Напоминание

Индивидуальный учебный проект как особая форма организации деятельности обучающихся


Автор: Павлова Александра Сергеевна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №8"
Населённый пункт: г. Гая Оренбургской области
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальный учебный проект как особая форма организации деятельности обучающихся
Раздел: полное образование





Назад




Павлова А.С.,

учитель информатики МАОУ «СОШ №8» г. Гая

Индивидуальный учебный проект как особая форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальный

проект

вызывает

вполне

заслуженный

интерес

со

стороны

педагогической науки и практики и является дидактическим средством образования.

С

введением

ФГОС

появляется

новое

понятие

проекта

и

закладывается

новое

содержание – это индивидуальный проект. При организации этой деятельности кардинально

меняется

функция

педагога:

он

перестает

быть

основным

источником

информации

для

учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности.

Исследовательская деятельность обучающегося – деятельность учащихся, связанная с

решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие

основных этапов. Этапы для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение

теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое

овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научной комментарий,

собственные выводы.

Значит и подход к оценке проектной деятельность и исследовательской деятельности

будет

совершенно

иной

и

выполнять

его

обучающиеся

индивидуально,

парами

или

небольшой

командой

учеников.

Индивидуальный

проект

выполняется

обучающимся

в

течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным

планом,

и

должен

быть

представлен

в

виде

завершённого

учебного

исследования

или

разработанного

проекта:

информационного,

творческого,

социального,

прикладного,

инновационного, конструкторского, инженерного.

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

среднего

(полного)

общего образования, пункт № 11 читаем, что «индивидуальный проект представляет собой

особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный

проект)»,

что

«индивидуальный

проект

выполняется

обучающимся

самостоятельно

под

руководством

учителя

(тьютора)

по

выбранной

теме

в

рамках

одного

или

нескольких

изучаемых

учебных

предметов,

курсов

в

любой

избранной

области

деятельности

(познавательной,

практической,

учебно-исследовательской,

социальной,

художественно-

творческой, иной).

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

сформированность

навыков

коммуникативной,

учебно-исследовательской

деятельности, критического мышления;

способность

к

инновационной,

аналитической,

творческой,

интеллектуальной

деятельности;

сформированность

навыков

проектной

деятельности,

а

также

самостоятельного

применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач,

используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

способность

постановки

цели

и

формулирования

гипотезы

исследования,

планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования

1

аргументации

результатов

исследования

на

основе

собранных

данных,

презентации

результатов».

Обосновать

актуальность

выбора

темы

исследования

значит,

объяснить

необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания.

Главные правила:

1.

Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке.

2.

Главную помощь при выборе оказывает научный руководитель.

3.

Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.

(Проблема – как некая противоречивая ситуация, требующая разрешения).

4.

Освещение актуальности не должно быть многословным - одна страница.

Цель

исследования

это

конечный

результат,

которого

хотел

бы

достичь

исследователь при завершении своей работы.

Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов:

выявить; установить; обосновать; уточнить; объяснить; доказать; разработать.

Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания

и развития личности обучающегося. Главная цель в проекте – самореализация личности

ученика на основе полученных исследовательских навыков.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность

максимального

раскрытия

своего

творческого

потенциала.

Это

деятельность

позволит

проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания,

принести пользу, показать публично достигнутый результат. Результат этой деятельности –

найденный способ решения проблемы, сформулированный зачастую самими учащимися, -

носит практический характер и имеет важное прикладное значение.

Учебный

проект

или

исследование

с

точки

зрения

учителя

интегративное

дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и

развивать специфические умения проектирования и исследования, а именно научить:

проблематизации (формированию проблемного поля, выделение ключевых проблем и

разбиение их на подпроблемы);

управление

собственной

познавательной

деятельности

(планированию,

организации,

контролю, регулированию, анализу);

поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

проведению исследования (постановке и решению проблем, анализу, синтезу, сравнению,

обобщению, классификации, доказательству и опровержению);

выбору, освоению и использованию соответствующей технологии изготовления продукта

проектирования;

представлению

результатов

и

процесса

своей

деятельности

в

различных

формах

с

использованием

специально

подготовленных

продуктов

проектирования

(макетов,

плакатов, компьютерной презентации, моделей, видео и др.)

В современном понимании проект – это шесть

«П»: Проблема, Проектирование

(планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация. Шестое "П" проекта - это его

Портфолио. Технология ведения ученического портфолио отрабатывается в нашей школе уже

несколько лет. Причем, если изначально многие дети, родители и даже педагоги относились к

идее

портфолио

отрицательно,

не

понимая

его

смысла,

то

сейчас

портфолио

-

это

2

своеобразная визитная карточка ученика. И чем больше ученик мотивирован на творческую и

проектную

деятельность,

тем

больше

для

него

представляет

ценность

портфолио,

отражающее не только его достижения, но и индивидуальность.

Для успешного осуществления проектной деятельности в школе есть необходимое

информационно – технологическое оборудование: компьютерный класс, который соединен

локальной сетью и имеет доступ к сети Интернет, в каждом кабинете есть компьютер и

телевизор или мультимедийный проектор, три интерактивные доски, видеокамера, цифровой

фотоаппарат, химическая, физическая и биологическая лаборатории.

Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость

разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу

существующей

ситуации,

активно

участвующей

в

социокультурной

деятельности,

самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.

Индивидуальный

проект

ориентирован

на

достижение

целей

самих

учащихся,

и

поэтому он уникален. Он развивает большое количество умений и навыков, и поэтому он

эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Он может варьироваться, и поэтому он интересен и привлекателен. Он решает множество

воспитательных задач, и поэтому он нравственен, т.е. является комплексным, многоцелевым,

современным,

инновационным,

востребованным,

интегративным,

социально

ориентированным и личностно ориентированным. Он позволяет «учить не для школы, а для

жизни».

3



В раздел образования