Напоминание

"Литературная игра "Умники и умницы" по творчеству М.А.Булгакова"


Автор: Маргарита Борисовна Буинова
Должность: мбоу "загатуйская сош"
Учебное заведение: МБОУ "Загатуйская СОШ"
Населённый пункт: село Загатуй, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Литературная игра "Умники и умницы" по творчеству М.А.Булгакова"
Раздел: полное образование





Назад




Литературная игра «Умники и умницы по произведениям М.А.Булгакова

Правила игры:

Викторина состоит из 3-х агонов (агон в переводе с греческого означает

соревнование,

состязание), в ходе которых из девяти агонистов в финал

выйдут трое. Финальное состязание определит одного победителя.

За

каждый

правильный

ответ

агонисту

вручается

орден

шёлкового

умника. В случае, если агонист затрудняется ответить либо его ответ неверен,

ведущий обращается к теоретикам (из числа зрителей).

Перед

тем,

как

агонисты

начнут

состязаться,

ведущий

произведёт

между ними розыгрыш дорожек, предварительно объяснив следующее:

1)

Красная дорожка – самый короткий путь к победе, ибо участник игры

должен

ответить

всего

на

два

вопроса.

Однако,

избрав

красную

дорожку, агонист подвергает себя наибольшему риску – он не имеет

права на ошибку;

2)

На

жёлтой дорожке участника викторины ожидают два вопроса, зато

здесь допустима одна неточность в ответе;

3)

Зелёная дорожка длиннее предыдущих – ведущий задаст агонисту 4

вопроса.

Преимущество

зелёной

дорожки:

здесь

можно

ошибиться

дважды.

Судит состязание Высокий ареопаг из числа учителей литературы.

Первый агон

(на материале повести «Собачье сердце»)

Задание

для

розыгрыша

дорожек: прочитать выразительно своё любимое

стихотворение (конкурс чтецов).

Высокий

ареопаг

оценивает

конкурс.

В

зависимости

от

решения

судейской коллегии соревнующиеся займут игровые дорожки, после чего

они

должны

будут

«узнать

себя»,

т.е.

угадать

имена

тех

литературных

персонажей,

в

которых

им

предстоит

перевоплотиться

в

продолжение

состязания. Ведущий прочтёт описание внешности данных героев, и когда

«узнавание» успешно завершится, агонисты вступят в основную борьбу.

Зелёная дорожка

Портрет: «У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу на

ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него

на голове росли жёсткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо

покрывал

небритый

пух.

Лоб

поражал

своей

малой

вышиной.

Почти

непосредственно над чёрными кисточками раскиданных бровей начиналась

густая головная щётка. Пиджак, прорванный под левой мышкой, был усеян

соломой,

полосатые

брючки

на

правой

коленке

продраны,

а

на

левой

выпачканы

лиловой

краской.

На

шее

у

человека

был

повязан

ядовито-

небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой».

Информация исчерпывающая, чтобы угадать имя вашего персонажа.

Итак, вы… (Шариков Полиграф Полиграфович).

Вопросы:

1) Уважаемый Полиграф Полиграфович, не смогли бы вы сказать, откуда у вас

столь необычные фамилия, имя и отчество? Как на подобный вопрос вы

ответили Филиппу Филипповичу?

(- Ваше имя показалось мне странным. Где вы, интересно знать, откопали

такое?

- Домком посоветовал. По календарю искали – какое тебе, говорят? Я и

выбрал).

2) Позвольте узнать, Полиграф Полиграфович, не сочтите это за бестактность,

вы

человек,

полученный

лабораторным

путём

(вам

пересадили

гипофиз

убитого

человека),

как

зовут

этого

человека

и

от

чего

он

умер?

(Клим

Григорьевич Чугункин. Причина смерти – удар ножом в сердце в пивной).

3)Как-то раз вы сорвали приём у профессора Преображенского, в квартире

которого проживаете. Не могли бы сказать, как вам это удалось сделать и кто

был

наряду

с

вами

виновником

случившегося?

затопил

квартиру

профессора, т.к. погнался за котом, который забежел в ванную. Закмок в

ванной был английский, он защёлкнулся, к тому же я открыл кран).

4) Что произошло с вами в финале повести, как это ни прискорбно? И почему

дело приняло такой оборот? (Меня снова превратили в собаку. Причина: моё

хамство, бескультурье).

Жёлтая дорожка

Портрет:

«Этот ест обильно и не ворует, этот не станет пинать ногой, но сам никого не

боится, а не боится потому, что вечно сыт. Он умственного труда господин, с

французской

остроконечной

бородкой

и

усами

седыми,

пушистыми

и

лихими,

как

у

французских

рыцарей,

но

запах

по

метели

от

него

летит

скверный – больницей. И сигарой».

Это

ваш

портрет,

данный

бездомным

псом

Шариком.

Вы

узнали

себя?

Отрекомендуйтесь. (Профессор Филипп Филиппович Преображенский)

Вопросы:

1)Когда

Шарик

впервые

увидел

вас

вьюжным

вечером,

то

вы

вышли

из

магазина

и

в

правом

кармане

шубы

у

вас

была

колбаса,

запах

которой

заставил собаку пойти за вами. Какую именно колбасу вы купили тогда в

Моссельпроме? (Особенная краковская).

2) Вы доктор, профессор, светило европейской науки, вы очень популярны в

Москве, ведёте приём не только в больнице, но и у себя дома. Объясните

причину вашей популярности. Может, для этого надо вспомнить, в какой

области медицины вы специалист. Чем вы занимаетесь? (Евгеника – наука об

улучшении человеческой породы).

3) Вы любите слушать оперную музыку. Да это и не удивительно – вы человек

интеллигентный. А какая опера вам по душе?

(-Я сегодня вечером вам не нужен, Филипп Филиппович? - осведомился

Борметаль.

-Нет, благодарю вас, голубчик. Ничего сегодня делать не будем. Во-первых,

кролик

издох,

а

во-вторых,

сегодня

в

«Большом»

«Аида».

А

я

давно

не

слышал. Люблю).

Красная дорожка

Портрет: «Противоположная резная дверь открылась, вошёл тот, тяпнутый,

оказавшийся в ярком свете очень красивым, молодым, с острой бородкой и с

приятным голосом».

Представьтесь, пожалуйста. (Иван Арнольдович Борменталь).

Вопросы:

1)

За что же вас тяпнул ( по выражению Шарика), т.е. укусил за ногу

Шарик?

2)

2)

Куда

вы

водили

гражданина

Шарикова

для

повышения

его

культурного уровня? (В цирк). Какого зверя при этом не должно было

быть в цирковом представлении? (котов).

Второй агон

( на материале повести «Роковые яйца»)

Задание

для

розыгрыша

дорожек:

за

2

минуты

подготовить

и

произнести короткое сообщение на тему «Моё любимое произведение

М.А.Булгакова» (конкурс на лучшего рассказчика).

Зелёная дорожка

Портрет: «Ему было ровно 58 лет. Голова замечательная, толкачом,

лысая, с пучками желтоватых волос, торчащими по бокам. Лицо гладко

выбритое, нижняя губа выпячена вперёд. От этого лицо вечно носило

на себе несколько капризный отпечаток. На красном носу старомодные

маленькие очки в серебряной оправе, глазки блестящие, небольшие,

росту

высокого,

сутуловат.

Говорил

скрипучим,

тонким,

квакающим

голосом и среди других странностей имел такую: когда говорил что-

либо веско и уверенно, указательный палец правой руки превращал в

крючок

и

щурил

глазки.

Назовите

себя.

(Владимир

Ипатьевич

Персиков).

Вопросы:

1)

Расскажите о своей семейной жизни, Владимир Ипатьевич. (Жена

профессора сбежала от него с тенором оперы…, оставив ему записку

такого содержания: «Невыносимую дрожь отвращения возбуждают

во

мне

твои

лягушки.

Я

всю

жизнь

буду

несчастна

из-за

них».

Профессор больше не женился и детей не имел).

2)

Вы профессор зоологии и директор зооинститута. Вы не могли бы

вспомнить имена сторожей вашего института и причину их смерти.

(Оба погибли: Влас от бескормицы, Панкрата убила разъярённая

толпа).

3)

Что с вами произошло в финале повествования? (Меня убила топа,

ворвавшаяся в институт).

4)

Скажите

несколько

слов

об

открытии,

которое

принесло

ва

ошеломляющий успех и одновременно явилось причиной вашей

смерти.

изобрёл

красный

луч.

Суть

изобретения:

всё,

что

попадало

в

орбиту

действия

луча,

размножалось

с

невероятной

быстротой и вырастало до гигантских размеров).

Жёлтая дорожка

Портрет:

«Через

минуту

дверь

скрипнула

опять,

и

появился

на

пороге человек… Персикову бросилась в глаза основная и главная

черта

вошедшего

человека.

Он

был

страшно

старомоден…

На

вошедшем была кожаная двубортная куртка, зелёные штаны, на

ногах обмотки и штиблеты, а на боку огромный старой конструкции

пистолет

маузер

в

жёлтой

битой

кобуре.

Лицо

вошедшего

произвело на Персикова то же впечатления, что и на всех – крайне

неприятное. Маленькие глазки смотрели на весь мир изумлённо и в

то же время уверенно, что-то развязное было в коротких ногах с

плоскими

ступнями.

Лицо

иссиня-бритое).

Будьте

любезны,

представьтесь.

(Александр

Семёнович

Рокк,

заведующий

показательным колхозом «Красный луч»).

Вопросы:

1) Вы проделали большой путь от Грачёвки до Москвы, добираясь

до профессора Персикова, достали необходимую бумагу. И всё для

того, чтобы заполучить чудесный луч, открытый учёным. Зачем вам

понадобился этот луч?

2) Вы очень горько пожалеете о своей, в общем-то, благой затее. Что

же случилось во вверенном вам колхозе после установки аппарата

Персикова?

3) Александр Семёнович, прошу прощения, что задаю неприятный

вопрос. Он напоминает о событии, которое чуть не привело вас к

сумасшествию. Почему вы в одночасье поседели?

Красная дорожка

Портрет: «Из-за спины Панкрата тотчас вынырнул молодой человек с гладко

выбритым

маслянистым

лицом.

Поражали

вечно

поднятые,

словно

у

китайца, брови и под ними ни секунды не глядящие в глаза собеседнику

агатовые глазки. Одет был молодой человек совершенно безукоризненно и

модно. В узкий и длинный до колен пиджак, широчайшие штаны колоколом

и неестественной ширины лакированные ботинки с носами, похожими на

копыта. В руках молодой человек держал трость, шляпу с острым верхом и

блокнот». Кто же вы? (Альфред Аркадьевич Бронский).

Вопросы:

1)

Вы журналист, сотрудник московских журналов. В 1-й раз, когда вы

пришли к профессору Персикову взять у него интервью, он вас встретил

крайне недружелюбно. Знаете ли вы, почему учёный недолюбливает

прессу?

2)

Поскольку вы журналист, то вы должны быть в курсе всех событий. Что

остановило нашествие гадов на Москву? (мороз)

Третий агон

( на материале романа «Мастер и Маргарита»)

Вопросы для розыгрыша дорожек:

1)

Вспомните эпиграф, предпосланный к роману, и прокомментируйте

его (как он соотносится с содержанием романа).

2)

2) Кому в романе принадлежат слова «Рукописи не горят и как эта

фраза

соотносится

с

содержанием

романа

и

с

судьбой

самого

Булгакова?

3)

О

каких

двух

типах

власти

говорится

в

романе

и

кто

из

героев

является носителем той или иной власти?

Зелёная дорожка

Портрет:

«И

сейчас

же

с

площадки

сада

под

колонны

на

балкон

двое

легионеров ввели и поставили перед креслом прокуратора человека лет 27.

Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова

его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за

спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта –

ссадина с запёкшейся кровью». Ваше имя, молодой человек. (Иешуа Га-

Ноцри).

Вопросы:

1)

Вы преступник. В чём состоит ваше преступление? («Я, игемон, говорил

о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины».)

2)

Что

есть

истина?

Как

вы

ответили

на

этот

вопрос

Понтия

Пилата?

(«Истина состоит прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит

так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти»).

3)

Как вы обращаетесь к людям? И даже к человеку, который вас предал?

Что ваы проповедуете? («Все люди добры, злых людей на свете нет»).

4)

Действительно ли все люди добры? И откуда тогда происходит зло? («В

числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над

людьми и что настанет день, когда не будет власти ни кесарей, ни

какой-либо

власти.

Человек

перейдёт

в

царство

истины

и

справедливости, где вообще не будет надобно никакой власти»).

Жёлтая дорожка

Портрет:

«Прямо

из

зеркала

трюмо

вышел

маленький,

но

необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо

рта

клыком,

безобразящим

и

без

того

невиданно

мерзкую

физиономию.

И

при

этом

огненно-рыжий.

Один

глаз

с

бельмом».

Представьтесь, пожалуйста. (Азазелло).

Вопросы:

1)

Вы со своим приятелем Бегемотом избили администратора Варьете

Варенуху. Не могли бы ответить, за что? (лгал и хамил по телефону).

2)

Перед великим балом Сатаны вы дали будущей королеве этого бала

Маргарите

некий

предмет.

Что

вы

дали

Маргарите

и

каково

было

действие его на Маргариту? (Намазавшись моим кремом, Маргарита

помолодела и превратилась в ведьму).

3)

Воланд

после

бала

подарил

Маргарите

в

знак

благодарности

одну

вещь, которую она чуть было не потеряла. Именно вы, Азазелло, нашли

и вернули ей подарок Воланда. Что подарил Воланд Маргарите? («Так

возьмите

же

от

меня

на

память,

-

сказал

Воланд

и

вынул

из-под

подушки небольшую золотую подкову, усыпанную алмазами»).

Красная дорожка

Портрет: «И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из

этого

воздуха

прозрачный

гражданин

и

престранного

вида.

На

маленькой

головке

жокейский

картузик,

клетчатый

кургузый

воздушный же пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах

узок,

худ

неимоверно

и

физиономия

глумливая…

Усы-пёрышки,

стёклышко пенсне поблёскивает, а другого стёклышка нет». Итак, ваш

герой – это… (Коровьев-Фагот).

Вопросы:

Вы

явились

виновником

ареста

Никанора

Ивановича

Босых,

председателя жилищного товарищества дома на Садовой улице в Москве,

где вы проживали со своим хозяином и друзьями. Как вам это удалось

сделать?

Во время сеанса чёрной магии вы открыли дамский магазин и одаривали

всех

женщин,

присутствовавших

в

это

время

в

Варьете,

бесплатно

различными предметами женского туалета, а не могли бы вы сказать, что

случилось потом с этими «счастливицами»?

Финал

Задание для розыгрыша дорожек:

Аукцион.

Перечислить

известные

ученикам

произведения

М.А.Булгакова.

проигрывает тот, кто первым затруднится с ответом.

Зелёная дорожка

Портрет: «Он описал свою возлюбленную верно. Она была красива и умна.

Бездетная тридцатилетняя, она была женою очень крупного специалиста, к

тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж

обожал

свою

жену.

Вдвоём

с

мужем

занимали

весь

верх

прекрасного

особняка в саду в одном из переулков близ Арбата».

Назовите своё имя,

красавица.

Вопросы:

1)

Какой предмет заинтересовал вас у Воланда? (глобус)

2)

В обмен на что вы согласились стать королевой на балу сатаны?

3)

О чём вы попросили Воланда в 1-й раз?

4)

Какие

цветы

были

у

вас

в

руках

в

момент

вашей

1-й

встречи

с

Мастером? И почему именно эти цветы? (жёлтые мимозы).

Жёлтая дорожка

Портрет:

«С

балкона

осторожно

заглядывал

в

комнату

бритый,

темноволосый,

с

острым

носом,

встревоженными

глазами

и

со

свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет 38. Пришедший

был одет в больничное. На нём было бельё, туфли на босу ногу, на плечи

наброшен бурый халат». Вы, конечно же… (Мастер).

Вопросы:

1) Кто вас именует мастером и почему?

2) Кто вы по образованию и кем работали до написания своего романа о

Понтии

Пилате?

(«Историк

по

образованию,

я

ещё

два

года

тому

назад

работал

в

одном

из

московских

музеев,

а

кроме

того,

занимался

переводами»).

3)

как

вы

смогли

нанять

две

комнаты

в

подвале

маленького

домика?

(выигрыш по облигации 100 тысяч рублей)

Красная дорожка

Портрет: «Росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что

касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а

справой золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет

костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нёс

трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет 40 с

лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный,

левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой. Словом -

иностранец». Узнали ли вы себя? (Воланд).

Вопросы:

1)

Что вы предсказали председателю Массолита Берлиозу?

2)

Какова цель вашего визита в Москву?

Методический комментарий:

Перефразируя знаменитое изречение: «Хороши все жанры, кроме скучного,

скажу: как на уроке, так и на внеклассном мероприятии приемлемы любые

виды деятельности, если они вызывают живой интерес у ребят.

Организация викторин типа «Умники и умницы» на литературном материале

способствуют формированию у учащихся внимательного отношения к детали

в художественном произведении, к её роли в идейно-образной структуре.

Учитель же, помимо всего прочего, получает возможность в ненавязчивой

форме

выявить

пресловутое

знание

текста.

Такие

викторины

можно

использовать как своего рода форму контроля за чтением непосредственно

перед изучением произведения, но лучше провести на обобщающем занятии

либо на занятии повторения изученного при подготовке к ЕГЭ по литературе.



В раздел образования