Автор: Костюченко Марина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г. Почеп, Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование общеинтеллектуальных умений и навыков при работе с текстом на уроках русского языка
Раздел: полное образование
Формирование
общеинтеллектуальных
умений и навыков при
работе с текстом на уроках русского языка
В
настоящее
время
большое
внимание
уделяется
подготовке
молодого
поколен и я к
творческой
деятельности
во
всех
сферах
о б ще с т ва .
Соответственно
повышается
роль
школы
в
воспитании
а кт и в н ы х ,
инициативных,
творчески
мыслящих
и
духовно богатых
граждан
страны.
В
связи
с
этим
современное
обучение
должно
проводиться
таким
образом,
чтобы
у учащихся
пробуждался
интерес
к
знаниям,
возрастала
потребность
в
более
полном
глубоком
их
усвоении,
развивалась
инициатива
и
самостоятельность
в
работе.
В процессе
обучения
учащиеся
д ол ж н ы
н е
тол ь ко
о вл а д е ват ь
з н а н и я м и ,
н о
и
развивать
свои
познавательные
способности
и
творческие
силы.
И
задача
учителя
состоит
в
том,
чтобы
включить
ученика,
даже
самого
слабого,
учебную
деятельность.
То
есть
учитель
должен
организовать
урок
так,
чтобы
дети
самостоятельно
овладевали
новыми
знаниями
и
самостоятельно
же
применяли
эти
знания
в
решении
разнообразных
проблем:
познавательных,
учебно-практических, жизненных.
На
сегодняшний
день
одной
из
наиболее
актуальных
тем
в
образовании является
«Формирование
общеинтеллектуальных
умений,
навыков
и
способов деятельности
через
использование
различных
форм
и
методов
обучения».
Что
же
мы
понимаем
подданными
понятиями:
общеинтеллектуальные
умения и навыки?
Общеинтеллектуальные умения- это способность анализировать, обобщать,
сравнивать,
классифицировать,
выделять
существенные
п р и з н а к и ,
закономерности, делать выводы и т.п.
Общеинтеллектуальные
навыки-
это
доведенные
до
автоматизма
интеллектуальные умения.
Какой
же
метод
наиболее
эффективен
при
формировании
общеинтеллектуальных умений, навыков и способов деятельности?
Я бы хотела остановиться на работе с текстом на уроках русского языка. Я
считаю,
что
работа
с
текстом
представляет
собой
хорошо
продуманный,
последовательно выполненный логически завершенный цикл. В нем выделяется,
прежде всего,
два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном
этапе учащимся предлагается своеобразный «текстовый полуфабрикат». Это текст
в незавершенном виде, без сформулированного к нему задания.
Нередко исходный материал сопровождается дополнительной записью,
которая помогает направить мысль ученика в нужное русло при формулировании
задания.
На
основании
самостоятельного
анализа
исходного
материала
учащиеся
сами
формулируют задание по восстановлению или составлению текста и выполняют
его.
Ценность
этой
работы
состоит
в
том,
что
самостоятельно
осуществляемый,
разносторонний,
предварительный
анализ
материала
помогает
приобретать
школьникам
очень
важное
умение
—
видеть
орфографические,
синтаксические
и другие
особенности
той
или
иной
записи.
Важно,
что
в
это
время
у
ученика
интенсивно
работает
внимание,
память,
мышление,
речь.
Эту
работу
можно
использовать
па
всех
этапах
урока
усвоения
новых
знаний,
и
на уроках
повторения,
уроках
контроля.
Объем
текста,
степень
сложности
заданий определяет
учитель,
исходя
из
целей
урока
и
уровня
подготовленности
учащихся.
Рассмотрим
работу
с
текстом
на
определенных
этапах
урока.
(Слайд
3)
1.Этап
мотивации.
Один
из
важных
этапов
па
уроке.
Дети
должны
удивиться,
пойти
вперед,
а
столкнувшись
с
проблемным
вопросом,
с
проблемной
ситуацией,
захотеть
решить
проблему,
исследовать
вопрос,
найти
решение.
Чаще
всего
мною
используются лингвистические
сказки
либо
загадки.
Задание
1. Прочитайте
стихотворения,
определите,
что у них общего.
Задание 2.Озаглавьте
каждое
стихотворение,
определив,7
о
каком
растении
идет
речь.
Можете
при
выполнении
задания
использовать
слова
под
цифрой
четыре.
1.Есть
один
такой
цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок — и нет цветка.
2.Весь в пыли (хоть сил немного),
У дороги он торчит.
У него согнулись ноги,
Неприметен он на вид.
3.У
занесенных
снегом
кочек,
Под
белой
шапкой
снеговой
Нашли
мы
маленький
цветочек,
Полузамерзший,
чуть
живой.
(1.одуванчик, 2.подорожник, 3.подснежник. 4. морошка приземистая, 5
морошка). Запишите слова, вставьте пропущенные буквы).
(Слайд
4 ) 2.Этан
целеполагання.
Дети
должны
самостоятельно
сформулировать
цели,
причем
не
только
предметные,
но
и
личностные
(Зачем
мне
это
надо?).
Задание
1. Назовите
слова,
которые
стали
названиями
стихотворений,
определите,
правописание
какой
морфемы
надо
знать,
чтобы
не
ошибиться
в
написании
этих слов,
и
сформулируйте
тему
сегодняшнего
урока.
Все
буквы
пропущены
в
приставке
слова.
Значит.
тема
сегодняшнего
урока:
Правописанне
приставок.
Задание
2.
Отталкиваясь
от
темы
урока
и
учитывая,
что
все
правила,
о
которых
пойдет
речь,
вам
уже
знакомы,
сформулируйте
его
цель.
Используйте
для
этого опорную
запись:
Цель: 1) повторить …г и с в ̚̚
2)совершенствовать …… г и с в ̚̚
Цель
урока:
повторить
правила
правописания
гласных
и
согласных
в
приставках; совершенствовать умения по правописанию гласных и согласных в
приставках.
(Слайд 5) 3. Этап актуализации знаний у ч а щ и хс я
Прием «Диктант на засыпку»
Подобные тематические диктанты комплексно проверяют усвоение знаний по
какому-либо разделу орфографии. У нас тема «Правописание приставок» можно
предложить такой диктант:
Пр..дание о пр..видении
Эта пр..непр..ятная история пр..ключилась в начале прошлого века
одном
из
пр..волжских
городов.
В
театре
шла
пр..мьера
оперы
«Пр..ятная
пр..вилегия».
Пр..дставление
пр..ближалось
к
концу.
Публика
пр..красно
пр..нимала спектакль и была в пр..поднятом настроении…
Задание 1. Расскажите о правописании приставок, которые используются в
диктанте.
Задание 2. На какие группы можно разделить приставки с точки зрения их
написания?
(Слайд 6) 4. Этап закрепления знаний.
Работа по вариантам.
–
Упражнение 1 (карточка 1)
1. Почему у самого первого весеннего цветка такое пр..красное н.. звание — □?
Еще не ра..таял в пр..легающих к лесу оврагах снег, а уже цветут под деревьями,
белым и голубым ковром ра…стилаются □.
2.Как только мы выйдем за порог и о..правимся по дороге в поле, сразу
з..метим □ .Он ра..росся вдоль тропинок, около жилищ и з..брошенных п.. строек.
3.Этимология у слова «□» совсем прозрачная. П.. дует ветер или кто-то пр..
тронется к этому цветку, ра..летятся п..всюду семена-парашютики.
Задание
1.
Прочитайтс
написанные
тексты,
восстановив
пропущенные
слова.
Первый вариант — работа с текстом, в котором говорится о том же
растении,
что
и
в
первом
четверостишии.
Второй
вариант
—
работа
с
текстом,
в
котором
говори
тся
о
растении
из
второго
четверостишия.
Третий
вариант
—
работа
с
текстом,
в
котором
говорится
о
растении
из
третьего
четверостишия. (Задание
выполняют
устно
и
проверяют).
Задание
2.
Внимательно
рассмотрите
таблицу
на
доске.
Сформулируйте
письменное задание по всем трем текстам.
1 вариант
2 вариант
3 вариант
Гласные и согласные
в
приставке
независимо
от произношения, кроме
приставок на з- (с-)
Гласные в пре и
при
Гласные в пре и при
Работа в парах.
- Назовите слова с одинаковыми орфограммами из всех трех тестов.
2. Если первое упражнение было связано с орфографией, то второе мы свяжем с
синтаксисом.
Задание 1. Возьмите карточку 2, прочитайте написанные на ней предложения,
рассмотрите данные схемы, сформулируйте задание.
Совсем нет цветов на полях и лугах. Только стоит один желтенький
цветок.
Стоит
он
гордо
днем
и
ночью.
Оказалось,
это
бессмертник.
Не
прилетают к этому цветку насекомые, потому что он высох, распустившись
в прошлом году. Отцвели незабудки гвоздики колокольчики. Желтый розовый
или красный бессмертник красуется долго.
1. [©, ©, ©].
2.[©и ©].
3.[ ].
4.[ ], (что ).
5.[©, © или ©].
6.[©и©].
7.[ ], (потому что ).
Надо
записать
предложения
в
соответствии
со
схемами
так,
чтобы
получился
текст,
расставить
недостающие
знаки
препинания,
объяснить
их
постановку. Текст озаглавить.
В
зависимости
от
подготовленности
класса
задание
выполняют
в
парах,
в
группах
или
индивидуально,
затем
проверяют
с
обоснованием.
(Слайд 9) 4. Этап рефлексии.
Создать связный ответ, используя данные начала предложений.
Приём «Незаконченные предложения»
Приставка-это….
Правописание приставок на –з, -с зависит… .
Правописание приставки при … .
Правописание приставки пре… .
(Слайд 10). Домашнее задание.
Вернитесь к первому заданию, посмотрите слова под цифрой 4.
-О каких растениях мы не говорили)
-Сформулируйте домашнее задание, учитывая преобладающие формы работы
на уроке.
Составить тексты:
- о морошке приземистой (1 вариант),
-о безвременнике (2 вариант).
Мы
рассмотрели
работу
с
текстом
на
уроке
повторения
правописания
приставок, но чаще на уроках повторения и обобщения изученного материала по
определенной теме я использую в работе комплексный анализ текста, начиная с 5
класса, который позволяет систематизировать знания учащихся после изучения
темы. На уроках контроля также используется работа с текстом – это зачеты,
диагностические тесты.
Итак, что нам дает работа с текстом на уроках русского языка:
во-первых,
способствует
формированию
общеинтеллектуальных
умений,
навыков,
способов
деятельности:
учащиеся
учатся
анализировать
текст,
самостоятельно формулировать задания к нему, выделять основную мысль, делать
выводы после окончания работы;
во-вторых, это хорошая подготовка ко Всероссийским проверочным работам, к
итоговой
аттестации,
которые
содержат
в
своем
составе
не
только
тестовые
задания, но и работу с текстом.