Напоминание

Современный урок в контексте УДЕ укрупнения дидактических единиц


Автор: Авдюкова Любовь Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №12"
Населённый пункт: город Элиста Республика Калмыкия
Наименование материала: презентация
Тема: Современный урок в контексте УДЕ укрупнения дидактических единиц
Раздел: полное образование





Назад




Авдюкова Любовь Алексеевна

Учитель математики

Заслуженный учитель Республики Калмыкия

Отличник народного просвещения РФ

обладатель медали

им П.М. Эрдниева

15.10.2019 г

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12»

Современный урок

в контексте УДЕ

Главная задача образовательного

процесса современной российской школы

заключается в том, что ученик должен

учиться сам, а учитель осуществляет

управление его учебной деятельностью.

Поэтому традиционный объяснительно-

иллюстративный процесс заменяется

новыми педагогическими технологиями.

Одним из таких является УДЕ.

Цели:

создание действенных и эффективных

условий для развития познавательных

способностей детей, их интеллекта и

творческого начала, расширение

математического, логического

кругозора;

формирование глубоких и прочных

знаний, умений и навыков;

необходимость рассматривания

целостных групп взаимосвязанных

понятий;

ускоренное изучение программного

материала.

УРОК СЕГОДНЯ

1. Это организованная учителем

активная познавательная деятельность учащихся.

2. Это учебное сотрудничество.

3. Это активные и интерактивные формы работы.

4. Это хорошо спланированная организаторская роль

учителя (консультант).

5. Самостоятельность и самодеятельность ученика

(постановка цели урока, определение проблемы урока и

путей её решения, отбор способов и средств

достижения цели, самоанализ и самоконтроль,

самооценка и оценка достигнутых результатов).

6. Это реализация ЦЕЛЕЙ урока (развитие, обучение,

воспитание).

Принципы укрупнения

учебной информации реализуются посредством

четырех идей:

1) совместное и единовременное изучение

взаимосвязанных понятий и действий

2) решение прямой задачи и преобразование ее в

обратные или аналогичные

3) решение деформированных упражнений с одним

или несколькими неизвестными

4) усложнение предлагаемого материала.

Требования,

предъявляемые

к современному

уроку

математики:

- планирование обратной связи;

- урок должен быть добрым.

-

учет уровня и возможности учащихся, в котором учтены такие аспекты,

-

как стремление учащихся, настроение детей;

-

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность

-

учащихся;

-

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете

-

должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

- урок должен быть проблемным и развивающим;

- учитель организует проблемные и поисковые ситуации,

активизирует деятельность учащихся;

- вывод делают сами учащиеся;

- минимум репродукции и максимум творчества и

сотворчества;

- в центре внимания урока – дети;

Принцип деятельности

Принцип непрерывности

Принцип целостности

Принцип минимакса

Принцип психологической

комфортности

Принцип вариативности

Принцип творчества

Основные блоки занятия (урока)

Организационный

Мотивационный

Аналитический

Оценочный

Рефлексивный

Основные блоки занятия (урока)

Организационный

Мотивационный

Аналитический

Оценочный

Рефлексивный

1. Организационный блок

Целеполагание (цель, задачи,

ожидаемые результаты)

Инструкции и пояснения для

выполнения заданий

Вводное слово учителя

Распределение по группам и

конструирование пространства

Выработка правил работы

(определение норм, процедур)

О.

– в ходе занятия учащиеся смогут

- называть определённые теории и факты,

- давать характеристики явлениям,

- формулировать основные причины событий,

- находить на карте,

- называть принципы,

-

цитировать и т.п.

ЗНАНИЯ + УМЕНИЯ

Р.

анализировать,

ранжировать,

отбирать,

конструировать, обсуждать, играть роль и т.п.

В.

понимать,

уважать,

разделять

мнение,

оппонировать,

занимать

позицию,

делать

выбор,

уважать мнение и позицию другого и т.п.

2. Мотивационный блок – ключевой в

системе деятельности

Мотивация

это

побуждение

к

активности

(внутренняя, внешняя).

Два

типа

мотивации

мотивация достижения

успеха и мотивация избегания неудач.

Интерес

это

форма

проявления

и

выражения

потребностей и мотивов учащегося.

Мотивацию можно рассматривать как

предпосылку, условие и результат учебной

деятельности ученика.

Приёмы повышения мотивации

постановка проблемы;

занимательное изложение,

необычная форма изложения

материала;

эмоциональность речи учителя;

познавательные игры;

ситуация спора и дискуссии;

анализ жизненных ситуаций (связь

с повседневной жизнью учащихся);

создание ситуации нехватки знаний по

определённым вопросам;

наглядность (картина, фотография,

карикатура, схема, диаграмма, график,

фрагмент фильма и т.п.);

афоризмы, пословицы, поговорки;

рассмотрение событий, имеющих

большой общественный резонанс;

отрывки из художественных

произведений;

3. Информационный блок

- создание

информационно более

совершенной

последовательности

разделов и тем

школьных предметов,

обеспечивающее их

единство и целостность.

Данный блок ориентирован на

получение информации из

разных источников:

учитель (не главный);

текстовые документы;

графические источники;

электронные ресурсы;

видеоматериалы;

статистика;

артефакты;

изображения

4. Аналитический блок

аналитический

блок,

определяет

деятельностный

подход в образовательном процессе.

-

достижение целостности знаний как главное

условие развития и саморазвития интеллекта

учащихся;

Акцент на

Обобщение

Сравнение

Выделение ключевых положений

Проведение обсуждения

Формулирование выводов

Составление рейтинга

Отбор информации

Проявление

творческих способностей

Формы

Игры

Дискуссии

Театрализация

Создание рисунка

(символа, коллажа)

Решение познавательных,

практических задач

Резюме

1. Всё, что учащиеся в

учебной деятельности

способны выполнить без

помощи извне, они должны

выполнять самостоятельно;

2. Учащиеся должны учиться

самостоятельно, составлять и

формулировать обратные задачи,

решать их, тем самым формировать

процесс работы с задачей,

вырабатывать навык

самопроверки;

3. В учебный процесс должны

включаться задания не только по

решению задач, но и

самостоятельного их составления

по указанной формуле,

аналогичные,

усложненные;

4. Учитель должен

систематически

использовать возможность

самоорганизации учащихся.

рассмотрение во взаимопереходах

определенных и неопределенных

заданий (в частности,

деформированных упражнений);

обеспечение единство

процессов составления и

решения задач

(уравнений и неравенств);

выявление сложной

природы

математического

знания, достижения

системности знаний;

реализация принципа

дополнительности в системе

упражнений (понимание достигается в

результате межкодовых переходов

между образным и логическим в

мышлении, между его сознательным и

подсознательными компонентами).

обращение структуры

упражнения, что создает условия

для противопоставления

исходного и преобразованного

задания;

совместное и одновременное

изучение взаимосвязанных

действий, операций, функций,

теорем и т.п. (в частности,

взаимно обратных);

выделять главное

и существенное

в большой дозе

материала;

устанавливать

больше логических

связей в материале;

применять

обобщение в

текущей учебной

работе на каждом

уроке;

понимать

значение

материала

в общей системе

ЗУН

более

эмоционально

подать материал;

выявлять

больше

межпредметных

связей;

сделать

более

эффективным

закрепление

материала.

«Открывать новое, неизвестное могут и должны сами

учащиеся, требуется только соответствующим образом

вести обучение. Если учитель находит методические

приемы, которые стимулируют учащихся на творчество в

математике, то это и есть решение части проблемы

развития инициативы и самостоятельности учащихся

при обучении. Обучение должно проводится в таком

направлении, чтобы учащиеся умели искать пути в

неизвестное, овладевали способами самостоятельного

расширения знаний. Учитель должен воспитывать у

учащихся привычку сравнивать предметы и их признаки,

проводить аналогии и придумывать там, где это

возможно, иные варианты задачи, её продолжение,

видоизменять задачи.» - писал П.М.Эрдниев в своих

монографиях.

Преимущества УДЕ:

Расход учебного времени сокращается за счет

единовременного( параллельного) изучения;

Значительно увеличивается объем усваиваемого материала и

снижается нагрузка на ученика;

Активизируется мыслительная деятельность учащихся,

развитие внимание, мышления;

Знания, даваемые блоком, лучше

воспринимаются и усваиваются;

Получаем значительный выигрыш во времени.



В раздел образования