Автор: Кадохова Анжела Георгиевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МКОУ СОШ №3
Населённый пункт: с. Чикола РСО-Алания
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Карбоновые кислоты
Раздел: полное образование
План урока по теме:
«Химические свойства карбоновых кислот»
Цели и задачи урока:
Актуализировать знания о свойствах кислот.
Сравнить свойства органических и неорганических кислот.
Продолжить формирование умений составлять формулы органических веществ и
их изомеров, прогнозировать свойства химических веществ исходя из их строения,
умение составлять уравнения с участием органических веществ.
Продолжить развитие умений метапредметного подхода мыслительной
деятельности, системного владения мыслительными операциями.
Оборудование: лабораторное: штативы, пробирки, держатели, чашечки Петри.
Раздаточный материал: инструктивные карточки.
Реактивы: растворы: уксусной кислоты, муравьиной кислоты, гидроксида натрия,
индикаторов (лакмус, фенолфталеин), порошок аскорбиновой кислоты, магниевые
стружки, оксид кальция, гидрокарбонат натрия.
ИКТ: компьютер, интерактивная доска, презентация в виде слайдов, диск «Виртуальная
лаборатория», Химия (8-11 класс). Лаборатория систем
мультимедия, МарГТУ, 2004.
ХОД УРОКА.
Слайд 1. Химические свойства карбоновых кислот.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим изучение темы: «Карбоновые
кислоты».
Слайд 2. Девиз урока.
Учитель: Итак, давайте вспомним:
– Что мы называем карбоновыми кислотами? (Ответ учащихся)
– Но любое множество необходимо привести в систему, поэтому вспомним, по каким
признакам классифицируют карбоновые кислоты? (Ответ)
– А в своей жизни мы сталкиваемся с органическими кислотами? (Ответ).
Учитель: А сейчас, ребята, разминка.
Слайд 3. Какая функциональная группа называется карбоксильной?
Слайд 4. Укажите в списке формулы карбоновых кислот.
Слайд 5. Назовите карбоновые кислоты по международной номенклатуре.
Слайд 6. Дайте тривиальные названия карбоновых кислот.
Слайд 7. Строение карбоксильной группы.
Слайды 8, 9, 10.
Учитель: Мы уже знаем, что такое карбоновые кислоты, их классификацию, изомерию,
и номенклатуру. Скажите, пожалуйста, изучением чего мы должны заняться на этом
уроке? (Ответ: химическими свойствами)
– Ребята, давайте выберем, каким мы пойдем путем при изучении химических свойств: а)
я читаю лекцию с демонстрационным опытом; б) вы берете учебник и работаете с ним,
обращаетесь ко мне, если что-то непонятно.
Я предложила 2 варианта, какие предложите вы? (Ответ: мы сами хотим провести
исследование).
– Вы изучали химию уже больше двух лет, с понятием «кислота» мы с вами сталкивались?
Разве для вас это новое понятие? (Ответ)
– А что для вас новое? (Ответ: карбоновая)
– Давайте вспомним, с какими веществами реагируют неорганические кислоты? (Ответ
учащихся без записи уравнений реакций на доске: изменяют цвет индикатора,
взаимодействуют с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями.)
Слайд 11. Уравнения реакций неорганических кислот.
Учитель: А эти же реакции характерны для карбоновых кислот? Давайте перенесем эту
модель на карбоновые кислоты и проведем исследование.
Внимательно рассмотрите выданные вам наборы веществ и прочитайте инструктивную
карточку, на выполнение работы дается 5-7минут, а потом мы с вами обсудим результаты.
Учащиеся выполняют эксперимент по карточкам и заполняют их.
Содержание инструктивной карточки
1.
Выполните опыты, указанные в таблице.
2.
Во втором столбце запишите наблюдаемые явления.
3.
В третьем столбце запишите уравнение реакции.
Соблюдайте правила проведения опытов.
1.
В пробирку налейте СН
3
СООН и по каплям добавьте лакмус.
2.
В пробирку с Мg прилейте СН
3
СООН.
3.
В пробирку с СаО прилейте СН
3
СООН.
4.
Налейте в пробирку NаОН, добавьте каплю фенолфталеина и
прилейте СН
3
СООН.
5.
Прилейте в пробирку с NаНСО
3
(сода) СН
3
СООН.
6.
Реакция этерификации.
Обсуждение
– Как изменяется цвет лакмуса в растворе уксусной кислоты? (Ответ).
– Подобно неорганическим кислотам карбоновые кислоты тоже диссоциируют, но
обратимо, т.к. являются слабыми электролитами.
– Что вы наблюдали при проведении второго опыта? ( Слайд 12)
– Что вы наблюдали при проведении третьего опыта? ( Слайд 13)
– Каковы результаты четвертого опыта? ( Слайд 13)
– Что можно сказать о результатах пятого опыта? ( Слайд 13)
Учитель: Подведем итоги проведенного исследования. Что вы можете сказать? (Ответ)
– Карбоновым кислотам характерны те же свойства, что и для неорганических кислот,
значит, модель сработала. Но предельные карбоновые кислоты вступают и в такие
реакции, которые мы не рассматривали у неорганических кислот. Это реакция
этерификации – взаимодействие карбоновой кислоты со спиртом с образованием сложного
эфира. Мы с вами проведем виртуальный химический эксперимент – получение сложного
эфира.
Эксперимент проводится на интерактивной доске.
Уравнение реакции этерификации учащиеся записывают в 6 строке карточки.
Учитель: То, что от кислоты отщепляется гидроксильная часть, от спирта – водород,
было доказано методом «меченых атомов». А теперь мы с вами более подробно
остановимся на одном представителе карбоновых кислот – муравьиной. Она,
единственная из всех карбоновых кислот вступает в «реакцию серебряного зеркала»,
характерную для альдегидов. (Учитель проводит демонстрационный опыт.)
Закрепление пройденого материала
Учитель: (Слайд 14) А теперь я попрошу вас дать мне совет. Мне для консервирования
нужно 300 г 3,5%-ного раствора СН3СООН. Какую массу 70%-ного раствора уксусной
кислоты мне необходимо взять?(Решение задачи на доске).
Учитель: У нас без внимания остались чашечки с белым порошком. Ребята, вы помните
технику безопасности? Вещества можно пробовать на вкус? А сегодня я разрешаю вам
нарушить технику безопасности и попробовать это вещество. Это тоже карбоновая
кислота – называется аскорбиновая кислота или витамин С. Кушайте на здоровье!
Домашнее задание и оценки с комментариями
Учитель: Урок закончен. До свидания. (Слайд 15)
Литература:
1. О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин. Химия., 10 класс,
профильный уровень, М., Дрофа, 2007.
2. В.Г.Денисова. Химия.10 класс. Поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна.
Волгоград, 2008.
3. Л.А.Цветков. Органическая химия.10 класс. М., Просвещение 1988.
4. Презентация «Химические свойства карбоновых кислот».