Напоминание

Презентация к уроку литературы по теме: "Б.Л.Пастернак. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака. Роман "Доктор Живаго".


Автор: Прокофьева Галина Валентиновна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Усольский сельскохозяйственный техникум"
Населённый пункт: с. Усолье, Самарская обл.
Наименование материала: Презентация к уроку
Тема: Презентация к уроку литературы по теме: "Б.Л.Пастернак. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака. Роман "Доктор Живаго".
Раздел: полное образование





Назад




Борис Пастернак (1890-1960)

Автор : преподаватель ГБПОУ СО «Усольский сельскохозяйственный

техникум» Прокофьева Галина Валентиновна

Борис Леонидович

Пастернак родился 29

января (10 февраля) 1890

года в Москве в

творческой еврейской

семье.

Отец, Леонид Осипович,

был художником,

академиком живописи и

преподавателем в

Училище живописи,

ваяния и зодчества.

Мать — Розалия Исидоровна

(в девичестве Кауфман),

талантливая пианистка,

до замужества профессор

Одесского отделения

Императорского русского

музыкального общества.

Семья Пастернака

поддерживала дружбу с

известными художниками.

В доме бывали музыканты и

писатели, в том числе и

Л. Н. Толстой. устраивались

небольшие музыкальные

выступления, в которых

принимали

участие А. Н. Скрябин и

С. В. Рахманинов

Ранние годы жизни

С самого раннего детства будущий

поэт был увлечён рисованием и

музыкой. По воспоминаниям

Б.Пастернака, до 10-12 лет он

увлечённо рисовал, и его детские

работы хвалил отец, думавший, что со

временем сын станет художником.

Увлечение музыкой

А.Н. Скрябин

В 13 лет под влиянием композитора А.Н.

Скрябина Пастернак увлёкся музыкой, которой

занимался в течение шести лет (сохранились две его

прелюдии и соната для фортепиано).

Пастернак писал в «Охранной грамоте»: «Больше

всего на свете я любил музыку… Но у меня не было

абсолютного слуха…». После ряда колебаний

Пастернак отказался от карьеры профессионального

музыканта и композитора: «Музыку, любимый мир

шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон

из себя, как расстаются с самым драгоценным

».

Увлечение философией

В 1908 году поступил на юридический

факультет Московского университета, а в 1909

году по совету А. Н. Скрябина перевёлся на

философское отделение историко-

филологического факультета Московского

университета.

Летом 1912 года изучал философию

в Марбургском университете в Германии у главы

марбургской неокантианской школы

профессора Германа Когена, который советовал

Пастернаку продолжить карьеру философа в

Германии.

Но после поездки в Марбург Пастернак отказался

от философских занятий.

Эстетические поиски

Время первой публикации стихотворений

Б. Пастернака в коллективном сборнике

«Лирика», изданном в 1913 году, является

рубежом, с которого и живопись, и

музыка, и философия уступают место

поэзии.

Эстетические поиски

Первая книга стихов «Близнец в тучах» была

издана в 1914 году. Именно с этого времени

начался период в творчестве Б.Пастернака,

названный им «поверх барьеров».

В 1916 году вышел

сборник

«Поверх барьеров».

Творческий путь

Пастернак и Маяковский

В 1914 году Б.Пастернак впервые встретился с

В.Маяковским, творчество которого потрясло

молодого поэта.

В поэтическом стиле Б.Пастернака хоть и

усматриваются переклички с поэзией футуристов,

но к футуризму его поэзия не сводится.

Постепенно и всё сильнее Пастернак ощущал,

что «групповая дисциплина» ограничивает

свободу.

Творчество поэта в советскую эпоху

В 1921 году сёстры и родители Б.Пастернака

эмигрировали из России. Побывав у них в

Берлине в 1922 году, поэт вернулся на родину.

В Берлине была опубликована его новая книга

стихов «Темы и вариации».

По возвращении из Германии сблизился с

литературной группировкой ЛЕФ, но взгляды

Пастернака на назначение поэта и поэзии

противоречили эстетическим принципам

лефовцев.

Поэтическое рождение

Книга «Сестра моя — жизнь» (1922).

Именно в период создания этой книги,

по мнению самого Б.Пастернака,

состоялось

его второе рождение .

В 1922 году Борис Пастернак женился на

художнице Евгении Владимировне Лурье.

Первенца Пастернак назвал именем любимой

жены — вопреки еврейской традиции не давать

младенцам имена живых родственников.

Творчество поэта в советскую эпоху

В 1924 году в журнале «ЛЕФ» была

опубликована поэма «Высокая болезнь», в

которой он попытался выразить своё понимание

Октябрьской революции.

Пастернак назвал творчество гостем всех миров ,

который свободен во времени и в пространстве, а

«песнь» поэта «высокой болезнью».

Творчество поэта в советскую эпоху

В 1927году Пастернак вышел из ЛЕФа,

назвав работу лефовцев на злобу дня

«ремесленным полуискусством».

Этот поступок перевёл поэта в ряд так

называемых «попутчиков» революции.

Творчество поэта в советскую эпоху

В 1931году закончен роман в

стихах о судьбе русского

интеллигента «Спекторский» ,

опубликована автобиографическая

повесть «Охранная грамота»

(1831), в которой отразилось

стремление поэта к тому, чтобы

быть понятым, для чего надо быть

понятным.

Творчество поэта в советскую эпоху

Зинаида Пастернак

В 1932 году вышла в свет поэтическая книга

«Второе рождение». Само название книги

говорит о том, что поэт переживал в 1930-е

годы духовное возрождение, которое было

связано не только с новой любовью, но и с

попыткой «жить думами времени и ему в тон».

Лирика, созданная в эти годы, в очередной раз

подтвердила тягу поэта к простоте стиля.

Период признания творчества Пастернака

В

1935

году

Пастернак

у ч а с т в у е т

в

р а б о т е

проходящего

в Париже Международного

конгресса

писател ей

в

защиту

мира,

где

с

ним

случается

нервный

срыв.

Это

была

его

последняя

поездка за границу.

.

На

конец

1920-х

начало

1930-х

годов

приходится

короткий

период

официального

советского признания творчества Пастернака. Он

п р и н и м а е т

а к т и в н о е

у ч а с т и е

в

деятельности Союза писателей СССР и в 1934

году выступает с речью на его первом съезде, на

котором

Н.

И.

Бухарин

призывал

официально

назвать Пастернака лучшим поэтом Советского

Союза. Его большой однотомник с 1933 по 1936

год ежегодно переиздаётся.

Период признания творчества Пастернака

В

1 9 3 5

г о д у

П а с т е р н а к

з а с т у п и л с я

за мужа и сына Анны Ахматовой, освобождённых из

тюрем после писем Сталину от Пастернака и Анны

Ахматовой.

В

декабре

1935

года

Пастернак

шлёт

в

подарок Сталину книгу переводов Грузинской лирики и

в

сопроводительном

письме

благодарит

за

«чудное

молниеносное освобождение родных Ахматовой».

В

январе

1936

года

Пастернак

публикует

два

стихотворения,

обращённые

со

словами

восхищения

к И. В. Сталину.

Но уже к середине 1936 года отношение властей к нему

меняется — его упрекают не только в «отрешённости

о т

ж и з н и » ,

н о

и

в

« м и р о в о з з р е н и и ,

н е

соответствующем

эпохе»,

и

безоговорочно

требуют

тематической и идейной перестройки

.

Перевод стихов грузинских поэтов

Младенец

Николоз Бараташвили

Люблю младенца лепет из пеленок,

Как с неба на землю упавший дух,

Лепечет что-то райское ребенок

И услаждает материнский слух.

Надежно детский мир его устроен.

Он живо чувствует, что рядом мать,

И так в ее присутствии спокоен,

Что не боится взоры вкруг кидать.

Жизнь для него - нисколько не загадка.

Своим явленьем сам вменил он в долг,

Чтоб старшие склонялись над кроваткой,

Пока он голосит и не умолк.

Воркуй по-голубиному, младенец

Болтай свое на языке сивилл.

Пока тебя, миров переселенец,

Своею ложью мир не отравил.

1839

Первая полоса отчуждения Пастернака от официальной

литературы

Стихи Пастернака приобретают более личный и

трагический оттенок.

В 1936 году поселяется на даче в Переделкино, где с

перерывами проживёт до конца жизни.

К концу 1930-х годов он обращается к прозе и

переводам, которые в 40-х годах становятся основным

источником его заработка.

1942-1943 годы провёл в эвакуации в Чистополе.

Помогал денежно многим людям, в том числе

репрессированной дочери Марины

Цветаевой — Ариадне Эфрон.

В 1943 году выходит книга стихотворений «На ранних

поездах», включающая четыре цикла стихов

предвоенного и военного времени.

Творчество поэта в советскую эпоху

В 1943 году в составе писательской

бригады Б.Пастернак отправился в

действующую армию. Поэт был в Туле,

Мценске, Орле. Впечатления от

«чудовищности происходящего»

отражены им во «Фронтовом дневнике»

(1943).

Творчество поэта в советскую эпоху

За период 1940-1950-х годов написаны

две книги стихов –

«На ранних поездах» (1943) и

«Земной простор» (1945).

Подобно А.Блоку , Пастернак создал

образ России, имеющей свою, русскую

судьбу.

В цикле «Стихи о войне» тема

жертвенности и бессмертия души –

одна из главных.

Пастернак и Ольга Ивинская

В 1946 году Пастернак познакомился

с Ольгой Ивинской (1912—1995), и

она стала «музой» поэта. Он

посвятил ей многие стихотворения.

До самой смерти Пастернака их

связывали близкие отношения.

Как бы ни складывались отношения на стороне, Пастернак все же

не мог оторваться от семьи, всегда возвращаясь к уютному очагу,

всепрощающей Зинаиде Нейгауз.

Но останутся прекрасные красивые стихи о любви, посвященные

Ольге Ивинской:

"И полусонным стрелкам лень

Ворочаться на циферблате,

И дольше века длится день,

И не кончается объятье

".

Доктор Живаго

В течение десяти лет — с 1945 по 1955 год —

Пастернак трудился над романом "Доктор

Живаго", который стал вершиной его творчества,

и из-за которого писатель подвергся нападкам со

стороны правительства. Произведение было

запрещено к печати.

В начале 1956 года Пастернак, надеясь

на публикацию завершенного романа в

ведущих советских журналах, отдал его

в редакцию «Нового мира», но осенью

того же года получил письмо с отказом.

В конце 1957 года «Доктор Живаго» был

опубликован

на

итальянском

языке

в

Милане

издателем

Фельтринелли,

которому

Пастернак

передал

копию

рукописи,

когда

понял,

что

о

печати

книги

в

СССР

не

может

быть

речи.

Вскоре последовали издания на других

языках.

Травля

П у б л и к а ц и я

« Ж и в а г о »

н а

З а п а д е

и

на

иностранных

языках,

и

на

русском

сделала Пастернака едва ли не государственным

преступником.

23 октября 1958 г. Пастернаку была присуждена

Нобелевская премия, что было с негодованием

воспринято в СССР. Пастернака исключили из

Союза писателей.

Стихотворение Б. Пастернака «Нобелевская премия»

11 февраля 1959 года английский

перевод стихотворения напечатали в

газете «Нью стейтсмен» (Англия). О

публикации узнали, и поэту

предъявили обвинение по статье 64 в

измене родине и пригрозили арестом

.

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду.

Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора —

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра

.

Отказ от премии

На Пастернака было оказано и личное давление,

которое, в конечном счёте, принудило его

отказаться от премии.

В телеграмме, посланной в адрес Шведской

академии, Пастернак писал : «В силу того

значения, которое получила присуждённая мне

награда в обществе, к которому я принадлежу, я

должен от неё отказаться. Не сочтите за

оскорбление мой добровольный отказ».

Болезнь

Летом 1959 гoдa Пастернак начинает работу

над оставшейся незавершённой пьесой

«Слепая красавица», но обнаруженная

вскоре болезнь (рак лёгких) в последние

месяцы жизни приковывает его к постели.

Дмитрий Быков, биограф Пастернака,

считает, что болезнь развилась на нервной

почве во время травли.

Смерть

Пастернак умер от рака лёгких

30

мая

1960

в

Переделкине.

Сотни

людей

(среди

них

Н.

Коржавин, Б. Ш. Окуджава, А. A.

Вознесенский)

пришли

2

июня

1960

года

на

его

похороны,

несмотря на опалу поэта.

После смерти

В 1965 году в СССР была

опубликована поэтическая книга

Б.Пастернака «Стихотворения и

поэма», в которую вошёл и

последний стихотворный цикл

поэта «Когда разгуляется» (1959).

Здесь поставлены проблемы,

волновавшие поэта на протяжении

всего жизненного пути: поэт и

время, жизнь и бессмертие,

преходящее и вечное.

Лирика Пастернака

Пастернак дает свое "определение поэзии":

Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьев поединок...

("Определение поэзии", 1917)

Композиторское

умение

Пастернака

в звуке передавать и внешний, и

внутренний мир приводит к тому, что в ранней лирике у него подчас

скорее

звучание,

чем

привычное

значение

слов

определяют

отбор

художественных образов. Как утверждал сам поэт в статье "Несколько

положений" (1918, 1922), по "врожденному слуху поэзия подыскивает

мелодию природы среди шума словаря и, подобрав ее, как подбирают

мотив, предается затем импровизации на эту тему".

Шум дождя и звук падающих капель в этих строчках чувствуешь, можно

сказать, губами и кончиком языка. Не ощущая этого, трудно объяснить,

почему у ливня появились «отростки», которые «грязнут в гроздьях»

садовых растений. Не случайно О. Э. Мандельштам заметил, что стихи

Пастернака «почитать – горло прочистить, дыханье укрепить, обновить

легкие: такие стихи должны быть целебны от туберкулеза».

Философичность лирики Пастернака заключается в том, что в своем

творчестве

поэт

разрешает

одну

из

важнейших

проблем

XX

в.

проблему трагического разлада человека и мира, ставшего для человека

враждебным и лишенным смысла.

Природа равнодушна к человеку, но не у Пастернака. Окружающий мир,

пронизанный

человеческой

эмоцией,

не

может

быть

враждебным

к

людям.

Сама природа подчас кажется истинным автором произведений поэта.

Стихи о любви

Поэт был очень влюбчив, через его жизнь, а

значит и творчество, прошло много женщин.

Общее отношение к возлюбленным и любви в

целом Борис Леонидович выразил в этом

стихотворении, написанном в зрелом возрасте:

"А я пред чудом женских рук,

Спины, и плеч, и шеи

И так с привязанностью слуг

Весь век благоговею».



В раздел образования