне развитого человека со здоровой психикой встает во главу угла
образовательного и воспитательного процесса на всех уровнях.
Именно
поэтому,
и
в
культурном
воспитании
будущих
педагогов
(в
особенности в Республике Саха (Якутия), думается, надо особенное место
уделять
современной
подаче
постановок,
некому
переносу
и
адаптации
классики для лучшего восприятия её зрителем.
Преследуя
эти
цели,
педагогами
музыкального
отделения
Якутского
педагогического колледжа имени С.Ф.Гоголева, В рамках рабочей программы
по
предмету
«Музыкальный
театр»,
обучающей
студентов
музыкального
отделения,
введены
и
успешно
проходят
апробацию
методические
комплексы,
позволяющие
ставить
не
только
классические
сказки,
но
и
гармонично
вплетать
особенности
региона
и
времени,
национальные
традиции и ментальные особенности населения республики в ткань даже
настолько всем знакомой постановки, например, как «Муха-цокотуха».
В
постановке
студентов,
данная
сказка
перенесена
в
современные
реалии,
действие
перемещено
в
распространенное
ныне
место
(клуб
виртуальной реальности), при этом, показаны негативные моменты ведения
подобной
беспечной
жизни
главной
героини.
Ведь
сегодня
не
каждый
ребенок
знает
понятия
«базар»,
«самовар»,
и
перечислять
можно
до
бесконечности. Поэтому, не разрушая канвы и морали (самого ценного и
важного элемента постановки), мы просто несколько адаптируем действие
под
зрителя
сегодняшнего
дня,
при
этом
не
нарушая
границ
и
очень
аккуратно отнесясь к психологической составляющей.
Кроме того, в музыкальную ткань произведения более чем гармонично
вплелась
мелодия
в
исполнении
национальных
якутских
музыкальных
инструментов (кырыымпа, хомус). Таким образом, классическая постановка
превратилась
в
современную
поучительную
сказку
с
элементами
национальной культуры. Постановка прошла апробацию в начальной школе. С
уверенностью можно отметить позитивное восприятие маленьких зрителей, у
которых, вопреки обыкновению требовать объяснений к каждому третьему
незнакомому слову или понятию, не возникло вопросов, касаемых конкретно
места
и
времени
действия.
Постановка
так
же
получила
одобрение
и
педагогического состава, и родителей юных воспитанников.
Кроме того, стоит особенное внимание обратить и на то, что нынешние
студенты
педагогических
направлений
тоже
уже
довольно
трудно
воспринимают классику, ставшую для них уже в некотором смысле архаикой.
И, когда им предлагается данная методика усовременивания постановки, они
легче находят решения и привносят новаторские идеи в процессе подготовки
постановок.
Это
так
же
играет
позитивную
роль
в
развитии
фантазии
будущего педагога, в поддержке его творческого потенциала, что, в будущем,
несомненно отразится на его успешной работе с детьми.
Итак, подводя итоги ко всему вышесказанному, можно отметить, что
методика современизации и адаптирования к реалиям конкретного региона,
страны,
национальных
особенностей,
облегчает
задачу
музыкального
педагога, а так же дает ему массу возможностей в работе над постановками,
учитывая
особенности
возрастные,
национальные,
психологические
и
множество
других.
Классика
бессмертна.
Но
и
она
постоянно
требует
современного прочтения.