Автор: Мусаэлян Ирина Нобеловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Георгиевск Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: "Язык как объединённая духовная энергия народа"
Раздел: полное образование
В силу исторических особенностей в Ставропольском крае сложилась
поликультурная социальная среда – у нас проживает более шестидесяти наро-
дов и народностей, находится масса беженцев, военнослужащих, переселен-
цев. Сама история Северного Кавказа определила безальтернативность рус-
ского языка как объединяющего начала. В отличие от ряда других российских
территорий в школах Ставропольского края осуществляется изучение пред-
мета «Русский язык» на всех ступенях, включая старшие классы. В рейтинге
основных учебных дисциплин русский язык занимает у нас третье место, в
Российской Федерации – пятое. На базе Северо-Кавказского Государственно-
го университета и Российской академии наук в крае над соответствующей те-
мой работает больше десяти экспериментальных площадок в общеобразова-
тельных учебных заведениях. В Пятигорском лингвистическом университете
трудятся над научной проблемой «Поликультурное образование на Северном
Кавказе». Иными словами, ведется большая научная и практическая работа,
но... грамотность учащихся снижается, речевая культура падает, и (может
быть, это самое страшное) происходит утрата чувства русского языка – то
есть личностная утрата.
Традиционно российская элита спасала нацию поиском Бога, истины,
смысла жизни... Этим-то поиском и жив был наш прекрасный язык, о котором
так точно выразился писатель Андрей Битов: «Ничего более русского, чем
русский язык, у нас нет».
Основа
языка,
конечно,
закладывается
в
семье.
Ибо
возрождение
интереса
к
русской
культуре
вообще
невозможно
без
внимательного
и
бережного
отношения
к
русскому
языку
в
семье.
Одно
из
самых
больших
богатств,
которое
родители
дарят
детям,
–
это
язык,
с
помо-
щью
которого
выражаются
мысли,
чувства,
оттенки
настроения. Роди-
тели
должны
прививать
своим
детям
любовь
к
языку,
научить
правиль-
но
говорить.
Важно
дать
полноценное
языковое
развитие
в
том
воз-
расте,
когда
формируются
основы
личности,
пробуждается
интеллект.
От
разнообразия,
глубины
и
правильности
речевых
впечатлений,
кото-
рые
получает
ребёнок,
будет
зависеть
и
уровень
овладения
языком
в
будущем. Сейчас
немало
семей, которые по той или иной причине ока-
зались
в
чужой
языковой
среде.
Пространство
русского
языка
–
вот
поле,
объединяющее
не
только
русских,
но
и
всех,
для
кого
русский
язык стал родным или языком коммуникативной связи. И, говоря о язы-
ковом
поле,
хочется
сказать
о
нём
как
о
пространстве,
подлежащем
освоению,
возделыванию.
Наш родной русский язык в какой-то момент становится «предме-
том» размышлений каждого человека (не только русского), который ока-
1
зывается
вовлечённым
в
языковое
пространство.
Невольно
–
с
момента
рождения;
неизбежно
–
с
начала
системного
обучения
языку;
вполне
осознанно
–
«во
дни
сомнений,
во
дни
тягостных
раздумий»
о
судьбах
Родины.
О
русском
языке
сказано
столько
прекрасных
слов
в
стихах
и
прозе,
написано
столько
многотомных
трудов,
умных
диссертаций
и
на-
ивных
школьных
сочинений,
что
кажется
невозможным
какие-то
новые,
оригинальные
мысли,
приглашающие
к
раздумью
и
побуждающие
к
действию. Но тот, кто связан со Словом своей профессией, призванием,
тот, кто всю жизнь добывает Словом «хлеб насущный», кто знает мно-
жество глубоких и мудрых изречений о «великом, могучем, правдивом и
свободном» и понимает, что «язык сложнее, чем любая мысль о нём», –
всё
равно
будет
стремиться
передать
своё
отношение
к
той
единствен-
ной
могучей
силе,
которую
великий
В.Гумбольдт
назвал
«объединённой
д у х о в н о й
э н е р г и е й
н а р о д а » .
Когда-то мой маленький сын спросил: «А чему ты учишь в школе?» И
на мой ответ: «Русскому языку!» возразил: «Зачем ему учить?! Его же и
так все знают!» В этом детском удивлении, открытии, что родному язы-
ку, оказывается, учат и учатся, заключается огромный смысл. И прежде
всего
–
тот
самый
главный
вопрос:
что
должен
знать
человек
о
своём
родном языке? Впрочем, здесь не один, а, по меньшей мере, три вопро-
са:
что
надо
знать
о
языке,
о
языке
родном,
о
своём
родном
языке?
Ответы
на
эти
вопросы
очевидны:
знание
языка
позволит
через
его
призму
полноценно
воспринимать,
познавать,
изменять
Мир,
строить
свои
взаимоотношения
с
действительностью,
проявлять
свои
творче -
ские
способности,
проникать
в
сокровенные
тайны
Бытия.
Для
того
чтобы
ощущать
себя
полноценным,
уважаемым
обществом
Человеком,
гражданином
своей
страны,
занимающей
достойное
место
в
мировой
культуре.
Сбережение, поддержка русского языка, укрепление его позиций –
это
необходимое
и
непременное
условие
духовного,
культурного,
науч-
ного
развития
России,
основа
национальной
безопасности,
единства
го -
сударства,
мощное
средство
влияния
на
мировые
процессы
в
качестве
одного из важнейших мировых языков.
Филологи
из
многих
стран
отмечают,
что
знание
русского
языка
обеспечивает
самостоятельное
освоение
новой
информации,
обмен
научными
знаниями,
расширяет
возможности
культурного
общения.
Этим
объясняется
сохранение
русского
языка,
повышенный
интерес
к
нему
в
целом
ряде
государств. Так,
определяя
роль
и
статус
русского
языка
в
Армении,
профессор
Э.М.
Оганесян
пишет
о
том,
что
многие
2
родители
стремятся
дать
детям
русское
образование,
поскольку
русский
язык
роднее
и
ближе,
чем
любой
иностранный. Говоря о месте и роли
русского
языка
в
современной
Турции,
профессор
Х.Арслан
отмечает:
«Знание
русского
языка
стало
важным
фактором
для
успешной
профес-
сиональной
деятельности
многих
граждан
Турции,
что
послужило
толч-
ком
к
началу
преподавания
русского
языка
в
государственных
и
част-
ных
университетах». Преподаватель
русского
языка
в
университете
им.-
Джавахарлала Неру (в Индии) Ману Миттал рассказывает о работе Цен-
тра русских исследований одного из самых передовых центров, где пре-
подаётся
русский
язык,
в
течение
сорока
лет
выпускает
специалистов
по
русскому
языку
и
литературе,
переводчиков,
которые
работают
в
разных сферах во всём мире. После некоторого затишья в Словакии на-
блюдается настоящий взрыв интереса к русскому языку. В новых эконо-
мических
условиях
он
становится
жизненно
необходимым,
востребо-
ванным
для
многих
и
многих
людей.
В
университете
Нанта
(Франция)
желание
научиться
говорить
по-русски
охватывает
всё
большее
количе-
ство
молодых
людей.
За
последние
два
года
число
студентов,
изучаю-
щих
русский
язык,
выросло
больше
чем
в
три
раза. В
общеобразова-
тельных
школах
русский
язык
изучается
в
Германии,
Франции,
Англии,
Австрии; в Бельгии, Ирландии, Исландии, Испании русский язык изуча-
ется
в
высших
учебных
заведениях. Русский
язык
преподается
в
Китае,
Монголии,
КНДР,
Вьетнаме,
Индонезии,
Филиппинах.
Благодаря
выпускникам
российских
(советских)
вузов
сохраняется
русский
язык
в
лицеях,
школах
и
вузах
Африки,
таких,
как
Египет,
Мали,
Сенегал
и
других странах.
В странах Америки, где малочисленные группы насе-
ления,
считающие
русский
язык
родным,
растет
спрос
на
русскоязыч-
ных
специалистов
для
бизнеса
и
госструктур. На Кубе до сих пор рус-
ский
язык
является
самым
распространенным
иностранным
языком.
Миссия
учителя
словесности
ответственна,
благородна,
жертвен -
на.
Тем
важней
роль
гуманитарного
образования
в
условиях
технологи-
ческой
цивилизации.
Сейчас
каждое
произнесенное
учителем,
писа-
телем, журналистом слово (а тем более написанное) – это поступок, это
выбор, это выражение своей позиции в битве цивилизаций.
У
лингвиста,
доктора
филологических
наук
Л.М.Кольцовой
есть
прекрасные
строчки:
Я буду бороться за русский язык до последнего вздоха!
Мои полководцы – великие Пушкин и Даль.
Я с ними иду по тернистым Познанья дорогам.
Они открывают мне тропы в заветную даль.
3
Давно
эпитафии
пишутся
Слову
родному,
Но шёпотом нежным и громом небесным опять
Идёт к Человеку могучее русское Слово:
Совет и Спасенье, Надежда, Любовь, Благодать.
Сознанье и Совесть лишь в русском совпали в значенье.
Язык и Народ – только в русском понятье – одно.
Лишь Русской Душе в дни раздумий и тяжких сомнений
В дорогу напутное вечное русское слово дано!
Действительно,
«…и
нет
у
нас
иного
достоянья…»,
чем
то,
что
дано
нам
во
владение
нашими
предшественниками.
4