Автор: Филипченко Алла Александровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: СОГКОУ "Открытая сменная школа № 6"
Населённый пункт: города Рославля Смоленской области
Наименование материала: Критериальное оценивание обучающихся по ФГОС
Тема: Критериальное оценивание обучающихся по ФГОС
Раздел: полное образование
Критериальное оценивание
обучающихся по ФГОС
Филипченко Алла Александровна, учитель химии СОГКОУ
«Открытая (сменная) школа №6» г. Рославля Смоленской области
Система оценивания в образовательном учреждении направлена на получение
информации, позволяющей:
Обучающимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях;
Родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребёнка;
Учителям – отслеживать успешность собственной педагогической деятельности;
В культурном багаже российского общества накоплено немало устойчивых
стереотипов, связанных со школьными отметками. Многие десятилетия системой
оценивания служит понятная и простая схема, оперирующая четырьмя основными
баллами от «пяти» до «двух», каждый из которых ясно и доходчиво выражает отношение
учителя к выполненной учеником работе, его способностям, либо прилежанию.
Попытки преобразования системы оценивания предпринимались, предпринимаются и
по всей видимости, будут предприниматься, поскольку она занимает ключевые позиции в
образовании, служа основным средством информирования всех участников
образовательного процесса о его успешности или неуспешности.
Основным подходом к оцениванию на протяжении многих десятилетий был
нормативный подход, когда достижения учащегося сравнивались с нормой, т.е.
показателями большинства учащихся, прошедших обучение. В последнее время в мировой
педагогике этот подход всё более вытесняется критериальным, когда достижение
обучающегося сравнивают с эталоном, определяемым не результатами обучения, а
учебными целями процесса обучения. На практике нормативный подход, чаще всего,
осуществляется как сравнение учащихся между собой, а критериальный как сравнение
каждого обучающегося с эталоном.
Использование критериального подхода к оцениванию позволяет также привлекать к
этому процессу самого ученика, т.е. проводить самооценивание, являющееся основным
компонентом образовательного процесса, т.к. только рефлексия позволяет обучающимся
извлекать опыт из своей деятельности, мобилизовать внутренние ресурсы на решение
поставленной задачи, лучше понимать себя. Главная функция оценивания – это получение
обратной связи, т.е. соотнесение реальных результатов с ожидаемыми. Обратная связь
очень значима, т.к. позволяет выявить особенности учебного процесса, внести
необходимые поправки, определить, как выполняется то или иное учебное действие.
Безусловно, оценивание также необходимо для регистрации успехов обучающегося. Как в
режиме текущего оценивания, так и на выходе из школы нельзя упускать из виду и
стимулирующей, мотивационной роли оценки.
В свете ФГОС, оценивание должно быть:
основанным на «реальных» продуктах т.е. имеющее возможное практическое
применение;
основанным на деятельности;
ориентированным на процесс и продукт;
индивидуальным и групповым;
четко соотносящимся со стандартами;
гибким;
определяемый возможностями и потребностями обучающихся;
При помощи критериев оценивается только конкретная работа, выполненная
обучающимся, но ни в коем случае не он сам и не уровень его способностей. Разработан
чёткий алгоритм выведения оценки, по которому обучающийся может сам определить
свой уровень достижения и определить свою оценку. Оценивать можно только то, чему
учат, поэтому критерии оценивания – конкретное выражение учебных целей, общие
учебные цели по предмету являются критериями оценивания обучающихся по данному
предмету.
Критерии нужны для того, чтобы обучающийся понимал, какие у него есть проблемы,
чем стоит еще позаниматься, какие учебные навыки нужно подтянуть. Для того, чтобы
снизить субъективность выставления оценки, чтобы получить механизм одинаково хорошо
работающий, как при оценивании, так и при самооценивании, к каждому виду работ
составляют рубрикатор – подробное объяснение уровней достижения обучающихся по
каждому критерию и соответствующие им количество балов.
Внедрение системы критериального оценивания позволяет решить целый ряд вопросов,
связанных с повышение качества обучения и изменением его повседневной практики в
сторону большей взаимной ответственности всех участников учебного процесса.
Критериальное оценивание подталкивает к распространению внимания учителя с
содержание учебного процесса на его организацию, а значит, в конечном счете,
способствует формированию нового субъекта – субъектной образовательной среды.
Потенциал данной системы еще далеко не исчерпан, а работа над ней позволяет решать
новые задачи, связанные с развитием школьного образования.
Оценивание практической работы «Получение, собирание и распознавание газов
(СО
2
)
6 баллов
обучающийся правильно формулирует цель работы, определяет методы
выполнения эксперимента, планирует и анализирует свою деятельность;
правильно использует лабораторное оборудование;
прибор для получения углекислого газа собирает самостоятельно, соблюдая
правила техники безопасности, во взаимном сотрудничестве с другими
обучающимися;
правильно изображает схему экспериментальной установки;
правильно описывает результаты наблюдений, правильно записывает уравнения
реакции в молекулярном и ионном видах, систематизирует данные в виде таблицы;
делает правильные самостоятельные выводы.
5 баллов
обучающийся правильно формулирует цель работы, определяет методы
выполнения эксперимента, планирует и анализирует свою деятельность;
правильно использует лабораторное оборудование;
прибор для получения углекислого газа собирает самостоятельно, соблюдая
правила техники безопасности, во взаимном сотрудничестве с другими
обучающимися;
правильно изображает схему экспериментальной установки;
правильно описывает результаты наблюдений, правильно записывает уравнения
реакции в молекулярном и ионном видах, систематизирует данные в виде таблицы;
делает правильные выводы с небольшой помощью учителя.
4 балла
обучающийся правильно формулирует цель работы, определяет методы
выполнения эксперимента, планирует и анализирует свою деятельность;
правильно использует лабораторное оборудование;
прибор для получения углекислого газа собирает самостоятельно, соблюдая
правила техники безопасности, во взаимном сотрудничестве с другими
обучающимися;
правильно изображает схему экспериментальной установки;
правильно описывает результаты наблюдений, правильно записывает уравнения
реакции в молекулярном и ионном видах, систематизирует данные в виде таблицы
с небольшой помощью учителя;
делает правильные выводы с небольшой помощью учителя.
3 балла
обучающийся правильно формулирует цель работы, определяет методы
выполнения эксперимента, планирует и анализирует свою деятельность с помощью
учителя;
правильно использует лабораторное оборудование;
прибор для получения углекислого газа собирает с помощью учителя, соблюдая
правила техники безопасности;
схему экспериментальной установки изображает с ошибкой;
описывает результаты наблюдений, записывает уравнения реакции в молекулярном
и ионном видах с ошибкой, систематизирует данные в виде таблицы с помощью
учителя;
делает правильные выводы с помощью учителя.
2 балла
обучающийся правильно формулирует цель работы, определяет методы
выполнения эксперимента, планирует и анализирует свою деятельность с помощью
учителя;
правильно использует лабораторное оборудование;
прибор для получения углекислого газа собирает с помощью учителя;
схему экспериментальной установки изображает с ошибкой;
описывает результаты наблюдений, записывает
уравнения реакции в молекулярном и ионном видах с ошибкой, систематизирует
данные в виде таблицы с помощью учителя;
делает правильные выводы с помощью учителя.
1 балл
обучающийся не правильно использует лабораторное оборудование, не соблюдает
технику безопасности;
не умеет самостоятельно проводить эксперимент, не умеет описывать результаты
наблюдений, не умеет записывать уравнения реакции в молекулярном и ионном
видах, систематизировать данные в виде таблицы, делать выводы.
0 баллов
обучающийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных выше.
Перевод впятибалльную систему
6-5 баллов – «5»
4 балла – «4»
3-2 балла – «3»
1-0 баллов – «2»
Формируемые УУД
Личностные:
выражение положительного отношения к процессу познания;
оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений,
самостоятельности.
Метапредметные УУД
Регулятивные:
удерживание цели деятельности до получения его результата;
планирование учебной задачи, выстраивание последовательности необходимых
операций;
оценивание, сравнение результатов деятельности;
умение анализировать собственную работу, соотносить план и совершенные
операции, выделять этапы, находить ошибки, устанавливать причины;
умение делать выводы.
Познавательные:
наблюдение;
анализ результатов опыта;
фиксация результатов опыта;
применение таблицы, схемы.
Коммуникативные:
умение точно выражать свои мысли;
учебное сотрудничество при работе в парах, умение устанавливать рабочие
отношения, оказывать поддержку друг другу, планировать и согласованно
выполнять совместную деятельность.