Автор: Ганеева Альмира Рашитовна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МАОУ "Лицей№58"
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одаренными детьмина уроках информатики
Раздел: полное образование
Работа с одаренными детьми
на уроках информатики
Ганеева А.Р., учитель информатики,
МАОУ Лицей №58, г.Уфа
Уфа, 2019
Словарь терминов:
СПОСОБНОСТИ – индивидуальные свойства личности, являющиеся
субъективными условиями успешного осуществления определённого рода
деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям,
умениям, навыкам.
АКМЕОЛОГИЯ (от др.-греч. akme — вершина, др.-греч. logos — учение) —
наука о вершинных достижениях человека, являющаяся частью психологии
развития.
РЕФЛЕКСИЯ - Размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
ОДАРЕННОСТЬ – высшая, вершинная акме-форма
развития системы общих и специальных
способностей, актуализирующих
психогенетические предпосылки и
психофизиологические возможности организма
человека, развитие которых определяется
взаимодействием природных и социальных
факторов, а также индивидуальных усилий и
рефлексивно-творческой активности субъекта в
процессе его физиологического и личностного
роста и совершенствования в процессе
профессиональной деятельности.
(Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.:
Изд-во РАГС, 2004. – 161 с.)
●
В психологии одаренность определяется через понятие способности.
В самом общем представлении одаренность может быть определена
как обладание большими способностями.
●
Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными
являются лишь анатомо-психологические предпосылки
формирования способностей.
●
На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе
взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его
способности, таланты.
●
Поэтому задача воспитателя, учителя - своевременное выявление
одарённости и создание благоприятных условий для развития
интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и
личностного роста детей.
Как же учителю разглядеть талант в ребенке и
способствовать его развитию в дальнейшем?
Урок в школе ограничен рамками учебной программы и
длительности занятия. На уроках учителю зачастую
просто не хватает времени для работы с такими детьми.
Выходом из этой ситуации является моделирование такой
учебной деятельности, в которой ребёнок может
максимально самореализоваться.
Формирование новых способностей проходит в
несколько этапов:
Выявление задатков (наблюдение, тесты)
Обеспечение благоприятной среды для развития способностей.
Введение в деятельность. Этот этап является практической
реализацией предыдущего и во многом перекликается с ним. Как
только выявлены благоприятные условия для развития той или иной
способности, необходимо погрузить человека в деятельность,
связанную непосредственно с этой способностью.
Необходимо погрузить
в деятельность...
Важно также учитывать некоторые требования,
соблюдение
которых
позволит наиболее
эффективно развить способности:
Творческий характер деятельности. Такая деятельность требует от человека
сообразительности и некоторой оригинальности. Кроме того, этот подход
позволит добиться полного погружения в среду, полного захвата внимания.
Оптимальный уровень трудности. Необходимо учитывать особенности каждого
индивида, его умственные способности, физические качества и некоторые
индивидуальные свойства, такие как память, внимание и т.д. Если деятельность
слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся
способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и,
следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
Обеспечение положительного эмоционального настроя способствует
формированию интереса к деятельности и увеличению ее эффективности.
Положительный настрой может быть достигнут при помощи системы успехов и
неудач. В ее рамках каждая неудача обязательно должна быть подкреплена
победой, возникает азарт, интерес.
Должная мотивация. Стимулирующая мотивация также поддерживает интерес к
деятельности. Она превращает цель деятельности в актуальную потребность
человека.
Таким образом, развитие у человека
способностей во многом зависит от
внешней среды.
Самый верный способ помочь ребенку
раскрыть себя – научить учиться.
Другой способ самореализации одаренных
детей заключается в организации их
проектно-исследовательской деятельности.
Участие во всевозможных олимпиадах,
творческих конкурсах, конференциях,
телекоммуникационных проектах дает
возможность одаренному ребенку раскрыть
свои таланты и реализовывать интересы,
далеко выходящие за рамки школьной
программы.
Хороший результат приносит работа вне урока
с акцентом на самостоятельную работу
одаренного ребенка с материалом.
Хорошим подспорьем в этом случае являются
различные Интернет-проекты как для
младших школьников, так и для более
взрослых учащихся.
Особую роль в развитии способностей играет
подготовка и участие учащихся в олимпиаде по
программированию.
Исследованиями психологов доказано, что программирование требует
определенного склада ума. Логика мышления настоящего программиста
точна и конкретна, как 0 и 1. Часто она не только не помогает, но даже и
мешает таким людям в обычной жизни. Недаром программисты – мишени
для насмешек, а анекдотов про них не меньше, чем про Штирлица. Работа
программиста сложна, интересна, скрупулёзна и престижна.
Хорошие результаты дает совместная работа учащихся над
поставленной задачей. После объяснения теории и разбора задачи по
теме, учащимся предлагается для закрепления подобная задача, а
затем усложненный вариант на совместное решение. Учащиеся,
свободно перемещаясь по классу, помогают друг другу разобраться,
обмениваясь вариантами решения, ищут наиболее оптимальное и
красивое из них. Объясняя друг другу, они сами лучше усваивают
материал.
Самое главное, чтобы учащемуся было интересно на уроке. И интерес к
предмету можно пробудить не только решением предметных задач,
но и созданием творческих продуктов с использованием
компьютерных технологий. И так как творчество является одним из
основных способов полноценной реализации личности, то включение
в этот процесс позволяет выработать в ребенке положительные
эмоции по отношению к предмету.
Такое построение уроков прививает стойкое позитивное отношение к
предмету, что способствует развитию способностей и переводит
ребенка на тот уровень, который называют одаренностью.
Наши достижения
Ученик 11 класса МАОУ Лицея №58
Михайленко Александр
Ученик 11 класса МАОУ Лицея №58
Ронжин Руслан
Наши
учащиеся
успешно
выступают
на
научно-практической
конференции
МАН,
«Лаборатория
21
века»,
в
конкурсах
КРИТ,
ежегодно
становятся
призерами
районного,
муниципального
и
регионального
этапов
Всероссийской
олимпиады
школьников,
призерами
и
победителями
уровневых
олимпиад,
дипломантами,
призерами и победителями конкурсов и состязаний по ИКТ.
Творческих успехов, Уважаемые
Коллеги
!