Автор: Богомолова Людмила Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2109
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СОВМЕСТНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Раздел: полное образование
Ф
ОРМИРОВАНИЕ
МОТИВАЦИИ
СОВМЕСТНОЙ
УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
.
Формирование мотивации учения является одной из центральных проблем современной
школы. Радикальные изменения в нашем обществе, начавшиеся в 1991 году, существенно
изменили мотивацию получения образования. Сегодня большинство старшеклассников
хотят приобрести гуманитарную, юридическую или экономическую специальность. Это
существенно снижает интерес к изучению предметов естественнонаучного цикла, к
которым и относится физика. Проблема формирования положительной мотивации
школьников на уроках физики остается актуальной.
К сожалению, современные школьники считают уроки физики непонятными, скучными, а
потому - ненужными Их интерес угасает из-за трудности изучаемого материала,
формального преподавания. Поэтому очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не
превращался для учеников в скучное однообразное занятие, чтобы всем учащимся было
интересно заниматься физикой на каждом уроке. Задача учителя заключается в том, чтобы
воспитать у учеников убеждение в необходимости получения знаний для того, чтобы быть
полезным обществу, воспитывать у них познавательные мотивы к предмету. Одним из
постоянных сильнодействующих средств мотивации учебной деятельности является
познавательный интерес. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции
человека углубиться в суть познаваемого, способствует активности учащихся на уроках и
росту качества знаний. Еще одним из сильнодействующих средств мотивации учебной
деятельности является занимательность. Занимательность - важный стимул возбуждения
непосредственного интереса к предмету. Наибольшее применение занимательность
находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и
навыков. Прием работы в группах, к которому относятся лабораторные работы,
практические задания, проектная деятельность придают особый, занимательно-
мотивационный аспект процессу обучения, способствуют процессу развития поисково-
творческих способностей учеников, умения применять свои знания, быстро
ориентироваться в приобретенных сведениях. Этот прием мотивации также способствует
развитию памяти, внимания учащихся, формирует познавательный интерес школьников к
физике и мотивирует их учебную деятельность. Большой интерес представляет
формирование мотивации совместной учебной деятельности. В коллективной учебной
работе акценты несколько меняются. Здесь ученика интересует возможность так
организовать свое взаимодействие с партнером (взрослым сверстником), чтобы овладение
материалом, знаниями, умениями произошло наиболее эффективно. При совместной
учебной деятельности ребенок учится сопоставлять, сравнивать, наконец, оспаривать
другую точку зрения, доказывать свою правоту. Такие споры со взрослым, с учителем
практически исключены: в силу его опыта и позиции взрослый, тем более педагог всегда
прав, и ребенок покорно, часто неосознанно принимает его точку зрения. Положение же
сверстников одинаковое. Поэтому ребенок готов спорить с товарищем, ибо изначально
считает себя правым. Ребенок осознает, что есть другой путь решения, другой способ
действия, что и товарищ может быть прав. Умение сопоставлять разные точки зрения в
процессе выполнения учебных заданий, умение как бы встать на позицию другого
человека ведет к возникновению важнейшего новообразования. Оно способствует
зарождению. Развитию и становлению мотива сотрудничества.
Рекомендации по формированию мотивации совместной учебной деятельности
школьников.
Прежде всего, учителю необходимо создать ситуацию для возникновения у учащихся
общего положительного отношения к коллективным формам работы. Для включения в
совместную учебную деятельность младших школьников игра является одним из наиболее
эффективных приемов. В подростковом возрасте наиболее сильно проявляется желание
обсудить что-либо со сверстниками. Кроме того, учащиеся этого возраста используют
малейший повод для того, чтобы как-то обратить на себя внимание. Стать заметным среди
других. Включение в урок обсуждения, например, результатов работы, распределение
совместных действий по функциям (взаимопроверка, взаимооценка) могут заинтересовать
детей, обеспечить их внимательное, заинтересованное отношение к коллективным формам
учебной работы. У старших школьников начинает повышаться престиж знаний.
Мотивировать их к совместному выполнению заданий может, например, осознание
возможности оказать и получить помощь, обменяться информацией. Большое значение
для формирования мотивации совместной учебной работы имеет состав группы. Очень
важно внимательно отнестись к его подбору. При подборе группы необходимо учитывать
желание детей работать именно друг с другом, но кроме желания детей работать вместе
необходимо учитывать и то, какие цели могут преследовать дети, какие мотивы будут
руководить при включении в совместную работу. При подборе группы необходимо
учитывать соотношения их возможностей и их представлений об этом. Взаимодействие в
группах, где объединены дети, осознающие разницу своих возможностей, возникает в том
случае, если более сильные учащиеся прежде всего хотят помочь более слабому, научить
его и средство для этого видят в совместной работе, а слабый обязательно хочет научиться
и действовать на равных с сильным. При подборе группы необходимо также учитывать
индивидуальные особенности учащихся: уровень их знаний, темп работы, интересы и т.п.
Особое значение для формирования мотивации совместной деятельности имеет
правильный подбор заданий и форм коллективной работы. Учитель не должен
предлагать детям непосильную для них работу, потому что, не получив удовлетворения от
совместного выполнения задания, дети надолго могут сохранить негативное отношение к
коллективным формам работы. Для формирования мотивации совместной учебной работы
большое значение имеет то, какое место в работе группы занимает учитель. Он должен
осуществлять руководство работы детей учить их способам взаимодействия и в то же
время не быть диктатором. Перспективным направлением в поиске путей формирования
учебной мотивации на уроках физики является использование метода проектов. Обучение
по данному методу требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий
для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и
применению полученных знаний на практике.