Напоминание

Работа с одаренными детьми на уроках информатики


Автор: Ганеева Альмира Рашитовна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МАОУ "Лицей№58"
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одаренными детьми на уроках информатики
Раздел: полное образование





Назад




Работа с одаренными детьми

на уроках информатики

Ганеева А.Р., учитель информатики,

МАОУ Лицей №58, г.Уфа

Уфа, 2019

Словарь терминов:

СПОСОБНОСТИ – индивидуальные свойства личности, являющиеся

субъективными условиями успешного осуществления определённого рода

деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям,

умениям, навыкам.

АКМЕОЛОГИЯ (от др.-греч. akme — вершина, др.-греч. logos — учение) —

наука о вершинных достижениях человека, являющаяся частью психологии

развития.

РЕФЛЕКСИЯ - Размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

ОДАРЕННОСТЬ – высшая, вершинная акме-форма

развития системы общих и специальных

способностей, актуализирующих

психогенетические предпосылки и

психофизиологические возможности организма

человека, развитие которых определяется

взаимодействием природных и социальных

факторов, а также индивидуальных усилий и

рефлексивно-творческой активности субъекта в

процессе его физиологического и личностного

роста и совершенствования в процессе

профессиональной деятельности.

(Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.:

Изд-во РАГС, 2004. – 161 с.)

В психологии одаренность определяется через понятие способности.

В самом общем представлении одаренность может быть определена

как обладание большими способностями.

Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными

являются лишь анатомо-психологические предпосылки

формирования способностей.

На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе

взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его

способности, таланты.

Поэтому задача воспитателя, учителя - своевременное выявление

одарённости и создание благоприятных условий для развития

интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и

личностного роста детей.

Как же учителю разглядеть талант в ребенке и

способствовать его развитию в дальнейшем?

Урок в школе ограничен рамками учебной программы и

длительности занятия. На уроках учителю зачастую

просто не хватает времени для работы с такими детьми.

Выходом из этой ситуации является моделирование такой

учебной деятельности, в которой ребёнок может

максимально самореализоваться.

Формирование новых способностей проходит в

несколько этапов:

Выявление задатков (наблюдение, тесты)

Обеспечение благоприятной среды для развития способностей.

Введение в деятельность. Этот этап является практической

реализацией предыдущего и во многом перекликается с ним. Как

только выявлены благоприятные условия для развития той или иной

способности, необходимо погрузить человека в деятельность,

связанную непосредственно с этой способностью.

Необходимо погрузить

в деятельность...

Важно также учитывать некоторые требования,

соблюдение

которых

позволит наиболее

эффективно развить способности:

Творческий характер деятельности. Такая деятельность требует от человека

сообразительности и некоторой оригинальности. Кроме того, этот подход

позволит добиться полного погружения в среду, полного захвата внимания.

Оптимальный уровень трудности. Необходимо учитывать особенности каждого

индивида, его умственные способности, физические качества и некоторые

индивидуальные свойства, такие как память, внимание и т.д. Если деятельность

слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся

способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и,

следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Обеспечение положительного эмоционального настроя способствует

формированию интереса к деятельности и увеличению ее эффективности.

Положительный настрой может быть достигнут при помощи системы успехов и

неудач. В ее рамках каждая неудача обязательно должна быть подкреплена

победой, возникает азарт, интерес.

Должная мотивация. Стимулирующая мотивация также поддерживает интерес к

деятельности. Она превращает цель деятельности в актуальную потребность

человека.

Таким образом, развитие у человека

способностей во многом зависит от

внешней среды.

Самый верный способ помочь ребенку

раскрыть себя – научить учиться.

Другой способ самореализации одаренных

детей заключается в организации их

проектно-исследовательской деятельности.

Участие во всевозможных олимпиадах,

творческих конкурсах, конференциях,

телекоммуникационных проектах дает

возможность одаренному ребенку раскрыть

свои таланты и реализовывать интересы,

далеко выходящие за рамки школьной

программы.

Хороший результат приносит работа вне урока

с акцентом на самостоятельную работу

одаренного ребенка с материалом.

Хорошим подспорьем в этом случае являются

различные Интернет-проекты как для

младших школьников, так и для более

взрослых учащихся.

Особую роль в развитии способностей играет

подготовка и участие учащихся в олимпиаде по

программированию.

Исследованиями психологов доказано, что программирование требует

определенного склада ума. Логика мышления настоящего программиста

точна и конкретна, как 0 и 1. Часто она не только не помогает, но даже и

мешает таким людям в обычной жизни. Недаром программисты – мишени

для насмешек, а анекдотов про них не меньше, чем про Штирлица. Работа

программиста сложна, интересна, скрупулёзна и престижна.

Хорошие результаты дает совместная работа учащихся над

поставленной задачей. После объяснения теории и разбора задачи по

теме, учащимся предлагается для закрепления подобная задача, а

затем усложненный вариант на совместное решение. Учащиеся,

свободно перемещаясь по классу, помогают друг другу разобраться,

обмениваясь вариантами решения, ищут наиболее оптимальное и

красивое из них. Объясняя друг другу, они сами лучше усваивают

материал.

Самое главное, чтобы учащемуся было интересно на уроке. И интерес к

предмету можно пробудить не только решением предметных задач,

но и созданием творческих продуктов с использованием

компьютерных технологий. И так как творчество является одним из

основных способов полноценной реализации личности, то включение

в этот процесс позволяет выработать в ребенке положительные

эмоции по отношению к предмету.

Такое построение уроков прививает стойкое позитивное отношение к

предмету, что способствует развитию способностей и переводит

ребенка на тот уровень, который называют одаренностью.

Наши достижения

Ученик 11 класса МАОУ Лицея №58

Михайленко Александр

Ученик 11 класса МАОУ Лицея №58

Ронжин Руслан

Наши

учащиеся

успешно

выступают

на

научно-практической

конференции

МАН,

«Лаборатория

21

века»,

в

конкурсах

КРИТ,

ежегодно

становятся

призерами

районного,

муниципального

и

регионального

этапов

Всероссийской

олимпиады

школьников,

призерами

и

победителями

уровневых

олимпиад,

дипломантами,

призерами и победителями конкурсов и состязаний по ИКТ.

Творческих успехов, Уважаемые

Коллеги

!



В раздел образования