Автор: Светлана Витальевна Серова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Артемовский колледж сервиса и дизайна
Населённый пункт: Прим.край г.Артем
Наименование материала: ДОКЛАД
Тема: "ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К КАЧЕСТВУ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖА
Раздел: полное образование
Департамент образования и науки Приморского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Артемовский колледж сервиса и дизайна»
Серова С.В.
«Требования работодателей к качеству подготовки выпускников
колледжа»
Артем 2020 г.
Введение
Рыночный тип образовательной системы строится как спектр услуг для
удовлетворения потребностей работодателей в рабочей силе и потребности
личности в приобретении профессии, обеспечивающей достойную жизнь.
Следовательно, реализация основной цели профессионального образования -
подготовка
высококвалифицированного
работника,
с
соответствующим
уровнем,
качеством
и
профилем
образования,
конкурентоспособного
на
рынке труда, мобильного, компетентного, свободно владеющего профессией,
невозможна без сотрудничества с работодателями.
Подготовка
рабочих
кадров
в
системе
среднего
профессионального
образования непосредственно связана с экономикой, поэтому учреждениям
СПО необходимо проводить постоянный мониторинг востребованности на
рынке труда предполагаемых к обучению профессией и специальностей.
На основе проведенного нашим колледжем мониторинга с центром
занятости населения г. Артема было выявлено, что в связи с расширением
сферы услуг, развитием малого и среднего бизнеса увеличился спрос на
специалистов этой области общественного питания, а также то, что мелкие
частные
предприятия,
активно
действующие
в
сфере
услуг
и
охотно
принимающие
на
работу
молодых
специалистов,
не
хотят
или
не
могут
участвовать в подготовке кадров для себя.
Сегодня даже крупные предприятия, работающие стабильно, до сих пор
становятся
сторонними
наблюдателями,
а
не
участниками
подготовки
квалификационной рабочей силы.
Социальное
партнерство
должно
стать
естественной
формой
существования системы профессионального образования. Именно “ в одной
упряжке” с работодателями мы можем готовить достойные кадры рабочих. В
условиях рыночной экономики только в тесном партнерстве с работодателями
становится
возможным
реализовывать
основную
функцию-
обеспечения
труда кадрами в необходимых объемах и качестве подготовки. Мы не будем
отрицать, что “повар”, “парикмахер”, “продавец”, слесарь и каменщик- это
штучный товар. Может быть сколько угодно прекрасных предпринимателей,
но не имея компетентных рабочих, они не будут столь успешными, как им
хотелось бы. Между тем, половина занятых в городской и краевой экономике
имеют начальное профессиональное образование и более 80% вакансий в
центре занятости составляют рабочие профессии.
В настоящее время работодатели, рынок трудовых ресурсов предъявляют
достаточно серьезные требования к рабочему, в тоже время, официальные
программы
подготовки
будущего
рабочего
включают
ту
основу,
которая
понадобится
ему
для
выполнения
профессиональных
функций,
соответствующих 3 выпускному разряду. Иногда этого бывает достаточно для
трудоустройства и адаптации на новом месте работы. Но значительно чаще
работодатели предъявляют дополнительные требования в рамках профессий.
От наших выпускников требуются следующие качества:
1.Профессиональная компетентность.
2.Конкурентоспособность.
3.Творческие способности.
4.Социальная адаптированность.
5.Коммуникативность.
6.Духовно- нравственная зрелость рабочего.
7.Уважение традиций и культуры своего народа.
Однако очевидная заинтересованность всех участников производственных
отношений:
от
профессиональной
подготовки,
а
учреждениях
профессионального
образования
до
успешной
профессиональной
деятельности
всех
категорий
работников
предприятий
всех
форм
собственности
не
означает,
что
система
социального
партнерства
самоорганизуется. Хотя управление потребительского рынка многое делает
для привлечения работодателей к сотрудничеству с колледжем. Она 2-3 раза в
год
собирает
совещания
с
руководителями
предприятий
города,
где
обсуждают
назревшие
проблемы
по
подготовке
кадров
для
них.
Но,
к
сожалению, только два пункта возможного сотрудничества выполняются:
100 % трудоустройство
Редкое наставничество.
Серова
С.В.
преподаватель
по
специальности
19.02.10
«Технология
продукции общественного питания» выступила с предложениями:
1.Создать творческую группу в составе работодателей и представителей
инженерно - педагогического коллектива для совместной разработки учебных
планов и программ в части регионального компонента для учета требований
и пожеланий конкретного работодателя и долевого участия в осуществлении
данного проекта.
2.Содействовать или не препятствовать преподавателям и мастерам П/О
прохождение производственной стажировки на предприятиях города.
3.Вернуть в практику наставничество как один из факторов повышения
качества производственного обучения.
4.Требовать
и
выполнять
соответствие
практических
заданий
на
производстве
детальной
программы,
как
по
тематике,
так
и
по
интенсивности.
5.Учитывать ученическую норму выработки во время производственной
практике.
Основная часть
Отметим и то, что в учреждении СПО для обучения поступает молодежь из
среднего класса и малоимущих слоев населения.
Система СПО для них - это шанс “выкарабкаться” на уровень достойной
жизни.
Их
отно сительно е
преимуще ство
в
конкуренции
н а
высокооплачиваемое место не только в высокой квалификации, но и умении
творить, создавать изделия с элементами новизны и полезности.
Очевидность
успешной
подготовки
компетентной,
творчески
активной
личности будущего рабочего в Университетском комплексе раскрывает перед
нами
довольно
большой
аспект
в
разработке
педагогических
условий,
педагогической
среды
для
эффективного
развития
необходимых
способностей, c помощью которых рабочий - выпускник колледжа не только
овладеет
системой
понятий,
суждений,
умозаключений
и
навыков,
но
и
умением
анализировать,
сравнивать,
квалифицировать,
обобщать.
Педагогические
условия
для
воспитания
такого
рабочего
нами
разрабатывались и внедрялись в условиях “автономной” жизнедеятельности
лицея . Но жизнь ставит перед нами другие условия и поэтому нами введено
два
ограничения
предмета
исследования:
первое
связано
с
выбором
государственного образовательного учреждения среднего профессионального
образования
“АКСиД”
г.Артема,
второе-
начальный
этап
создания
педагогических условий в процессе вхождения в университетский комплекс.
Дать не только определенные знания, привить профессиональные умения и
навыки,
но
и
помочь
студенту
понять
себя,
научить
преодолевать
свои
комплексы новой для него социальной среде, стать личностью деятельной,
творческой, целеустремленной, способной к самообразованию.
Во многом успех или неуспех студентов в учебной и производственной
деятельности
зависит
от
способностей.
Развить
способности
устудентов,
чтобы превратить его в творческую личность способную проиграть в голове
ситуации
риска
и
опасности,
находить
нестандартные
выходы
из
таких
ситуаций,
прогнозировать
будущее,
пользоваться
и
вырабатывать
оригинальные
приемы
решения
задач
и
реализации
их
в
практической
деятельности.
Независимо от различных точек зрения и многообразия подходов к
проблеме общественного развития никто не оспаривает тот факт, что успех
подрастающего
поколения
в
профессиональной
деятельности
зависит
от
развития интеллектуальных способностей. Научить студентов пользоваться
интеллектуальными
способностями
как
средством
творчества-
насущная
задача педагогов.
Задача педагогов СПО научить студентов творчески мыслить и претворять
творческие замыслы.
Существует, как минимум 3 основных подхода к проблеме творческих
способностей:
1.Как таковых, творческих способностей нет, это значит, либо человек
рождается творческой личностью, либо нет.
2.Творческая способность является самостоятельным фактором и не
зависит от интеллекта. Считают, что главную роль в определении успешной
работы играют личностные ценности и черты характера.
3.Только
высокий
уровень
интеллекта
предлагает
высокий
уровень
творчества.
Как бы там ни было, но творчеству можно и нужно учит студентов.
Первичной является мотивация творчества, а вторичной - его операционная
составляющая.
Жизнь продиктовала задачу - подготовить специалиста - не ремесленника-
исполнителя,
а
творческую
личность,
профессионала.
Из
рутинной,
механической
работы
наши
учащиеся
должны
шагнуть
в
непрерывно
развивающийся технологический мир.
Профессионализм - это поиск оптимальных решений в деятельности-
необходимо
искать
информацию,
разрабатывать
конструкцию,
выбирать
технологии, планировать, выявлять условия реализации продукции.
В
рамках
традиционного
образовательного
процесса
эти
качества
специалиста
не
могли
наращиваться
системно,
только
инновационная
деятельность
способствует
развитию
таланта
и
профессионального
творчества.
Творчество - это деятельность, порождающая новое и отличающаяся
неповторимостью,
оригинальностью,
общественно-
исторической
деятельностью.
Творчество
специфично
для
человека,
так
как
всегда
предполагает творца - субъекта творческой активности.
Техническое
творчество
-
это
исторически
первый
вид
творческой
деятельности человека и общества. С ним связано становление и развитие
производства средств производства и производства средств к существованию.
Эволюция творчества проходила приспособлений к усовершенствованию, а
от него - к изобретению.
Научное творчество удовлетворяет потребности познания окружающего
мира,
то
есть
это
творчество
в
фундаментальных
науках,
результатом
которого являются открытия.
В педагогике установлено, что наиболее эффективно способности к
творческому
труду
формируются
у
студентов
в
процессе
конструктивно-
технологической
деятельности,
которая
связана
не
только
с
восприятием
пространственных величин и форм их соотношений, но и со смекалкой и
личным опытом студента.
Последние 2 качества позволяют студентам оценить новое в том или ином
объекте, либо в отдельных его частях, проделать в уме определенный расчет,
проанализировать условия работы данного объекта. Проявление смекалки
невозможно без активного технического мышления.
Успешное формирование профессиональных интересов студентов может
быть
обеспеченно
с
помощью
специально
разработанных
практических,
технических
и
производственных
задач,
учитывающих
характерные
особенности содержания и целей учебно-воспитательного процесса.
Так,
вводно-
подготовительный
период,
который
характеризуется
изучением
индивидуальных
особенностей
вновь
принятых
студентов,
определяется их отношением к профессии.
Поэтому на уроках теоретического обучения стремлюсь к формированию у
каждого студента положительной мотивации к познанию. Основой любого
творческого процесса является воображение.
Для развития воображения ставлю на уроках проблемные вопросы:
1. Что изменится в питании через 40- 50 лет?
2. Как уменьшить потери питательных веществ при тепловой обработке?
3. Как снизить калорийность того или иного блюда?
4. Как по-другому можно оформить блюдо?
На уроках даю студентам задания, развивающие творческое воображение:
1. по предложенному набору продуктов определите название блюда.
2. дайте органолептическую оценку качеству блюда.
3. составьте технологическую схему приготовления блюда.
4. почему нельзя подвергать продукты длительной тепловой обработке?
Творческая деятельность всегда характеризуется дефицитом информации.
Дополнительную информацию необходимо не только находить, но и творить
путем генерирования и комбинирования ассоциаций.
Эффективным средством направления и корректировки мыслительной
деятельности студентов являются продуктивные вопросы, в формировании
которых
уже
заложена
формулировка
на
мышление.
Это
вопросы
типа:
почему? объясните, сравните, в чем сходство и различие?
1. Почему на поверхности обжариваемых изделий образуется румяная
корочка?
2. Почему при приготовлении порционных мясных блюд мясо нарезают
только поперек волокон?
3. Почему мясо старой птицы не жарят, а тушат?
4. Для чего мясо для порционных блюд отбивают?
В результате у студента формируется умение анализировать проблемные
ситуации, предвидеть их последствия, развивать логическое мышление.
По моим наблюдениям за работой студентовя сделала вывод, что большая
частьстудентов обладает нормальным уровнем творческого мышления. Они
могут
выдвигать
идеи,
предлагать
нестандартные
решения
различных
проблем, обладают высокой активностью.
С учетом способностей студентов разрабатываю несколько вариантов
индивидуальных заданий.
Поскольку их активность часто блокируется в форме общения, применяю
методику так называемого ролевого участия, когда в роли преподователя
выступают более способные студенты, которые делятся знаниями, умениями
и навыками со слабыми учащимися.
С целью развития в группе коллективного творчества практикую работу со
студентами в малых группах, в каждой из которых должен быть свой лидер.
Даю группам творческое задание:
1. продумайте, как можно снизить калорийность приготовляемого блюда, не
ухудшая при этом качество блюда?
2. произведите на летне-осенний период замену томата- пюре на свежие
помидоры.
3. Произведите замену молока натурального для молочного супа на соевое
молоко.
Такая
работа
способствует
активизации
творческого
мышления
и
интеллекта, реализации творческого потенциала, рождению новых идей.
У
студентов,
занимающихся
творчеством,
наблюдается
интенсивное
развитие мышления, причем чем сложнее работа, тем она более захватывает
студентов. Инициатива одних студентов дополняется трудолюбием других,
темперамент поддерживается волей.
Одним из факторов адаптации студентов на производстве являются
экскурсии
учащихся
на
передовые
предприятия,
где
учащиеся
наглядно
видят, как должен быть организован труд на современном производстве,
работники предприятия справляются со своим заданием.
В беседах с рабочими студенты обнаруживают у них гордость за свое
предприятие,
любовь
к
избранной
профессии
или
специальности.
Такое
общение оказывает положительный эффект на выборе профессии.
Лучшими работниками на предприятии часто становятся выпускники
средних
учебных
заведений,
занимающиеся
техническим
творчеством
в
стенах учебного заведения, где они получили не только знания, но и навыки
творческого труда.
Творческое отношение к труду всегда было источником успеха в любом
виде человеческой деятельности.
Способность к творчеству, инициативность, самостоятельность можно
формировать и развивать.
Современный урок рассматривается не как статичная, а как постоянно
развивающаяся форма организации занятий.
Главное состоит в том, чтобы урок стал совместным творчеством педагога и
студента.
Чтобы увлечь ребят профессией, отдается предпочтение нетрадиционным
методам
обучения.
Такие
нетрадиционные
подходы
к
обучению
способствуют развитию кругозора студента, стимулирует творческий подход
к делу, воспитывает качества делового человека.
Известно, что наибольший эффект в воспитании и обучении студентов
достигается в обстановке, когда занятия организованы на основе активного
включения учащихся в учебный процесс, когда учебная деятельность им
самим направляется и контролируется, когда он сам оперирует учебным
содержанием.
И только в этом случае оно усваивается осознано и прочно, формируется
способность с самообучению, самоорганизации.
Познавательный интерес, творческая активность утудентов формируется
благодаря ставшими уже традиционными предметными неделями, КВНами,
конкурсами профессионального мастерства.
Эффективным способом поиска талантливых ребят является конкурс
профессионального мастерства.
В словаре В.И. Даля сказано, что “конкурс - соискание на награду,
соревнование, имеющее целью выделить наилучших учащихся из числа его
участников”.
Массовые
формы,
работы
по
развитию
технического
творчества
в
уколледже разнообразны. Большой популярностью пользуется предметная
неделя “Кулинарии’’, конкурс на лучшее блюдо.
Выставки технического творчества студентов проводятся 2- 3 раза в год и
являются наглядными формами популяризации опыта лучших учащихся и
привлечению к творческой активности максимального количества ребят.
Выставки
блюд
технического
творчества
используются
и
для
профориентационной работы среди школьников, на ярмарках ученических
мест.
Результаты творческой деятельности студентов по профессии “повар,
кондитер”;
пр
специальности
«Технология
продукции
общественного
питания» хорошо прослеживаются на защите квалификационных работ на
выпускных экзаменах.
Ведь
даже
такое
простое
по
технологии
приготовления
блюдо,
как
картофельная
запеканка,
можно
приготовить
нетрадиционным
способом,
запекая в противне, а используя творческое воображение, вылепить ее в виде
поросенка или крупной рыбы, и пирог с разными начинками приготовить не
обычной открытой или закрытой формы, а сделать его в виде ромашки,
сердечка, контура рыбы.
Сдобным булочкам можно придать форму плетенок, грибочков, слоников,
варежек,
крабиков,
лебедей,
жаворонков,
из
песочного
теста
делать
композиции
в
виде
сказочных
теремов,
домиков,
а
пирожные
и
торты
изготавливать оригинальной формы в виде шишки, ежика, зайчика, котика,
медведя, машины и т.д.
И
главной
демонстрацией
мастерства
учащихся
является
конкурс
профессионального
мастерства
кулинаров,
который
проходит
под
покровительством “Кулины” – музы вкусной и здоровой пищи. Этот конкурс
представляет собой полет фантазии и вдохновения.
Наши учащиеся ежегодно принимают участие в конкурсах мастерства, как в
стенах училища, так и в городских и краевых конкурсах.
Так в городском конкурсе мастерства среди предприятий общественного
питания
города
Артема,
проходившем
в
декабре
месяце
2007
года,
представленные нашим училищем пирожные и торты вызвали восхищение
жюри и участников конкурса.
И в заключение, хочется отметить тот факт, чтобы выстроить на начальном
этапе
оптимальную
систему
обучения,
надо,
прежде
всего,
всесторонне
изучить
каждого
учащегося
на
предмет
выявления
отношения
к
учебе,
выбранной профессии, уровня сформирования общеучебных знаний, навыков
рациональной организации труда.
Это
дает
возможность
объединить
дидактические
и
педагогические
системы,
разработать
разработать
технологию
гуманистического
направленного
учебного
процесса,
комплексную
программу
развития
училища.
Подготовка конкурентоспособного специалиста достигается в училище
путем отслеживания динамики его развития на протяжении всего периода
обучения.
В результате каждый 8 выпускник получает повышенный разряд, 10 %
продолжают обучение в колледжах и ВУЗах, 60 % учащихся работают по
полученной
профессии,
и
через
3-
4
года
добиваются
продвижения
по
службе, а отдельные выпускники успешно занимаются предпринимательской
деятельностью в рамках освоенной профессии.
Результаты работы по этой теме видны из характеристик, которые дают
руководители
предприятий,
где
мои
учащиеся
проходят
практику
или
работают после окончания училища.