Напоминание

Формирование экологической грамотности старших школьников


Автор: Давлетшина Татьяна Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Аксубаевская СОШ №3"
Населённый пункт: пгт Аксубаево Аксубаевского муниципального района РТ
Наименование материала: статья
Тема: Формирование экологической грамотности старших школьников
Раздел: полное образование





Назад




Экологическая грамотность старших школьников на

уроках и во внеурочной деятельности

Автор : Давлетшина Татьяна Владимировна,

учитель биологии

Аксубаево, 2020 г.

1

Информация об опыте

Условия возникновения, становление опыта

Являясь учителем биологии, я

работаю

в

5,6,7,8,

9,11

классах,

как

в

общеобразовательных,

так

и

профильных, и с углубленным изучением отдельных предметов. Работая 20

лет, убеждена, что:

-

экологизация

образования

является

важнейшим

элементом

системы

опережающего образования, самым приоритетным, поскольку

от решения

экологической проблемы зависит судьба цивилизации;

-

преподавание экологии в средней школе обеспечивает формирование у

школьников

экологического

мотивированного

поведения

-

это

чёткое

представление

о

взаимосвязанности

и

взаимообусловленности

всех

природных

процессов.

Каждый

ученик

должен

усвоить,

что

именно

биологические знания составляют базу для осознания экологических проблем

и путей их решения, что без понимания биозакономерностей, связей между

живыми организмами, причин видового разнообразия

нельзя воспитать

экологически грамотных людей;

-для биологического образования, нацеленного на создание условий для

развития

творческих

способностей

школьника,

необходимо

показать

возможности взаимодействия человека с природными объектами, включить

учащихся в различные

региональные события, в которых особенно ярко

проявляются актуальные проблемы охраны природной среды родного края;

2

Актуальность педагогического опыта

Экологической

грамотностью

называют

совокупность

духовных

ценностей,

принципов,

правовых

норм

и

потребностей,

обеспечивающих

оптимизацию взаимодействия общества и природы. Она призвана обеспечить

устойчивое

развитие

системы

общества

-

природы,

реализуя

духовно-

нравственный

потенциал

человека.

В

современном

биологическом

образовании непосредственное взаимодействие с конкретными природными

объектами

должно

реализовывать

свой

развивающий

потенциал,

как

элемента развивающего образования, а именно формировать экологическую

грамотность, развивать творческие способности учащихся,

как элемента

развивающего образования, повышать познавательную активность и уровень

овладения биологическими знаниями.

Формирование

и

повышение

экологической

грамотности

вижу

через

создание

модели

воспитания

природой,

т.е.

создание

творческого

пространства

для

самореализации

внутреннего

творческого

потенциала

школьника; удовлетворения его эстетических, познавательных, физических

потребностей; снятия состояния психологической незащищенности и нервно-

психического

напряжения

средствами

общения

и

непосредственного

контакта с природными объектами. Работая над темой опыта более 3 лет

убеждена

в

её

новизне,

актуальности,

интегративности,

практической

направленности. Применяя новые технологии экологического воспитания,

как

технологии

взаимодействия

с

природным

и

социальным

миром,

предлагаю

модель

экологического

воспитания

современного

школьника.

Модель

основана

на

изучении

экологического

краеведения,

используя

проектно-исследовательскую

деятельность

учащихся

по

средствам

экологизации

курса

биологии,

как

элемента

системы

опережающего

образования.

Экологизацию

курса

биологии

достигаю

использованием

экологизированных

форм

уроков,

занимательной

экологии,

Считаю,

что

использование системы экологизированных разнообразных форм урочной и

внеурочной

деятельности

повышает

экологическую

грамотно сть

современного человека.

3

Ведущая педагогическая идея опыта

Формирование

экологической

грамотности

школьников

в

настоящее

время рассматривается в качестве одной из актуальных

педагогических

проблем. Социокультурная функция педагога при этом достигается через

воспроизводство в личности и обществе ценностей новой экогуманитарной

культуры,

целостного

мировоззрения,

адекватно

отражающего

место

человека

в

целостной

системе

жизни.

Основная

идея

по

формированию

экологической

грамотности

это

использование

знаний

национально-

регионального

компонента

содержания

биологического

образования,

отражающих

особенности

природы

региона,

видового

и

экосистемного

разнообразия, выращивания

сельскохозяйственных растений и разведения

домашних

животных,

изучение

производств,

в

которых

используются

различные биосистемы, а так же природные условия, влияющие на здоровье

человека,

его

образ

жизни,

характерные

для

региона

инфекционные,

производственные и наследственные заболевания; способствует развитию у

учащихся интереса к предмету; развитию чувства патриотизма к своей малой

Родине; конкретизации теоретических знаний; повышению познавательной

активности; уровня овладения биологическими знаниями.

Считаю, что повышению эффективности этого процесса способствует

оптимальное сочетание традиционных и инновационных методов, форм и

средств экологического воспитания. Решение данной проблемы вижу через

экологическое воспитание на уроках биологии и во внеклассной работе на

основе

проектно-исследовательской

деятельности

и

использовании

учащимися знаний экологического краеведения.

Экологическую грамотность достигаю использованием:

a)

разнообразных

экологизированных

форм

уроков

(лекций,

исследований,

семинаров,

экскурсий,

зачётов,

путешествий,

уроков творчества, экологических часов и т.д.);

b)

элементов экологизации (экологических минуток, экологических

задач, викторин, ситуаций, игр, загадок, пословиц и поговорок и

т.д.);

c)

занимательной экологии во внеклассной работе (в виде КВН,

экологических часов, викторин, проектов, олимпиад, лекторий и

т.д.);

практической деятельности учащихся:

d)

участие

в

олимпиадах,

слётах,

конкурсах,турнирах,защите

экологических проектах и презентаций т.д.);

e)

работу детского объединения «Экологи» в школе.

4

Своеобразие концепции. Пути реализации

Концепция современного экологического образования основывается на

применении новых технологий экологического воспитания, как технологий

взаимодействия с природным и социальным миром.

П р и н ц и п а м и

э к о л о г и ч е с к о г о

о б р а з о в а н и я

я в л я ю т с я :

междисциплинарность, т.е. краеведческий подход к изучению и решению

региональных

экологических

проблем,

интегративность,

непрерывность,

единство интеллектуального восприятия окружающей среды.

К формам экологического образования относятся:

-решение

проблем

через

постановку

перед

учащимися

различных

жизненных ситуаций для последующего их разрешения;

-моделирование или введение ученика в ситуации реального опыта;

-экспертиза - изучение части материала, исследование;

-мониторинг - наблюдение за живыми объектами;

-работа

с

научно

-

популярной

литературой

или

самостоятельное

создание подобного материала для разработки собственного проекта;

-наставничество - работа учеников с профессионалами;

-практическая работа или использование знаний, умений и навыков

учащимися

в

процессе

проведения

исследовательской

работы

и

создании экологических проектов и презентаций.

Практическая деятельность экологического содержания включает

основные

составляющие

-

уход

за

ландшафтом,

мониторинг

состояния

природной

среды,

пропаганда

идеи

устойчивого

развития,

сохранение

биоразнообразия, защита окружающей среды от разрушения и загрязнения.

Моделями экологического образования являются:

a)

Однопредметная,

когда

вводится

интегрированная

учебная

дисциплина экологической направленности;

b)

Многопредметная,

когда

осуществляется

экологизация

традиционных курсов и дисциплин;

c)

Смешанная,

когда

вводится

новых

курс

экологиче ской

направленности

с

одновременной

экологизацией

традиционных

учебных предметов.

Пути реализации данной концепции вижу через создание собственной

модели экологического воспитания современного школьника, позволяющей

формировать

экологическую

компетентность,

развивать

творчество,

формировать

ЗУН

учащихся.

Повышение

экологической

грамотности

достигаю

через

экологизацию

курса

биологии

на

основе

изучения

экологического

краеведения

родного

края

и

проектно-исследовательской

деятельности

учащихся,

где

учителю

отводится

нормативная

функция.

Считаю, что при этом основными функциями школьной экологии являются:

1)

Познавательная,

т.е.

развитие

познания

и

мышления

учащихся

направленное на формирования экологической ответственности;

5

2)

Биоцентрическая,

т.е.

формирование

мировоззрения,

когда

современная

деятельность

человека

в

биосфере

должна

быть

освещена Разумом;

3)

Нормативная,

учитель

помогает

школьникам

строить

личную

программу

самосовершенствования,

учитывая

своеобразие

ноосферной нравственности

6

Модель экологического воспитания

Формирование экологической грамотности, творчества, ЗУН учащихся.

7

Экологизация

курса биологии,

как элемента

системы

опережающего

образования.

Экологизир

ованные

формы

уроков.

НОУ

школы

Лекции,

исследова –

ния,

семинары,

зачёты,

путешест-

вия,

творчества,

экскурсии,

экологичес

кие часы

и т.д.

Проекты,

презентаци

и слёты,

конкурсы,

олимпиады

и т.д.

Элемент

экологиза

ции.

Занимательная

экология.

Работа ДО

«Исследоват

ели

природы».

Проекты,

презентации,

олимпиады,

конкурсы,

слёты и т.д.

Экологи-

ческие

минутки,

задачи,

виктори-

ны,

ситуации,

загадки,

игры,

послови-

цы,

поговорки

и т.д.

КВН,

экологические

часы,

викторины,

олимпиады и

т.д.



В раздел образования