Автор: Иван Константинович Конев
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Овгортская ШИСОО
Населённый пункт: с. Овгорт
Наименование материала: статья
Тема: Критическое мышление
Раздел: начальное образование
Конев
И.К.
-
выступление
на
школьном
МО
спортивно-
эстетического направления – 29.05.2017 года
Критическое Мышление
Проблема:
Многие думают, что в этом нет ничего необычного, что мы всегда это
используем. Однако качество нашей жизни, наши поступки зависят
от качества нашего мышления. Неверное мышление стоит нам и
денег и отражается на качестве нашей жизни. Отличное мышление,
может, в свою очередь, систематически развиваться.
Определение:
Критическое мышление это такой тип мышления о любом предмете,
содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качество
его мышления при помощи умелого использования структур и
интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.
Критическое мышление - система суждений, которая используется
для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных
выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации,
а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и
проблемам. В общем значении под критическим мышлением
подразумевается мышление более высокого уровня.
Критическое мышление — способ мышления, при котором человек
ставит под сомнение поступающую информацию, собственные
убеждения.
Существует мнение, что переход к критическому уровню мышления в
том или ином сообществе — необходимая предпосылка для начала
цивилизованного развития данного сообщества.
Результат:
Человек с хорошо развитым критическим мышлением
поднимает жесткие вопросы и проблемы, формулируя их ясно и
четко;
- приходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их
по критериям и стандартам;
- думает непредубежденно в пределах альтернативных систем
мышления, распознавая и допуская, по необходимости, их
предположения, причастность и практическое соответствие;
- эффективно общается с другими при выработке решения.
Критическое мышление, вкратце, это самонаправляющее,
самодисциплинирующее, самооценивающее и
самокорректирующее мышление.
Что такое критическое мышление? Это ОТКРЫТОЕ мышление, дающее
возможность анализировать, обобщать полученную информацию и
рефлексировать учебный процесс. Главная цель – развитие
интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться
самостоятельно.
Оно предполагает соглашение со стандартами, к
которым присоединяет свой продукт мышления, что влечет за собой
эффективную способность решать проблемы.
Технология «Критического мышления», сориентирована не только на
сотрудничество учителя и учащихся, на деятельностное участие
самого ученика, а также на создание комфортных условий,
снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии
«Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и
возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а
также обучается способам оценки своей собственной деятельности.
Используя технологию «Критическое мышление» на уроках, учитель
развивает личность ученика в первую очередь при
непосредственном обучении, в результате чего происходит
формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей
комфортные условия для познавательной деятельности и
самосовершенствования.
Основные параметры «Критического мышления», являющегося
составной частью глобального мышления, наполняющие
содержанием и определяющие цели образования, это восприятие
современного мира целостно, познание мира во взаимодействии всех
его сторон и себя в этом мире, открытость личности по отношению к
новому, умение видеть альтернативные пути решения проблемы,
преодоление стереотипов.
Мыследеятельностный подход в обучении также нашел свою
реализацию в комплексной развивающей технологии «Критическое
мышление», обеспечивающей реализацию воспитывающих и
обучающих целей. Это комплексная технология, формирующая
умение обосновывать предпочтение одной идеи другой, решать
сложные проблемы, аргументированно вести спор. Если раньше на
уроках применялись отдельные методы и приемы работы, то
технология «Критическое мышление» позволила, используя уже
накопленный опыт и созданные научные теории, объединить все в
одну систему, выработать алгоритм построения урока, приблизить
форму обучения в России к европейскому образованию, значительно
повысить результативность уроков, сэкономить время.
Основными этапами урока при использовании технологии
«Критическое мышление» являются этап вызова, осмысления,
рефлексии.
ВЫЗОВ. На стадии вызова с помощью различных приемов
(индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака;
прогнозирование содержания; проблемные вопросы и т.д.) и
рассказать своими словами о том, что они знают, всему классу.
Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень
осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний,
что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую
информацию с ранее известной и сознательно, критически
подходить к пониманию новой информации.
ОСМЫСЛЕНИЕ. На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в
контакт с новой информацией или идеями, читая текст,
просматривая фильм, прослушивая лекции, он учится отслеживать
свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде
вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый
высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие
ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку.
Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Дальнейшая
отработка и закрепление знаний происходит в других формах
работы. В групповой работе должны присутствовать два элемента -
индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск
непременно предшествует обмену мнениями.
РЕФЛЕКСИЯ. В процессе
рефлексии осуществляется анализ,
творческая переработка, интерпретация полученной информации
сравнивается то, что знали, с тем, что узнали, первоначальное
собственное знание + Знание соседа + Новая информация =
Рождение собственного нового знания.
На стадии рефлексии
учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке,
закрепляя новые знания, активно перестраивают свои
представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой
обмен идеями между учащимися дает им возможность
познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно
слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение.
Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое
применение полученных знаний, навыков, умений. И, таким образом,
реализуется еще один критерий эффективности инновационного
процесса. Мы формируем личность, способную к непрерывному
обучению, самообразованию.
Технология дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому
процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение
всей своей жизни.
Характеристики, присущие критически мыслящему человеку:
умение активно воспринимать информацию, решать проблемы,
применять свои знания в различных ситуациях, анализировать,
строить выводы, оценивать свои чувства и мысли, открытость для
принятия других взглядов умение сотрудничать с другими людьми
готовность исправлять свои ошибки и искать компромиссные решения.
Технология дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного
сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему
эффективных методик, которые способствуют развитию
критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою
деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для
других учителей.
Так как данная технология является универсальной, то есть
подходит любому учителю, на любом предмете, она заслуживает
самого пристального внимания и изучения со стороны педагогов,
методистов, психологов.
На уроке физической культуры критическое мышление необходимо в
разрешении многих жизненно-важных ситуаций:
1- изучая какое-либо упражнение, обучающийся запоминает
критерии его выполнения, повторяя множество раз, оценивая
качество. Когда процесс освоения и закрепления прошёл, приходит
момент выдачи продукта данного упражнения на оценивание.
Оценка качества ставится своими товарищами, которые должны при
оценивании знать не только процесс выполнения упражнения, но и
конечный оцениваемый результат. Здесь происходит своеобразный
мониторинг, объединяющий и знания, и практический результат.
Кроме того каждый должен подойти к оцениванию товарища
критично.
2 - при тестировании, по уже известным нормативам ГТО,
обучающиеся сравнивают фактический результат с нормативным,
оценивают самостоятельно свои физические качества и
определяют последующую работу по самосовершенствованию.
3 - Очень важно в данном случае использовать фото-видеоматериал,
увидев который, каждый может увидеть собственный продукт
работы и оценить качество своей работы, осмыслить дальнейшие
свои действия. Компьютерная презентация позволяет сделать
работу более продуктивной, эстетичной и зрелищной. Воздействие
на зрительные анализаторы активизирует эмоциональную сферу
учащихся, положительно влияет на активность мыслительных
процессов. Идет воспитание культуры умственного труда, культуры
извлечения и обработки необходимой информации.
4 - иногда соперничество в различных командных подвижных играх
приводит к конфликтам. Эту ситуацию может разрешить вопрос: а
кто из спорящих прав? Ответ называют сами участники – члены
играющих команд. Учитель добавить может в этом случае: умеющие,
знающие и развитые, волевые игроки побеждают честно, а это
докажет продолжение игры.
5 – оценка в дневнике – является одним из двигателей критического
мышления обучающихся. Получив за работу на уроке оценку на один
балл ниже сверстников-одноклассников, происходит размышление,
возникают вопросы, начинается своеобразный мониторинг, который
приводит к осознанию того, что произошло и того, что необходимо
для повышения результата.
6 -
Одним из средств для эффективного обеспечения нового качества
образования школьников является использование учителем
физической культуры современных образовательных технологий.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить
технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие
особенности каждого ученика и направленные на возможно более
полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии
дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве,
адаптивной гимнастики, разнообразные игровые технологии.
Игровые технологии
Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает
важное место в образовательном процессе. Ценность игровой
деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-
педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и
интересам. Самоценность игры заключается в том, что она
осуществляется не под давлением жизненной необходимости, а от
физиологической необходимости обучающихся двигаться, играть.
Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:
- обучающая;
- воспитательная;
- коррекционно-развивающая;
- психотехническая;
- коммуникативная;
- развлекательная;
- релаксационная.
Особое внимание уделяется подвижным играм в начальном звене, так
как в этом возрасте закладываются основы игровой деятельности,
направленные на совершенствование игровых умений и технико-
тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении
и овладении спортивными играми. И, конечно, подвижные игры, это
прекрасная база по развитию двигательных способностей и умений. В
разделе программы «Легкая атлетика»8, Лыжная п-ка и др.
используются подвижные игры, направленные на закрепление и
совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие
скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей
ориентирования в пространстве и т.п. В разделе программы
«Спортивные игры» – игры и эстафеты на овладение тактико-
техническими навыками изучаемых спортивных игр. В разделе
«Гимнастика» – подвижные игры с элементами единоборств. На
уроках лыжной подготовки используются и проводятся подвижные
игры на освоение и закрепление техники лыжных ходов.
В работе в старшем звене также огромное внимание уделяется
спортивным и подвижным играм. Обучающиеся посещают секции
баскетбола, футбола, волейбола, лыжных гонок, по национальным
видам спорта. В школе проводятся турниры по легкой атлетике,
баскетболу, мини-футболу, волейболу, «Веселые старты», Дни
здоровья и др. Это все дает положительный результат. Позитивный
эмоциональный настрой, чувство радости у обучающихся – один из
критериев успешного урока.
7
- на снятие у детей болезненного состояния, возбуждения на
занятиях физической культурой применяется технология холодового
воздействия через умывание холодной водой или снегом. Эта
процедура восстанавливает эмоциональное состояние ребёнка, даёт
энергетическую подпитку, возвращает работоспособность и
физическую, и умственную.
8 -
Одной из форм развития познавательного интереса являются
межпредметные связи на уроке, этому способствует интеграция
содержания учебного материала урока физической культуры с
содержанием других предметов.
С определёнными математическими понятиями на начальном этапе
обучения учащиеся знакомятся при построении в одну шеренгу ( это
прямая), в колонну по два, по три (параллельные прямые), в круг
(окружность), определяют длину прыжка, сравнивают с другими
результатами, считают сердцебиение, количество попаданий в
мишень, в кольцо и т.д. Работа над общей физической подготовкой
невозможна без осмысления таких биологических понятий как
дыхание, пульс. Это позволяет, с одной стороны, более глубоко
изучить предмет, а с другой, выработать устойчивую привычку к
систематическим занятиям. Жизненный опыт учащегося и
приобретённые знания и умения по данным дисциплинам позволяют
осуществлять на уроках физической культуры взаимосвязь
содержания обучения с другими предметами, что способствует
формированию устойчивого интереса к физической культуре.
Основными видами нетрадиционных уроков является сюжетно-
ролевые игры, уроки здоровья с применением адаптивной гимнастики.
На уроках дети делятся на группы. В группах ослабленных детей
следуем принципам и нормам предоставления детям таких
упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения,
исключаются длительные статические нагрузки. Используем
физические упражнения, которые направлены не только на
физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный
эффект, корригирующие, коррекционные упражнения (например,
ходьба по лестнице для стоп, канату укрепляет и развивает мышцы
стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Упражнения со
скакалкой и обручем содействуют формированию правильной осанки,
благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную
системы. Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую
ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность
каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или
создавать образовательную среду для развития уже проявившихся
способностей, условий для раскрытия его потенциала, на
удовлетворение потребностей каждого учащегося.
Вывод.
Одна из функций учителя – нести знания для жизни, учить думать,
сопоставлять, критически мыслить.
Пример: Однажды в школу пришёл ученик 8 класса и объявил, что
он желает совершить суицид (он был в лёгком алкогольном
опьянении), назвав причину семейных отношений. Я решил, что в
такой ситуации отговаривание от его помыслов может ускорить
процесс. Говорю ученику о том, что его родители на него потратили
силы и средства, чтобы дать ему жизнь, обучение и воспитание,
хотят видеть его в будущем счастливым человеком. А он своим
поступком хочет все труды родителей, школы погубить, чем может
принести непоправимое, из-за чего может не выдержать сердце
матери или отца, бабушки, и они могут умереть, оставив сиротами
младших членов семьи. Да и там он останется без друзей, без
родных. Я попросил его над всем этим подумать и отправил домой.
Через минут тридцать данный ученик пришёл ко мне и сказал, что он
подумал и не будет делать горе. Я пожал ему руку и попросил сейчас
же идти домой, к родным. Он окончил школу, уехал учиться,
получать профессию.
Будьте здоровы! Будьте счастливы!