Автор: Воробьева Галина Викторовна
Должность: учитель химии, экологии и географии
Учебное заведение: МОУ "СОШ с. Октябрьский Городок"
Населённый пункт: Саратовская область Татищевский район с. Октябрьский Городок
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Питание и здоровье
Раздел: полное образование
ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ
Цели: научить соблюдать элементарные правила питания; сформировать
навык самоконтроля.
I. Примерное содержание работы.
Тема: Питание – основа жизни
Основная школа.
Основные группы пищевых продуктов.
Основные
блюда
и
их
значение.
Составление
индивидуального
меню.
Энергетическая ценность питания.
Пищевые риски, опасные для здоровья.
Традиции национальной кухни.
Ядовитые грибы и растения.
Старшая школа.
Диеты,
лечебное
питание
и
голодание.
Пост.
Болезни,
вызванные
неправильным питанием: анорексия, ожирение.
Питание в особых условиях (питание спортсменов, в походах, во время
экзаменов и т. д.).
Правила поведения в местах общественного питания: кафе, рестораны и
др.
Тема: Гигиена питания
Основная школа.
Болезни, передаваемые через пищу.
Правила хранения продуктов и блюд.
Сервировка стола, оформление блюд.
Старшая школа.
Основные
химические
и
биологические
загрязнители
пищи,
тяжелые
металлы, пестициды, плесень и др.
II. Игры, упражнения к классным часам.
Упражнение «Мое меню»
Класс делится на группы. Каждая группа составляет и представляет меню
на 1 день (завтрак, обед, полдник, ужин), причем в ежедневное меню должны
входить
продукты,
содержащие
все
основные
питательные
вещества;
необходимо учитывать и вкусовые предпочтения. Группы выбирают меню, в
которых
отражены
наиболее
богатые
питательными
веществами
и
разнообразные продукты (можно провести в виде соревнования).
Игра «Особенности национальной кухни»
Класс делится на несколько групп, каждая из которых вытягивает жребий
и получает название одной из частей света или страны.
Группы получают одинаковые наборы карточек с названиями продуктов и
блюд различных национальных кухонь.
З а д а н и е: выбрать блюда «своей» национальной кухни и обо-сновать
свой выбор.
Учитель обращает внимание учащихся на зависимость основного набора
продуктов
питания
от
географических
условий
и
особенностей
исторического развития.
Каждая группа выбирает одно из национальных блюд в качестве подарка
остальным. Таким образом составляется символический праздничный стол,
который дополнится продуктами, употребляемыми во всем мире (пироги,
чай, кофе, картофель, хлеб, специи? И т. д.).
Игра «Наблюдательность»
Водящему предлагается, отвернувшись, ответить на «шерлокхолмские» в
о п р о с ы: сколько парт в классе, цветочных горшков на окне, у кого в
одежде преобладает белый цвет, кто сегодня в кроссовках? И т. д.
III.
Информационно-справочный
и
дополнительный
материалы
к
классным часам.
П р а в и л а здорового образа жизни, укрепляющие иммунитет
1. Заниматься физической культурой 3–5 раз в неделю. Особенно полезны
занятия на свежем воздухе. Следить за тем, чтобы организм при занятиях не
перегружался.
2. Не переедать и не голодать. Лучше питаться часто и понемногу.
3. Знать и соблюдать правила общения. Найти для себя способ избавляться
от стрессового состояния.
4. Стараться соблюдать режим дня.
5. Ежедневно закаливаться.
6. Не привыкать к курению и употреблению спиртных напитков.
О
сновные группы пищевых продуктов и планирование питания
Пищевая группа
Число блюд в день
1. Молоко и молочные продукты
Не менее 2
2. Мясо и мясные продукты
Не менее 2
3. Фрукты и овощи
Не менее 4
4. Хлеб и крупы
Не менее 4
Человеку нужно есть
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть.
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Подведем теперь итог:
Чтоб расти – нужен белок.
Для защиты и тепла
Жир природа создала.
Как будильник без завода
Не пойдет ни тик, ни так,
Так и мы без углеводов
Не обходимся никак.
Витамины – просто чудо!
Столько радости несут:
Все болезни и простуды
Перед нами отвернут.
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условие.
Основные группы пищевых продуктов
и их значение в питании
Мясо и мясопродукты.
Эта группа продуктов включает говядину, баранину, свинину, мясо птиц
(куриц,
цыплят,
индейки),
кроликов,
а
также
различные
виды
сосисок,
сарделек, колбас и колбасных изделий. Общее для всех продуктов – высокое
содержание белка – 14–16 г в 100 г продукта, а также легкость усвояемости
железа и витамина В
12
. При этом белки мяса и мясопродуктов содержат
наиболее благоприятный для человека набор аминокислот, в связи с чем
белки
мяса
обладают
высокой
биологической
ценностью,
проще
говоря,
высоким качеством. Вот почему мясо рекомендуется ежедневно включать в
рацион детей и подростков.
В рационе школьников должны преобладать блюда из птицы и говядины,
тогда
как
баранину,
свинину,
колбасы,
сосиски
и
сардельки
следует
использовать ограниченно – не чаще 1–2 раз в неделю.
Из
мяса
можно
приготовить
самые
разнообразные
блюда:
жаркое,
бифштексы, гуляши, котлеты и т. д. Важно при этом, однако, помнить, что
наиболее
полезными
способами
кулинарной
обработки
являются
отваривание, тушение и запекание, тогда как обжаривание сопровождается
образованием на поверхности мяса корочки. Несмотря на свой аппетитный
вид, эта корочка содержит продукты расщепления белков, углеводов и жиров,
может
раздражать
слизистую
желудка
и
кишечника
и
вызывать
изжогу,
тошноту и другие симптомы со стороны желудка, печени и кишечника.
Рыба и рыбопродукты.
Пищевая ценность рыбы и рыбопродуктов близка аналогичной у мяса. Эта
группа
–
также
важнейший
источник
высококачественного
белка,
легкоусвояемого железа и витамина В
12
.
Поскольку в рыбе меньше, чем в
мясе, соединительной ткани, то рыба и ее белки легче перевариваются и
усваиваются детьми и подростками. В этом одна из причин того, что в
вечернее время рекомендуются блюда из рыбы, а не из мяса: желудок и
кишечник тоже должны отдыхать ночью, а не заниматься перевариванием
пищи. Несмотря на отмеченное сходство в химическом составе рыбы и мяса,
первая содержит некоторые пищевые вещества, отсутствующие в мясе. Это
прежде
всего
особый
класс
полиненасыщенных
жирных
кислот,
необходимых для обеспечения многих важных физиологических функций.
Куриные яйца.
Помимо белка этот продукт содержит немало и других полезных веществ:
жир,
в
том
числе
лецитин,
витамины
А,
ß-каротин,
В
12
.
При
этом
все
пищевые вещества яйца быстро и хорошо всасываются. Поэтому яйца –
полезный
компонент
рациона
детей,
если,
конечно,
они
не
вызывают
аллергию (что бывает нередко). Увлекаться яйцами, однако, не следует, в том
числе
из-за
высокого
содержания
в
них
холестерина.
Хороша
«золотая
середина» 1–2 яйца в день не чаще 2–3 раз в неделю.
Молоко и молочные продукты.
Эти
продукты
«роднит»
с
мясом
и
рыбой
наличие
в
них
высококачественного белка, к тому же его потребляют ежедневно. Так, если
ребенок 7 лет выпьет утром стакан молока, а вечером – стакан кефира, то он
получит 12 г белка, что составляет 12–15 % от суточной дозы потребности в
этом
важнейшем
пищевом
веществе.
Но
белок
–
это
не
единственное
достоинство указанной группы продуктов. Кальций и витамин В
2
ребенок
получает
в
основном
из
молока
и
молочных
продуктов.
В
тех
же
двух
стаканах молока и кефира содержится около 400 мг кальция (40–50 % от
суточной дозы потребности детей 7–10 лет) и 0,6 мг витамина В
2
(30 % от
суточной потребности). Еще выше содержание кальция и витамина В
2
в
таких
продуктах,
как
творог
и
сыр,
которые
являются
«природными
концентратами» этих веществ.
Следует
особо
подчеркнуть
важную
роль
кисломолочных
продуктов
(кефира,
ряженки,
йогуртов,
простокваш
и
др.).
Эти
напитки
не
только
содержат перечисленные вещества (белок, кальций, витамин В
2
и др.), но и
несут
в
себе
полезные
микроорганизмы,
так
называемые
пробиотики
(«поддерживающие
жизнь»),
которые
не
только
нормализуют
состав
кишечной
флоры,
подавляя
рост
болезнетворных
микробов,
но
и
стимулируют иммунный
ответ организма, повышают его устойчивость к
инфекциям.
В питании школьников, как впрочем детей другого возраста и взрослых,
должны чередоваться различные виды кисломолочных продуктов. Конечно,
при этом необходимо учитывать переносимость каждого из этих напитков,
поскольку она может существенно различаться у разных людей.
Хлеб и хлебобулочные продукты, крупы, макаронные изделия.
И хлеб, и крупы могут служить источником практически всех основных
пищевых
веществ
–
белка,
жира,
углеводов,
витаминов
(В
1
,
В
2
,
РР),
минеральных
солей
(магния,
железа,
селена
и
др.).
В
них
имеются
растительные волокна, необходимые для нормальной работы кишечника и
желчевыделительной
системы.
Однако
в
этих
продуктах
преобладают
углеводы (главным образом – крахмал), тогда как содержание белка и жира
существенно ниже. Белки хлеба характеризуются значительно более низкой
биологической
ценностью,
чем
белки
мяса,
рыбы,
молочных
продуктов.
Поэтому
хлеб
и
крупы
должны
сочетаться
в
рационе
с
мясом,
рыбой,
молоком и другими продуктами животного происхождения. Традиционное же
увлечение хлебом, кашами, блюдами из макарон и вермишели, к сожалению,
достаточно частое в питании детей и взрослых в нашей стране, не может
быть признано полезным, так как сопровождается избыточным потреблением
углеводов. Поскольку избыток углеводов в организме легко превращается в
жиры,
именно
эта
традиция
служит
причиной
з н ач и т е л ь н о й
распространенности избыточной массы тела населения в нашей стране.
Овощи и фрукты.
Служат важными источниками ряда минеральных солей (калия, железа),
сахаров, растительных волокон, органических кислот, улучшающих процесс
пищеварения, некоторых витаминов, в частности витамина С и ß-каротина.
Однако
широко
рекламируемый
тезис
«Овощи
и
фрукты
–
источник
витаминов»
неверен,
так
как
содержание
других
витаминов
в
овощах
и
фруктах либо невелико, например В
1
и В
2
, либо они вообще отсутствуют
(витамина А, Д
1
, В
12
). Это обстоятельство является еще одной иллюстрацией
необходимости
включения
в
рацион
самых
различных
продуктов,
необходимых
для
снабжения
человека
всем
комплексом
нужных
ему
пищевых веществ.
И овощи, и фрукты наиболее полезны в свежем виде, так как любой вид
кулинарной
обработки
снижает
содержание
в
них
витаминов,
в
первую
очередь – витамина С.
Вместе с тем овощи и фрукты полезны в виде различных блюд, а также
соков, пищевая ценность которых очень высока. Овощи (морковь, свекла,
капуста, томаты, огурцы) широко используются при приготовлении салатов,
винегретов,
первых
блюд
(борщей,
щей),
а
фрукты
и
ягоды
–
при
приготовлении
компотов,
киселей.
Следует
особо
упомянуть,
что
при
изготовлении
соков
в
домашних
условиях
необходимо
строго
соблюдать
правила гигиены, тщательно мыть руки, посуду, плоды, и ни в коем случае не
хранить свежеприготовленные соки больше 2–3 часов.
Кондитерские изделия.
20–30 лет назад о сахаре говорили как о «белой смерти». Действительно,
пищевая
ценность
кондитерских
изделий
(а
это
не
только
сахар,
но
и
шоколад, конфеты, печенье, пирожные, торты и др.) ниже, чем у других групп
продуктов. Кондитерские изделия – это источники легкоусвояемых углеводов
(сахаров), но они либо вовсе не содержат сахар, либо содержат в небольшом
количестве витамины (мучные кондитерские изделия), белки, минеральные
вещества. Поэтому эта группа продуктов служит в основном источником
углеводов и энергии. Учитывая высокую двигательную активность детей и
связанный с этим большой расход энергии, кондитерские изделия не могут
считаться для них ненужными. Кроме того, нельзя рассматривать питание
только как процесс поставки в организм пищевых веществ. Питание – это
еще и источник радости, положительных эмоций, и кондитерские изделия в
этом отношении доставляют немало удовольствия детям всех возрастов.
Пищевые жиры.
Эта
группа
продуктов
включает
жиры
животного
происхождения
–
сливочное
масло,
сливки,
животные
жиры
(говяжий,
бараний)
и
растительные масла (подсолнечное, кукурузное, соевое, оливковое и др.), а
также маргарины. Эти продукты, как было уже отмечено выше, нужны и как
источник
ряда
пищевых
веще ств,
в
том
числе
не за ме нимы х
(полиненасыщенные
жирные
кислоты),
витаминов
А,
Е,
D,
и
как
необходимые компоненты в формировании вкуса и аромата блюд в процессе
их приготовления (обжаривания и др.).
Пищевая ценность основных групп питания
№
п/
п
Продукты
Пищевая ценность
(в расчете на 100 г
продукта)
Примечания
1
2
3
4
I. Мясо и мясопродукты
1
Говядина, телятина
Белки, жиры, железо,
витамины В
12
, В
1
, В
6
, цинк,
селен
2
Баранина, свинина
Белки, жиры железо,
витамины В
12
, В
1
, В
6
, цинк,
селен
Жирные сорта баранины и
свинины с трудом
перевариваются и
всасываются в желудочно-
кишечном тракте
3
Мясо кур, индеек,
кроликов
Белки, жиры, железо,
витамины В
12
, В
1
, В
6
, цинк,
селен
Содержат меньше жира,
чем другие виды мяса
4
Сосиски, сардельки,
вареные колбасы
Белки, жиры, железо, соль,
витамин В
12
Содержат много жира и
соли, качество мяса ниже,
чем у натурального мяса
5
Копченые колбасы
Жиры, белки, соль
Высокожирный,
высококалорийный
продукт с высоким
содержанием соли и
холестерина
II. Рыба и рыбопродукты
1
Окунь, сазан, щука
Белки, жиры, железо,
витамины В
12
, В
6
2
Треска, хек, минтай
Белки, жиры, железо,
витамины В
12
, В
6
, йод,
селен
Низкожировые сорта рыб
Продолжение табл.
1
2
3
4
3
Камбала, навага, палтус
Жиры, белки, железо,
витамины В
2
, В
6
Содержат значительные
количества жира, в том
числе холестерин
4
Деликатесная соленая
рыба
Жиры, белки, железо,
витамины В
2
, В
6
, соль
Содержат значительные
количества поваренной
соли
5
Икра зернистая
Высокоусвояемый белок,
жир, в том числе
фосфолипиды, холестерин,
витамины В
12
, В
6
, железо
Содержит большое
количество поваренной
соли
III. Молоко и молочные продукты
1
Молоко
Белок, жир, кальций,
витамин В
2
2
Кефир, йогурты,
ряженка и другие
кисломолочные
продукты, в том числе
обогащенные
бифидобактериями
Белок, жир, кальций,
витамин В
2
, полезные
микроорганизмы
Усвояемость белков
выше, чем из молока,
снижено содержание
лактозы, оказывают
полезное влияние на
работу ЖКТ
3
Творог, сыр
Белок, жир, кальций,
витамины А
1
, В
2
, В
6
,
фолиевая кислота
4
Сливки, сметана
Молочный жир, витамины
А
1
, В
2
Содержат значительные
количества насыщенных
жиров, в том числе
холестерин
IV. Яйца
Белки, жиры, в том числе
фосфолипиды, ß-каротин,
железо, витамины В
6
, В
12
Высокая аллергенность,
значительное количество
холестерина
V. Хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия
1
Хлеб ржаной,
пшеничный и др.
Крахмал, растительный
белок, железо, магний,
витамины В
1
, В
2
, РР,
растительные волокна,
селен
Растительный белок не
сбалансирован по
аминокислотному составу,
усваивается хуже, чем
животный
2
Гречневая, овсяная
крупа и мука
Крахмал, растительные
жиры и белки, железо,
Продолжение табл.
1
2
3
4
3
Рис
магний, витамины В
1
, В
2
,
РР, растительные волокна,
крахмал, растительные
белок
4
Манная,
пшеничная
крупа
5
Макароны, вермишель
VI. Плодоовощная продукция
1
Фрукты
Сахара, калий, железо,
витамины С, Р, фолиевая
кислота, ß-каротин,
органические кислоты,
растительные волокна
2
Ягоды
3
Овощи
Сахара, крахмал, калий,
железо, витамины С, ß-
каротин, фолиевая кислота,
растительные волокна
4
Плодоовощные соки
Сахара, калий, витамин С
5
Сухофрукты
Сахара, калий, железо,
растительные волокна
6
Варенье
Сахара, калий
VII. Пищевые жиры
1
Сливочное,
крестьянское масло
Жиры, среднецепочечные
жирные кислоты,
холестерин, витамины А и
D
2
Растительные масла
(подсолнечное,
кукурузное, соевое,
рапсовое, оливковое)
Полиненасыщенные
жирные кислоты,
фосфолипиды, витамин Е,
ситостерин
3
Маргарин
Насыщенный и
ненасыщенный жир,
витамины А, Е, РР
Может содержать большое
количество
трансизомеров, жирных
кислот
4
Кулинарные жиры
Насыщенные жиры
Жир невысокого качества,
с высоким содержанием
насыщенных жирных
кислот
Окончание табл.
1
2
3
4
VIII. Кондитерские изделия
1
Сахар
Сахар
2
Конфеты
Сахар, жир
3
Торты, пирожные
Сахар, крахмал, жир
4
Мучные кондитерские
изделия
IX. Напитки
1
Чай, кофе
Кофеин, теобромин, фтор
2
Какао
Сахар, жир, калий,
теобромин
3
Прохладительные
безалкогольные напитки
Сахар
С о д е р ж а т
п и щ е в ы е
добавки и ароматизаторы
П р а в и л а здорового питания от «братьев меньших»
В питании животных есть много поучительных для человека моментов,
например, своеобразные «правила здорового питания».
Правило первое: животные, за редким исключением, не наедаются до
такой
степени,
что
теряют
всякую
способность
двигаться
и
адекватно
реагировать
на
происходящее.
Исключение
же
составляют
хищники,
питающиеся
труднодостижимой
крупной
добычей
и
поэтому
обедающие
далеко не каждый день и даже не каждую неделю.
Н а п р и м е р, белый медведь, отмеривающий десятки километров по
полярным
льдам,
после
удачной
охоты
на
тюленя
наедается
так,
что
действительно
практически
теряет
способность
быстро
двигаться,
живот
оттягивает вниз, и зверю приходится ложиться поблизости от места охоты и
переваривать съеденное. То же характерно для львов.
Правило второе: животные, которых традиционно относят к видам с не
слишком разнообразным рационом, не говоря уже о всеядных, предпочитают
разнообразить свое питание, переходя при первой возможности на что-то
новенькое.
Н а п р и м е р, домовые мыши: питаются полноценным, но однообразным
кормом, а как только попадается то, что они давно не видели, или даже
совсем новый корм, они едят быстро и с удовольствием.
Растительноядные виды животных не прочь переключиться на животную
пищу, а хищники – на растения и особенно их плоды. Так, белка и бурундук,
встретив жука, улитку, не преминут их съесть, а тот же белый медведь, как
оказалось, переключается на ягоды в пору их созревания в полярной тундре.
Правило третье: когда животные едят, они не отвлекаются на другие
виды деятельности. Даже детеныши, несмотря на всю их непоседливость и
игривость,
серьезно
относятся
к
этому
занятию.
Примечательно,
что
детеныши
многих
видов
зверей
и
птиц
внимательно
наблюдают
за
действиями родителей во время поиска и поедания пищи, интересуются тем,
что они едят. Обнаружено, например, что детеныши серой крысы четко
ориентируются
(в
основном
по
запаху)
на
корм,
поедаемый
взрослыми
крысами,
и
со-вершенно
игнорируют
другие
корма,
к
которым
не
притрагивались старшие члены сообщества. Кроме того, если пища не просто
зерно или хлеб, а живое животное, которое еще нужно поймать, крысята,
подражая взрослым, должны освоить охоту на него. Так, ученые наблюдали
освоение молодняком крыс приемов охоты на водных лягушек, улиток.
Правило четвертое: после еды многие животные очищают свое тело от
остатков пищи, особенно тщательно вылизывают лапы, вытирают рот о траву,
чистят клюв о ветки. У одного из видов обезьян наблюдали «комфортное»
поведение – они научились тонкими палочками извлекать изо рта застрявшие
там кусочки пищи.
Оптимальное питание.
Оптимальным является 4–5-разовый прием пищи: завтрак, обед, ужин
плюс
полдник
и/или
второй
завтрак.
Делая
выбор
между
отдельными
блюдами, можно руководствоваться следующими п р а в и л а м и:
– в рационе не реже 2 раз в день должны присутствовать горячие блюда;
– мясные блюда целесообразно включать в обед, тогда как в ужин –
молочно-растительные и/или рыбные блюда;
– 1–2 раза в день в рацион должен быть включен овощной салат или
винегрет;
– в обед в качестве первого блюда желателен суп;
– если в обед на первое блюдо школьник выбирает овощной суп, то в
качестве
гарнира
целесообразнее
использовать
макароны
или
крупы,
и
наоборот – если суп с курицей, то гарнир ко второму блюду должен быть
овощной;
–
в
качестве
гарниров
можно
использовать
и
овощи,
и
крупы,
и
макаронные изделия, чередуя их в течение дня в разные дни недели;
– одно и то же блюдо не следует включать в рацион дважды в течение
одного и того же дня;
– перед сном можно рекомендовать кефир, йогурт, яблоко, банан и т. п.;
– желательно, чтобы каждый прием пищи завершался горячим или холодным
напитком (какао, чай, компот и т. д.) и по возможности десертом (фрукты,
конфеты, мороженое и др.).