Автор: Прокофьева Галина Валентиновна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Усольский сельскохозяйственный техникум"
Населённый пункт: село Усолье, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Б.Л.Пастернак. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака. Роман "Доктор Живаго".
Раздел: полное образование
Тема: Б.Л.Пастернак. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики
Б.Л.Пастернака. Роман «Доктор Живаго».
Тип: урок изучения нового материала.
Вид: урок комбинированный.
Цели:
познакомить студентов с жизнью и творчеством крупнейшего русского
поэта XX века Бориса Пастернака;
продолжить формирование навыков выразительного чтения, анализа
стихотворений;
на
примере
жизни
Пастернака
воспитывать
гуманизм,
любовь
к
родине,
природе, ответственное отношение к любому труду.
Методы
работы:
словесный
(лекция
преподавателя
с
элементами
беседы,
выразительное
чтение
стихотворений),
объяснительно-иллюстративный,
аналитический (анализ стихотворений).
Технологии:
- Образовательные (объяснительно-иллюстративные, критическое мышление).
- Здоровьесберегающие (атмосфера на уроке, благоприятный эмоциональный фон,
смена видов деятельности, музыкальное сопровождение)
Оборудование:
ноутбук
мультимедийный проектор
презентация по теме урока
текст стихотворений Б.Пастернака
аудиозапись лирической музыки («Этюд» А. Скрябина)
видеоролики /чтение стихотворений Б.Пастернака автором и актёрами
(С.Юрским, М.Казаковым)/.
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Актуализация опорных знаний и умений.
Объявление темы занятия.
III. Изучение нового материала. Лекция преподавателя с элементами беседы,
выразительное чтение и анализ стихотворений.
IV. Закрепление знаний. 1. Викторина. 2. Приём «Толстые и тонкие вопросы»
(взаимоопрос).
V. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.
Достигнута ли цель занятия?
дать общую характеристику работы группы;
оценить работу всех или отдельных студентов.
VI. Домашнее задание:
Наш урок посвящён творчеству одного из самых талантливых поэтов
двадцатого века, лауреата Нобелевской премии Бориса Леонидовича Пастернака.
Прекрасной характеристикой его поэтического феномена могут служить слова поэта
Анны Ахматовой:
Он награждён каким-то вечным детством,
Той щедростью и яркостью светил,
И вся земля была ему наследством,
А он её со всеми разделил.
Творчество Пастернака берёт начало ещё до известных событий 1917 года
(революции).
Пастернак был не только гениально одарённым человеком, но и чрезвычайно
усердным,
преданным
своему
делу
работником.
Навсегда
останется
в
истории
русской
литературы
имя
Бориса
Пастернака-лирика.
У
Пастернака
по-своему
учились и учатся многие писатели.
Пастернаковские строчки используют для заглавия романов. Например, «И
дольше века длится день» – роман Чингиза Айтматова.
Евгений Евтушенко в поэме «Братская ГЭС» обращается к Пастернаку со
словами:
Дай, Пастернак, смещенье дней,
смущенье веток,
сращенье запахов, теней
с мученьем века,
чтоб слово, садом бормоча,
цвело и зрело,
чтобы вовек твоя свеча
во мне горела.
Борис Леонидович Пастернак родился 29 января 1890 года в Москве, в семье,
принадлежавшей к русской художественной элите.
Отец,
Леонид
Осипович,
был
художником,
академиком
живописи
и
преподавателем в Училище живописи, ваяния и зодчества.
(Слайд №2).
Мать — Розалия
Исидоровна ( в
д е в и ч е с т в е Кауфман),
талантливая
пианистка,
до
замужества
профессор
Одесского
отделения
Императорского
русского музыкального общества. (Слайд №3).
После нескольких блестящих концертных сезонов перестала выступать перед
публикой, посвятив себя заботам о муже и детях, которых вскоре стало четверо.
Но
она
играла
ежедневно
и
по
многу
часов,
ведь
её
уроки
музыки
были
существенным подспорьем в бюджете семьи. Именно мать внушила сыну любовь к
музыке. Семья Пастернака поддерживала дружбу с известными художниками.
В доме бывали музыканты и писатели, в том числе и Л. Н. Толстой, устраивались
небольшие музыкальные выступления, в которых принимали участие А. Н. Скрябин
и С. В. Рахманинов. (Слайд №4).
Борис
Пастернак
считал
обстановку
родного
дома
основой
своего
художественного
становления.
Краски
детства
многое
определили
в
жизни
и
творчестве поэта.
О, детство! Ковш душевной глуби!
О, всех лесов абориген, –
Корнями вросший в самолюбье,
Мой вдохновитель, мой регент!
Из
наставников
догимназической
поры
поэт
с
благодарностью
вспоминал
Е.И.Баратынскую, детскую писательницу и переводчицу с английского книг для
юношества. Она готовила его по русской грамоте, арифметике, французскому.
С августа 1901 года по июнь 1908 года Пастернак учился в Московской пятой
гимназии, которую окончил с золотой медалью.
С самого раннего детства будущий поэт был увлечён рисованием и музыкой.
По воспоминаниям Б.Пастернака, до 10-12 лет он увлечённо рисовал, и его детские
работы хвалил отец, думавший, что со временем сын станет художником.
(Слайд №5).
Осенью 1903 года возвращение в город с дачи было задержано несчастным
случаем. Вот как об этом вспоминал сам Пастернак: «Отец задумал картину «В
ночное».
На
ней
изображались
девушки
из
села
Бочарова,
гнавшие
табун
в
болотистые луга под нашим холмом. Увязавшись однажды за ними, я на прыжке
через широкий ручей свалился с разомчавшейся лошади и сломал себе ногу, что
освобождало меня впоследствии от военной службы при всех призывах». Раньше,
тем
же
летом,
он
был
поражён
и
очарован,
услыхав,
как
на
соседней
даче
А.Н.Скрябин сочиняет Третью симфонию. В этой гениальной, рождавшейся у него
на глазах музыке мальчик с изумлением узнавал окружающую природу, гудение
леса,
пение
птиц.
Открытие,
как
он
писал
впоследствии,
было
равносильно
решению, не откладывая, профессионально учиться музыкальной композиции. Вот
как передаёт зрелый Пастернак первую встречу с композитором:
Раздаётся звонок. Голоса приближаются: Скрябин!
О, куда мне бежать от шагов моего божества?
/«Девятьсот пятый год» (1925)/
Здесь может быть музыкальный фон/ Симфония №3 (Скрябин) ч.1/
Как называется иначе эта симфония?
(«Божественная поэма»)
В
13
лет
под
влиянием
композитора А.Н.
Скрябина Пастернак
увлёкся
музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две его прелюдии и
соната для фортепиано).
Пастернак писал в «Охранной грамоте»: «Больше всего на свете я любил
музыку… Но у меня не было абсолютного слуха…». После ряда колебаний Пастернак
отказался
от
карьеры
профессионального
музыканта
и
композитора:
«Музыку,
любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как
расстаются с самым драгоценным».
(Слайд №6).
Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот.
Я вытянул руки, я встал на носки.
Рукав завернулся, ночь тёрлась о локоть.
/ «Импровизация» (1915)/
В 1908 году поступил на юридический факультет Московского университета, а
в
1909
году
по
совету А. Н. Скрябина перевёлся
на
философское
отделение
историко-филологического факультета Московского университета. Уже тогда, в
1909 году, он начинает писать стихи, но попытки прочесть эти первые опыты хоть
в узком кругу натолкнулись на непонимание и насмешки.
Летом 1912 года изучал философию в Марбургском университете в Германии у
главы марбургской неокантианской школы профессора Германа Когена, который
советовал
Пастернаку
продолжить
карьеру
философа
в
Германии.
Но
после
поездки в Марбург Пастернак отказался от философских занятий.
(Слайд №7).
(Улица в Марбурге, на которой находился дом, где жил Пастернак, названа теперь
его именем).
Профессор Коген предложил молодому москвичу остаться в Германии для
получения докторской степени, но он и от этого наотрез отказался, как отказался
ранее от композиторского поприща. Решил пробиваться в литературу.
Ещё до поездки В Марбург Пастернак посещал кружок поэта и переводчика
Юлиана Анисимова. К этому же времени относятся первые стихотворные опыты.
Уже весной 1913 года в созданном несколькими молодыми людьми издательстве
«Лирика» на началах складчины вышел альманах, в котором было напечатано
пять стихотворений молодого Пастернака. Первым из них поэт неизменно потом
открывал свои сборники, считал его «лучшим из раннего»:
(Звучит «Этюд» А. Скрябина).
Февраль. Достать чернил и плакать!..
(Выразительное чтение стихотворения студентами).
Пастернак называл это стихотворение «лучшим из раннего». Как вы думаете,
почему? (Каждое его предложение передаёт чувство радости, влюблённого в
природу. В словах «Достать чернил и плакать» говорится о слезах восторга,
восхищения
миром
природы). Природа
была
для
Пастернака
высшей
мерой проявления жизни, носительницей её смысла. Природа – огромный
живой организм, в его стихотворениях она действующее лицо.
На протяжении всей жизни Пастернак не раз возвращался к одному из самых
любимых своих стихотворений, дорабатывал его.
Почему? Что в нем такого особенного?
Борис
Пастернак
считается
одним
из
самых
“загадочных”
поэтов
ХХ
века.
“Загадочных”,
потому
что
любил
поиграть
с
читателем,
зашифровывая
информацию, придумывая “чудаковатые” образы, наполняя слова новым смыслом
Как вы поняли содержание стихотворения? О чем оно?
Какова тема этого стихотворения?
Есть ли в этом стихотворении лирический герой?
Что выдвигается в стихотворении на первый план?
Какое
состояние
поэта
описывает
Пастернак? (грустное,
унылое,
разочарованное)
Встретились ли вам слова, значение которых вы не знаете? (пролетка, гривна,
благовест
(Пролетка – лёгкий открытый четырехколесный двухместный экипаж (коляска).
Гривна – денежная единица в Древней Руси и современной Украины.
Благовест
–
колокольный
звон
православной
церкви,
призывающий
верующих
к
началу богослужения).
Как вы понимаете заключительные строчки стихотворения?
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Стихи
Пастернака
порождены
неистребимой
верой
в
жизнь,
радостным
удивлением перед её красотой.
Время первой публикации стихотворений
Б. Пастернака в коллективном
сборнике
«Лирика»,
изданном
в
1913
году,
является
рубежом,
с
которого
и
живопись, и музыка, и философия уступают место поэзии.
(Слайд №8).
Летом
1913
года
на
даче
близ
станции
Столбовой
/Московско-Курская
железная дорога/ Пастернак работает над книгой стихов, названной «Близнец в
тучах». К новому 1914 году она вышла в издательстве «Лирика». Имелось в виду
созвездие Близнецов, расположенное в зодиакальном круге в начале лета.
Название «Близнец в тучах» подчёркивало тревожный предвоенный характер
времени, в которое поэт вошёл в литературу.
(Слайд №9)
Начинал Пастернак как поэт-символист. Признанным лидером символизма
был Александр Блок. Потом Пастернак вспоминал, что с Блоком провели свою
молодость
и
он,
и
многие
его
сверстники.
Но
символизм
как
литературное
направление в то время переживал кризис, активно заявили о себе литературные
направления, противостоявшие ему – акмеизм и футуризм. Многие любители
поэзии того времени свидетельствуют о том, что стихи Пастернака были не
совсем похожи на преобладающий стиль эпохи, в них было всё необычно.
Первую мировую войну Борис Пастернак воспринял как крушение надежд
своей молодости. Освобождённый от военной службы по причине хромоты, он
поехал на Урал, затем в Прикамье конторщиком химических заводов, работавших
на оборону.
В 1914 году Б.Пастернак впервые встретился с В.Маяковским, творчество
которого потрясло молодого поэта. (Слайд №10).
Пастернак примкнул к одной из футуристических группировок под названием
«Центрифуга». Безусловно, отношения Пастернака с футуризмом – это прежде
всего его отношения с Маяковским. В поэтическом стиле Б.Пастернака хоть и
усматриваются переклички с поэзией футуристов, но к футуризму его поэзия не
сводится.
Постепенно и всё сильнее Пастернак ощущал, что «групповая дисциплина»
ограничивает свободу.
Отношения Пастернака и Маяковского были сложны. Знакомство их началось
со встречи двух враждовавших между собой футуристических групп, к одной из
которых принадлежал Пастернак, к другой – Маяковский. По мысли устроителей
встречи, должна была произойти ссора, однако ей помешало с первых слов
обнаружившееся взаимопонимание с обеих сторон. С тех пор об этих поэтах
стали говорить как о друзьях, но Пастернак опровергал это мнение.
А встреча произошла в кофейне на Арбате. Увидев Маяковского, Пастернак
припомнил его по внешности как ученика той же гимназии, где учился сам.
Первые стихи Маяковского нравились Пастернаку.
В
кофейне
на
Арбате
автор
этих
стихов
понравился
ему
не
меньше.
Природные
внешние
данные,
по
мнению
Пастернака,
он
чудесно
дополнял
художественным
беспорядком,
который
напускал
на
себя.
И
вот
что
особо
поразило
Пастернака:
технические
совпадения,
сходное
построение
образов,
сходство рифмовки. Заметив это, Пастернак стал подавлять в себе героический
тон. Однажды Маяковский так объяснил несходство между ними: «Ну что ж. Мы
действительно разные. Вы любите молнию в небе, а я – в электрическом утюге».
В начале 20-х годов на поэтических диспутах и состязаниях происходили
весёлые «выборы в гении», в «первые поэты». Симпатии поклонников поэзии
чуть ли не ежедневно менялись, вчерашние кумиры свергались и создавались
новые, чтобы назавтра в свою очередь быть свергнутыми.
Московской
ночью,
после
«выборов»,
Пастернак
и
Маяковский
присели
на
скамейку безлюдного в этот поздний час бульвара.
– Я был очень знаменит, – рассказывал потом Пастернак. Мы сидели молча, и
вдруг Маяковский попросил:
– Пастернак, объявите меня первым поэтом. Ну что Вам стоит.
И, помолчав, добавил:
– А я сейчас же объявлю Вас вторым.
Вернувшись в совершенном потрясении тогда с бульвара, Пастернак не знал,
что предположить: «Я осознавал себя полной бездарностью. Я чувствовал какую-
то вину перед ним и не мог её осмыслить. Если бы я был помоложе, я бы бросил
литературу».
История взаимоотношений Пастернака и Маяковского интересна не только как
страница истории русской литературы XX века, но и тем, что в ней отразились
взгляды
Пастернака
на
искусство,
утверждавшего,
что
всякая
стадность
–
прибежище неодарённости».
В
декабре
1916
года
вышел
второй
сборник
стихов
Пастернака
«Поверх
барьеров», в который вошли произведения, написанные в 1914-1916 годах.
(Слайд №9).
Здесь много стихов о войне, воспоминания о революции 1905 года. Серым
будням поэт противопоставил радость творчества, единение с природой, любовь.
Вот как 26-летний поэт определил цель жизни:
Я понял жизни цель и чту
Ту цель, как цель, и эта цель –
Признать, что мне невмоготу
Мириться с тем, что есть апрель,
Что дни – кузнечные мехи
И что растёкся полосой
От ели к ели, от ольхи
К ольхе, железный и косой,
И жидкий, и в снега дорог,
Как уголь в пальцы кузнеца,
С шипеньем впившийся поток
Зари без края и конца.
О происшедшей в Петербурге Февральской революции Пастернак узнал,
находясь в Тихих Горах на Каме. Он сразу приехал в Москву. Тогда же, летом
1917
года,
была
написана
книга
стихов
«Сестра
моя
–
жизнь». Отдельные
стихотворения из этой книги печатались в России в 1918-1920 годах, целиком —
в 1922 г.
«В ней я выражал всё, что модно узнать о революции самого небывалого и
неуловимого» – писал поэт.
Появление этой книги выдвинуло Пастернака в число первых литературных
имён, предало забвению его предыдущие сборники. На её опыте поэт понял чудо
становления книги, когда стихи писались одно за другим /«навзрыд».
(Слайд №12)
В
основе
лирического
сюжета
в
книге
стихов
«Сестра
моя
–
жизнь»
–
любовный роман. Он имеет временные границы: начавшись весной (О, неженка,
во имя прежних И в этот раз твой наряд щебечет, как подснежник, Апрелю:
Здравствуй»), он бурно развивается знойным летом («Степь», «Душная ночь»), а
осень становится для влюблённых
Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе
Расшиблась весенним дождем обо всех,
Но люди в брелоках высоко брюзгливы
И вежливо жалят, как змеи в овсе.
У старших на это свои есть резоны.
Бесспорно, бесспорно смешон твой резон,
Что в грозу лиловы глаза и газоны
И пахнет сырой резедой горизонт.
Что в мае, когда поездов расписанье
Камышинской веткой читаешь в купе,
Оно грандиозней святого писанья
И черных от пыли и бурь канапе.
Что только нарвется, разлаявшись, тормоз
На мирных сельчан в захолустном вине,
С матрацев глядят, не моя ли платформа,
И солнце, садясь, соболезнует мне.
И в третий плеснув, уплывает звоночек
Сплошным извиненьем: жалею, не здесь.
Под шторку несет обгорающей ночью
И рушится степь со ступенек к звезде.
Мигая, моргая, но спят где-то сладко,
И фата-морганой любимая спит
Тем часом, как сердце, плеща по площадкам,
Вагонными дверцами сыплет в степи.
Лето 1917
– Что такое «фата-моргана»? (Мираж, призрак).
Стихотворение, давшее название сборнику, – одно из центральных в нём.
Влюблённый поэт едет к возлюбленной и для него пропустить свою станцию –
обидней всего на свете. Стук его сердца уподобляется стуку колёс вагона, и
солнце, и «звоночек», кажется, сочувствует герою стихотворения.
Когда
произошла
Октябрьская
революция,
Пастернаку
было
неполных
тридцать
восемь
лет.
Зрелый
человек,
владевший
несколькими
языками,
музыкант,
философ,
поэт,
известный
в
литературных
кругах.
Многие
представители
интеллигенции
эмигрировали
из
России.
Перед
Пастернаком
никогда не стоял этот вопрос – покинуть или не покинуть
революционную
Россию.
Напротив, он всегда дорожил почвой, на которой проявилась его судьба.
В
1921
году
сёстры
и
родители
Б.Пастернака
эмигрировали
из
России.
Побывав у них в Берлине в 1922 году, поэт вернулся на родину.
В Берлине была опубликована его новая книга стихов «Темы и вариации».
По возвращении из Германии сблизился с литературной группировкой ЛЕФ,
но
взгляды
Пастернака
на
назначение
поэта
и
поэзии
противоречили
эстетическим принципам лефовцев.
(Слайд №11)
Книга «Темы и вариации», упрочив имя Пастернака, внутренне означала для
автора душевный спад, недовольство собой.
В 1922 году Борис Пастернак женился на художнице Евгении Владимировне
Лурье.
Первенца Пастернак назвал именем любимой жены — вопреки еврейской
традиции не давать младенцам имена живых родственников.
(Слайд №13)
В 1924 году в журнале «ЛЕФ» была опубликована поэма «Высокая болезнь»,
в которой он попытался выразить своё понимание Октябрьской революции.
Пастернак назвал творчество гостем всех миров, который свободен во времени
и в пространстве, а «песнь» поэта «высокой болезнью».
(Слайд №14)
Лирика, созданная в пору написания поэм и после них, составила раздел
«Стихи разных лет» и книгу «Второе рождение».
В эти годы Пастернак переписывается с Мариной Цветаевой, живущей в
эмиграции.
Кстати,
именно
ей
он
посвятил
поэму
«Лейтенант
Шмидт».
Искренняя
и
нежная
дружба
связывала
Пастернака
с
Анной
Ахматовой.
Возникнув в 1922 году, она не прерывалась до самой его смерти.
Вы
знаете,
что
обе
поэтессы
были
неугодны
советскому
правительству.
Естественно, что общение с ними были опасно. Но Пастернак посвятил им свои
стихи.
В 1927году Пастернак вышел из ЛЕФа, назвав работу лефовцев на злобу дня
«ремесленным
полуискусством».
Этот
поступок
перевёл
поэта
в
ряд
так
называемых «попутчиков» революции.
(Слайд №15)
В
1931году
закончен
роман
в
стихах
о
судьбе
русского
интеллигента
«Спекторский», опубликована автобиографическая повесть «Охранная грамота»
(1831), в которой отразилось стремление поэта к тому, чтобы быть понятым,
для чего надо быть понятным.
(Слайд №16)
В
1932
году
вышла
в
свет
поэтическая
книга
«Второе
рождение».
Само
название книги говорит о том, что поэт переживал в 1930-е годы духовное
возрождение,
которое
было
связано
не
только
с
новой
любовью
(Зинаида
Пастернак), но и с попыткой «жить думами времени и ему в тон».
Лирика, созданная в эти годы,
в очередной раз подтвердила тягу поэта к
простоте стиля.
(Слайд №17)
«Второе
рождение»
означает
для
Пастернака
особое
состояние
души.
Сознание
рискованности
этого
пути
заявлено
со
всей
определённостью
в
стихотворении «О, знал бы я, что так бывает…»
О, знал бы я, что так бывает,
Когда
пускался
на
дебют,
Что
строчки
с
кровью
—
убивают,
Нахлынут
горлом
и
убьют!
От
шуток
с
этой
подоплекой
Я
б
отказался
наотрез.
Начало
было
так
далеко,
Так
робок
первый
интерес.
Но
старость
—
это
Рим,
который
Взамен
турусов
и
колес
Не
читки
требует
с
актера,
А
полной
гибели
всерьез.
Когда
строку
диктует
чувство,
Оно
на
сцену
шлет
раба,
И
тут
кончается
искусство,
И
дышат
почва
и
судьба.
На
конец
1920-х —
начало
1930-х
годов
приходится
короткий
период
официального
советского
признания
творчества
Пастернака.
Он
принимает
активное участие в деятельности Союза писателей СССР и в 1934 году выступает
с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально
назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза. Его большой однотомник
с 1933 по 1936 год ежегодно переиздаётся. В 1935 году Пастернак участвует в
работе проходящего в Париже Международного конгресса писателей в защиту
мира, где с ним случается нервный срыв. Это была его последняя поездка за
границу. (Слайд №18)
В
1935
году
Пастернак
заступился
за мужа и сына Анны
Ахматовой,
освобождённых
из
тюрем
после
писем
Сталину
от
Пастернака
и
Анны
Ахматовой.
В
декабре 1935
года Пастернак
шлёт
в
подарок
Сталину
книгу
переводов Грузинской
лирики и
в
сопроводительном
письме
благодарит
за
«чудное молниеносное освобождение родных Ахматовой».
В январе 1936 года Пастернак публикует два стихотворения, обращённые со
словами восхищения к И. В. Сталину.
Но уже к середине 1936 года отношение властей к нему меняется — его
упрекают не только в «отрешённости от жизни», но и в «мировоззрении, не
соответствующем
эпохе»,
и
безоговорочно
требуют
тематической
и
идейной
перестройки.
(Слайд №19)
Николоз Бараташвили
Младенец
Надежно детский мир его устроен.
Он живо чувствует, что рядом мать,
И так в ее присутствии спокоен,
Что не боится взоры вкруг кидать.
Жизнь для него – нисколько не загадка.
Своим явленьем сам вменил он в долг,
Чтоб старшие склонялись над кроваткой,
Пока он голосит и не умолк.
Воркуй по-голубиному, младенец,
Болтай свое на языке сивилл.
Пока тебя, миров переселенец,
Своею ложью мир не отравил.
1839
Первая полоса отчуждения Пастернака от официальной литературы
Стихи Пастернака приобретают более личный и трагический оттенок. В 1936
году поселяется на даче в Переделкино, где с перерывами проживёт до конца
жизни. К концу 1930-х годов он обращается к прозе и переводам, которые в 40-х
годах становятся основным источником его заработка.
1942-1943 годы провёл в эвакуации в Чистополе. Помогал денежно многим
людям, в том числе репрессированной дочери Марины Цветаевой — Ариадне
Эфрон.
В военные годы Пастернак интенсивно работал над стихами, вошедшими на
правах цикла в книгу «Стихи о войне». С этими стихотворениями он побывал в
составе писательской бригады на Брянском фронте. В перерывах между боями
Пастернак
читал
солдатам
стихотворение
«Бобыль»,
в
котором
запечатлена
обстановка страшной осени сорок первого года.
(Слайд №21)
В 1943 году в составе писательской бригады
Б.Пастернак отправился в
действующую
армию.
Поэт
был
в
Туле,
Мценске,
Орле.
Впечатления
от
«чудовищности происходящего» отражены им во «Фронтовом дневнике» (1943).
(Слайд №22)
В 1943 году выходит книга стихотворений «На ранних поездах», включающая
четыре цикла стихов предвоенного и военного времени. Именно в этом сборнике
отразилось
изменение
творческой
манеры
Пастернака,
обусловленное
изменением его мироощущения. Пастернак приходит к выводу, что неслыханная
простота жизни заключается в родстве всего со всеми, человека с природой.
За
период
1940-1950-х
годов
написаны
две
книги
стихов
–
«На
ранних
поездах» (1943) и «Земной простор» (1945). Подобно А.Блоку, Пастернак создал
образ России, имеющей свою, русскую судьбу. В цикле «Стихи о войне» тема
жертвенности и бессмертия души – одна из главных. (Слайд №23)
В 1946 году Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской (1912—1995), и она
стала «музой» поэта. Он посвятил ей многие стихотворения. До самой смерти
Пастернака их связывали близкие отношения. (Слайд №24)
Как бы ни складывались отношения на стороне, Пастернак все же не мог
оторваться
от
семьи,
всегда
возвращаясь
к
уютному
очагу,
всепрощающей
Зинаиде Нейгауз.
Но останутся прекрасные красивые стихи о любви, посвященные Ольге
Ивинской:
"И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день,
И не кончается объятье".
(Слайд №25)
«Доктор Живаго»
В течение десяти лет – с 1945 по 1955 год – Пастернак трудился над романом
"Доктор Живаго", который стал вершиной его творчества, и из-за которого
писатель подвергся нападкам со стороны правительства. Произведение было
запрещено к печати. (Слайд №26)
В начале 1956 года Пастернак, надеясь на публикацию завершенного романа в
ведущих советских журналах, отдал его в редакцию «Нового мира», но осенью
того же года получил письмо с отказом. В конце 1957 года «Доктор Живаго» был
опубликован на итальянском языке в Милане издателем Фельтринелли, которому
Пастернак передал копию рукописи, когда понял, что о печати книги в СССР
не может быть речи. Вскоре последовали издания на других языки.
(Слайд №27)
Публикация «Живаго» на Западе — и на иностранных языках, и на русском —
сделала Пастернака едва ли не государственным преступником.
23 октября 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия, что было
с негодованием воспринято в СССР. Пастернака исключили из Союза писателей.
(Слайд №28)
Стихотворение Б. Пастернака «Нобелевская премия»
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
11 февраля 1959 года английский перевод стихотворения напечатали в газете
«Нью стейтсмен» (Англия). О публикации узнали, и поэту предъявили обвинение
по статье 64 в измене родине и пригрозили арестом. (Слайд №29)
Отказ от премии
На Пастернака было оказано и личное давление, которое, в конечном счёте,
принудило его отказаться от премии.
В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал: «В
силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к
которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за
оскорбление мой добровольный отказ». (Слайд №30)
Болезнь
Летом 1959 гoдa Пастернак начинает работу над оставшейся незавершённой
пьесой «Слепая красавица», но обнаруженная вскоре болезнь (рак лёгких) в
последние месяцы жизни приковывает его к постели. Дмитрий Быков, биограф
Пастернака, считает, что болезнь развилась на нервной почве во время травли.
(Слайд №31)
С середины апреля 1960 года боли в спине усилились, и Пастернак позволил
себе лечь в постель, отчётливо сознавая неизлечимость своей болезни.
Пастернак умер от рака лёгких 30 мая 1960 в Переделкине. Сотни людей
(среди них Н. Коржавин, Б. Ш. Окуджава, А. A. Вознесенский) пришли 2 июня
1960 года на его похороны, несмотря на опалу поэта.
(Слайд №32)
Стихотворение из цикла «Когда разгуляется» осталось незавершённым.
Прочитайте выразительно, ответьте на вопрос: «Какой итог жизненного пути
подводит поэт? Чем гордится? Сломан ли он обстоятельствами?»
Перед красой земли в апреле
Опять как вкопанный стою.
Но север держит в чёрном теле
Тебя, родимую мою.
Зачем отмерены так куце
Дерзанья наши и мечты,
И не дано нам развернуться
От сил и сердца полноты.
Мне мир открыт, я миру ве́
дом,
Зачем мне даром пропадать
И за общественным обедом
Из хлеба шарики катать.
Зачем отмалчиваться робко,
Своё заветное тая,
Зачем расхлёбывать похлебку,
Которую варил не я.
Столом с посудой лучше грохну,
Пускай и отобью кулак,
Но с общим стадом не заглохну
В толпе ничтожеств и кривляк.
В компании личин и кукол
Комедии я не ломал,
И в тон начальству не сюсюкал
В толпе льстецов и прихлебал.
Апрель 1960 года
В 1965 году в СССР была опубликована поэтическая книга Б.Пастернака
«Стихотворения и поэма», в которую вошёл и последний стихотворный цикл
поэта «Когда разгуляется» (1959). Здесь поставлены проблемы, волновавшие
поэта на протяжении всего жизненного пути: поэт и время, жизнь и бессмертие,
преходящее и вечное.
(Слайд №33)
Лирика
В раннем стихотворении ("Определение поэзии", 1917) поэзия определялась так:
Это – круто налившийся свист,
Это – щелканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьев поединок...
Композиторское
умение
Пастернака
в звуке передавать
и
внешний,
и
внутренний мир приводит к тому, что в ранней лирике у него подчас скорее
звучание,
чем
привычное
значение
слов
определяют
отбор
художественных
образов. Как утверждал сам поэт в статье "Несколько положений" (1918, 1922), по
"врожденному слуху поэзия подыскивает мелодию природы среди шума словаря
и, подобрав ее, как подбирают мотив, предается затем импровизации на эту
тему".
Шум дождя и звук падающих капель в этих строчках чувствуешь, можно
сказать, губами и кончиком языка. Не ощущая этого, трудно объяснить, почему у
ливня появились «отростки», которые «грязнут в гроздьях» садовых растений. Не
случайно О. Э. Мандельштам заметил, что стихи Пастернака «почитать – горло
прочистить, дыханье укрепить, обновить легкие: такие стихи должны быть
целебны от туберкулеза».
(Слайд №37)
В зрелую пору Пастернак говорил, что «строчки с кровью убивают», что в
искусстве слова «дышат почва и судьба».
В позднюю пору ему уже хочется «всё время схватывая нить судеб, событий,
жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья».
Пастернак считал, что искусство не призвано описывать жизнь, но выражает
жизнь, беря в ней своё начало. Таким образом, искусство для Пастернака – орган
речи самой жизни. Сама жизнь говорит через поэзию.
«Поэзия» (1932)
Поэзия, я буду клясться
Тобой, и кончу, прохрипев:
Ты не осанка сладкогласца,
Ты – лето с местом в третьем классе,
Ты пригород, а не припев.
Поэзия, когда под краном
Пустой, как цинк ведра, трюизм,
То и тогда струя сохранна,
Тетрадь подставлена, – струись!
По мысли Пастернака, высшая ступень авторской точности не в том, что образ
художника
не
похож
на
образы
других,
а
тогда,
когда
он
соответствует
действительности. В одном из своих самых известных стихотворений «Ночь»
1956 г. он писал:
Не спи, не спи, художник,
Не придавайся сну.
Ты – вечности заложник
У времени в плену.
Послушаем это стихотворение в исполнении
автора. Звучит запись голоса Б.Пастернака.
Для поэзии необходима философия, считал поэт. – Без философии поэзия
мельчает (Стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»).
Поэт взвешивает каждое сказанное слово.
Если говорить о тематике стихотворений, можно отметить множество тем: о
любви, о природе, об отношениях людей друг к другу, о жизни и смерти, о тайне
человеческого существования.
Все стихи Пастернака глубоко философичны, о чём бы он ни писал.
Поэт был очень влюбчив, через его жизнь, а значит и творчество, прошло много
женщин. Общее отношение к возлюбленным и любви в целом Борис Леонидович
выразил в этом стихотворении, написанном в зрелом возрасте:
"А я пред чудом женских рук,
Спины, и плеч, и шеи
И так с привязанностью слуг
Весь век благоговею».
(Слайд №38)
Это стихотворение посвящено О.Ивинской.
В марте 1959 года он писал Ивинской: «Родная Олюша моя… Я чувствую тебя
такой неотделимой от себя… Радость моя, прелесть моя, какое невероятное
счастье, что ты есть на свете, что в мире есть эта едва представимая возможность
разыскать и увидеть тебя, что ты меня терпишь, что ты мне позволяешь изливать
и вываливать тебе всё, что от встречи к встрече накопилось и собралось у меня в
мыслях и душе… ».
Послушайте это стихотворение, обратите внимание, как оно читается.
Какую картину изображает автор?
Можно ли проследить отношение автора к этой женщине?
Не ловите ли вы себя на мысли, что автор описывает не поведение женщины, а
каприз маленького ребёнка?
Недотрога, тихоня в быту,
Ты сейчас вся огонь, вся горенье,
Дай запру я твою красоту
В темном тереме стихотворенья.
Посмотри, как преображена
Огневой кожурой абажура
Конура, край стены, край окна,
Наши тени и наши фигуры.
Ты с ногами сидишь на тахте,
Под себя их поджав по–турецки.
Все равно, на свету, в темноте,
Ты всегда рассуждаешь по–детски.
Замечтавшись, ты нижешь на шнур
Горсть на платье скатившихся бусин.
Слишком грустен твой вид, чересчур
Разговор твой прямой безыскусен.
Пошло слово любовь, ты права.
Я придумаю кличку иную.
Для тебя я весь мир, все слова,
Если хочешь, переименую.
Разве хмурый твой вид передаст
Чувств твоих рудоносную залежь,
Сердца тайно светящийся пласт?
Ну так что же глаза ты печалишь?
1956
Закрепление.
1. Викторина.
1. Где и когда родился Борис Пастернак?
2. Кем были его родители?
3. Почему Розалия Исидоровна прекратила свою концертную деятельность?
4. До некоторого времени отец Бориса Пастернака предполагал, что его сын будет
художником. С чем это было связано?
5. Почему ожидания отца не оправдались?
6. Кто стал кумиром молодого Пастернака в музыке?
7. Название 3-ей симфонии А.Скрябина.
7. Сколько лет Пастернак отдал музыкальной композиции?
8. Как сам Пастернак объяснял причину того, что оставил занятия музыкой?
9. Почему он оставил и занятия философией? Были ли успехи у него в этой науке?
10. Как родители восприняли первые литературные опыты сына?
11. Пастернак начинал как поэт-… ? Кто был кумиром Пастернака и многих его
сверстников в литературе?
12. Почему некоторое время он состоял в группе «Центрифуга»?
13. Почему Пастернак разошёлся с ЛЕФовцами и попал в разряд «попутчиков»?
14. Каким стихотворением начинался почти каждый его литературный сборник?
15. Название книг Пастернака.
16. Стихотворения книги «Сестра моя – жизнь» были написаны в 1917 году. В каком
году вышла в свет эта книга?
16.
Почему
в
конце
30-х
годов
Пастернак
уехал
в
Переделкино
и
занялся
переводами?
17. Какое расстрельное письмо подписал Пастернак?
18. Почему Пастернака вынудили отказаться от Нобелевской премии?
2. Прием «Толстые и тонкие вопросы» (взаимоопрос).
V. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.
Достигнута ли цель занятия?
дать общую характеристику работы группы;
оценить работу всех или отдельных студентов.
VI. Домашнее задание: