Напоминание

Некоторые проблемы формирования гражданской идентичности на уроках истории и обществознания в условиях цифровизации образования и реализации ФГОС.


Автор: Померанцева Юлия Борисовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Ноябрьск ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Некоторые проблемы формирования гражданской идентичности на уроках истории и обществознания в условиях цифровизации образования и реализации ФГОС.
Раздел: полное образование





Назад




Некоторые проблемы формирования гражданской идентичности на уроках истории и

обществознания в условиях цифровизации образования и реализации ФГОС.

Задача формирования «общероссийской гражданской идентичности» сегодня звучит на всех уровнях

– от школ и детских садов до законодательных актов и проектов государственного масштаба. Указ

Президента от 2016 года, Стратегия воспитания до 2025, Национальный проект «Образование»,

ФГОС ставят перед образованием задачу воспитания гражданина России на основе «нравственных

ценностей», «уважения традиций народов России», «любви к Родине». Школа должна не только

давать знания, но воспитывать личность, нравственную и социально ответственную, впоследствии –

активного гражданина, осознающего свои права и обязанности. В этом согласны на всех уровнях – от

Министерства просвещения до конкретного педагога в конкретной школе. Но и саму гражданскую

идентичность, и ее реализацию педагоги видят по-разному. Общее понимание – за все хорошее

(нравственность, толерантность, любовь к Родине) и против всего плохого, но как именно это

реализовать в школе? Каков методический инструментарий? Как воспитывать гражданина в условиях

цифровизации? В данной статье мы постараемся осветить актуальные вопросы гражданской

идентичности в школе.

Гражданская идентичность – это не сложно.

Большинство людей, которые пишут и говорят о российской гражданской идентичности , считают,

что это вещь не слишком сложная. У каждого из нас есть паспорт, мы можем сказать «смотрите,

завидуйте, я гражданин России». Но далеко не каждый из граждан в состоянии что-то сообщить о

том, что за этим паспортом стоит. Что стоит за его историей? Что значит «быть гражданином»?

Встает необходимость рационально осмыслить те ценности, которые обозначены как объединяющие

для граждан России. Конечно, они немного отличаются: в Концепции национальной безопасности

будет один список, в Концепции духовного развития и воспитания немного другой, — но все они

исходят из одной позиции.

Но как эти ценности конкретизировать? В августе 2019 года в ходе традиционной августовской

конференции по всей России были прочитаны множество докладов, общий посыл которых можно

охарактеризовать как «гражданская идентичность – это важно». Педагоги воспитывают в детях

«хорошее» и выступают против всего «плохого». Казалось бы, что еще здесь обсуждать?

Однако, когда встает вопрос инструментария – как именно это «хорошее» воспитывать? Какие

учебные предметы будут задействованы, какие межпредметные связи должны быть установлены?

Как воспитывать школьника, который значительную часть учебного времени проводит в интернете?

В этих вопросах мы видим либо отсутствие глобального понимания на уровне общего образования в

целом, либо множество интерпретаций, которые также не помогают в решении проблемы.

Проблема определения.

В нормативно-правовых актах и научной литературе можно найти не менее 35 различных

определений гражданской идентичности.

«Общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание) — осознание

гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу,

обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и

обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества.»

СТРАТЕГИЯ государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025

года, п. 4-2г.

Если наша цель изучить гражданскую идентичность, то многообразие определений, конечно, будет

плюсом. Но если мы хотим выработать систему методической поддержки учителя в воспитании

гражданина, это становится серьезным препятствием. Уже на этапе обсуждения мы сталкиваемся с

тем, что гражданскую идентичность и исследователи, и педагоги понимают по-разному. Для кого-то

гражданская идентичность шире, чем этническая или конфессиональная, для кого-то, наоборот, уже.

Речь идет о позициях, которые невозможно совместить.

Эта проблема довольно сложная. К сожалению, она усугубляется тем, что в большинстве документов,

на которые опираются учителя в своей работе, до сих пор нет никаких внятных определений

гражданской идентичности. Если открыть ФГОС, мы увидим там гражданскую идентичность через

запятую: гражданская идентичность, и ещё много хороших вещей.

Эта проблема довольно сложная. К сожалению, она усугубляется тем, что в большинстве документов,

на которые опираются учителя в своей работе, до сих пор нет никаких внятных определений

гражданской идентичности. Если открыть ФГОС, мы увидим там гражданскую идентичность через

запятую: гражданская идентичность, и ещё много хороших вещей.

Учитель как воспроизводящее звено и «наставник Интернет»

Еще одна проблема связана с пониманием роли учителя. По-прежнему сильно стандартизированное

понимание, согласно которому педагог – не живой человек со своим опытом, который он может

передать (пусть в формализованных рамках), но своего рода инструмент для воспроизводства

методических рекомендаций. Но, конечно, педагоги должны передавать детям свой опыт, в

соответствии с методическими рекомендациями и законодательством. Однако сегодня методическая

помощь ощутимо отстает от потребности учителей и общественной ситуации в целом.

По сравнению с ситуацией даже начала 2000-х, мир очень сильно изменился. Ребенок находится с

этим миром на «прямой связи», посредством включенного интернета и бесконечной работы со

смартфоном. Как сказали бы философы и психологи, в совершенно иной познавательной ситуации.

Любой тезис учителя может быть проверен в момент произнесения. Если в интернете написано, что

учитель неправ, у школьника уже может возникнуть сомнение и в информации, и в самом педагоге.

Авторитетом для школьника становится не родитель, не учитель, а «наставник Интернет». Он всегда

с тобой, стоит недорого, не нужно напрягаться, можно посмотреть всё, что угодно. Школа

сталкивается с такими вызовами, которые не позволяют следовать общеизвестным стандартам

советской, а впоследствии российской педагогики. Мир изменился, и общее образование в России

находится в ситуации, когда необходимо вырабатывать новые стандарты работы.

Гражданская идентичность в школе – предмет не новый, но нуждающийся в доработке и

актуализации. Пробел в области гражданского воспитания, который отмечают большинство

педагогов в регионах, во многом связан с отсутствием системы методической поддержки педагога –

утвержденных государством методических рекомендаций по формированию гражданской

идентичности. Любые концептуальные разработки в этой области должны вестись, безусловно, с

учетом опыта педагогов-практиков в регионах России, с привлечением не только школ и

государственных органов, но и различных общественных организаций.

Реализация программы формирования гражданской идентичности детей и молодёжи в ЯНАО.

В Ямало-Ненецком автономном округе сложилась эффективная система патриотического воспитания.

Проводимая органами государственной власти и организациями работа позволила добиться

изменения отношения граждан, общественности, средств массовой информации к проблемам

патриотического воспитания. Исполнительные органы государственной власти автономного округа

оказывают активную поддержку общественным объединениям, участвующим в работе по

патриотическому воспитанию. Особое внимание уделяется организации патриотического воспитания

обучающихся в образовательных учреждениях и молодежных организациях.

В настоящее время численность молодежи от 14 до 30 лет в автономном округе составляет 115 248

человек. Из них в региональных и муниципальных гражданско- и военно-патриотических акциях и

мероприятиях участвует 99 113 человек, что составляет 86% от общей доли молодежи в автономном

округе. По сравнению с 2016 годом произошло улучшение данного показателя на 4%.

Положительная тенденция наблюдается по показателю "количество действующих патриотических

объединений, клубов, центров", который увеличился на 21 ед. (в 2017 году - 278, в 2016 году - 257).

В автономном округе деятельность по патриотическому воспитанию осуществляют 29 ветеранских

организаций (в том числе 4 региональных, 25 муниципальных).

В автономном округе действует 27 соглашений (18 были заключены в 2017 году) между органами

государственной власти, местного самоуправления и объединениями ветеранов боевых действий,

военной службы и труда, направленных на расширение взаимодействия ветеранов и молодежи.

Продолжает работу региональный межведомственный координационный совет по патриотическому

воспитанию граждан, в состав которого входят представители окружных органов исполнительной и

законодательной власти, военного комиссариата автономного округа, общественных организаций и

конфессий. В каждом муниципальном образовании в автономном округе ведут работу

координационные советы.

С 2007 года центральной площадкой для проведения окружных мероприятий по патриотическому

воспитанию является государственное бюджетное учреждение автономного округа "Региональный

центр патриотического воспитания" (далее - ГБУ ЯНАО "РЦПВ"), инфраструктура которого

включает в себя спортивный и актовый залы, столовую, гостиницу, общежитие для призывников,

плац, тренировочный парашютный городок и высотный тренажер "парашютная вышка".

На базе ГБУ ЯНАО "РЦПВ" сформированы и ведут работу:

- Ямало-Ненецкое региональное отделение ВОД "Волонтеры Победы" (количество участников по

региону - более 2 000 чел.);

- Ямало-Ненецкое региональное отделение Общероссийского общественного движения Отечества

"Поисковое движение России", объединяющее 24 поисковых отряда автономного округа (248 чел.).

В автономном округе действует региональное отделение Всероссийского детско-юношеского военно-

патриотического общественного движения "Юнармия". В состав Регионального штаба входят

представители сфер образования и молодежной политики, общественных организаций и

объединений патриотической направленности.

Во всех муниципальных образованиях в автономном округе определены составы местных штабов

Юнармии, организована работа по формированию отрядов и привлечению молодежи в ряды

юнармейцев. На начало 2018 года сформирован 61 юнармейский отряд, всего в юнармейское

движение вступили более 1 000 человек.

Несмотря на сложную транспортную логистику, более половины муниципальных образований в

автономном округе участвуют в очных мероприятиях регионального уровня: спартакиаде

допризывной молодежи автономного округа, открытом первенстве по военно-прикладным видам

спорта "Патриот", открытом конкурсе молодых исполнителей патриотической песни "Дорогами

поколений" и др.

В 2017 году на базе ГБУ ЯНАО "РЦПВ" проведены учебно-тренировочные сборы "Десантный

взвод", программа которых включает в себя квалификационные испытания на право присвоения

звания "Мастер-кадет" и ношения голубого берета.

Примером межведомственного взаимодействия органов власти, силовых структур и ветеранских

организаций является организация окружных учебно-полевых сборов для допризывной молодежи

"Горные стрелки". Программа сборов включает в себя туристическую, скалолазную, огневую,

тактическую, военно-медицинскую подготовку; некатегорийный пеший маршрут с восхождением на

вершину горного массива Рай-Из (Полярный Урал).

В 2017 году успешно апробирован региональный сетевой проект "ЮнАрктика", уникальность

которого обусловлена массовой вовлеченностью в систему патриотического воспитания учащихся

(более 3 000 участников), малозатратной формой работы, применением командообразующих

технологий. В рамках проекта реализуются мероприятия, направленные на интеллектуальное,

физическое и творческое развитие учащихся 8-х классов образовательных учреждений автономного

округа.

В системе образования автономного округа продолжает активно развиваться кадетское движение. В

2017/2018 учебном году в автономном округе в 25 общеобразовательных организациях 10

муниципальных образований функционирует 89 кадетских классов, количество обучающихся - 2 046

человек. В том числе казачьи кадетские классы созданы в 9 общеобразовательных организациях (501

человек) 5 муниципальных образований (город Салехард, город Новый Уренгой, город Ноябрьск,

Пуровский район и Тазовский район).

Представители кадетских классов казачьей направленности принимают участие в мероприятиях

различных уровней. Во Всероссийском смотре-конкурсе на звание "Лучший кадетский корпус",

Всероссийской спартакиаде допризывной казачьей молодежи, смотре-конкурсе на звание "Лучший

казачий кадетский класс Уральского федерального округа", Межрегиональном слете казачьей

молодежи межрегиональной общественной организации "Казачья молодежь Сибири", сборах кадет

казачьих классов "Обдорская застава" и др.

В 2018/2019 учебном году подготовка граждан по основам военной службы проводилась в 98

образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и в 8 образовательных

учреждениях среднего профессионального образования. Подготовкой по основам военной службы

охвачено 2 831 человек (99,9%). В учебных сборах приняли участие 2 653 человека (93,7%).

Самым широкомасштабным проектом по привлечению учащихся к занятиям физической культурой и

спортом является проведение региональных этапов Всероссийских спортивных соревнований

школьников "Президентские состязания" и Всероссийских спортивных игр школьников

"Президентские спортивные игры". Региональные этапы ежегодно проводятся на межведомственной

основе департаментом образования автономного округа совместно с департаментом по физической

культуре и спорту автономного округа.

В 2018/2019 учебном году участниками муниципального этапа Всероссийских спортивных игр

школьников "Президентские спортивные игры" стали 32 180 (83%) обучающихся 5 - 11 классов, в

"Президентских состязаниях" приняли участие на муниципальном этапе 52 668 обучающихся 1 - 11

классов, что составляет 77% от общего числа обучающихся.

Настоящая Программа - четвертая по счету программа, направленная на патриотическое воспитание

граждан, закрепила успехи предыдущих программ и создала новые предпосылки по дальнейшему

совершенствованию системы патриотического воспитания.

В соответствии с государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской

Федерации на 2016 - 2020 годы" разработана настоящая Программа, в которую вошли мероприятия,

предусматривающие формирование социально значимых ценностей, гражданственности и

патриотизма в процессе воспитания и обучения, массовую патриотическую работу, направленную на

все социальные и возрастные группы населения автономного округа.

Реализация мероприятий Программы будет способствовать формированию и развитию личности,

обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские

обязанности в мирное и военное время.



В раздел образования