Автор: Лищенко Владимир Михайлович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Языково Благоварского района Республики Башкортостан
Населённый пункт: с. Языково Республики Башкортостан
Наименование материала: Рабочая программа "Прикладная физика. Электричество."
Тема: курс внеурочной деятельности
Раздел: полное образование
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
протокол ШМО
№ 1 от 31.08.2018 г.
Руководитель ШМО
_________/_________/
Подпись Расшифровка подписи
Заместитель директора по УВР
_____________/____________/
Подпись Расшифровка подписи
01.09.2018 г.
приказ директора МОБУ СОШ
с.Языково муниципального
района Благоварский район
Республики Башкортостан
от 01.09. 2018 г. № 271-ОД
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Прикладная физика. Электричество.»
(уровень среднего образования)
Составитель рабочей программы: Лищенко Владимир Михайлович
Год составления рабочей программы: 2019
Срок реализации: 1 год
Основные задачи (цели) курса :
создание условий для развития творческих способностей учащихся путём решения
нестандартных, эвристических и практических задач.
Физическая задача – это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических
действий на основе законов и методов физики, направленных на овладение знаниями по физике и на
развитие мышления.
Нестандартные задачи требуют нестандартного мышления, их решение невозможно свести к
алгоритму. Поэтому наряду с традиционными методами необходимо вооружить учащихся и
эвристическими методами решения задач, которые основаны на фантазии, преувеличении.
Эти методы не просто интересны, они раскрывают творческий потенциал ученика, развивают
образное мышление, обогащают духовную сферу. Они помогут учителю показать прикладную
физику, как предмет глубоко значимый для любого человека, огромный культурный аспект
физической науки, сформировать устойчивый интерес к ее изучению.
Программа курса предназначена для учащихся 10-го класса, желающих приобрести опыт
практического применения знаний по физике, а так же для осознанного выбора профильной
направленности обучения в старшей школе. Он готовит учащихся для успешного усвоения курса
физики 10-го класса и подготовки к сдаче ЕГЭ.
Программа курса согласована с профильным курсом и позволит учащимся углубить и
расширить свои знания и умения а также подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Цели курса
Расширение кругозора школьников и углубление знаний по электротехнике , систематизация
знания учащихся по электродинамики и их профессиональное самоопределение.
Формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения физических
задач по электродинамики.
Дать учащимся представление о практическом применении законов физики к изучению
физических явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире.
Задачи курса
Создание условий для развития устойчивого интереса к физике, к решению задач.
Формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных
ситуациях.
Развитие общеучебных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать через
решение задач.
Развитие творческих способностей учащихся.
Развитие коммуникативных умений работать в парах и группе.
Показать практическое применение законов физики через решение задач, связанных с явлениями и
процессами, происходящими в окружающем нас мире.
Программа данного курса рассчитана на преподавание в объеме 34 часов (1 час в неделю), в
процессе проведения которых сочетаются теоретический материал и практические работы,
демонстрационные эксперименты.
Образовательное, политехническое и воспитательное значение при изучении школьного курса
физики трудно переоценить. Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на
достаточно высоком уровне если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа
задач: качественных, расчетных, графических и др.
2
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы
основного общего образования.
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению; готовность и способность учающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл
поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни;
формирование способности к эмоциональному восприятию физических решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать
гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи, её объективную
трудность и собственные возможности её решения;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с
учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень
усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для
достижения результата;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических
проблем, и представлять её в понятной форме;
принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
3
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения
(индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и обще пользовательскую компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть физическую задачу в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение исследовательского
характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу,
презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками:
определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы;
работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов;
слушать партнёра;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
учащиеся научатся:
распознавать электрические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства
или условия протекания этих явлений, описывать изученные свойства и электрические явления,
используя физические величины: заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, энергия, мощность
тока, КПД;
при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и
единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами;
анализировать свойства тока, электрические явления и процессы, используя физические законы и
принципы: закон Ома, закон сохранения заряда, законы последовательного и параллельного
соединения проводников и потребителей электрического тока, правила Кирхгоффа; при этом
различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
различать основные признаки изученных физических моделей: принципиальная электрическая
схема;
решать задачи, используя физические законы и формулы, связывающие физические величины : на
основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её
решения, и проводить расчёты;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных
практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов,
калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с
помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
4
использовать знания об электрических явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и электро-техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования физических знаний об электрических явлениях и
физических законах;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон Ома для полной цепи) и ограниченность использования частных
законов (закон Ома для участка цепи и др.);
приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на
основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе
имеющихся знаний по электротехнике с использованием математического аппарата, оценивать
реальность полученного значения физической величины.
Основные виды деятельности учащихся.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных,
экспериментальных, задач с различным содержанием, задач на проекты, качественных задач,
комбинированных задач и т.д.
Составление таблиц.
Составление проектов в электронном виде.
Экскурсии с целью знакомства работы предприятий по использованию электрической энергии.
Ожидаемые образовательные результаты
Знания основных законов и понятий.
Успешная самореализация учащихся.
Опыт работы в коллективе.
Умение искать, отбирать, оценивать информацию.
Систематизация знаний.
Возникновение потребности читать дополнительную литературу.
Получение опыта дискуссии, проектирования учебной деятельности.
Опыт составления индивидуальной программы обучения.
5
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Раздел
Содержание курса
внеурочной деятельности
Формы
организации
внеурочной
деятельност
и
Виды
деятельности учащихся
Введение. (4часа) .
Цели и задачи курса. Повторение
материала 8 класса. Возможности
человека при обращении с
электричеством. Триумф и
трагедия при изучении
электрических явлений.
Беседа,
просмотр
презентации,
решение
задач.
Подбор различных интересных
сюжетных задач: занимательных,
экспериментальных с бытовым
содержанием, с техническим и
краеведческим содержанием,
военно-техническим содержанием
Электрические явления
( 15 часов).
Статическое электричество.
Постоянный электрический ток
Осветительная сеть.
Электротехнические бытовые
приборы.
Беседа,
просмотр
презентации,
рассмотрение
различных
приемов
решения
задач по
электротехник
е.
Решение конструкторских задач и
задач на проекты (проекты
различных устройств, проекты
методов определения каких-либо
характеристик или свойств
прибора)
Практическая работа
(15 часов).
Экскурсия на производственное
предприятие. Проверка законов
Ома. Выполнение творческих
работ.
.
Беседа,
просмотр
презентации,
практическая
работа.
Анализ и порядок выполнения
работы. Построение схем
решения задач.
6
Календарно-тематическое планирование
7
8
№
урока
Дата проведения
Тема урока
Примечания
план
факт
1.Введение. (4 часа)
1.
Цели и задачи курса.
2.
Повторение материала 8 класса.
3.
Возможности человека при обращении с
электричеством.
4.
Триумф и трагедия при изучении электрических
явлений.
2.Электрические явления(15 часов)
5.
Безопасное обращение с электрическими приборами.
Условные обозначения и знаки нанесенные на эл.
приборы.
6.
Что такое потенциал и шаговое напряжение.
Блуждающие токи.
7.
Электрификация России. Крупные электростанции.
8.
Электростанции РБ. Снабжение нашего района
электрической энергией.
9.
Источники постоянного тока. История их открытия.
10.
История открытия лампочки. Осветительные
приборы.
11.
Осветительные приборы(лампочка накаливания,
светодиодная лампа и энергосберегающая(ртутная))
их преимущества и недостатки.
12.
Законы Ома, последовательное и параллельное
соединения.
13.
Смешанное соединение.
14.
Правила Кирхгофа.
15.
Электрическая цепь ее составные части и правила
безопасности.
16.
Использование законов Ома и правил Кирхгофа для
расчета электрических цепей.
17.
Использование законов Ома и правил Кирхгофа для
расчета электрических цепей.
18.
Расчет сечения электрической проводки и УЗО для
бытовых нужд.
19.
Конструирование бытовой электросхемы.
3. Практическая работа (15 часов)
20.
Экскурсия на производственное предприятие.
21.
Экскурсия на производственное предприятие.
22.
Экскурсия на производственное предприятие.
23.
Экскурсия на производственное предприятие.
24.
Проверка законов Ома для последовательного
соединения проводников.
25.
Проверка законов Ома для параллельного соединения
проводников.
26.
Проверка законов Ома смешанного соединения
Темы творческих работ (примерные)
1.Природа „живого” электричества. Потенциал покоя и нервный импульс.
2.Что такое электрокардиограмма и электроэнцефалограмма. Что они говорят о сердце и мозге.
3.Основные научные открытия прошедшего столетия по физике.
4. Нобелевские лауреаты (Российские ученые) по физике.
Средства обучения
1.
Физические приборы.
2. Компьютерные обучающие программы „Открытая физика «и „Живая физика”.
3.Учебные пособия по физике, хрестоматии по истории физики.
Литература
1.Кошманов В.В. Георг Ом .- М.: Просвещение,1980.
2.Томилин А.Н.Рассказы об электричестве: Очерки истории электричества от древности до
наших дней. - М.: Детская литература,1987.
3.Храмов Ю.А. Физики : Библиографический справочник. – М.:Наука,1983.
4. Хрестоматия по физике : Под ред. Б.И.Спасского.
9
5.Энцеклопедический словарь юного физика.
10