Напоминание

"Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"


Автор: Гогошидзе Людмила Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ с.Ния УКМО
Населённый пункт: Иркутская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"
Раздел: полное образование





Назад




СЛАЙД 1

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И

ЛИТЕРАТУРЫ

КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ

И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. СЛАЙД 2

Знание только тогда знание, когда оно

приобретено усилиями своей мысли,

а не памятью

Л.Н.Толстой

И

действительно,

мы

хорошо

знаем

и

понимаем

лишь

то,

что

смогли

узнать

самостоятельно, добыв нужную информацию.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой

суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта

образовательной

деятельности.

В

основе

современного

образования

лежит

активность

и

учителя,

и,

что

не

менее

важно,

ученика.

Именно

этой

цели

-

воспитанию

творческой,

активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно - и подчиняются

основные задачи современного образования. Средством же развития личности, раскрывающим

ее

потенциальные

внутренние

способности

является самостоятельная

познавательная

и

мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую

деятельность. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний –

результат его деятельности.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что урок

ребёнку – это радость, приносящая пользу. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил

Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». СЛАЙД 3

Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как

правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с

латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил

в термин «инновационное» в конце прошлого века учёный Дж. Боткин.

Основными целями инновационного обучения являются: СЛАЙД 4

- формирование качественных знаний, умений и навыков;

-

развитие

коммуникативных,

интеллектуальных

и

творческих

способностей

обучающихся;

- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность;

- формирование личностных качеств обучающихся.

СЛАЙД 5 и 6

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

1.

информационные технологии;

2.

проектная

и

исследовательская

деятельность

как

средство

всестороннего

развития ребёнка;

3.

индивидуальные образовательные технологии: создание ситуации успеха для

каждого ученика, индивидуальная работа с одарёнными детьми;

4.

технологии модульного обучения;

5.

нестандартные,

в том числе интегрированные уроки как средство развития

творчества, креативности мышления и социализации личности;

6.

технология разноуровневого обучения.

Использование данных технологий на уроках делает учебный процесс интересным,

повышает качество и прочность полученных знаний, повышает активность учащихся.

1

СЛАЙД 7 Интерактивная модель обучения:

Интерактивный ("Inter" - это взаимный, "act" - действовать) – означает взаимодействовать,

находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Именно использование

этой модели

обучения учителем на своих уроках говорит об его инновационной деятельности.

Другими словами, в отличие от активных методов,

интерактивные методы ориентированы

на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на

доминирование активности учащихся в процессе обучения. При реализации интерактивного

обучения все обучающиеся вовлекаются в процесс познания, организуется их

совместная

деятельность с другими школьниками.

В ходе диалогового общения дети учатся критически

мыслить, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать

в

дискуссиях,

общаться

с

другими

людьми.

Идет

обмен знаниями, идеями, способами

деятельности. Местo учителя на интерактивных уроках зачастую сводится к направлению

деятельности

учащихся

на

достижение

целей

урока.

Он

выступает

равноправным

субъектом обучающего процесса. Он

не столько дает готовые знания, сколько побуждает

учащихся к самостоятельному поиску. Он же разрабатывает план урока (как правило, это

совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик

изучает материал).

Вчерашнее кредо педагога: «Я над вами» - сменилось на: «Я рядом с вами».

Сущность этого подхода можно выразить словами китайской притчи: СЛАЙД 8

Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму.

Что же «дать сделать» ребенку, чтобы выполнить главную задачу современной школы –

воспитать духовно развитую личность. Необходимо организовать познавательно – учебную

деятельность обучающегося таким образом, чтобы ученик, опираясь на свои потенциальные

возможности и уже полученные знания, самостоятельно разрешал определённые ситуации и

проблемы.

Именно в основе интерактивного обучения и его проблемно – поисковых методов

лежит организация творческо-исследовательской деятельности обучающихся. В процессе этой

деятельности

у

обучающихся

возрастает

уверенность

в

своих

силах,

развивается

самостоятельность, мобильность, гибкость мышления, личный жизненный опыт. Ребята учатся

слушать и, главное, слышать других, аргументировать своё мнение, сопоставлять свою и

чужую точки зрения.

Но во многих классах часто бывает так, что только лучшие ученики отвечают на

вопросы, в то время как остальные молчат. Ученик должен в достаточной степени доверять

учителю,

чтобы

добровольно

вызваться

отвечать

перед

классом,

особенно,

если

вопрос

касается

каких-либо

фактов

и

существует

вероятность

неправильного

ответа.

Поэтому

целесообразно поначалу избегать взаимодействия с отдельными учениками, пока они не

привыкнут к вопросу “что вы думаете?” вместо традиционного “знаете ли вы?”. Вместо этого

сделать основной упор на взаимодействие учащихся между собой.

Чтобы учащиеся охотнее высказывали свои мнения и идеи,

использую следующие

полезные приемы:

1) Благодарю их за высказанные мнения.

2) Не говорить, что вы считаете их ответ неверным, а вместо этого спросите лучше, согласны

ли с таким мнением другие учащиеся.

3) Стараться

выбирать

пассивных

учеников.

Иногда

некоторые

учащиеся

кажутся

пассивными, но у них могут быть очень оригинальные мысли или мнения, которые отличны от

других и побуждают класс посмотреть на вопрос под другим углом зрения.

2

Интерактивные формы могут присутствовать в качестве отдельных элементов

на

определенных этапах урока или использоваться на протяжении всего урока.

В

инновационных

технологиях

в

обучении

русскому

языку

и

литературе

существует

множество приёмов, которые я, как и многие из вас, использую на своих уроках:

СЛАЙД 9

- опорный конспект;

- эссе;

- синквейн;

- дидактические игры;

- лингвистические задачи;

- дискуссию;

- исследование текста; СЛАЙД 10

- работу с текстом;

- нетрадиционные формы домашнего задания;

- задания поискового характера.

кластеры;

эссе;

ключевые термины;

перепутанные логические цепочки;

медиапроекты ;

дидактическая игра;

исследование текста;

работа с тестами;

Корзина понятий;

Диаманта;

Фишбоун;

«Верно – неверно» СЛАЙД 11

«ПОПС-формула» (П-позиция («Я считаю, что…»); О – объяснение (или обоснование)

(«Потому что…»); П- пример («Я могу доказать это на примере …»); С- следствие (или

суждение) («Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…») – применяется при обсуждении

сложных вопросов

Игра;

«Древо решений»;

Мозговой штурм;

Нестандартные уроки

нетрадиционные формы домашнего задания.

СЛАЙД 12

1.Интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Пара – идеальная форма для

сотрудничества

и

взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить

новый материал, повторить пройденное.

Какие виды заданий я использую на уроках русского языка?

Устная работа

1. Игру «Интервью-знакомство» провожу на одном из первых уроков в 5 классе.

Каждый учащийся беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу (чем

он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать). Игра помогает

создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику

сформированности коммуникативных умений учеников.

2. Провожу взаимопроверку правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по

парте

правило,

приводит

примеры,

объясняет

их.

Затем

учащиеся

меняются

ролями,

оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

3. Устно можно поработать и с домашним упражнением. Форма работы та же: один

спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найди в домашнем

упражнении два слова на безударную гласную в корне, определи тему и основную мысль,

3

найди грамматическую основу предложения. Эту работу можно назвать «Хочу спросить». Она

полезна при проверке сложного домашнего задания.

4. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы.

Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правила, приводит свои

примеры. Например: ко(л, лл)екц..я, (не)брежно, выр..щенный.

Письменные работы

1.

«Словарный

диктант

для

соседа».

Дома

ребята

составляют

на

изученное

орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной

карточке). Сверху подписывают: «Составлял…». Затем на уроке обмениваются карточками,

выполняют

задание,

внизу

подписывают: «Выполнял…». Учитель заранее говорит, сколько

должно быть слов или словосочетаний.

2. Аналогично составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик

выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 4-5 предложений на

изученные

пунктограммы,

а

сосед

по

парте

расставляет

в

карточке

знаки

препинания,

разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений.

Составление

карточек

развивает

орфографическую

и

пунктуационную

зоркость,

ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с

учебной книгой, справочной литературой.

3. После изучения какой-либо большой темы, раздела каждый ученик составляет

«карточку-зачет для соседа». Заранее обговариваем, сколько должно быть заданий и какие,

например: один теоретический вопрос (устно) и два практических вопроса (письменно). Сосед

по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку прямо на карточке, остальные

задания выполняются письменно.

.

5. В начале урока или в конце часто провожу взаимопроверку словарных диктантов,

домашних упражнений. В течение первых пяти минут урока можно провести взаимодиктант

(по следам сделанных в тетради ошибок). Необходимо заметить, что работать в парах ребятам

очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические взаимодиктанты,

карточки-зачеты, с большим желанием и интересом работают с карточками на уроке. Усвоение

системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае –

оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.

Когда учащиеся научатся работать в паре, переходим к работе в группе (сначала группа

должна быть небольшой, 3-5 человек). СЛАЙД 13

Я начинаю работу в группах с 5 класса. Организация групповых взаимодействий в учебной

деятельности может быть различной. Различное

количество групп и число учащихся в

группах подчиняется общей задаче урока.

Если ученики успевают слабо, то группы должны быть небольшими (3-4 человека). На

ранней

стадии

применения

групповых

занятий

преподаватель

использует

более

простой

способ деления: при входе в класс учащиеся берут карточки разного цвета или разной формы –

квадраты, круги, треугольники, звездочки. Желая совместить задачу создания учебных групп с

контролирующей задачей, учитель заранее раскладывает на столе рубашкой вверх карточки,

которые содержательно объединены общей темой. Например, при повторении морфологии в

конце года использую для этой цели морфологические признаки той или иной части речи

/глагол: переходность, спряжение, вид, время, лицо; существительное: род, число, склонение,

падеж, одушевленность- неодушевленность и т.д./

Также в 5 – 7 классах провожу игры-соревнования, основанные на групповой

деятельности. Вот некоторые из них:

1. «Кто больше?..» («Кто быстрее?..»). Например, кто больше подберет однокоренных слов,

глаголов 2 спряжения.

4

2. Эстафета. С последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать

примеры

на

правило.

Выигрывает

тот,

кто

быстрее

вручит

учителю

листок

с

меньшим

количеством ошибок в записанных словах.

3. Метод «Один-вдвоем-группой». Позволяет учащимся сначала подумать одному, потом

поделиться своими соображениями с партнёром и только после этого – со всей группой (или

классом).

- Дается задание.

- Обдумывание решения, аргументация.

- Объединение в пары и обсуждение своих идей с партнёром, подготовить выступление

перед всей группой (или классом).

- Подведение итогов, общая дискуссия. СЛАЙД 14

4. Рассказ правила по цепочке. Условие – соблюдать логику изложения. Побеждает та

команда, которая даст самый логичный и правильный ответ.

5. Аукцион вопросов по теме (каждый ряд-команда задает вопросы по теме урока другому

ряду). Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные ответы.

Подобные игры-соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за

результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок

эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

6. Метод «Займи позицию» - знакомство с альтернативными позициями, умение отстаивать

свою точку зрения, выслушивать мнение других.

7.

«Карусель»

- каждая

группа

по

очереди

представляет

свои

аргументы

по

поднятой

проблеме. СЛАЙД 15

8. «Орфографическая дистанция» - для каждой группы выдаётся листок с заданием по теме,

«Наречие», далее каждый покажет своё умение применять орфограмму «Дефис в наречиях»

9.

Правильно или требует изменений – прием, который предполагает оценивание

утверждений с точки зрения правильно / неправильно и их изменение.

Например,

для

тренировки

грамматической

и

пунктуационной

зоркости

можно

использовать

следующее

интерактивное

задание: Прочитай

предложения

и

оцени

их:

правильны ли они или нет, исправь ошибки (работа в группах). (Этот приём помогает в

подготовке к ЕГЭ, задание 7).

Предложение

Правильно / требует изменения

История

Мальты

похожа

на

соседнюю

Сицилию.

Предлагаю тебе Алексей прокатиться на санях

говорил дядя.

В

бегу

на

пятьсот

метров

победила

наша

команда.

Ночь уже ложилась на горы и туман бродил по

ущельям.

10. Прием «Корзина» идей, понятий, имен... СЛАЙД 16

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии

урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все,

что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать

значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об

изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме?

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает

по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2

минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с

5

другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут.

Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем

совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,

при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»

идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно

«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме

урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы

или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Например. Учитель ставит перед детьми проблему:

- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных согласных по глухости-

звонкости на конце слова?

(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много»)

- Обмен информацией в группах.

- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.

Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово

со звонким или глухим согласным, нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы

после согласного стоял гласный)

- Какое слово может быть лишним? Почему?

мороз

снег

снежки

холод

-( Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).

- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?

11. Прием «Кластер» СЛАЙД 17

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по

той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще

всего подлежит содержание «корзины».

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того

или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление

кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик

записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны,

которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и

далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока:

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и

групповой работы как в классе, так и дома.

При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение

находить проблемы текста (их, как правило, несколько). Поможет в этом составление

кластера.

12. Прием «Пометки на полях» СЛАЙД 18

ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления)

6

Этот

прием

является

средством,

позволяющим

ученику

отслеживать

свое

понимание

прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с

рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на

полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует,

отдельные

задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он

ранее с ней познакомился.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак

только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика

представлениями, о чём он думает иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует

дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее

Одним из требований ФГОС нового поколения, предъявляемым к образованию, является

формирование у школьников универсальных учебных действий (УУД) на уроках. Для развития

познавательных УУД

ученики должны научиться преобразовывать текстовый материал в

схему, таблицу или краткую словесную форму. Такой краткой словесной формой могут быть

синквейн, даймонд, диаманта. Чтобы их составить, ученик необходимо выделить из объёмного

текста по любому предмету прилагательные, глаголы и существительное, которые должны

охарактеризовать явление, объект, предмет или событие, как можно точнее. Самостоятельно

составленные

синквейн,

даймонд,

диаманта

отражают

уровень

познаний

и

личностное

отношение к изучаемому понятию каждого ученика.Все чаще современные учителя стали

использовать синквейн. СЛАЙД 19

13.Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий

синтезировать,

резюмировать

информацию.

На

первый

взгляд

эта

технология

может

показаться сложной, но, если разобраться, все просто. Детям очень нравится.

Почему интересен именно этот прием? Это форма свободного творчества, но по особым

правилам. Технология критического мышления учит осмысленно пользоваться понятиями и

определять свое личное отношение к рассматриваемой проблеме. Ценность заключается в том,

что все это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают научные

понятия, применяют знания и умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки.

Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Для чего используют?

- обогащает словарный запас;

- подготавливает к краткому пересказу;

- учит формулировать идею (ключевую фразу);

- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

- получается у всех.

Правила написания синквейна таковы:

- На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

- На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме

синквейна.

- На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов,

с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к

теме,

Таким

предложением

может

быть

крылатое

выражение,

цитата,

пословица

или

составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

- Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает

личное отношение учащегося к теме.

7

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный

материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу.

СЛАЙД 20

14. Приём «Кеннинг» - метафорическое определение образа или явления, перифраз,

представленное словосочетанием «существительное в именительном падеже +

существительное в родительном падеже».

Пример 1. У каждого месяца года есть свои приметы, краски, запахи, и поэтому он (месяц)

ассоциируется с определёнными метафорическими определениями: конец каникул, день

знаний, шорох листьев, ворох листвы, золото деревьев, время паутин.

Образ «весны»: конец зимы, пение птиц, звон капели, пробуждение природы, журчание

ручьёв.

15.Приём «Диаманта» СЛАЙД 21

Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с

противоположным значением.

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.

Цели применения на уроке:

Снятие эмоционального напряжения.

Формирование интереса к предмету

Обогащение словарного запаса

Развитие способностей к выделению существенного, анализу и синтезу.

Использование диаманты целесообразно на уроке, если необходимо сопоставить несколько

явлений, понятий, образов. Приведу пример диаманты, составленной на уроке литературы:

СЛАЙД 22 Онегин

равнодушный, надменный,

скучающий, иронизирующий, непонятый,

свет, Петербург, сплин, дуэль.

Восторгающийся, мечтающий, ревнующий,

томный, романтичный

Ленский.

Написание диаманты полезно для понимания учениками сути отличий и взаимосвязи понятий,

противоположных по значению.

16. Приём «Даймонд» СЛАЙД 23

Даймонд – стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя из которых – понятия с

противоположным значением.

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных или причастия к первому существительному;

3 – три глагола или деепричастия к первому существительному;

4 – 4 слова: 2 из них характеризуют первое с ущ-е, 2- последнее;

5 – три глагола или деепричастия;

6 – два прилагательных или причастия ко 2 сущ-му;

Пример: СЛАЙД 24

Работа с такими приёмами, как кеннинги, диаманты, даймонды, позволяет расширить

словарный запас учащихся, проверить знание частей речи, теории литературы, текста

художественного произведения.

8

17. В своей работе я использую и метод моделирования.

СЛАЙД 25 Модель обучения

орфографии и пунктуации, построенная по принципу опоры на алгоритм действий, весьма

эффективна

в

условиях,

когда

уровень

орфографической

и

пунктуационной

подготовки

учащихся определяет успешность сдачи единого государственного экзамена. СЛАЙД 26

9.

Правильно

или

требует

изменений

прием,

который

предполагает

оценивание

утверждений с точки зрения правильно / неправильно и их изменение.

Например,

для

тренировки

грамматической

и

пунктуационной

зоркости

можно

использовать

следующее

интерактивное

задание: Прочитай

предложения

и

оцени

их:

правильны ли они или нет, исправь ошибки (работа в группах). (Этот приём помогает в

подготовке к ЕГЭ).

Предложение

Правильно / требует изменения

История

Мальты

похожа

на

соседнюю

Сицилию.

Предлагаю тебе Алексей прокатиться на санях

говорил дядя.

В

бегу

на

пятьсот

метров

победила

наша

команда.

Ночь уже ложилась на горы и туман бродил по

ущельям.

СЛАЙД 27

Главный момент на моих уроках - создание мотива урока, заинтересованности в нем, желания

активно работать. В центре урока – проблемы и вопросы, ответы на которые учащиеся должны

найти

сами. Эвристическая

задача

лучший

способ

мгновенно

возбудить

внимание

и

учебный интерес, приблизить возможность открытия.

Например, учащимся предлагается вставить буквы в текст упражнения – стандартное

задание,

ставшее

традиционным

в

школе.

Но

можно

сделать

его

моделью

интересного

творческого процесса:

- Мы с вами составляем упражнение, возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед

вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли

их?

Это эвристический вопрос, результаты которого многоплановы. Возникает творческий

интерес

учащихся,

они

приучаются

видеть

«ошибкоопасные»

места,

а,

значит,

законы

орфографии становятся достоянием их творческого опыта.

18.Одна из основных сложностей при обучении русскому языку - написание сочинений. И

чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу для всей семьи, надо провести

на уроке серьёзную подготовительную работу. Научиться писать сочинение - значит научиться

мыслить, видеть, анализировать увиденное.

Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо

владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей",

предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует,

поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жестких

рамках учебной программы?

Одним из типов работы над развитием речи, не требующим много времени на уроке,

является мини-изложение. У этого вида работы ещё несколько плюсов: его можно проводить

регулярно (раз в неделю); на примере текста, выбранного для мини-изложения можно

разобрать то, как автор создал художественный образ или как он воздействует на читателя, т.е.

поговорить о художественных средствах языка. И ещё одно: небольшие по объёму изложения

9

можно проверить в классе, прочитав несколько работ вслух. Как правило, ребята представляют

свои работы на суд одноклассников по желанию. Такая проверка очень эффективна: обращая

внимание на чужие недостатки, ребята учатся видеть и свои ошибки. За эту работу оценки

лучше не ставить по той причине, что ученики 5-6 класса ещё не достаточно владеют

орфографическими навыками и, боясь получить низкую оценку, они будут "скованы" в

высказывании своих мыслей.

Для развития речи учащихся я использую и сочинения-миниатюры, которые

развивают образное мышление ребёнка. Например, на уроке русского языка в 5-ом классе при

изучении имени прилагательного пишем сочинение о зиме. Ставим задачу - создать образ

зимы: волшебницы, художницы, хозяйки, злой ведьмы, шалуньи. Работа интересная, хотя для

пятиклассников довольно трудная. Поэтому после выполнения задания читаем несколько

работ (обязательно по желанию), обсуждаем прочитанное с классом, отмечая удачные находки,

интересные мысли, а также недочёты и ошибки, затем дописываем или переписываем работы

дома. И вот что интересно: практически все ученики, даже те, чьи работы понравились классу,

высказывают желание переписать свои маленькие "шедевры".

СЛАЙД 28

Многие коллеги согласятся со мной в том, как трудно в мире компьютерных

технологий привлечь внимание школьников к чтению художественной литературы.

Поэтому и приходится часто задумывается над тем, как сделать урок интереснее, побудить к

чтению, вызвать школьников на разговор, обсуждение, помочь ребятам раскрыться. Вот и

находится педагог в постоянном поиске методов и приёмов работы. Я постоянно знакомлюсь с

опытом коллег, читаю разные методические пособия, экспериментирую. Представляю вам

небольшую методическую копилку дидактических приёмов, которую мне удалось собрать

(успешно использую их в своей работе). Многие приёмы нам давно знакомы, но стоит им дать

новое название – и действовать они начинают иначе.

Особенностью современных уроков литературы является сочетание традиционных и

интерактивных методов преподавания. Одним из главных принципов работы, считаю

отстаивание учениками собственной точки зрения. Таким образом, мы закладываем в учениках

не только чувство собственного достоинства, но и развиваем речь, логическое мышление,

желание учиться и совершенствовать знания и навыки.

Очень важно повышать познавательную активность школьников, а это достигается путём

индивидуального подхода в обучении, умением учителя заинтересовать учеников, раскрыть

красоту не просто слова, а художественного слова путём использования разных приёмов,

умения создать атмосферу сотрудничества. Думаю, что литература – это тот школьный

предмет, который формирует и развивает личность с позиции слова. Поэтому следует научить

школьников правильно пользоваться словом.

1. «Живые рисунки». (Этот приём эффективнее всего создаёт ситуацию заинтересованности,

побуждает работать на уроке «молчаливых» детей. Ученики, прослушав или прочитав

определённый текст, по заданию учителя воспроизводят эпизод произведения: принимают

соответствующие позы, придают лицу необходимое выражение, представляют в воображении

одежду героев и потом рассказывают о ней.)

2. «Буриданов осёл» или «Займи позицию».

Этот приём помогает создать проблемную ситуацию на уроке. В его основе лежит библейская

притча про осла. Она проста: «Справа и слева от осла стоят ясли с сеном. К каким яслям

подойдёт проголодавшийся осёл? К правым? Но чем они лучше левых, если они одинаковые?

Так измученный и ошеломлённый осёл умирает от голода перед полными яслями, не подойдя

ни к одним из них». Но нам умирать не следует, нам нужно лишь сделать свой выбор и

аргументировать его.

Например:

Согласны ли вы с мнением Гекльберри Финна, что деньги не самое главное в жизни?

10

Выберите ответ: справа – да, слева – нет. Ученики отстаивают свою позицию, приводя факты

из жизни, примеры из литературы. Может случиться так, что дети после такого «поединка»

могут изменить своё мнение и занять другую позицию. Это будет говорить о том, что

оппоненты их убедили.)

11. «Один день из жизни литературного героя». (В жизни каждого человека наступает такой

момент, когда он сам ставит вопросы перед собой. Все мы простые смертные: и властелины

мира, и гении, и неудачники, добрые и злые – рано или поздно спрашиваем свой разум и

сердце о том, что посеяли они по белому свету и что оставили в нашей жизни.

- Расскажите о своём самом памятном дне в жизни.

- Был ли такой день у литературного героя?

- Чем он особенный?

12. «Тайные мысли». (Анализируя идейно-художественный смысл произведения, характер

литературного героя, причины тех или иных поступков героя, дети часто сами высказывают

мысли, с которыми в глубине души не согласны. Этот приём помогает «достать» наружу

тайные вопросы, которые беспокоят ребят, тайные убеждения, которые боятся сразу высказать

вслух. Конечно, для того чтобы школьники говорили открыто, необходимо создать атмосферу

доверия.

- Приветствуется любое мнение, которое будет обосновано.

В своей практике учителя я неоднократно сталкивалась с мнением школьников, которое даже

не предполагала услышать.

Например:

1.Всем известна русская народная сказка «Василиса Прекрасная». Школьники всегда

сочувствовали Василисе, видели в её характере положительные качества, симпатизировали

героине. А вот одна из пятиклассниц заметила такую черту характера в Василисе, как лень.

Когда её спросили, почему она так решила, девочка ответила: «Василиса всё время обращалась

за помощью к куколке, которую подарила ей мать перед смертью. А что она делала сама? Как

видит трудность – сразу к куколке. Лентяйка эта Василиса».

2.Интересно было мнение ученика о солдате из сказки «Огниво». Мальчишка осудил поступок

солдата в отношении родителей принцессы: «Он собрался жениться на принцессе, а родителей

её убил (хоть и не своими руками). Как он может смотреть после этого ей в глаза. Может быть,

король и королева и плохие, но ведь принцесса, наверное, любила отца и мать. Можно было

найти другой выход».

3. Не все пятиклассники положительно относятся и главному герою произведения И.

Тургенева «Муму» – Герасиму. Несмотря на знакомство с исторической эпохой, прототипом

Герасима, ребята осудили героя за то, что он утопил Муму. Они не могли понять: Герасим всё

равно ушёл в деревню, так почему он не забрал собаку с собой.

Таких примеров можно привести много. Современные дети мыслят иначе. Им не навязывают

стандартных характеристик (раньше в учебниках давались характеристики героев, ученики

читали и пересказывали), они выражают свои чувства и эмоции.

15. «Решето». (Этот приём эффективно использовать, когда нужно что-то от чего-то отделить.

Например:

1)выбрать из группы черт характера только те, которыми можно охарактеризовать именно

этого литературного героя, ли отделить положительные черты от отрицательных;

2) из группы событий выбрать только те, которые произошли в жизни литературного героя).

Этот приём можно назвать иначе – «Золушка» (все помнят эпизод, когда мачеха заставила

Золушку отделить просо от мака).

Дидактические приёмы на уроках литературы – путь к активной интерпретации (творческому

становлению). Ученики вместе с учителем на уроке создают оригинальное: мысль, действие,

вопрос, сочинение. Они различают гармонию и дисгармонию, прекрасное и уродливое,

11

сопоставляют собственные чувства с чувствами героев литературных произведений, то есть

познают жизнь и художественную литературу.

Приём «Телеграмма». Приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

Например,

кратко

написать

самое

важное,

что

уяснил

с

урока.

Написать

в

телеграмме

пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе

с точки зрения изученного на уроке и т.д.

На уроках литературы среди методов индивидуального обучения часто использую такие

как «Дебаты», «Займи позицию», «Мозговой штурм». Например, изучая драму Островского

«Гроза», я предложила учащимся ответить на вопрос: «Могла ли Катерина поступить иначе?»,

используя прием «Займи позицию». На доске было написано 2 противоположных точки зрения

ответа да или нет. Учащиеся выбирают определенную позицию, аргументируя свою точку

зрения. Данный прием позволяет мне решить несколько задач: работа с художественным

материалом, каждый должен высказать свою точку зрения.

Работая по теме «Серебряный век в русской поэзии», даю возможность окунуться в

атмосферу жизни начала ХХ в. и провожу урок в форме диспута поэтов. Между учащимися

распределяем

роли:

кто-то

представляет

собой

символистов,

кто-то

акмеистов,

а

кто-то

футуристов;

одни

готовят

чтение

стихов,

другие

-

сообщения

о

творческих

принципах

литературных группировок, обязательно составляют вопросы для оппонентов, составляют

сборники стихов. На уроке между представителями разных течений идут серьезные споры, т.к.

каждый из поэтов старается отстоять свою позицию. В конце учащиеся делают вывод: каждая

из литературных группировок имеет право на существование.

Блиц-опрос.

Провожу такой опрос при повторении изученной темы в конце урока или в

форме игры по домашним заготовкам учащихся, при этом вопросы они задают друг

другу сами. Такую форму оценки знаний учеников применяю в начале урока в виде

разминки при проверке домашнего задания или на обобщающих уроках после

изучения объемной темы. Ребята знают, что времени на раздумывание нет и при

ответе можно потерять баллы. Блиц-опрос занимает не более 3-4 минут.

Например, в 6 классе при изучении произведения А. Пушкина «Капитанская

дочка» блиц-опрос проходит так. Если ученики работают в группах, то от каждой

команды вызывается по одному игроку, которые хорошо знают текст. После

непродолжительной подготовки они должны ответить сразу на три вопроса. Игроки

(если это дети слабые) могут выбрать для себя карточки с вопросами, а сильные

ученики сразу отвечают на вопросы, высвечивающиеся на экране, либо берут конверт

с вопросами.

1. Как называлось имение князя Верейского? (Арбатово)

2. Каков был отличительный признак того, что Кирилла Петрович в волнении? (Он

насвистывал «Гром победы раздавайся»)

3. Как зовут няню Дубровского? (Егоровна)

При изучении сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца» даю следующие

задания:

1. 1.С кем автор сравнивает Настю и Митрашу? (Курочка и мужичок-в-мешочке)

2. Какое ремесло освоил Митраша в свои 10 лет? (Бондарное)

3. Какая самая хорошая клюква? (Перезимовавшая, она самая сладкая)

2. 1. Что взял с собою Митраша, собираясь в лес «по ягоду»? (Ружье, компас,

топор, манки)

2. Что такое «палестинка»? (Урожайное место, произошло от слова

«Палестина», что употребляется в значении «благодатная земля»)

3. Какие два дерева стонали и выли на все Блудово болото, как живые

12

существа? (Ель и сосна)

3. 1.Кто и почему жил в картофельной яме у сторожки? (Собака Травка после

смерти своего хозяина)

2. Как называли Травку дети? (Затравка)

3. Какие звери встретились Насте и Митраше в лесу? (Лось, волк, заяц, змея)

При

изучении

романа

«Преступление

и

наказание»

Достоевского

основу

урока

составляет задание «Шапка вопросов». В начале урока на полоске бумаги учащиеся пишут

свои вопросы по роману, и скатав полоску в трубочку, относили ее в одну из «Шапок»,

лежащих на подоконнике. Таких шапок было 3, в одну складываем записки с вопросами для

проверки знания текста, в другую – мнение о романе, суждение о персонажах, в 3 - вопросы по

роману, на которые спрашивающий сам затрудняется ответить.

Примеры:

в

1-ой

шапке

вопросы:

сколько

раз

Порфирий

Петрович

встречался

с

Раскольниковым?

Во 2-ой: на месте Сони я не стала бы давать деньги отцу на водку. Я права?

В 3 шапке: я не понимаю, зачем Раскольников сам во всем признался?

Трое учеников тянули по одному вопросу из каждой шапки и после подготовки отвечали

на них.

СЛАЙД 29

Развитию

критического

мышления

способствуют

и нетрадиционные

уроки,

которые

позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Попадая в

необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при

этом

создается

положительный

эмоциональный

фон,

начинают

активно

функционировать

интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и

навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации

творческих

резервов

и

учителя,

и

ученика. Существует

несколько

классификаций

нестандартных уроков и множество их видов :

- Урок - семинар

- Урок - лекция

- Урок – беседа

- Урок - практикум (Урок – экскурсия; Урок – исследование; Урок – игра )

- Урок - КВН

- Урок - защита проекта

- Урок – диспут

- Урок - конференция

- Урок - театрализованное представление

- Урок - маскарад

- Урок – путешествие

- Урок - зачет СЛАЙД – ФОТО С МОИХ УРОКОВ…30………

При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их

часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный,

со своей «изюминкой». Поэтому можно прибегнуть к нестандартным, творческим элементам

отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант - кроссворд,

и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные

диктанты с «вагоновожатым», и задание по типу «найди лишнего, которое прививает умение

синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать,

чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха,

13

которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и

самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к

родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.

СЛАЙД 31

Раскрытию

творческого

потенциала

учащихся

способствуют нетрадиционные

формы

домашнего задания, которые позволяют ребёнку самому найти решение нестандартного

вопроса, проявить самостоятельность, а также способствуют закреплению знаний, умений и

навыков, полученных на уроке.

Использую следующие типы домашнего задания:

- инсценировка художественного произведения;

- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

- презентации;

- составление конспекта опорной таблицы;

- творческая работа;

- подготовка иллюстраций к литературным произведениям;

- подготовка словарных диктантов;

-письмо по памяти;

- составление вопросника к зачёту по теме и другие.

Такие необычные домашние задания активизируют мышление учащихся, заставляют их

обобщать материал по теме. Они помогают избегать рутины и однообразия в обучении.

Ученику

интересно

действовать,

принимать

активное

участие

в

ходе

урока,

самому

формулировать вопросы.

Невозможно представить современный урок без информационно-компьютерных

технологий

Информационные технологии призваны научить ученика применять свои знания на

практике.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для

учащихся, улучшается уровень наглядности на уроке, усвоение знаний становится более

эффективным.

Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога:

подбор

тестов,

заданий,

проверка

и

оценка

качества

знаний

освобождает

время

для

дополнительных заданий.

Эффективность

урока

с

использованием

ИКТ

повышается

за

счет

наглядности.

Компьютерные технологии создают гораздо более высокий уровень наглядности. Компьютер

дает возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.

Компьютер в урочной деятельности использую на всех этапах обучения: при объяснении

нового материала, при закреплении, при повторении, при контроле знаний, умений и навыков.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной

информации. Применение в презентациях цвета, графики, звука, всех современных средств

видеотехники

позволяет

воссоздавать

реальную

обстановку

деятельности.

Компьютер

позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся

в

учебный

процесс,

способствуя

наиболее

широкому

раскрытию

их

способностей,

активизации умственной деятельности.

Я

применяю

компьютер

и

средства

мультимедиа

на

уроках, во-первых, для того, чтобы

решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и

литературе:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

14

- обогащение словарного запаса;

- овладение нормами литературного языка;

- знание лингвистических и литературоведческих терминов;

- формирование общеучебных умений и навыков.

Во-вторых,

при

организации

самостоятельной

работы

учащихся

по

формированию

основополагающих

знаний

школьного

курса,

по

коррекции

и

учету

знаний

учащихся

используется обучение

и

тестирование

с

помощью

компьютера.

Тестовый

контроль

и

формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее

и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот

способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе

обработки информации.

В-третьих,

применение

информационных

технологий

позволяет

формировать

ключевые

компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы

по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они

позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся,

сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не

только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих

знаний.

Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в целом океане технологий,

методик, приемов? Как это совместить в рамках одного урока?

Ответ прост - нужен адаптивный урок.

Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную

среду урока.

Как превратить учебный процесс из принудительной и трудной работы в интересный и

познавательный процесс – вот вопрос, на который дает ответ внедрение новых методов

обучения. Задача, которую я ставлю на своих уроках, - научить ребят самостоятельно добывать

знания, перерабатывать их, обобщать и систематизировать изученный материал и осознанно

применять на практике.

Таким

образом,

использование

интерактивных

методов

обучения

позволило

мне

повысить

мотивацию

и

познавательную

активность

обучающихся,

сделать

качественным усвоение новых знаний, вызвать у ребят заинтересованность, творческий

настрой,

товарищеские

взаимоотношения.

Кроме

того,

подобные

методы

оказали

мотивирующее действие и на меня, поскольку позволяют сохранять работоспособность и

хорошее настроение.

Интерактивное

обучение

несомненно,

интересное,

творческое

направление

нашей

педагогики.

Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока. Многие из них

универсальны, хорошо подходят для многих тем, меняется лишь содержание. Как превратить

учебный процесс из принудительной и трудной работы в интересный и познавательный

процесс – вот вопрос, на который дает ответ внедрение новых методов обучения.

Работа по активизации поиска новых знаний, пробуждение духа соперничества показали, что

необходимо совершенствовать работу в этом направлении.

15

Необходимо научить школьников учиться. Важно привить им умение самостоятельно

пополнять свои знания, чему помогают инновационные технологии. Их использование

позволяет повысить мотивацию обучающихся и, следовательно, добиваться в их обучении

желанных результатов.

Подводя итог сказанному, отмечу, что внедрение современных педагогических технологий –

работа сложная, но вместе с тем интересная. Главное же то, что она дает положительные

результаты. Ученики мыслят самостоятельно, стремятся к творчеству, работают не по

шаблону. Им выходить в большую жизнь, которая потребует от выпускников школы умения

принимать решения самостоятельно. Найти своё место в жизни сможет только мыслящий

человек, умеющий найти альтернативу в сложной жизненной ситуации.

Успешность

любой

педагогической

технологии

зависит

от

личности

учителя,

грамотной направленности его педагогической деятельности. Применение новых технологий

на разных этапах урока помогает сделать его результативным, а процесс получения знаний –

интересным и продуктивным.

16



В раздел образования