Напоминание

Формирование общеинтеллектуальных умений и навыков при работе с текстом на уроках русского языка


Автор: Костюченко Марина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г. Почеп, Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование общеинтеллектуальных умений и навыков при работе с текстом на уроках русского языка
Раздел: полное образование





Назад




Формирование

общеинтеллектуальных

умений и навыков при

работе с текстом на уроках русского языка

В

настоящее

время

большое

внимание

уделяется

подготовке

молодого

поколен и я к

творческой

деятельности

во

всех

сферах

о б ще с т ва .

Соответственно

повышается

роль

школы

в

воспитании

а кт и в н ы х ,

инициативных,

творчески

мыслящих

и

духовно богатых

граждан

страны.

В

связи

с

этим

современное

обучение

должно

проводиться

таким

образом,

чтобы

у учащихся

пробуждался

интерес

к

знаниям,

возрастала

потребность

в

более

полном

глубоком

их

усвоении,

развивалась

инициатива

и

самостоятельность

в

работе.

В процессе

обучения

учащиеся

д ол ж н ы

н е

тол ь ко

о вл а д е ват ь

з н а н и я м и ,

н о

и

развивать

свои

познавательные

способности

и

творческие

силы.

И

задача

учителя

состоит

в

том,

чтобы

включить

ученика,

даже

самого

слабого,

учебную

деятельность.

То

есть

учитель

должен

организовать

урок

так,

чтобы

дети

самостоятельно

овладевали

новыми

знаниями

и

самостоятельно

же

применяли

эти

знания

в

решении

разнообразных

проблем:

познавательных,

учебно-практических, жизненных.

На

сегодняшний

день

одной

из

наиболее

актуальных

тем

в

образовании является

«Формирование

общеинтеллектуальных

умений,

навыков

и

способов деятельности

через

использование

различных

форм

и

методов

обучения».

Что

же

мы

понимаем

подданными

понятиями:

общеинтеллектуальные

умения и навыки?

Общеинтеллектуальные умения- это способность анализировать, обобщать,

сравнивать,

классифицировать,

выделять

существенные

п р и з н а к и ,

закономерности, делать выводы и т.п.

Общеинтеллектуальные

навыки-

это

доведенные

до

автоматизма

интеллектуальные умения.

Какой

же

метод

наиболее

эффективен

при

формировании

общеинтеллектуальных умений, навыков и способов деятельности?

Я бы хотела остановиться на работе с текстом на уроках русского языка. Я

считаю,

что

работа

с

текстом

представляет

собой

хорошо

продуманный,

последовательно выполненный логически завершенный цикл. В нем выделяется,

прежде всего,

два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном

этапе учащимся предлагается своеобразный «текстовый полуфабрикат». Это текст

в незавершенном виде, без сформулированного к нему задания.

Нередко исходный материал сопровождается дополнительной записью,

которая помогает направить мысль ученика в нужное русло при формулировании

задания.

На

основании

самостоятельного

анализа

исходного

материала

учащиеся

сами

формулируют задание по восстановлению или составлению текста и выполняют

его.

Ценность

этой

работы

состоит

в

том,

что

самостоятельно

осуществляемый,

разносторонний,

предварительный

анализ

материала

помогает

приобретать

школьникам

очень

важное

умение

видеть

орфографические,

синтаксические

и другие

особенности

той

или

иной

записи.

Важно,

что

в

это

время

у

ученика

интенсивно

работает

внимание,

память,

мышление,

речь.

Эту

работу

можно

использовать

па

всех

этапах

урока

усвоения

новых

знаний,

и

на уроках

повторения,

уроках

контроля.

Объем

текста,

степень

сложности

заданий определяет

учитель,

исходя

из

целей

урока

и

уровня

подготовленности

учащихся.

Рассмотрим

работу

с

текстом

на

определенных

этапах

урока.

(Слайд

3)

1.Этап

мотивации.

Один

из

важных

этапов

па

уроке.

Дети

должны

удивиться,

пойти

вперед,

а

столкнувшись

с

проблемным

вопросом,

с

проблемной

ситуацией,

захотеть

решить

проблему,

исследовать

вопрос,

найти

решение.

Чаще

всего

мною

используются лингвистические

сказки

либо

загадки.

Задание

1. Прочитайте

стихотворения,

определите,

что у них общего.

Задание 2.Озаглавьте

каждое

стихотворение,

определив,7

о

каком

растении

идет

речь.

Можете

при

выполнении

задания

использовать

слова

под

цифрой

четыре.

1.Есть

один

такой

цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка,

Был цветок — и нет цветка.

2.Весь в пыли (хоть сил немного),

У дороги он торчит.

У него согнулись ноги,

Неприметен он на вид.

3.У

занесенных

снегом

кочек,

Под

белой

шапкой

снеговой

Нашли

мы

маленький

цветочек,

Полузамерзший,

чуть

живой.

(1.одуванчик, 2.подорожник, 3.подснежник. 4. морошка приземистая, 5

морошка). Запишите слова, вставьте пропущенные буквы).

(Слайд

4 ) 2.Этан

целеполагання.

Дети

должны

самостоятельно

сформулировать

цели,

причем

не

только

предметные,

но

и

личностные

(Зачем

мне

это

надо?).

Задание

1. Назовите

слова,

которые

стали

названиями

стихотворений,

определите,

правописание

какой

морфемы

надо

знать,

чтобы

не

ошибиться

в

написании

этих слов,

и

сформулируйте

тему

сегодняшнего

урока.

Все

буквы

пропущены

в

приставке

слова.

Значит.

тема

сегодняшнего

урока:

Правописанне

приставок.

Задание

2.

Отталкиваясь

от

темы

урока

и

учитывая,

что

все

правила,

о

которых

пойдет

речь,

вам

уже

знакомы,

сформулируйте

его

цель.

Используйте

для

этого опорную

запись:

Цель: 1) повторить …г и с в ̚̚

2)совершенствовать …… г и с в ̚̚

Цель

урока:

повторить

правила

правописания

гласных

и

согласных

в

приставках; совершенствовать умения по правописанию гласных и согласных в

приставках.

(Слайд 5) 3. Этап актуализации знаний у ч а щ и хс я

Прием «Диктант на засыпку»

Подобные тематические диктанты комплексно проверяют усвоение знаний по

какому-либо разделу орфографии. У нас тема «Правописание приставок» можно

предложить такой диктант:

Пр..дание о пр..видении

Эта пр..непр..ятная история пр..ключилась в начале прошлого века

одном

из

пр..волжских

городов.

В

театре

шла

пр..мьера

оперы

«Пр..ятная

пр..вилегия».

Пр..дставление

пр..ближалось

к

концу.

Публика

пр..красно

пр..нимала спектакль и была в пр..поднятом настроении…

Задание 1. Расскажите о правописании приставок, которые используются в

диктанте.

Задание 2. На какие группы можно разделить приставки с точки зрения их

написания?

(Слайд 6) 4. Этап закрепления знаний.

Работа по вариантам.

Упражнение 1 (карточка 1)

1. Почему у самого первого весеннего цветка такое пр..красное н.. звание —?

Еще не ра..таял в пр..легающих к лесу оврагах снег, а уже цветут под деревьями,

белым и голубым ковром ра…стилаются .

2.Как только мы выйдем за порог и о..правимся по дороге в поле, сразу

з..метим .Он ра..росся вдоль тропинок, около жилищ и з..брошенных п.. строек.

3.Этимология у слова «» совсем прозрачная. П.. дует ветер или кто-то пр..

тронется к этому цветку, ра..летятся п..всюду семена-парашютики.

Задание

1.

Прочитайтс

написанные

тексты,

восстановив

пропущенные

слова.

Первый вариант — работа с текстом, в котором говорится о том же

растении,

что

и

в

первом

четверостишии.

Второй

вариант

работа

с

текстом,

в

котором

говори

тся

о

растении

из

второго

четверостишия.

Третий

вариант

работа

с

текстом,

в

котором

говорится

о

растении

из

третьего

четверостишия. (Задание

выполняют

устно

и

проверяют).

Задание

2.

Внимательно

рассмотрите

таблицу

на

доске.

Сформулируйте

письменное задание по всем трем текстам.

1 вариант

2 вариант

3 вариант

Гласные и согласные

в

приставке

независимо

от произношения, кроме

приставок на з- (с-)

Гласные в пре и

при

Гласные в пре и при

Работа в парах.

- Назовите слова с одинаковыми орфограммами из всех трех тестов.

2. Если первое упражнение было связано с орфографией, то второе мы свяжем с

синтаксисом.

Задание 1. Возьмите карточку 2, прочитайте написанные на ней предложения,

рассмотрите данные схемы, сформулируйте задание.

Совсем нет цветов на полях и лугах. Только стоит один желтенький

цветок.

Стоит

он

гордо

днем

и

ночью.

Оказалось,

это

бессмертник.

Не

прилетают к этому цветку насекомые, потому что он высох, распустившись

в прошлом году. Отцвели незабудки гвоздики колокольчики. Желтый розовый

или красный бессмертник красуется долго.

1. [©, ©, ©].

2.[©и ©].

3.[ ].

4.[ ], (что ).

5.[©, © или ©].

6.[©и©].

7.[ ], (потому что ).

Надо

записать

предложения

в

соответствии

со

схемами

так,

чтобы

получился

текст,

расставить

недостающие

знаки

препинания,

объяснить

их

постановку. Текст озаглавить.

В

зависимости

от

подготовленности

класса

задание

выполняют

в

парах,

в

группах

или

индивидуально,

затем

проверяют

с

обоснованием.

(Слайд 9) 4. Этап рефлексии.

Создать связный ответ, используя данные начала предложений.

Приём «Незаконченные предложения»

Приставка-это….

Правописание приставок на –з, -с зависит… .

Правописание приставки при … .

Правописание приставки пре… .

(Слайд 10). Домашнее задание.

Вернитесь к первому заданию, посмотрите слова под цифрой 4.

-О каких растениях мы не говорили)

-Сформулируйте домашнее задание, учитывая преобладающие формы работы

на уроке.

Составить тексты:

- о морошке приземистой (1 вариант),

-о безвременнике (2 вариант).

Мы

рассмотрели

работу

с

текстом

на

уроке

повторения

правописания

приставок, но чаще на уроках повторения и обобщения изученного материала по

определенной теме я использую в работе комплексный анализ текста, начиная с 5

класса, который позволяет систематизировать знания учащихся после изучения

темы. На уроках контроля также используется работа с текстом – это зачеты,

диагностические тесты.

Итак, что нам дает работа с текстом на уроках русского языка:

во-первых,

способствует

формированию

общеинтеллектуальных

умений,

навыков,

способов

деятельности:

учащиеся

учатся

анализировать

текст,

самостоятельно формулировать задания к нему, выделять основную мысль, делать

выводы после окончания работы;

во-вторых, это хорошая подготовка ко Всероссийским проверочным работам, к

итоговой

аттестации,

которые

содержат

в

своем

составе

не

только

тестовые

задания, но и работу с текстом.



В раздел образования