Автор: Афонская Лена Петровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОБУ "СОШ № 17 г.Якутска"
Населённый пункт: г.Якутск, Республика Саха Якутия
Наименование материала: Статья
Тема: Некоторые условия и принципы подготовки и проведения предметных олимпиад.
Раздел: полное образование
Некоторые условия и принципы подготовки и проведения предметных
олимпиад.
(Афонская Лена Петровна, учитель географии, МОБУ СОШ №17 г. Якутска)
Один из сложных вопросов, на который ищут ответ учителя географии (и не только
географии),
-
как
подготовить
ученика
к
участию
в
соревнованиях
по
предмету,
будь
то
олимпиада,
школьная
викторина
или
другие
турниры.
Одной
из
эффективных
форм
внеклассной работы со школьниками являются олимпиады.
Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными.
К
настоящему
времени
разработаны
общие
принципы
подготовки
и
проведения
предметных
олимпиад
в
работах
Подлесного
Д.В.,
Вирачева
Б.П.
Большинство
учителей
предпочитают индивидуальную подготовку (т.е. после занятий). И этот путь общепринят, хотя
индивидуальная подготовка учащихся не всегда приводит к желаемым результатам. К другим
формам
подготовки
к
олимпиадам
можно
отнести
географические
кружки,
факультативы,
спецкурсы, научные общества учащихся.
В
любой
сфере
деятельности
существуют
помимо
общих
принципов,
есть
свои
специфические,
которые
в
совокупности
с
основными
законами,
понятиями,
приемами,
образуют
рабочую
«философию».К
настоящему
времени
разработаны
общие
принципы
подготовки и проведения предметных олимпиад в работах Подлесного Д.В., Вирачева Б.П. В
данной статье на основании подходов указанных авторов, а также собственного многолетнего
опыта нами предлагаются условия и принципы подготовки школьников к олимпиадам.
Основные условия подготовки к предметным олимпиадам.
1.
Необходимость
отбора
учащихся
при
помощи
различных
методик
диагностирования,
выявляющих
общие
способности
(умение
работать
с
различными
источниками
знаний,
умение
осуществлять
многовариантность
решения
поставленной
проблемы) и определенные способности по предмету. Конечно, идеальным контингентом для
подготовки
к
олимпиадам
являются
те,
у
кого
имеется
«страстное»
желание
к
освоению
географии,
высокий
уровень
как
общих,
так
и
специфических
способностей,
высокая
работоспособность в выполнении до определенной степени монотонной черновой работы,
присутствующей в любой деятельности.
2.
Подготовка
учащихся
к
олимпиадам
требует
дополнительных
занятий
во
внеурочное время, в виде спецкурса, факультатива. Именно в это время возможна кропотливая,
индивидуальная работа учителя с учащимися. Учителю необходимо отчетливо осознать, что его
отношения с учениками должны быть партнерскими. Превосходство учителя выражается в
уровне знаний и умений, и чем выше эти качества, тем больше учитель свободен в смысле
педагогических воздействий на ученика.
3.
Более широкое использование на уроках творческих заданий, которые могут быть
включены в различные этапы урока, в программу контрольных работ, семинаров, зачетов.
Основные принципы подготовки учащихся к участию в олимпиадах.
Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного
решения
заданий.
Самые
прочные
знания
–
это
те,
которые
добываются
собственными
усилиями, самостоятельно, в процессе работы с литературой при решении различные заданий.
Учителю
необходимо
это
учитывать,
организуя
подготовку
учащихся
к
олимпиаде.
Самостоятельно
полученное
правильное
решение,
пусть
даже
иногда
не
через
полное
логическое обоснование, со значительной долей чувственного, интуитивного ощущения, в
дальнейшем при окончательном коллективном разборе с анализом результата примет ясную
убедительную форму.
Данный принцип, предоставляя возможность предельной самостоятельности учащегося,
предполагает
тщательный
и
тактичный
контроль
со
стороны
учителя-руководителя
при
проведении итогов при решении заданий.
Активность знаний. Одна из особенностей олимпиад заключается в том, что весь запас
знаний и умений участника находится в постоянном активном применении, использовании при
решении заданий. Олимпиадные задания составляются с учетом всех предыдущих знаний в
соответствии с требованиями школьной программы и знаниями, полученными в настоящий
момент. При подготовке к олимпиадам происходит уточнение, углубление, расширение запаса
знаний. Исходя из этого следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является одной
из эффективных форм подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
Принцип опережающего уровня сложности.Для успешного участия в олимпиаде на
отдельном
ее
этапе
учащийся
должен
владеть
знаниями
и
умениями
решать
задания,
соответствующие
последующему
этапу
олимпиады,
где
будут
предложены
задания
более
высокого
уровня
сложности.
В
этом
и
заключается
суть
принципа
опережающего
уровня
сложности,
эффективность
которого
многократно
подтверждалось
нами
на
практике.
При
подготовке учащихся к любому туру олимпиады учитель с учащимися решают задания более
высокого уровня сложности, чем это потребуется, т.е. уровня последующего тура. Например,
при подготовке к городскому туру решаем задания республиканского тура предыдущих лет и
т.п. В психологическом плане реализация описанного выше принципа придает уверенность
учащемуся во время самой олимпиады, раскрепощает, выводит из «оцепенения».
Анализ
результатов
прошедших
олимпиад.
При
анализе
прошедших
олимпиад
вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные предыдущей деятельностью как
учителя, так и ученика. Данный принцип в большей степени обязателен для учителя, так как он
положительно
повлияет
на
качество
подготовки
учащихся
к
олимпиадам.
Но
он
также
необходим и для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, а
также развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки. Поэтому после
олимпиады
учителю
необходимо
уделить
время
для
того,
чтобы
проанализировать
работу
учащихся на олимпиаде.
«Последние наставления». В завершение последнего занятия перед олимпиадой учителю
следует поговорить с учащимися о тактике выполнения заданий на самой олимпиаде. За два-три
дня до олимпиады рекомендуется отказаться от решений олимпиадных заданий. В противном
случае, особенно имея в виду крайность – «чем больше и сложнее, тем лучше», это может
привести
к
психологическому
утомлению
организма,
появлению
охранительной
реакции
(нежелания, отторжения), притупления творческого потенциала. За время этой важной паузы, то
есть ухода от активной мыслительной деятельности, в организме того, кто действительно
располагает творческими способностями к познанию и стремлению к истине, накапливаются
резервы и желание добиться успеха на олимпиаде.
Необходимый
минимум.
Для
каждого
конкретного
человека
заданий
любого
уровня
существует бесконечно много. Из этого очевидно, что действовать по принципу «чем больше,
тем
лучше»
неразумно.
Поэтому
мы
считаем,
что
существует
некая
2золотая
середина»,
необходимый минимум заданий, которые нужно решать. Никто не укажет точной границы этого
минимума, он индивидуален. «Необходимый минимум» в значительной степени определяется и
задается искусством учителя, зависит от его знаний, интеллекта, умений и опыта. На наших
занятиях идея о том, что заданий бесконечно много, что всех их не перерешать, да в этом и нет
необходимости, время от времени, мимоходом, обсуждается с учениками.
Принцип «ненасилия над психикой». Результаты, которые будут достигнуты учащимися,
различны и обусловлены рядом факторов, например уровнем интеллектуального развития,
работоспособностью, желанием победить. Но занятия по подготовке к олимпиадам учащиеся
должны посещать регулярно, хотя, как показывает практика, некоторые учащиеся занимаются
не систематически, урывками, что связано с их дополнительной загруженностью, склонностью
к
деятельности
в
другой
области.
У
Учителя
это
не
должно
вызывать
раздражения,
отрицательных эмоций. Отношения должны оставаться уважительными друг другу. Всегда есть
небольшая часть ребят, которые «сходят с дистанции», увлеченные другой, более подходящей
для
них
деятельностью
(это
тоже
естественно).
Не
следует
каким-то
волевым
напором,
«административным» давлением удерживать личность, от этого никому в итоге легче не будет, а
в другой области деятельности она (личность) может плодотворно проявиться.
Основные принципы проведения олимпиад.
Обучающий характер олимпиад.
Олимпиаду на всех этапах необходимо рассматривать как систему мероприятий, в ходе
которых развивается активный интерес учащихся к географии. Осуществляется
дифференцированный подход по отношению к учащимся, обладающим более глубокой
интуицией к предмету, а потому и творческими возможностями в данной области.
Возрастание среднего уровня сложности заданий и требований на последующих
этапах ( от школьного до международного)
Вполне естественный принцип, который учитывает, что уровень способностей, таланта,
творчества различен и что для общества ценными являются не только те, кто достигает
лидерства на заключительных этапах олимпиад ( их единицы!), но и участники предыдущих
олимпиад. Ведь область приложения географии довольно широка – от ученого – профессионала
до учителя. В каждой из этих профессий можно стать экспертом: на высшем уровне владеть
знаниями и умениями и быть консультантом для других.
Условие достаточной квалификации членов жюри и составителей заданий.
Олимпиадные задания должны удовлетворять определенным условиям и принципам,
знанием которых, естественно, должны обладать составители заданий. То, что они должны быть
интересными, поучительными, из разных разделов, выдержанными по уровню сложности.
Необходимость апелляций.
Участникам олимпиады предоставляется возможность оспорить правильность проверки
работ. Обсудить свое решение с членами жюри. Иногда при этом оказывается была допущена
ошибка. Во время апелляции учащийся и член жюри должны быть партнерами в смысле
выяснения истины.
Подведение итогов олимпиад.
Совершенно необходимое организационное мероприятие для учета отрицательных и
положительных моментов с целью внесения корректив в организации будущих олимпиад.