Напоминание

Воспитание финансовой грамотности на уроках математики


Автор: Головина Юлия Олеговна
Должность: учитель иатематики
Учебное заведение: ГБОУ школа №253 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание финансовой грамотности на уроках математики
Раздел: полное образование





Назад




Воспитание финансовой грамотности на уроках математики

в средней школе.

Головина Юлия Олеговна, учитель

математики ГБОУ школа №253

Приморского района Санкт-Петербурга

Финансовая

грамотность –

понимание

основных

финансовых

понятий и использование этой информации для принятия разумных

решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие

решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых

инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели,

например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже будучи взрослым.

Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый

стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства. Или это

может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие

сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она

должна быть. На родителях и педагогах лежит ответственность научить ребенка

быть финансово грамотным.

Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя

концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как

заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать,

что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с

эмоциями от выполнения крупной цели.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

Как экономить деньги.

Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и

краткосрочные.

Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.

Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все

необходимые нужды.

Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над

своими деньгами.

О том, что он единственный в мире человек, который может принимать

решения о своих деньгах.

О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.

Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для

последующих нужд и покупок.

Как работают банки.

Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

Можно

формировать

финансовую

грамотность

через

урочную

деятельность

на уроках математики.

Используя задания, нацеленные на

формирование адекватных представлений об управлении личными финансами

и развитие навыков ответственного, грамотного потребительского поведения на

финансовом рынке.

Результаты экзаменов за 2017 год показывают, что многие выпускники не

имеют навыков планирования своих расходов и не справляются с простейшими

видами финансовых задач (например, с задачей «Практический расчет, оценка

и прикидка» справились 90,6 % выпускников 2017-го года, а с задачей «Работа

с таблицами. Расчеты в повседневной жизни» справились только 66,5 %

выпускников)

Перед школой стоит задача формирования экономической грамотности

выпускников школ как важного элемента воспитания подрастающего

поколения. Особую роль в решении этой задачи призвана решать математика, в

курсе которой целесообразно поэтапно формировать финансовую грамотность

или, проще говоря, умение рационально распоряжаться финансами.

Первичные представления о финансах формируются у детей уже в

дошкольном возрасте, а в возрасте 10–12 лет у детей начинают формироваться

осознанные экономические представления: как выбрать тариф сотового

оператора, тариф на интернет и т.д. Именно поэтому учителям математики,

работающим в 5-11 классах, необходимо начинать формировать финансовую

грамотность учащихся с пятого класса как на уроках, так и кружках.

Можно использовать следующую систему обучения финансовым задачам в

рамках школьного курса математики:

5 – 6 классы. Изучение темы «Понятие процента». На данном этапе основными

видами задач являются: нахождение процента от числа; нахождение числа по

данному проценту; нахождение процентного отношения чисел; увеличение

(уменьшение) числа на заданный процент.

7 классы. Решение практико-ориентированных финансовых задач. На данном

этапе

школьники

решают

задачи

с

финансовой

составляющей,

учатся

планировать бюджет, рассчитывать налоги, сравнивать прибыль от различных

видов вложения денег и т.д.

8 класс. Задачи на двухгодичные депозитные вклады с изменяющимся годовым

процентом, формула банковского кредита с погашением двумя платежами с

использованием квадратных корней и квадратных уравнений.

9 класс. Задачи о банковских вкладах, оплате труда, стоимости товара, цене

товара на оптовом складе, бюджете семьи. Расчет возрастания вклада (сложные

проценты) по формуле n-го члена геометрической прогрессии. Расчеты по

некоторым видам кредитов и депозитов, сводящихся к формулам сумм

арифметической и геометрической прогрессий.

10-11 классы. Решение финансовых задач с помощью показательной и

логарифмической функций. Формулы банковского кредита и депозита. Расчет

минимальных сроков кредита, удовлетворяющих тем или иным условиям.

Для закрепления необходимо проводить на каждой ступени обобщающие

классные часы о финансовой грамотности, на которых обсудить пройденный

материал и закрепить полученные знания.

В средней школе ученикам необходимо получать уже знания основных

математических приемов расчетов финансовых показателей. Например, тема

«Проценты» может быть использована при изучении планирования личных

сбережений и инвестиций. Также в средней школе учащихся можно

познакомить с процентной ставкой банка, формулами простого и сложного

процентов, научить рассчитывать временную стоимость денег с учетом

инфляции и т.д.

Применение контекстных задач является эффективным способом

формирования финансовой грамотности. Учитель создает на уроке реальную

или моделирует воображаемую жизненную ситуацию и предлагает ученику

действовать в ней, опираясь на имеющиеся у него знания и опыт.

Так в качестве примера приведем сюжет контекстной задачи, которую можно

использовать на уроке математики в 7 классе при изучении темы

«Математические модели реальных ситуаций».

Задача. У фермера есть два поля, каждое площадью 10 гектаров. На каждом

поле можно выращивать картофель и свёклу, поля можно делить между этими

культурами в любой пропорции. Урожайность картофеля на первом поле

составляет 500 ц/га, а на втором – 300 ц/га. Урожайность свёклы на первом

поле составляет 300 ц/га, а на втором – 500 ц/га. Фермер может продавать

картофель по цене 5 000 руб. за центнер, а свёклу – по цене 8000 руб. за

центнер. Какой наибольший доход может получить фермер?

К сожалению, финансовых задач недостаточно в учебниках, но большой

блок таких задач представлен в сборниках заданий ОГЭ и ЕГЭ по математике,

задачи из которых необходимо систематически рассматривать на уроках

начиная с 5 класса.

Задачи,

с

элементами

финансовой

математики,

выразительно

демонстрируют

практическую

ценность

математики

и

позволяют

активизировать учебную деятельность .

Обучение с детских или юношеских лет финансовой грамотности,

конечно, позволит молодым людям в дальнейшем легче адаптироваться к

постоянно изменяющейся финансовой сфере. Выходя в самостоятельную

взрослую жизнь, они будут уже знать, как вести бюджет, как, куда и сколько

откладывать денег, как планировать будущее, сколько должно быть источников

дохода и так далее. Эти бесценные знания действительно могут сделать жизнь

человека гораздо проще.



В раздел образования