Автор: Павлова Александра Сергеевна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №8"
Населённый пункт: г. Гая Оренбургской области
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальный учебный проект как особая форма организации деятельности обучающихся
Раздел: полное образование
Павлова А.С.,
учитель информатики МАОУ «СОШ №8» г. Гая
Индивидуальный учебный проект как особая форма организации деятельности обучающихся
Индивидуальный
проект
вызывает
вполне
заслуженный
интерес
со
стороны
педагогической науки и практики и является дидактическим средством образования.
С
введением
ФГОС
появляется
новое
понятие
проекта
и
закладывается
новое
содержание – это индивидуальный проект. При организации этой деятельности кардинально
меняется
функция
педагога:
он
перестает
быть
основным
источником
информации
для
учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности.
Исследовательская деятельность обучающегося – деятельность учащихся, связанная с
решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие
основных этапов. Этапы для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение
теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое
овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научной комментарий,
собственные выводы.
Значит и подход к оценке проектной деятельность и исследовательской деятельности
будет
совершенно
иной
и
выполнять
его
обучающиеся
индивидуально,
парами
или
небольшой
командой
учеников.
Индивидуальный
проект
выполняется
обучающимся
в
течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным
планом,
и
должен
быть
представлен
в
виде
завершённого
учебного
исследования
или
разработанного
проекта:
информационного,
творческого,
социального,
прикладного,
инновационного, конструкторского, инженерного.
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
среднего
(полного)
общего образования, пункт № 11 читаем, что «индивидуальный проект представляет собой
особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный
проект)»,
что
«индивидуальный
проект
выполняется
обучающимся
самостоятельно
под
руководством
учителя
(тьютора)
по
выбранной
теме
в
рамках
одного
или
нескольких
изучаемых
учебных
предметов,
курсов
в
любой
избранной
области
деятельности
(познавательной,
практической,
учебно-исследовательской,
социальной,
художественно-
творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность
навыков
коммуникативной,
учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
способность
к
инновационной,
аналитической,
творческой,
интеллектуальной
деятельности;
сформированность
навыков
проектной
деятельности,
а
также
самостоятельного
применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность
постановки
цели
и
формулирования
гипотезы
исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования
1
аргументации
результатов
исследования
на
основе
собранных
данных,
презентации
результатов».
Обосновать
актуальность
выбора
темы
исследования
–
значит,
объяснить
необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания.
Главные правила:
1.
Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке.
2.
Главную помощь при выборе оказывает научный руководитель.
3.
Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.
(Проблема – как некая противоречивая ситуация, требующая разрешения).
4.
Освещение актуальности не должно быть многословным - одна страница.
Цель
исследования
–
это
конечный
результат,
которого
хотел
бы
достичь
исследователь при завершении своей работы.
Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов:
выявить; установить; обосновать; уточнить; объяснить; доказать; разработать.
Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания
и развития личности обучающегося. Главная цель в проекте – самореализация личности
ученика на основе полученных исследовательских навыков.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность
максимального
раскрытия
своего
творческого
потенциала.
Это
деятельность
позволит
проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания,
принести пользу, показать публично достигнутый результат. Результат этой деятельности –
найденный способ решения проблемы, сформулированный зачастую самими учащимися, -
носит практический характер и имеет важное прикладное значение.
Учебный
проект
или
исследование
с
точки
зрения
учителя
–
интегративное
дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и
развивать специфические умения проектирования и исследования, а именно научить:
проблематизации (формированию проблемного поля, выделение ключевых проблем и
разбиение их на подпроблемы);
управление
собственной
познавательной
деятельности
(планированию,
организации,
контролю, регулированию, анализу);
поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
проведению исследования (постановке и решению проблем, анализу, синтезу, сравнению,
обобщению, классификации, доказательству и опровержению);
выбору, освоению и использованию соответствующей технологии изготовления продукта
проектирования;
представлению
результатов
и
процесса
своей
деятельности
в
различных
формах
с
использованием
специально
подготовленных
продуктов
проектирования
(макетов,
плакатов, компьютерной презентации, моделей, видео и др.)
В современном понимании проект – это шесть
«П»: Проблема, Проектирование
(планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация. Шестое "П" проекта - это его
Портфолио. Технология ведения ученического портфолио отрабатывается в нашей школе уже
несколько лет. Причем, если изначально многие дети, родители и даже педагоги относились к
идее
портфолио
отрицательно,
не
понимая
его
смысла,
то
сейчас
портфолио
-
это
2
своеобразная визитная карточка ученика. И чем больше ученик мотивирован на творческую и
проектную
деятельность,
тем
больше
для
него
представляет
ценность
портфолио,
отражающее не только его достижения, но и индивидуальность.
Для успешного осуществления проектной деятельности в школе есть необходимое
информационно – технологическое оборудование: компьютерный класс, который соединен
локальной сетью и имеет доступ к сети Интернет, в каждом кабинете есть компьютер и
телевизор или мультимедийный проектор, три интерактивные доски, видеокамера, цифровой
фотоаппарат, химическая, физическая и биологическая лаборатории.
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость
разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу
существующей
ситуации,
активно
участвующей
в
социокультурной
деятельности,
самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.
Индивидуальный
проект
ориентирован
на
достижение
целей
самих
учащихся,
и
поэтому он уникален. Он развивает большое количество умений и навыков, и поэтому он
эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Он может варьироваться, и поэтому он интересен и привлекателен. Он решает множество
воспитательных задач, и поэтому он нравственен, т.е. является комплексным, многоцелевым,
современным,
инновационным,
востребованным,
интегративным,
социально
ориентированным и личностно ориентированным. Он позволяет «учить не для школы, а для
жизни».
3