Автор: Сучкова Марина Геннадиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФГКОУ"СОШ№152"
Населённый пункт: Саратовская область
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Основные способы словообразования"
Раздел: полное образование
Открытый урок в 10 классе
Урок-путешествие
Тема: «Основные способы словообразования»
Цели:
-познакомить учащихся с основными способами образования слов в русском языке;
-научиться использовать знания об образовании слов при определении правильного
написания;
-формировать умения определять значение слов, используя знания о способах
образования.
Задачи:
образовательные:
- обогащать словарный запас речи учащихся;
-строить собственные высказывания в соответствии с нормами языка.
развивающие:
- развивать монологическую речь учащихся;
-составлять сложные слова разных типов;
- пользоваться синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста.
воспитательные:
-воспитывать интерес к урокам русского языка;
- воспитание любви к чтению;
-развитие творческих способностей учащихся.
Тип урока. Урок - зачёт в форме дидактической игры. Состязание в знаниях между
группами учащихся. Работа каждого школьника подвергается контролю со стороны
участников игры, так как от ответов каждого ученика зависит успех всей команды.
Технологии: использование игровых ситуаций, личностно-ориентированные,
здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве.
Оборудование:
1) карточки – задания
2) тесты
3)мультимедийная установка
4) компьютер
Ход урока
I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка
отсутствующих в классном журнале.
Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Рады приветствовать вас! Приглашаем понаблюдать за
состязанием знатоков русского слова. Сегодня здесь встречаются две замечательные команды. Да
победит сильнейший! Но сначала необходимо представить жюри конкурса. (Представление жюри).
Сегодня мы должны повторить изученное и углубить ранее полученные знания. Для этого мы
совершим путешествие. Наши команды, путешествуя по разным станциям, будут не только
соревноваться, но и получать новые знания. И первая станция, на которой мы остановимся,
называется «Теоретическая».
II. Актуализация и систематизация опорных знаний о строении слова.
Слайд 4 (Станция «Теоретическая»)
Терминологический опрос:
1.
Что такое морфемика?
2.
Что такое морфема?
3.
Какие морфемы вы знаете?
4.
Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения
форм слова?
5.
Почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями
слова?
Учитель. Итак, мы вспомнили морфемы русского языка. И сейчас отправляемся на
станцию с аналогичным названием. Задача каждой команды - угадать слово. Жюри будет
учитывать скорость и правильность выполнения этой задачи. (Слайды 5 – 11).
Слайд 5 (Станция «Морфемная»)
(Соревнования команд). Угадай слово.
Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.
Слайд 6
Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.
Слайд 7
Корень мой
в сказке
найдите,
Суффикс у
извозчика
возьмите,
Приставка та же, что в слове
расход,
Целым я излагаю событий ход.
Слайд 8
Суффикс и окончание
Ищи в слове
терпеливый,
Приставку – в слове
выписать,
Корень – в слове
преподносить
Слайд 9
Корень из слова
приветствие,
Приставка из слова
отличник,
Суффиксы взяты из слов
Мужество, откровенный, смелость.
Слайд 10
Мой корень в “просьбе” заключён,
В ней он озвучен и смягчён.
Приставка в “воплощение” где-то,
На целое – все ждут ответа.
Слайд 11
Корень мой находится в “цене”,
В “очерке” найди приставку мне,
Суффикс мой в “тетрадке” все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
III. Определение темы и целей урока.
Учитель. А сейчас мы попробуем сформулировать тему нашего урока-путешествия. Для
этого вы должны ответить на вопросы:
Что мы с вами сейчас составляли?
Что нам понадобилось для выполнения заданий?
Учащиеся формулируют тему урока.
IV. Изучение нового материала
Слайд 12 (Запись в тетради). (Слайды 12-16)
Тема урока: Основные способы словообразования
Слайд 14
Словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования
слов.
Слайд 15
Основные способы образования слов в русском языке.
1) Морфемные (морфологический).
2) Сложение (морфологический).
3) Переход из одной части речи в другую (неморфологический).
Слайд 16
Мофемные.
1)
Приставочный
2)
Суффиксальный
3)
Приставочно-суффиксальный
4)
Бессуфиксный
Учитель. Наши путешественники отправляются на следующую станцию. Здесь они
познакомятся с одним из способов образования новых слов. (Слайды 17 – 18).
Слайд 17 (Станция «Приставочная»)
Приставочный способ – это образование новых слов при помощи приставок.
писать → Вписать, НАписать, ЗАписать, НАДписать, ПЕРЕписать
внук → ПРАвнук
общественный → АНТИобщественный
При добавлении приставки часть речи не меняется.
Действует в словообразовании слов всех частей речи, но наиболее продуктивно в глаголах.
Слайд 18
пра+родина → прародина(существительное)
пре + мудрый→ премудрый(прилагательное)
про + читать→ прочитать (глагол)
рас + смешить→ рассмешить (глагол)
V. Закрепление умения использовать знания об образовании слов при определении
правильного написания.
Учитель. При выполнении тестовых заданий ЕГЭ необходимы знания о строении слова.
Сейчас мы выполним экзаменационные задания, в которых понадобятся знания о
правописании приставок. Давайте вспомним эти правила.
(учащиеся повторяют правила написания приставок ПРИ – ПРЕ; приставок,
оканчивающихся на –З, -С; правописание Ы – И после приставок)
Слайд 20 (Станция «Приставочная»)
(Работа по группам с карточками)
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.
1) пр..терпевать, пр..дел (терпения), пр..возмогать
2) пред..юньский, под..мать, сверх..зысканный
3) архи..нтересный, до..грать, вз..мать
4) ро..сказни, бе..печный, чере..чур
5) пр..кормить, пр..язык, пр..славленный
Слайд 21
1) и..гнать, не..гораемый, ра..погодится;
2) д..темна, непр..стёганное (одеяло), п..дстрекатель;
3) пр..пинание, пр..глушить, пр..стегнуть;
4) раз..грать, пред..стория, без..мянный;
5) по..бросить, о..говорка, на..земный.
Слайд 22
1) р..здать, об..значить, пр..верка
2) из..скать, двух..гольный, под..тожил
3) бе..детный, ра..битый, во..рождение
4)на..строчный, о..бойный, по..ключить
5)пр..встать, пр..крепить, пр..школьный
Слайд 23
1)пр..града, пр..морье, пр..мудрый
2)об..грал, вз..скать, под..тожить
3)бе..вкусно, бе..ценный, ра..пустить
4)по..скочил, пре..сказание, на..кушенный
5)пр..бабушка, п..летел, д..слушать
Учитель. Следующая станция «Суффиксальная». Здесь мы встретимся со словами,
образованными суффиксальным способом. (Запись в тетрадь. Слайды 24 – 26).
Слайд 24
Суффиксальный способ – это способ образования слов при помощи суффикса.
желтый→ желтОК,
мечтать→ мечтаТЕЛЬ,
глаз →глазНой,
красный → краснЕТЬ
красивый→ красивО
два → двоЕ,
белый → белИЗНа
Этот способ действует в образовании всех основных частей речи.
При суффиксальном способе образования суффикс производящего слова может
отбрасываться. Так происходит, например, при образовании существительных от глаголов.
Слайд 26
Суффиксальный способ
карандаш + -ик- → карандашик
блюдце+ -ечк- → блюдечко
уголь+ -щик-→ угольщик
умный + -еньк- → умненький
эмаль+ -ев- → эмалевый
Слайд 27 (Станция «Суффиксальная».)
Орфографическая минутка. Повторение правил написания суффиксов. (Работа по группам
с карточками).
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же
буква. Запишите номера ответов. (Баллы начисляются по количеству правильных ответов)
1) попроб…вать,снов…
2) расчётл…вый, милост…вый
3) бел…зна, наста…вать
4) зашпакл…вать, фланел…вый
5) миндал…вый, разве…ться
Слайд 28
1) удоста…вать, удыбч…вый
2) податл…вый, вышаг…вать
3) заносч…вый, ослаб…вать
4) честв…вать, влев…
5) француз…кий, матрос…кий
Слайд 29
1) размаз..вать, развед..вательный
2) корч..вать, застенч..вый
3) кормил..ца, наста..вая
4) эмал..вый, имень..це
5) справ.. (от дома), половинч..тый
Слайд 30
1) вынаш..вать, кресл..це
2) забол..вать, больш..ватый
3) обессил..л (противника), ситц..вый
4) ноч..вка, кумач..вый
5) тунгус..кий, дерз..кий
Учитель. Следующая станция приставочно-суффиксальная.
Слайд 31
Приставочно-суффиксальный – это способ образования слов путем одновременного
присоединения приставки и суффикса.
звук → ОзвучИТЬ,
пятеро → ВпятерОМ
плотный → ВплотнУЮ,
свеча → ПОДсвечНИК,
мечтать → РАЗмечтатьСЯ
Этот способ действует в образовании существительных, наречий, некоторых глаголов
(-СЯ).
Учитель. А теперь мне бы хотелось предложить вам творческое задание.(Слайды 33 – 34)
Понаблюдайте за словами:
ПЕРЕХОД
ЗАПЛЫВ
Как образуются эти слова? Правильно. Это бессуффиксный способ образования слов. В
чём же особенность этого способа словообразования?
Слайд 35
Бессуффиксный способ – это образование новых слов путем отсечения суффикса.
Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых
глаголов и имен прилагательных.
глубокий – глубь
тихий – тишь
бегать – бег
заливать – залив
VI. Выработка умения строить словообразовательные цепочки.
Учитель. Переходим на следующую станцию. Продолжаем соревнование команд.
Слайды 37 – 38 (Станция «Словоряд»)
Город – городок – городочек. (Образец)
Восстановите словообразовательную цепочку:
Рад ---- нерадостно
Сухой ---- засушливость
Учитель. Сейчас вам понадобится умение быстро и правильно определять строение слов.
Перед вами ряды слов. Вы должны быстро и правильно найти слово, которое по своему
строению отличается от двух других. Выигрывает команда, которая быстрее найдёт
правильный ответ. Мы отправляемся на станцию под названием «Третье лишнее» (Слайд
39).
Ну а теперь я предлагаю вам вспомнить пословицы.Та команда, которая назовёт больше,
получит дополнительный балл. (Команды соревнуются).
Следующая остановка на станции «Отгадай пословицу». Ваша задача по предложенной
схеме восстановить пословицу. (Слайд 40)
Слайды 41-43 (Запись в тетрадь. Повторение теоретического материала).
Сложение - это такой способ морфологического словообразования, при котором путем
объединения двух и более основ образуется новое слово.
Сложение основ
1)С помощью соединительной гласной:
ледокол
2) без соединительной гласной:
двухмоторный
Пиши О после твёрдых согласных (зверолов).
Пиши Е после мягких согласных, шипящих и Ц (пешеход).
Сложение слов
Диван-кровать
Сложносокращенные слова – это сложные слова, состоящие из сокращенных основ.
-состоят из частей слова (Рыбное хозяйство - рыбхоз).
-состоят из начальных букв (Московский Государственный Университет - МГУ).
- состоят из начальных звуков (Высшее учебное заведение - вуз).
VII. Закрепление умения определять способы словообразования.
Учитель. А сейчас мы с вами выполним очень интересный вид работы. Остановившись на
станции «Цифровая», вы должны как можно быстрее определить способ образования слов.
Ответ записывается в виде цифр. (При начислении баллов учитываются скорость
выполнения и количество правильных ответов). Внимание на экран. (Слайд 44)
Летчик, птицефабрика, юнкор, сотрудник, парашютист, расстелить, подбежать, ТЮЗ,
синь, наушник, березовый, зарасти, полевод, школа-интернат, снежинка.
(Определить способ образования слова. Записать ответ в виде цифр.)
1 - приставочный
2 - суффиксальный
3 - сложение
4 - приставочно-суффиксальный
5 – бессуффиксный
Учитель. Все ранее изученные способы образования слов относятся к морфологическим.
Но есть и ещё один способ. Неморфологический. Кто может рассказать о нём? (Слайд 45
Переход слова из одной части речи в другую. Таблица).
Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Насколько оно было познавательным, мы
поймём, когда попробуем ответить на вопросы. (Слайд 46).
Контрольные вопросы.
Что такое словообразование?
Расскажите об основных способах образования слов в русском языке. Приведите примеры.
Какие слова называются сложными? Приведите примеры.
Какие слова называются сложносокращенными? Как они образуются? Приведите
примеры.
Какие орфографические правила правописания приставок и суффиксов необходимо
вспомнить для выполнения тестовых заданий.
VIII. Подведение итогов урока.
Учитель. Закончено наше соревнование. Но путешествие по дороге знаний продолжается.
Нашими верными проводниками будут книги. Это ваши верные товарищи. С ними всегда по пути!
А напоследок я хочу вам сказать, что неважно, кто победил сегодня, ведь всех нас объединяет
дружба.
(Жюри подводит итоги конкурса. Оглашение результатов).
Слайд 47
1)Закрепили знания о способах словообразования.
2)Выполняли тестовые задания в рамках подготовки к ЕГЭ.
3)Упражнялись в составлении слов по данным словообразовательным моделям.
4)Упражнялись в составлении словообразовательных цепочек.
IX. Домашнее задание
Слайд 48
Выполнить тестовые задания в формате ЕГЭ. (Задания 10, 11).
(Соревнование команд)
Карточки
Станция «Приставочная»
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и
та же буква.
1) пр..терпевать, пр..дел (терпения), пр..возмогать
2) пред..юньский, под..мать, сверх..зысканный
3) архи..нтересный, до..грать, вз..мать
4) ро..сказни, бе..печный, чере..чур
5) пр..кормить, пр..язык, пр..славленный
Слайд 21
1) и..гнать, не..гораемый, ра..погодится;
2) д..темна, непр..стёганное (одеяло), п..дстрекатель;
3) пр..пинание, пр..глушить, пр..стегнуть;
4) раз..грать, пред..стория, без..мянный;
5) по..бросить, о..говорка, на..земный.
Слайд 22
1) р..здать, об..значить, пр..верка
2) из..скать, двух..гольный, под..тожил
3) бе..детный, ра..битый, во..рождение
4)на..строчный, о..бойный, по..ключить
5)пр..встать, пр..крепить, пр..школьный
Слайд 23
1)пр..града, пр..морье, пр..мудрый
2)об..грал, вз..скать, под..тожить
3)бе..вкусно, бе..ценный, ра..пустить
4)по..скочил, пре..сказание, на..кушенный
5)пр..бабушка, п..летел, д..слушать
Станция «Суффиксальная
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и
та же буква. Запишите номера ответов.
1) попроб…вать,снов…
2) расчётл…вый, милост…вый
3) бел…зна, наста…вать
4) зашпакл…вать, фланел…вый
5) миндал…вый, разве…ться
Слайд 28
1) удоста…вать, удыбч…вый
2) податл…вый, вышаг…вать
3) заносч…вый, ослаб…вать
4) честв…вать, влев…
5) француз…кий, матрос…кий
Слайд 29
1) размаз..вать, развед..вательный
2) выкорч..вать, застенч..вый
3) кормил..ца, наста..вая
4) эмал..вый, имень..це
5) справ.. (от дома), половинч..тый
Слайд 30
1) вынаш..вать, кресл..це
2) забол..вать, больш..ватый
3) обессил..л (противника), ситц..вый
4) ноч..вка, кумач..вый
5) тунгус..кий, дерз..кий